Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Нандан Унникришнан

Ст. науч. сотр. и вице-президент исследовательского фонда «Observer Research Foundation»

Ума Пурушотхаман

Член-корреспондент исследовательского фонда «Observer Research Foundation»

В мае 2014 г. в Нью-Дели приступило к работе новое правительство Индии, что сразу же вызвало волну рассуждений и прогнозов относительно перспектив индийско-китайских отношений. Встреча президента Китая Си Цзиньпина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, состоявшаяся в июле 2014 г. во время саммита БРИКС в Форталезе, создала благоприятные условия для развития двусторонних отношений и дала надежду на их качественное улучшение.

В мае 2014 г. в Нью-Дели приступило к работе новое правительство Индии, что сразу же вызвало волну рассуждений и прогнозов относительно перспектив индийско-китайских отношений. Встреча президента Китая Си Цзиньпина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, состоявшаяся в июле 2014 г. во время саммита БРИКС в Форталезе, создала благоприятные условия для развития двусторонних отношений и дала надежду на их качественное улучшение.

Однако до идиллии в отношениях Нью-Дели и Пекину еще очень далеко: слишком много препятствий предстоит преодолеть. Разумеется, самое серьезное из них – неразрешенный территориальный спор между двумя странами.

Существенное ухудшение двусторонних отношений началось с беспорядков в Тибете, вспыхнувших в связи с насильственным присоединением Тибета к Китаю (1951 г.) и последующим бегством Далай-ламы в Индию (1959 г.). Кульминацией этого конфликта стало нападение КНР в 1962 г. Индия была вынуждена уступить Китаю весьма обширные территории [1].

После войны 1962 г., несмотря на периодические обострения отношений между двумя странами, китайско-индийская граница оставалась одной из самых спокойных и стабильных: на протяжении более сорока лет ни одна из сторон ни разу не открывала огонь. Периодически обстановка обостряется из-за проблемы «пространственного восприятия»: Индия и Китай не сходятся во мнении относительно места проведения границы. Время от времени Китай пересекает так называемую линию фактического контроля, углубляясь в спорную территорию на неприемлемое с точки зрения Индии расстояние. Это ведет к очередному охлаждению отношений. В качестве примера можно привести инцидент в долине Дапсанг в 2013 г.

До сих пор попытки урегулирования территориального спора не принесли позитивных результатов. И все же дважды странам почти удалось достигнуть соглашения. Первый раз это было в 1979 г., когда Дэн Сяопин предложил компромиссный вариант: Индия идет на уступки в Западном секторе, а Китай – в Восточном. Однако Индия отказалась от этого предложения и продолжала настаивать на том, что обязательным условием переговоров по территориальному вопросу должен быть отвод китайских войск от границы.

Второй раз Нью-Дели и Пекин практически пришли к взаимоприемлемому соглашению, включавшему одну оговорку: стороны должны были отказаться от изменения статуса самых густонаселенных областей. Индия интерпретировала эту оговорку в свою пользу, посчитав, что такие регионы, как округ Таванг в штате Аруначал-Прадеш, остаются за ней. Впоследствии Китай отказался от прежней позиции и теперь претендует на Аруначал-Прадеш, называя его Южным Тибетом.

telegraph.co.uk

Несмотря на то, что разрешить проблему с границей так и не удалось, у Пекина и Нью-Дели хватило мудрости отложить ее и развивать сотрудничество по другим аспектам. Была создана совместная рабочая группа по урегулированию территориального спора, которая уже провела несколько раундов переговоров: в настоящее время обсуждается проект резолюции по вопросу межгосударственной границы. Кроме того, стороны подписали соглашение о сотрудничестве в области охраны границы и занялись разработкой кодекса поведения военнослужащих, несущих службу на линии фактического контроля.

Ради установления дружественных отношений с Китаем Индия пошла на определенные уступки, признав, в частности, формулу «одно государство – две системы». Тайвань представлен в Индии лишь культурным центром – дипломатической миссии Тайваня в стране нет. Кроме того, Индия признала Тибетский автономный район частью Китая. И, наконец, предоставив убежище Далай-ламе и его сторонникам, Индия не позволяет им вести какую бы то ни было политическую деятельность, направленную против Китая. Китай, правда, до сих пор не сделал ни одного аналогичного шага навстречу. К примеру, он продолжает рассматривать Кашмир как спорную территорию.

Еще одна точка напряженности в двусторонних отношениях (впрочем, в последнее время этот вопрос утратил былую остроту) заключается в альянсе Китая с его неизменным союзником Пакистаном. В прошлом Китай был готов использовать Пакистан для открытия второго фронта в конфликте с Индией. К тому же Индию всегда тревожило участие Китая в пакистанской ядерной программе. По некоторым сведениям, Китай оказывал Пакистану содействие в реализации военной ядерной программы, а теперь предлагает свое участие в модернизации мирной атомной промышленности. Однако недавние теракты на северо-западе Китая, судя по всему, продемонстрировали руководству КНР опасности слишком тесного сближения с Пакистаном.

Выдача Китаем виз-вкладышей гражданам Индии, проживающим в штатах Кашмир и Аруначал-Прадеш, а также китайские политические карты, на которых часть индийской территории представлена как принадлежащая Китаю, явно не способствуют улучшению отношений между странами.

В то же время либерализация экономики привела к увеличению товарооборота между двумя странами. На сегодня Китай – крупнейший торговый партнер Индии, а Индия – главный торговый партнер Китая в Южной Азии. В 2013 г. объем двусторонней торговли составил около 66 млрд долл. К 2015 г. страны намерены увеличить его до 100 млрд долл. В 2011 г. Китай инвестировал в индийскую экономику около 576 млн долл.

xinhuanet.com
Председатель КНР Си Цзиньпин на
встрече с премьер-министром Индии
Нарендрой Моди.

Вместе с тем у Индии огромный дефицит торгового баланса с Китаем – 31,4 млрд долл. (по состоянию на 2013 г.), что не может не беспокоить Нью-Дели. Снижение этого дефицита – одна из первоочередных задач индийского правительства. Китай не испытывает особого энтузиазма в связи с проникновением на национальный рынок индийских товаров, особенно фармацевтической продукции и информационных технологий. Индия, в свою очередь, не всегда приветствует китайские инвестиции в некоторые инфраструктурные проекты.

Более того, озабоченность Индии вызывает обилие дешевых китайских товаров, наводнивших ее рынок. Она даже была вынуждена инициировать несколько антидемпинговых процессов против Китая и повысить таможенные пошлины на некоторые виды продукции. При этом львиная доля индийского экспорта в Китай приходится на сырьевые ресурсы (главным образом, железная руда, хлопок и медь), тогда как Китай экспортирует в Индию в основном высокотехнологичное оборудование и электронику. Что касается Пекина, то он озабочен, прежде всего, задержками в утверждении проектов, затягиванием процесса выдачи бизнес-виз и инвестиционными ограничениями, распространяющимися на некоторые секторы экономики. Несмотря на это, объем торговли с Китаем, особенно в приграничных зонах, судя по всему, в ближайшие годы будет расти.

Следует отметить, что обе страны имеют схожие взгляды на нынешнюю систему глобального управления и считают, что государства с развивающейся экономикой должны играть большую роль на мировой арене. Индия и Китай участвуют в различных многосторонних структурах, в рамках которых пытаются выработать общий взгляд на региональные и глобальные проблемы. Один из примеров китайско-индийского сотрудничества – группа БРИКС. Кроме того, обе страны участвуют в трехсторонних российско-индийско-китайских переговорах и в работе Шанхайской организации сотрудничества. Ситуация в Афганистане после вывода американских войск – это тоже предмет общей тревоги двух стран (консультации по данному вопросу уже ведутся). Схожие проблемы возникают и в связи с обстановкой в Средней Азии.

В то же время Индия обеспокоена политикой Китая в Южной Азии, усматривая в ней угрозу своим позициям в этом регионе. Китай, со своей стороны, настороженно реагирует на действия Индии в Южно-Китайском море. Обеим странам жизненно важно достичь взаимопонимания именно сейчас, когда их экономики стремительно растут, внося позитивный вклад в развитие как Азии, так и всего мира.

Индия и Китай крайне заинтересованы в повышении безопасности и экономическом развитии Азии. От этого напрямую зависит достижение основной цели, которую поставили перед собой китайские и индийские руководители: повысить уровень жизни народов обеих стран. Достижение этой цели невозможно без адекватной инфраструктуры, эффективных систем здравоохранения и образования, профессионального обучения, создания новых рабочих мест.

Таким образом, Индия и Китай сталкиваются с одними и теми же вызовами как во внутренней политике, так и на международной арене. Тот факт, что нынешнее индийское правительство будет оставаться у власти как минимум следующие пять лет, а Си Цзиньпин, судя по всему, сохранит пост председателя КНР в течение ближайшего десятилетия, тоже должен способствовать прогрессу в отношениях двух стран.

Однако глубина и прочность этих отношений будут зависеть от того, смогут ли Индия и Китай найти взаимоприемлемое решение своего территориального спора.

1. Протяженность границы между двумя странами составляет около 4000 км. Спорная граница условно делится на три участка: Восточный сектор – район Гималаев (граница индийского штата Аруначал-Прадеш); Средний сектор – от стыка юго-западной части округа Нгари (Тибет), области Ладакх и штата Пенджаб до места соединения границ КНР, Индии и Непала; Западный сектор – от перевала Каракорум на севере до пересечения между округом Нгари (Тибет), областью Ладакх и штатом Химачал-Прадеш.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся