Знаменитые пять принципов мирного существования, или «панча шила» на санскрите, впервые были изложены в индийско-китайском соглашении 1954 года. Тогда КНР и Индия — два молодых государства развивающегося мира – урегулировав конфликт вокруг Тибета, неожиданно для себя стали законодателями политической моды. Первый после прихода к власти визит премьер-министра Нарендры Моди в Китай не может похвастаться таким запоминающимся политическим «мемом», как «панча шила», хотя любопытных моментов, говорящих о новом характере двусторонних связей, во время визита было предостаточно.
Знаменитые пять принципов мирного существования, или «панча шила» на санскрите, впервые были изложены в индийско-китайском соглашении 1954 года. Тогда Китайская Народная Республика и Республика Индия — два молодых государства развивающегося мира – урегулировав конфликт вокруг Тибета, неожиданно для себя стали законодателями политической моды. Принципы «панча шила» отражали новую реальность международной жизни. Создавая основы «движения неприсоединения», о своих интересах и желании развивать сотрудничество по линии «Юг-Юг» заявили возникшие после Второй мировой войны субъекты мировой политики – государства Азии и Африки. В 1955 году «пять принципов» легли в основу итогового документа Бандунгской конференции, 60-летие которой отмечали в апреле в Джакарте.
Первый после прихода к власти визит премьер-министра Нарендры Моди в Китай не может похвастаться таким запоминающимся политическим «мемом», как «панча шила», хотя любопытных моментов, говорящих о новом характере двусторонних связей, во время визита было предостаточно. Остановимся на пяти, которые, на мой взгляд, ярко и с разных сторон характеризуют современные отношения уже не молодых, а зрелых и быстро растущих азиатских гигантов.
1. Протокол — не догма
Поездка премьера Н. Моди началась не с Пекина, а с Сианя, древнего города в Центральном Китае, который при правлении ряда династий был столицей страны (хозяева явно делали акцент на том, что Индия и Китай – две древние цивилизации). Еще один символ, важный с точки зрения продвижения недавней китайской инициативы Экономического пояса Шелкового пути, — именно из Сианя, как считается, начинался исторический Великий шелковый путь. И, наконец, третий символ — Сиань расположен в провинции Шэньси, малой родине председателя КНР. Хотя сам Си Цзиньпин родился в Пекине, но в Шэньси расположен «лаоцзя» (буквально – старый дом) Си Цзиньпина — место, откуда происходит род его отца — Си Чжунсюня. Так, что для Си Цзиньпина, как для каждого китайца, это самое дорогое место, которое хочется показать близким друзьям.
Вопреки протоколу, сам Си и встречал Н. Моди в этом первом пункте маршрута. При визите премьеров из важных для Китая стран-партнеров их, как правило, принимает и председатель КНР, однако до этого проходит официальная встреча у Всекитайского собрания народных представителей (или при плохой погоде — внутри здания). Причем глав правительств встречает премьер Госсовета, он же вместе с министрами и проводит основные переговоры.
В случае визита Н. Моди Си продемонстрировал высокое уважение к гостю, кстати, и во время визита председателя КНР в Индию в сентябре 2014 года премьер-министр также оказал ему особый личный прием, приняв Си Цзиньпина в родном штате Гуджарат.
2. Дипломатия «селфи»
Мировые издания охотно опубликовали фото двух премьеров, которое Нарендра Моди сделал на свой гаджет после переговоров с Ли Кэцяном. В Фейсбуке этот пост почти сразу же «лайкнул» Марк Цукерберг. Регистрация главы индийского кабинета в популярной китайской социальной сети «Вэйбо», а также его эмоциональное выступление в альма-матер Си Цзиньпина — Университете Цинхуа — все это говорит о том, что Н. Моди намерен придать новую динамику отношениям двух стран, или, говоря компьютерным языком, сделать upgrade, исходя из растущей роли двух стран в международных делах. Как заявил Н. Моди китайским студентам, «Станет ли 21-й век веком Азии зависит от того, что будут делать Индия и Китай». При этом премьер отметил, что будущее двух стран глубоко взаимосвязано.
3. Активная деловая повестка
Экономика продолжает оставаться цементирующим началом индийско-китайских отношений, что подчеркнуто подписанием большого пакета соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве. В Пекине стороны подписали 24 межправительственных соглашения, в том числе о сотрудничестве в сферах образования, космонавтики и добычи минеральных ресурсов. Кроме того, в Шанхае после встречи Нарендры Моди с лидерами китайского и индийского бизнеса были подписаны коммерческие контракты на 22 миллиарда долларов. Не были обойдены вниманием и проблемы в двусторонней торговле: Индия и Китай решили создать рабочую группу по экономическим вопросам. Среди прочего ей предстоит заняться проблемой хронического дефицита Индии в торговле с КНР (в настоящее время дефицит составляет 40 миллиардов долларов).
4. Откровенно — о разногласиях
Доброжелательная и конструктивная атмосфера визита не исключала разговора об острых вопросах, причем в наиболее чувствительной сфере политического и стратегического взаимодоверия. По словам Нарендры Моди, на переговорах с высшим китайским руководством, он подчеркнул необходимость для Китая пересмотреть подход к некоторым вопросам, которые сдерживают реализацию полного потенциала связей. Индийский премьер предложил китайским партнерам совместно проработать темы, которые «ведут к сомнениям и колебаниям, вплоть до недоверия». По мнению экспертов, это прежде всего относится к экономическим проектам Китая в Пакистане, которые предположительно могут строиться на спорных территориях в Кашмире. В свою очередь, Си Цзиньпин заявил, что две страны «должны совместно работать над укреплением взаимодоверия, следить за тем, чтобы имеющиеся между нами различия в позициях и проблемы не препятствовали развитию двухсторонних отношений».
5. Взаимное сдерживание
В свое время западные политологи произвели целый вал литературы о перспективах «Чиндии», союза между китайским драконом и индийским слоном. Похоже, что это больше фантастика, хотя дистанция, разделяющая интересы Индии и Китая в глобальных и региональных делах, действительно сокращается. Однако политическое руководство двух стран понимает иллюзорность любых искусственных конструкций, делая упор не на полном совпадении интересов, а на продвижении прагматического сотрудничества, придании большей устойчивости нынешнему механизму индийско-китайского взаимодействия. Отношения же с третьими странами видятся в качестве своеобразного балансира — так тесное «всепогодное стратегическое партнерство» Пекина и Исламабада Индия уравновешивает в рамках стратегии развития отношений со странами Северо-Восточной Азии. Неслучайно после визита в Китай последовали не менее содержательные переговоры Н. Моди в Улан-Баторе и Сеуле. Можно предполагать, что это приведет к конкуренции, но с другой стороны — активность двух стран в Азии расширит поле согласования их интересов. С этой точки зрения важно, как будут состыкованы китайская концепция «одного пояса и одного пути» и выдвинутая Н. Моди программа «Муссон», призванная укрепить связи Индии со странами Индийского океана. Важно, что Индия с энтузиазмом восприняла китайскую идею создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.