Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ирина Ивахнюк

Д.э.н., профессор, член Глобальной Ассоциации экспертов по миграционной политике

Дискуссия

Учитывая совершенно особую ситуацию, сложившуюся во внутриполитической жизни Украины и в межгосударственных российско-украинских отношениях, Москве следует проявить мудрость и патернализм, присущие ей исторически на этом пространстве. Открыть свои двери для украинцев, ищущих в России защиту и мир, дать им возможность стать гражданами России, если они этого хотят - это гуманный и дальновидный шаг.

Дискуссия

В течение двух постсоветских десятилетий Украина была и остается важным миграционным партнером России. Согласно данным Росстата, почти 2 млн жителей Украины перебрались в Россию на постоянное место жительства после 1992 г. В 2012 г. из Украины переехали в Россию около 50 тыс. чел., что ставит ее на второе место после Узбекистана (88 тыс. чел.) по числу иммигрантов, прибывших в Россию. Кроме того, в России пребывает, по данным ФМС, порядка 1,6 млн украинских граждан, которые приехали на заработки. Это преимущественно жители восточных областей Украины, которые исторически ближе России и где по-прежнему широко распространен русский язык. Подавляющее большинство этих мигрантов трудятся в неформальном секторе экономики, не оформляя официально свое трудоустройство, иными словами, являются нелегальными мигрантами. По уже отработанной схеме они каждые три месяца пересекали российскую границу, получая таким образом право пребывать без оформления каких-либо разрешающих документов последующие три месяца. Так продолжалось годами.

Ирина Ивахнюк

Первый в этом году шок для украинских трудовых мигрантов наступил 1 января 2014 года, когда вступил в действие закон, позволяющий гражданам стран СНГ, с которыми установлен безвизовый режим въезда, находиться на территории России лишь 90 суток суммарно в течение каждого полугода. Иными словами, пробыв в России три месяца, иностранный гражданин обязан выехать на три месяца на родину и только после этого имеет право опять приехать в Россию. Если же эта норма закона нарушена и в течение истекших шести месяцев иностранный гражданин превысил максимальный срок пребывания 90 суток, то он будет наказан запретом на въезд в Россию на три года. Этот закон нацелен на то, чтобы пресечь незаконное, нерегистрируемое трудоустройство мигрантов из стран СНГ и принудить их приобретать так называемые "патенты", дающие право на трудоустройство у физических лиц. И правда - вмиг выстроились очереди на оформление "патентов". В первом квартале 2014 года за получением патента обратились более 35 тысяч граждан Украины, что в десять раз больше, чем в аналогичном периоде 2013 года.

Мне довелось слышать от украинских мигрантов, что, несмотря на очереди и трудности при оформлении "патентов", предложенный порядок им удобен - по крайней мере, не нужно выезжать из России каждые три месяца, а можно год спокойно работать. Мигранты, таким образом, оказываются легально работающими иностранцами. Вот только остается непонятным, как "патент" защищает их трудовые и социальные права, поскольку обязанность заключения трудового договора между мигрантом, имеющим "патент", и работодателем - физическим лицом, законом не предусматривается. Но это другой вопрос. Он встанет со всей остротой в начале 2015 г., когда мигранты, у которых закончится срок действия патентов, начнут оформлять новые патенты на год, а тут закон требует предоставления "сведений о видах трудовой деятельности у физических лиц" за предшествующий год. Вот тут-то "патент", пока либерально выдаваемый всем желающим, неизбежно станет коррупционным инструментом.

Острый внутриполитический кризис в Украине в конце 2013 г. и в начале 2014 г. может очень серьезно повлиять на сложившиеся миграционные связи между Украиной и Россией.

REUTERS / Maxim Shemetov
Ольга Троицкая:
Украинский кризис и миграция

Во-первых, усилится приток в Россию граждан Украины в поисках убежища, особенно из восточных регионов страны. Приходится слышать о том, что пророссийски настроенные жители Донецка и Днепропетровска опасаются за свою безопасность и имеют на то основания. Исчезновения людей, выступивших с дружественными в отношении России заявлениями на митингах, нападения на критикующих риторику нынешних киевских властей - все это стало ежедневной практикой. Люди всерьез боятся за свою жизнь, и если политическая ситуация на востоке Украины будет и дальше обостряться, многие тысячи вынуждены будут бежать из страны. Уже в марте 2014 г. ФМС России свидетельствовала, что число граждан Украины, обратившихся за убежищем, исчисляется тысячами.

Во-вторых, усилится приток на постоянное место жительства в Россию тех, кто, вероятно, раздумывал, но не решался на переезд. Многие сейчас ждут, что Россия предложит украинцам упрощенный порядок получения российского гражданства. И это был бы правильный и с политической, и с прагматической точек зрения шаг. Россия имеет шанс пополнить свое население за счет очень близкого народа, носителей русского языка, являющихся фактически частью русского мира, к тому же квалифицированных и хорошо образованных. Интеграция этих мигрантов в России при минимальной помощи государства может пройти очень легко. Это был бы выигрыш для России и в демографическом, и в экономическом смысле. Даже если Евросоюз введет преференции для мигрантов из Украины, жители восточных регионов все равно будут нацелены на Россию - в пользу этого говорит и знание русского языка, и наличие родственных связей, и духовная близость двух народов. Этот шанс нельзя упустить.

В-третьих, украинский кризис серьезно сказался на положении украинских трудовых мигрантов, работающих в России. У большинства остались семьи на Украине, но они боятся поехать на родину, опасаясь, что не смогут вернуться на работу. Многие оказались здесь фактически "в ловушке". Если российское миграционное законодательство не учтет особого положения украинских мигрантов, находящихся в России, они могут оказаться в незаконном статусе. Многие из них тоже воспользовались бы упрощенным порядком получения российского гражданства, если такая процедура для украинцев будет введена в России.

politdengi.com.ua

Возможное введение визового режима с украинской стороны едва ли серьезно скажется на миграционном потоке из России в Украину. Число российских граждан, въезжающих на территорию Украины, многократно меньше числа украинских граждан, въезжающих в Россию (а с отходом Крыма с его курортами к России их объективно стало бы еще меньше). Но если Россия введет в ответ визовый режим для граждан Украины, это станет препятствием не только для частных кратковременных визитов тех, кто имеет родственников и друзей в России, но и для многих потенциальных иммигрантов. Ситуация в Украине взрывоопасна, и поток мигрантов может резко возрасти. Необходимость получения визы может стоить жизни. Не говоря уже о том, что развернуть работу консульско-визовой службы - это технически непростая задача, требующая времени.

Таким образом, учитывая совершенно особую ситуацию, сложившуюся во внутриполитической жизни Украины и в межгосударственных российско-украинских отношениях, Москве следует проявить мудрость и патернализм, присущие ей исторически на этом пространстве. Открыть свои двери для украинцев, ищущих в России защиту и мир, дать им возможность стать гражданами России, если они этого хотят - это гуманный и дальновидный шаг.

(Нет голосов)
 (0 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся