2 апреля текущего года администрация Трампа объявила о введении всеобъемлющих импортных пошлин, обозначив новую фазу своей экономической стратегии — переход к режиму «тотальной торговой перестройки». Базовая ставка установлена на уровне 10% для всех стран, однако для акторов с наибольшим отрицательным сальдо торговли с США будут введены повышенные, дифференцированные тарифы. Китай столкнется с одними из самых высоких тарифов — суммарная ставка достигнет 54%.
Новая волна тарифов значительно превысила рыночные ожидания как по охвату, так и по глубине. В отличие от предыдущих мер, затрагивающих отдельные страны или сектора, «зеркальные» тарифы охватывают глобальную торговлю. Более того, ставка дополнительной пошлины в отношении Китая — одна из самых высоких среди всех затронутых стран. В этом шаге США ясно прослеживается не только стремление сбалансировать торговый баланс, но и более глубокая стратегия — поощрение возвращения производств на территорию США и ограничение возможностей Китая сохранять ключевые позиции в глобальных производственных цепочках.
4 апреля КНР впервые применила полностью симметричную тактику тарифного давления, преподнеся ее как справедливый и уравновешенный ответ великой державы. Наступила точка, когда стратегическая цена терпимости превысила цену эскалации — Китай должен был установить рамки допустимого, потому что США перешли черту умеренного давления. Ответные действия Пекина показали важный сдвиг в китайской стратегии — Китай готов к паритетному противостоянию, он может и будет действовать на равных. В то же время Пекин сохранил пространство для «обратной деэскалации» на случай, если Вашингтон откажется от максималисткой линии.
Опыт предыдущей американо-китайской торговой войны, произошедшей в первый президентский срок Трампа, показывает, что принятые меры необратимо изменят ситуацию в двусторонней торговле, даже если США и КНР в предстоящие месяцы пойдут на переговоры и достигнут компромисса.
Прошлое подобное соглашение («Торговая сделка фазы 1»), заключенное в январе 2020 г., привело лишь к частичной отмене дискриминационных тарифов, введенных США против Китая в 2018 и 2019 гг. в обмен на обязательства КНР приобрести американскую продукцию на сумму более 200 млрд долл. Большинство введенных тогда Трампом повышенных тарифов на китайскую продукцию сохранились, благополучно пережив все президентство Джозефа Байдена. Таким образом, США и Китай, вероятно, вступают в период быстрой деградации двусторонних торговых отношений, необратимого и жесткого разъединения экономик. Результатом может стать исчезновение экономического стабилизатора американо-китайских отношений и повышение риска военного конфликта между двумя странами.
«День освобождения» США
2 апреля текущего года администрация Трампа объявила о введении всеобъемлющих импортных пошлин, обозначив новую фазу своей экономической стратегии — переход к режиму «тотальной торговой перестройки». Базовая ставка установлена на уровне 10% для всех стран, однако для акторов с наибольшим отрицательным сальдо торговли с США будут введены повышенные, дифференцированные тарифы. Китай столкнется с одними из самых высоких тарифов — суммарная ставка достигнет 54%. К 20% действующих тарифов добавлено 34% в рамках «зеркальных мер».
Согласно оценке Huaan Securities, в конце предыдущего срока Д. Трампа средневзвешенная тарифная ставка США на китайские товары составила 12%, однако после вступления в силу новых мер средневзвешенная тарифная ставка США на китайские товары достигнет примерно 66%.
Для сравнения, аналогичный показатель по отношению к американским товарам в Китае составляет около 17%. Этот разрыв демонстрирует серьезное смещение баланса в тарифной политике. Авторы подчеркивают, что с момента вступления Д. Трампа в должность уровень пошлин на китайский экспорт непрерывно увеличивался — в феврале и марте уже были введены по 10% дополнительно, и текущие меры доводят ситуацию до нового антирекорда.
Реакция Китая
Реакция Пекина на введение Вашингтоном глобальных «зеркальных» тарифов последовала незамедлительно. В первые 24 часа Китай ограничился официальными заявлениями с критикой. Сначала отреагировало Министерство коммерции КНР. Уже утром 3 апреля официальный представитель ведомства охарактеризовал действия США как «типичную одностороннюю политику принуждения», подчеркнув, что это полностью перечеркивает достигнутый за годы многосторонних торговых переговоров баланс интересов. Было отмечено, что Китай примет жесткие ответные меры для защиты своих интересов. В тот же день вечером на брифинге официальный представитель МИД КНР Го Цзякунь в схожем ключе заявил, что новые тарифы грубо «нарушают правила ВТО» и нанесут серьезный ущерб многосторонней торговой системе.
На фоне ожиданий объявления США новых мер, 30 марта в Сеуле прошла первая за более чем пять лет встреча министров торговли Китая, Японии и Южной Кореи. Представители трех стран подтвердили общее стремление к сохранению устойчивости производственно-сбытовых цепочек и обсудили пути углубления взаимодействия в условиях растущей внешней неопределенности. Ключевыми результатами стали договоренности о наращивании диалога по вопросам экспортного контроля, техническому взаимодействию в полупроводниковой сфере, а также согласие ускорить переговоры по соглашению о трехсторонней ЗСТ на базе ВРЭП. Она призвана дополнить действующие рамки ВРЭП за счет расширения доступа к ряду отраслей (сельское хозяйство, электроника и цифровая экономика) и внедрения расширенных договоренностей по защите инвестиций и электронной коммерции. Особый акцент был сделан на взаимодополняемости потребностей: Китай заинтересован в поставках чипов из Японии и Южной Кореи, тогда как те, в свою очередь, испытывают потребность в китайском сырье и материалах.
Согласно сообщению на официальном сайте Министерства финансов КНР от 4 апреля, Комитет по таможенным тарифам Государственного совета опубликовал объявление о введении дополнительных тарифов на импортные товары из США. С 10 апреля 2025 г. Китай вводит дополнительные пошлины в размере 34% сверх действующих тарифных ставок на все импортные товары из США. Существующие режимы бондовой торговли и налоговых льгот при этом сохраняются, однако на дополнительную пошлину, введенную с 10 апреля, льготы распространяться не будут. Кроме того, Министерство коммерции КНР и Главное таможенное управление КНР выступили с шестью дополнительными мерами:
- внесение 11 американских компаний в перечень ненадежных субъектов;
- внесение 16 американских компаний в список субъектов, подпадающих под экспортный контроль;
- приостановление допуска продукции 6 американских компаний на китайский рынок;
- инициирование антидемпингового расследования в отношении импорта медицинских рентгеновских трубок для КТ из США;
- введение экспортных ограничений на отдельные позиции, связанные с тяжелыми редкоземельными элементами;
- подача иска в ВТО против США по поводу введения «зеркальных» тарифов.
Согласно комментарию представителя Министерства коммерции КНР, включение 11 американских компаний в список ненадежных субъектов связано с поставками вооружений на Тайвань, а включение 16 американских субъектов в список экспортного контроля — с экспортом товаров двойного назначения (согласно Закону КНР «Об экспортном контроле»). Кроме того, шести американским компаниям был приостановлен допуск на китайский рынок в связи с «превышением допустимых уровней токсинов и обнаружения сальмонеллы и запрещенных веществ» (Закон КНР «О безопасности продуктов питания», Закон «О карантине при животных и растений», соответствующие правила ВТО по санитарным мерам). Расследование конкурентоспособности по медицинским рентгеновским трубкам было обосновано тем, что «китайская индустрия медицинских рентгеновских трубок находится на стадии становления и испытывает давление со стороны импорта» (Ст. 36 Закона «О внешней торговле КНР»).
Данные меры получили положительный отклик китайской аудитории: в комментариях в WeChat под публикациями соответствующих ограничений пользователи выражают одобрение ответа КНР и подчеркивают, что США «сознательно идут на высокие экономические риски ради сохранения статуса глобального гегемона». Пользователи считают, что Вашингтон, стремясь навязать свою волю Китаю, в первую очередь подрывает собственную экономику и глобальное влияние, включая долларовую гегемонию: один из наиболее распространенных тезисов в отношении ограничений Д. Трампа — «убить тысячу врагов противника ценой десяти тысяч своих» (杀敌一千,自损一万). Многие комментаторы воспринимают ситуацию не просто как торговый конфликт, а как исторический поворот — начало глобального пересмотра правил игры в мировой экономике.
Ранее Китай уже предпринимал ответные меры на действия американской стороны (Табл. 1). 4 февраля 2025 г. Государственный совет КНР объявил о введении с 10 февраля того же года дополнительных пошлин на ряд американских товаров: уголь и СПГ (15%); сырую нефть, сельскохозяйственную технику, автомобили с большим объемом двигателя и пикапы (10%). Также был введен экспортный контроль на некоторые редкие и редкоземельные металлы, имеющие решающее значение для производства электроники, военной техники и солнечных панелей. Согласно официальному сообщению, меры были приняты в ответ на одностороннее решение Вашингтона повысить тарифы на все китайские товары, экспортируемые из КНР в США, на 10%.
3 марта 2025 г. США объявили о дополнительном повышении тарифов на китайские товары еще на 10%, что вызвало новую волну ответных действий со стороны Китая. В этот же день Госсовет сообщил о введении с 10 марта 2025 г. дополнительной пошлины в размере 15% на американскую курицу, пшеницу, кукурузу и хлопок, а также пошлины в размере 10% на сорго, соевые бобы, свинину, говядину, морепродукты, фрукты, овощи и молочные продукты. Меры были призваны поддержать китайскую экономику.
До апреля 2025 г. Пекин демонстрировал сдержанность, рассчитывая на деэскалацию и начало переговорного процесса для урегулирования торговых споров. Он применял ассиметричные и избирательные меры — таргетировал сельхозпродукцию, энергетическое сырье и товары с высокой зависимостью от китайского импорта в США. Однако апрельское решение Трампа для Пекина стало сигналом о полном развороте Вашингтона к политике тотального экономического давления.
В этот раз КНР впервые прибегла к жесткому симметричному ответу, отразив структуру американских мер почти зеркально. Симметрия здесь важна не столько количественно, сколько качественно: речь идет о создании ситуационной эквивалентности издержек. Китай будет использовать инструменты, которые демонстрируют возможность долгосрочного экономического ущерба для США (особенно в сфере редких и редкоземельных металлов, стратегического экспорта и давления на американские транснациональные корпорации). Такая реакция говорит о решительном настрое Пекина защищать свою национальную безопасность и технологический суверенитет.
Таблица 1: Ответные меры КНР в отношении США в 2025 г.
Сектор
|
Февраль 2025 г. (пошлина / охват)
|
Март 2025 г. (пошлина / охват)
|
Апрель 2025 г. (пошлина / охват)
|
Энергетика (нефть, СПГ, уголь)
|
15% / ограниченный
|
–
|
34% / полный
|
Сельское хозяйство (зерно, мясо, соя и др.)
|
–
|
10–15% / широкий
|
34% / полный
|
Промышленность (авто, техника, оборудование)
|
10% / выборочный
|
–
|
34% / полный
|
Высокие технологии, редкие и редкоземельные металлы
|
–
|
–
|
экспортный контроль + список ненадежных компаний
|
Все товары (агрегировано)
|
ср. ~10% / ~30%
|
ср. ~12% / ~50%
|
34% / 100%
|
Источник: составлено авторами на основе данные Министерства финансов КНР [1].
Оценки влияния тарифов на китайскую экономику
Аналитики Industrial Securities отмечают, что каждые дополнительные 10 п.п. пошлин со стороны США приводят к снижению темпов роста ВВП КНР на 0,28 п.п., экспорта — на 17 п.п. и корпоративной прибыли — на 0.37 п.п. В случае реализации наиболее негативного сценария — ставка 60% на Китай и 10% на остальные страны — совокупное отклонение по ВВП составит 1,2 п.п., по прибыли — 1,6 п.п. Однако данные оценки основаны на ситуации, в которой торговые ограничения применялись преимущественно в отношении Китая. В текущих условиях, когда тарифное давление одновременно распространяется на большинство торговых партнеров США, воздействие на Китай приобретает структурный характер, на что повлияет искажение торговых потоков и рост затрат на адаптацию экспортной модели. Го Лэй, главный экономист GF Securities, приводит схожий прогноз — падение номинального ВВП на 1 п.п., исходя из оценки масштабов падения экспортной активности. В случае, если по ряду наиболее чувствительных товарных категорий экспорт сократится на 50 % во II–IV кварталах, совокупное снижение экспортных поставок по итогам года может достичь 5,4 п.п. Аналитики исследовательского института Caixin также прогнозируют замедление роста ВВП на 1,1–1,3 п.п. и снижение экспорта на 8,2–9,5%.
Отраслевой анализ указывает на высокую устойчивость капиталоемких и высокотехнологичных сегментов, прежде всего автомобильной, машиностроительной и судостроительной промышленности. Их конкурентоспособность и географическая диверсификация производственных цепочек позволяют частично хеджировать тарифные риски. В частности, размещение предприятий в Мексике рассматривается как компенсаторный механизм. Однако введение США 25% пошлины и против мексиканского импорта будет эквивалентно 14 % нагрузке на китайскую экспортную цепочку. Традиционные формы адаптации — от географического перераспределения мощностей до использования обходных логистических маршрутов — быстро теряют эффективность в условиях нарастающего протекционизма со стороны США. Ранее каждые дополнительные 10 п.п. тарифов повышали долю «обходного» экспорта на 2 п.п. После введения «зеркальных» тарифов схемы реэкспорта станут менее жизнеспособными из-за синхронизация торговых ограничений по географическим направлениям.
Рыночный шок от введения «зеркальных» тарифов уже в значительной степени учтен в ценах китайских активов. Аналитики Minmetals Securities отмечают, что негативный информационный поток отыгран рынком, и дальнейшая эскалация, если и будет, не вызовет столь резкой переоценки активов. Более того, они предполагают, что по мере появления признаков стабилизации (в частности, переговорных сигналов со стороны США или внедрения Китаем мер внутреннего стимулирования) может сформироваться пространство для мягкого восстановления котировок и умеренного улучшения ожиданий.
Аналитики Minmetals Securities ожидают, что китайские регуляторы уже в апреле внедрят комплекс компенсаторных мер. Они будут включать снижение нормативов обязательных резервов (RRR), усиление фискальной поддержки совокупного спроса (стимулирование потребительской активности и стабилизация рынка недвижимости), внедрение секторальных адресных мер поддержки для отраслей, наиболее уязвимых к ухудшению внешней конъюнктуры (текстильная и мебельная промышленность, электроника, а также предприятия с высокой долей экспорта в США). Эти направления, вероятно, будут рассматриваться в ходе заседания Политбюро ЦК КПК в конце апреля, которое станет ключевым моментом для утверждения плана действий в условиях торгового давления.
Стратегические задачи тарифной политики
Согласно оценке Бай Вэньси, ведущего экономиста China Enterprise Capital Alliance, нынешняя стратегия США в отношении Китая включает три взаимосвязанных компонента: тарифы, технологическое сдерживание и финансовые ограничения. Например, повышение пошлин на китайские солнечные панели и поликремний (до 50%) напрямую направлено против лидирующих позиций Китая в области чистой энергии. Параллельно продолжается усиление экспортного контроля в отношении чипов и жесткая денежно-кредитная политика, что в совокупности должно заставить Китай пойти на уступки.
США также расширяют понятие «симметрии» на нетарифные меры: они обвиняют китайскую систему взимания НДС в создании «нечестных преимуществ», фактически подрывающих принципы ВТО. Бай Вэньси указывает, что это попытка использовать «правила как оружие» для исключения Китая из нового витка глобализации и перетягивания цепочек создания стоимости в сторону США. Ставка пошлины на китайские товары (34%), значительно превышающая аналогичные показатели для Индии (26%) и Вьетнама (46%), говорит о высокой адресности такого подхода.
При этом при оценке последствий ограничений для китайской экономики в сравнении с ситуацией 2018 г., Бай Вэньси использует понятие «экономического рва, основанного на эффективности» — устойчивого преимущества, которое позволяет китайской промышленности противостоять внешнему давлению за счет высокой производительности и системной слаженности. Это связано главным образом с тремя факторами: ростом доли экспорта в страны «Пояса и Пути», технологическими достижениями КНР и повышением институциональной открытости (расширение списка беспошлинных товаров на китайский рынок, рост объема обработки в системе трансграничных платежей в юанях). В результате среднегодовой рост полной факторной производительности в китайском производственном секторе составляет 2,1%, что и обеспечивает ее долгосрочную устойчивость от внешних потрясений.
Заключение
Новая волна тарифов значительно превысила рыночные ожидания как по охвату, так и по глубине. В отличие от предыдущих мер, затрагивающих отдельные страны или сектора, «зеркальные» тарифы охватывают глобальную торговлю. Более того, ставка дополнительной пошлины в отношении Китая — одна из самых высоких среди всех затронутых стран. В этом шаге США ясно прослеживается не только стремление сбалансировать торговый баланс, но и более глубокая стратегия — поощрение возвращения производств на территорию США и ограничение возможностей Китая сохранять ключевые позиции в глобальных производственных цепочках.
4 апреля КНР впервые применила полностью симметричную тактику тарифного давления, преподнеся ее как справедливый и уравновешенный ответ великой державы. Наступила точка, когда стратегическая цена терпимости превысила цену эскалации — Китай должен был установить рамки допустимого, потому что США перешли черту умеренного давления. Ответные действия Пекина показали важный сдвиг в китайской стратегии — Китай готов к паритетному противостоянию, он может и будет действовать на равных. В то же время Пекин сохранил пространство для «обратной деэскалации» на случай, если Вашингтон откажется от максималисткой линии.
Опыт предыдущей американо-китайской торговой войны, произошедшей в первый президентский срок Трампа, показывает, что принятые меры необратимо изменят ситуацию в двусторонней торговле, даже если США и КНР в предстоящие месяцы пойдут на переговоры и достигнут компромисса.
Прошлое подобное соглашение («Торговая сделка фазы 1»), заключенное в январе 2020 г., привело лишь к частичной отмене дискриминационных тарифов, введенных США против Китая в 2018 и 2019 гг. в обмен на обязательства КНР приобрести американскую продукцию на сумму более 200 млрд долл. Большинство введенных тогда Трампом повышенных тарифов на китайскую продукцию сохранились, благополучно пережив все президентство Джозефа Байдена. Таким образом, США и Китай, вероятно, вступают в период быстрой деградации двусторонних торговых отношений, необратимого и жесткого разъединения экономик. Результатом может стать исчезновение экономического стабилизатора американо-китайских отношений и повышение риска военного конфликта между двумя странами.
1. https://www.mof.gov.cn/zhengwuxinxi/caizhengxinwen/202502/t20250204_3955222.htm
https://gss.mof.gov.cn/gzdt/zhengcefabu/202503/t20250304_3959228.htm
https://gss.mof.gov.cn/gzdt/zhengcejiedu/202504/t20250404_3961452.htm