В мае 2014 г. в Нью-Дели приступило к работе новое правительство Индии, что сразу же вызвало волну рассуждений и прогнозов относительно перспектив индийско-китайских отношений. Встреча президента Китая Си Цзиньпина с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, состоявшаяся в июле 2014 г. во время саммита БРИКС в Форталезе, создала благоприятные условия для развития двусторонних отношений и дала надежду на их качественное улучшение.
Однако до идиллии в отношениях Нью-Дели и Пекину еще очень далеко: слишком много препятствий предстоит преодолеть. Разумеется, самое серьезное из них – неразрешенный территориальный спор между двумя странами.
Существенное ухудшение двусторонних отношений началось с беспорядков в Тибете, вспыхнувших в связи с насильственным присоединением Тибета к Китаю (1951 г.) и последующим бегством Далай-ламы в Индию (1959 г.). Кульминацией этого конфликта стало нападение КНР в 1962 г. Индия была вынуждена уступить Китаю весьма обширные территории [1].
После войны 1962 г., несмотря на периодические обострения отношений между двумя странами, китайско-индийская граница оставалась одной из самых спокойных и стабильных: на протяжении более сорока лет ни одна из сторон ни разу не открывала огонь. Периодически обстановка обостряется из-за проблемы «пространственного восприятия»: Индия и Китай не сходятся во мнении относительно места проведения границы. Время от времени Китай пересекает так называемую линию фактического контроля, углубляясь в спорную территорию на неприемлемое с точки зрения Индии расстояние. Это ведет к очередному охлаждению отношений. В качестве примера можно привести инцидент в долине Дапсанг в 2013 г.
До сих пор попытки урегулирования территориального спора не принесли позитивных результатов. И все же дважды странам почти удалось достигнуть соглашения. Первый раз это было в 1979 г., когда Дэн Сяопин предложил компромиссный вариант: Индия идет на уступки в Западном секторе, а Китай – в Восточном. Однако Индия отказалась от этого предложения и продолжала настаивать на том, что обязательным условием переговоров по территориальному вопросу должен быть отвод китайских войск от границы.
Второй раз Нью-Дели и Пекин практически пришли к взаимоприемлемому соглашению, включавшему одну оговорку: стороны должны были отказаться от изменения статуса самых густонаселенных областей. Индия интерпретировала эту оговорку в свою пользу, посчитав, что такие регионы, как округ Таванг в штате Аруначал-Прадеш, остаются за ней. Впоследствии Китай отказался от прежней позиции и теперь претендует на Аруначал-Прадеш, называя его Южным Тибетом.
Несмотря на то, что разрешить проблему с границей так и не удалось, у Пекина и Нью-Дели хватило мудрости отложить ее и развивать сотрудничество по другим аспектам. Была создана совместная рабочая группа по урегулированию территориального спора, которая уже провела несколько раундов переговоров: в настоящее время обсуждается проект резолюции по вопросу межгосударственной границы. Кроме того, стороны подписали соглашение о сотрудничестве в области охраны границы и занялись разработкой кодекса поведения военнослужащих, несущих службу на линии фактического контроля.
Ради установления дружественных отношений с Китаем Индия пошла на определенные уступки, признав, в частности, формулу «одно государство – две системы». Тайвань представлен в Индии лишь культурным центром – дипломатической миссии Тайваня в стране нет. Кроме того, Индия признала Тибетский автономный район частью Китая. И, наконец, предоставив убежище Далай-ламе и его сторонникам, Индия не позволяет им вести какую бы то ни было политическую деятельность, направленную против Китая. Китай, правда, до сих пор не сделал ни одного аналогичного шага навстречу. К примеру, он продолжает рассматривать Кашмир как спорную территорию.
Еще одна точка напряженности в двусторонних отношениях (впрочем, в последнее время этот вопрос утратил былую остроту) заключается в альянсе Китая с его неизменным союзником Пакистаном. В прошлом Китай был готов использовать Пакистан для открытия второго фронта в конфликте с Индией. К тому же Индию всегда тревожило участие Китая в пакистанской ядерной программе. По некоторым сведениям, Китай оказывал Пакистану содействие в реализации военной ядерной программы, а теперь предлагает свое участие в модернизации мирной атомной промышленности. Однако недавние теракты на северо-западе Китая, судя по всему, продемонстрировали руководству КНР опасности слишком тесного сближения с Пакистаном.
Выдача Китаем виз-вкладышей гражданам Индии, проживающим в штатах Кашмир и Аруначал-Прадеш, а также китайские политические карты, на которых часть индийской территории представлена как принадлежащая Китаю, явно не способствуют улучшению отношений между странами.
В то же время либерализация экономики привела к увеличению товарооборота между двумя странами. На сегодня Китай – крупнейший торговый партнер Индии, а Индия – главный торговый партнер Китая в Южной Азии. В 2013 г. объем двусторонней торговли составил около 66 млрд долл. К 2015 г. страны намерены увеличить его до 100 млрд долл. В 2011 г. Китай инвестировал в индийскую экономику около 576 млн долл.
Вместе с тем у Индии огромный дефицит торгового баланса с Китаем – 31,4 млрд долл. (по состоянию на 2013 г.), что не может не беспокоить Нью-Дели. Снижение этого дефицита – одна из первоочередных задач индийского правительства. Китай не испытывает особого энтузиазма в связи с проникновением на национальный рынок индийских товаров, особенно фармацевтической продукции и информационных технологий. Индия, в свою очередь, не всегда приветствует китайские инвестиции в некоторые инфраструктурные проекты.
Более того, озабоченность Индии вызывает обилие дешевых китайских товаров, наводнивших ее рынок. Она даже была вынуждена инициировать несколько антидемпинговых процессов против Китая и повысить таможенные пошлины на некоторые виды продукции. При этом львиная доля индийского экспорта в Китай приходится на сырьевые ресурсы (главным образом, железная руда, хлопок и медь), тогда как Китай экспортирует в Индию в основном высокотехнологичное оборудование и электронику. Что касается Пекина, то он озабочен, прежде всего, задержками в утверждении проектов, затягиванием процесса выдачи бизнес-виз и инвестиционными ограничениями, распространяющимися на некоторые секторы экономики. Несмотря на это, объем торговли с Китаем, особенно в приграничных зонах, судя по всему, в ближайшие годы будет расти.
Следует отметить, что обе страны имеют схожие взгляды на нынешнюю систему глобального управления и считают, что государства с развивающейся экономикой должны играть большую роль на мировой арене. Индия и Китай участвуют в различных многосторонних структурах, в рамках которых пытаются выработать общий взгляд на региональные и глобальные проблемы. Один из примеров китайско-индийского сотрудничества – группа БРИКС. Кроме того, обе страны участвуют в трехсторонних российско-индийско-китайских переговорах и в работе Шанхайской организации сотрудничества. Ситуация в Афганистане после вывода американских войск – это тоже предмет общей тревоги двух стран (консультации по данному вопросу уже ведутся). Схожие проблемы возникают и в связи с обстановкой в Средней Азии.
В то же время Индия обеспокоена политикой Китая в Южной Азии, усматривая в ней угрозу своим позициям в этом регионе. Китай, со своей стороны, настороженно реагирует на действия Индии в Южно-Китайском море. Обеим странам жизненно важно достичь взаимопонимания именно сейчас, когда их экономики стремительно растут, внося позитивный вклад в развитие как Азии, так и всего мира.
Индия и Китай крайне заинтересованы в повышении безопасности и экономическом развитии Азии. От этого напрямую зависит достижение основной цели, которую поставили перед собой китайские и индийские руководители: повысить уровень жизни народов обеих стран. Достижение этой цели невозможно без адекватной инфраструктуры, эффективных систем здравоохранения и образования, профессионального обучения, создания новых рабочих мест.
Таким образом, Индия и Китай сталкиваются с одними и теми же вызовами как во внутренней политике, так и на международной арене. Тот факт, что нынешнее индийское правительство будет оставаться у власти как минимум следующие пять лет, а Си Цзиньпин, судя по всему, сохранит пост председателя КНР в течение ближайшего десятилетия, тоже должен способствовать прогрессу в отношениях двух стран.
Однако глубина и прочность этих отношений будут зависеть от того, смогут ли Индия и Китай найти взаимоприемлемое решение своего территориального спора.
1. Протяженность границы между двумя странами составляет около 4000 км. Спорная граница условно делится на три участка: Восточный сектор – район Гималаев (граница индийского штата Аруначал-Прадеш); Средний сектор – от стыка юго-западной части округа Нгари (Тибет), области Ладакх и штата Пенджаб до места соединения границ КНР, Индии и Непала; Западный сектор – от перевала Каракорум на севере до пересечения между округом Нгари (Тибет), областью Ладакх и штатом Химачал-Прадеш.