Программа первой зимней школы РСМД «Миграция в глобальном мире» была весьма насыщенной и содержательной.
В первую очередь хочется отметить тренинги Тимофея Нестика, которые положили начало сплачиванию коллектива, настроили нас на работу в командах. Особенно понравилась часть тренинга по командообразованию под названием «Желтые страницы»: на большом листе бумаге участники размещали листочки с информацией о себе, о своих интересах, достижениях, хобби.
Программа первой зимней школы РСМД «Миграция в глобальном мире» была весьма насыщенной и содержательной.
В первую очередь хочется отметить тренинги Тимофея Нестика, которые положили начало сплачиванию коллектива, настроили нас на работу в командах. Особенно понравилась часть тренинга по командообразованию под названием «Желтые страницы»: на большом листе бумаге участники размещали листочки с информацией о себе, о своих интересах, достижениях, хобби. К сожалению, за короткий промежуток времени, выделенный на задание, у многих физически не было возможности ознакомиться со всеми файлами участников. Хотелось бы также отметить тренинг Натальи Кирсановой «Жребий», прежде всего ту его часть, которая была связана с орехами. Любой из участников, сталкиваясь в профессиональной сфере с каким-либо явлением (понятием), начинает исследовать его, выявлять общие черты и особенности, что мы и делали в случае с орехами, которые, на первый взгляд, все одинаковые, но на самом деле – разные. Завершающий тренинг «Оркестр» позволил уже сплотившимся за время занятий участникам научиться слушать друг друга. Умение слушать не только себя, но и собеседника крайне важно для любого исследователя.
Организаторам удалось собрать прекрасный состав лекторов, в числе которых оказались почти все ключевые специалисты в области изучения миграционных процессов. Лично мне, в силу тематики моего исследования, были наиболее интересны лекции И.В. Ивахнюк (об эффективной миграционной политике), О.Р. Гулиной (о правовом регулировании миграционных потоков в Европе) и В.С. Малахова (об опыте интеграции мигрантов в принимающее общество). В целом выделенные организаторами школы четыре тематических блока – государство и миграция, миграция как инструмент «мягкой силы», бизнес и миграция, НКО и миграция – охватывают практически все аспекты, связанные с миграцией. Мне показалось особенно интересным и новаторским выделение миграции как инструмента «мягкой силы». Данный блок можно было бы, на мой взгляд, расширить, выделив в отдельное направление, хотя в России не принято соотносить миграцию с «мягкой силой». В ходе занятий лекторы сосредоточились на своих направлениях, и тему несколько «замяли». Никто не упоминал Дж. Ная как гуру в вопросе «мягкой силы», мы не обсуждали, что же относится к «мягкой силе». Но это скорее даже не минус организации занятий, а тенденция рассмотрения миграционных процессов. Пожалуй, было бы интересно увидеть в числе приглашенных лекторов и С.В. Рязанцева, но это тоже лишь пожелание, которое нисколько не умаляет достоинств и качества проведенной в Виноградово зимней школы РСМД.
Весьма интересный опыт был получен нами в ходе групповой работы. Общий алгоритм проведения обсуждений предусматривал разделение каждой встречи на два блока. Первый блок был посвящен обсуждению проблематики лекций (с фиксированием на флипчарте ключевых тезисов каждого лектора), второй – разбору так называемого кейса, т. е. примера по тематике дня.
Первая встреча с курируемой мной группой в составе восьми человек прошла 1 февраля и была посвящена теме «Государство и миграция». Группе удалось составить общий список тезисов по мероприятиям, которые прошли за два предыдущих дня (лекция «Международные миграции в современном мире», встреча с представителями ФМС России и т. д.). С целью структурирования полученных знаний все тезисы были поделены на частные и общие.
Затем группа перешла к обсуждению вопроса «Эффективность миграционной политики» на примере миграционной политики США. После просмотра видеоролика выступления президента США Б. Обамы на заданную тему группе были предложены три вопроса для обсуждения:
- что такое эффективность (необходимо было сформулировать критерии эффективности);
- критерии эффективности (сформулированные в первом пункте) применительно к миграционной политике;
- миграционная политика США: эффективная или неэффективная (в качестве дополнительных материалов использовались документы, которые были подготовлены для группы до начала занятий в школе).
Вторая встреча была посвящена проблематике адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество. После обсуждения общих моментов, прозвучавших на лекциях 2 февраля, группе был показан видеоролик о курсах профессиональной переподготовки (рабочих, слесарей, строителей и т. д.), открытых для мигрантов в Германии. В качестве вопросов для обсуждения были выделены следующие:
- понятия адаптации и интеграции в принимающее общество (участникам группы было предложено сформулировать, что они понимают под этими понятиями);
- механизм адаптации мигрантов (группе было предложено придумать идеальный механизм адаптации мигрантов на основе полученных на лекциях знаний и дополнительных материалов);
- миграционная политика Германии (группе было предложено сравнить схему миграционной политики Германии, представленную куратором, с механизмом, предложенным самой группой, и обсудить, что из придуманного можно реально воплотить в жизнь).
Третья встреча состоялась после круглого стола на тему «Бизнес и миграция». Было продолжено обсуждение темы адаптации и интеграции мигрантов, начатое на предыдущей встрече, после чего группа плавно перешла к следующему кейсу – «Бизнес и миграция в сфере образования на примере России». В качестве видеоряда были показаны рекламные ролики о привлечении иностранных студентов в Высшую школу экономики (ВШЭ), а также ролик об участии иностранных профессоров в работе бизнес-инкубаторов ВШЭ. Для подробного разбора кейса участникам группы были также предоставлены общие сводные данные о реализации бизнес-модели по привлечению иностранцев в ВШЭ (на основе материалов куратора). Для обсуждения были предложены следующие вопросы:
- привлечение зарубежных специалистов и студентов в российские вузы: нужны ли они или нет;
- материальные выгоды и риски принимающего учебного заведения (на примере ВШЭ);
- треугольник миграция–бизнес–государство: какие существуют барьеры?
На четвертой (завершающей) встрече в группах были затронуты вопросы мультикультурализма и толерантности. По обоим сюжетам были показаны видеоролики российских СМИ. Затем состоялась свободная дискуссия на тему толерантности в России, восприятия опыта мультикультурализма других стран, а также влияния и роли СМИ в миграционной политике.
На последней встрече были подведены итоги работы в группе. После каждой встречи куратор выставлял оценки участникам группы по пятибалльной шкале (по пяти показателям: вовлеченность, креативность, сотрудничество, культура общения и ответственность), которые суммировались по итогам занятий в школе и приплюсовывались к баллам, полученным за другие мероприятия. Это позволило выявить и наградить особо активных участников зимней школы памятными призами.
Тематика, обсуждавшаяся на встречах, нашла свое продолжение в вопросах, которые участники моей группы позднее задавали лекторам, так что я полностью уверена в успехе наших встреч, поскольку изначально ставила перед собой задачу быть неким связующим звеном между группой и лекторами. Некоторые идеи, обсужденные в группе (например, в ходе выработки идеального механизма адаптации мигрантов), затем повторялись в проектах участников на деловой игре, что опять-таки говорит о мостике, который мы как кураторы перебрасывали от темы к теме.
Отдельно хочется отметить хороший уровень подготовки и профессиональную вовлеченность участников школы. Я уверена, что, окажись мы со всеми нашими презентациями и кейсами на обычном семинаре в обычном университете, нам не удалось бы сгенерировать столько идей. Остается только надеяться, что эти идеи не будут потеряны, и что наиболее интересные и реализуемые из них получат импульс к дальнейшему развитию. Но это уже пожелание к организаторам.