Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Мы вступили в новую ядерную эру, в которой появившиеся кибервозможности повышают ядерные риски. Успешная кибератака на ядерные объекты или связанные с ними системы, включая системы ядерного планирования, раннего предупреждения, связи и доставки, не говоря уже об опасности самого этого оружия, может иметь катастрофические последствия.

Киберугрозы системам ядерного оружия повышают риск несанкционированного использования ядерного оружия и его применения в результате ложного предупреждения или неверной оценки. Они могут подорвать уверенность в эффективности ядерного сдерживания, нарушая тем самым стратегическую стабильность. Скорость, незаметность, непредсказуемость и сложность атрибуции конкретной кибератаки делают прогнозирование, сдерживание и защиту от киберугроз чрезвычайно трудными, если вообще возможными.

Все страны, обладающие ядерным оружием, уязвимы перед кибератаками. Кроме того, потенциальные последствия любого пуска ядерных ракет в результате просчета, несанкционированного использования или сбоя в системе ядерного сдерживания будут иметь глобальный характер. Даже непреднамеренное проникновение в государственные системы управления и обеспечения безопасности ядерного оружия может спровоцировать кризис, чреватый применением ядерного оружия, если будет принято решение, что целью такого проникновения является уничтожение ядерного потенциала сдерживания.

Киберугрозы системам ядерного оружия требуют глобального ответа. Снижение киберрисков для ядерной сферы и управление ими жизненно важно для всех стран. На правительствах лежит общая ответственность за совместные усилия по снижению этих рисков.

Совместное заявление Группы лидеров по вопросам евроатлантической безопасности

Мы вступили в новую ядерную эру, в которой появившиеся кибервозможности повышают ядерные риски. Успешная кибератака на ядерные объекты или связанные с ними системы, включая системы ядерного планирования, раннего предупреждения, связи и доставки, не говоря уже об опасности самого этого оружия, может иметь катастрофические последствия.

Киберугрозы системам ядерного оружия повышают риск несанкционированного использования ядерного оружия и его применения в результате ложного предупреждения или неверной оценки. Они могут подорвать уверенность в эффективности ядерного сдерживания, нарушая тем самым стратегическую стабильность. Скорость, незаметность, непредсказуемость и сложность атрибуции конкретной кибератаки делают прогнозирование, сдерживание и защиту от киберугроз чрезвычайно трудными, если вообще возможными.

Все страны, обладающие ядерным оружием, уязвимы перед кибератаками. Кроме того, потенциальные последствия любого пуска ядерных ракет в результате просчета, несанкционированного использования или сбоя в системе ядерного сдерживания будут иметь глобальный характер. Даже непреднамеренное проникновение в государственные системы управления и обеспечения безопасности ядерного оружия может спровоцировать кризис, чреватый применением ядерного оружия, если будет принято решение, что целью такого проникновения является уничтожение ядерного потенциала сдерживания.

Киберугрозы системам ядерного оружия требуют глобального ответа. Снижение киберрисков для ядерной сферы и управление ими жизненно важно для всех стран. На правительствах лежит общая ответственность за совместные усилия по снижению этих рисков. Для лучшего понимания глобального характера угрозы и разработки совместных подходов к ее снижению необходимо предпринять следующие действия в двух приоритетных областях.

— Инициировать двусторонний диалог с Россией. Соединенные Штаты и Россия должны начать двусторонний диалог по киберугрозам для ядерной сферы (включая угрозу вмешательства третьих сторон). Он должен быть нацелен на выработку общего понимания опасности киберугроз для ядерного сдерживания и стратегической стабильности, вероятности совершения просчета и возможных последствий, а также определения практических шагов по минимизации рисков с помощью двусторонних и многосторонних механизмов. Чтобы уменьшить вероятность возникшего в результате кибератаки ложного сигнала о ракетном нападении, страны могли бы сотрудничать в совершенствовании систем раннего предупреждения, в том числе расширяя контакты между военными.

— Расширить международное сотрудничество для снижения киберугроз. В отсутствие многостороннего взаимодействия по решению проблемы киберугроз, односторонние или двусторонние усилия по укреплению безопасности систем ядерного оружия могут восприниматься другими странами как действия по дестабилизации обстановки. Вот почему решающее значение имеет проведение двустороннего и многостороннего диалога с участием ядерных и неядерных государств, — в первую очередь, между США и Россией, а также между США и Китаем.

Двусторонние и многосторонние переговоры должны помочь определить совместные действия, разработать правила дорожного движения в киберпространстве. Например, может быть подписано соглашение об отказе от использования кибератак против систем ядерного оружия, а также предприняты меры по укреплению доверия и контроля, которые могут повысить степень доверия к будущим соглашениям.

Сегодня страны евроатлантического региона стоят перед лицом целого ряда сложных проблем. Однако все они отступают на второй план перед необходимостью принятия срочных практических мер по уменьшению реальной и потенциально катастрофической опасности киберугроз.


Совместное заявление Группы лидеров по вопросам евроатлантической безопасности «Поддержка межправительственного сотрудничества по борьбе с киберугрозами для систем ядерного оружия» подписали:

Учредители Группы

Десмонд Браун

Вице-председатель Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI), председатель Попечительского совета и совета директоров Сообщества европейских лидеров (ELN), министр обороны (2006–2008), Великобритания.

Вольфганг Ишингер

Профессор, Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии, председатель Мюнхенской международной конференции по безопасности, Германия.

Игорь Иванов

Президент Российского совета по международным делам (РСМД), министр иностранных дел России (1998–2004), Россия.

Сэм Нанн

Сопредседатель Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI), сенатор (1972–1996), Соединенные Штаты Америки.

Члены Группы

Брук Андерсон

Чрезвычайный и Полномочный Посол США, руководитель аппарата Совета национальной безопасности США в администрации Б. Обамы, Соединенные Штаты Америки.

Стив Андреасен

Консультант по национальной безопасности Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI). Ранее занимал должность директора по оборонной политике и контролю над вооружениями в Совете национальной безопасности США. Соединенные Штаты Америки.

Джоэл Белл

Председатель Фонда Чумира по этике лидерства, Канада.

Роберт Берлс

Старший советник по России и Евразии Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI); Специальный помощник министра энергетики США по программам Россия/СНГ (1993–1997), Соединенные Штаты Америки

Филипп Марк Бридлав

Генерал ВВС США, командующий Европейским командованием вооруженных сил США и Верховный главнокомандующий Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе (2013–2016), Соединенные Штаты Америки.

Уильям Дж. Бёрнс

Президент Фонда Карнеги за международный мир, Соединенные Штаты Америки.

Ричард Бёрт

Чрезвычайный и Полномочный Посол США, председатель Международного движения за глобальный ноль в США, Соединенные Штаты Америки.

Евгений Бужинский

Председатель Совета ПИР-Центра, вице-президент РСМД; генерал-лейтенант в отставке, Россия.

Винченцо Кампорини

Генерал в отставке, вице-президент Института международных отношений, Италия.

Джеймс Ф. Коллинс

Чрезвычайный и Полномочный Посол США, ведущий научный сотрудник программы по России и Евразии Фонда Карнеги за международный мир, Соединенные Штаты Америки.

Джампаоло Ди Паола

Адмирал, министр обороны Италии (2011–2013), председатель военного комитета НАТО (2008–2011), генеральный секретарь по обороне Италии (2001–2004), Италия.

Рольф Экеус

Чрезвычайный и Полномочный Посол Швеции, почетный председатель Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), Швеция.

Сэр Кристофер Харпер

Маршал авиации британских ВВС, Рыцарь-Командор Ордена Британской империи, Великобритания.

Джеймс Л. Джонс

Генерал морской пехоты США в отставке, президент Jones Group International, Соединенные Штаты Америки.

Йен Кеарн

Руководитель Oracle Partnership, Великобритания.

Родерих Кизеветтер

Депутат Бундестага, Германия.

Берт Кундерс

Министр иностранных дел Нидерландов (2014–2017), Нидерланды.

Андрей Кортунов

Генеральный директор Российского совета по международным делам, Россия.

Лукаш Кулеса

Директор по исследованиям и глава офиса Сообщества европейских лидеров (ELN) в Варшаве, Польша.

Имантс Легис

Министр обороны Латвии (2009–2010), Латвия.

О. Фарук Логоглу

Чрезвычайный и Полномочный Посол Турции, заместитель министра иностранных дел Турции (2000–2001), Турция.

Эрнест Дж. Мониз

Сопредседатель и генеральный директор Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI), министр энергетики США (2013–2017), Соединенные Штаты Америки.

Фердинандо Нелли Ферочи

Президент Института международных отношений, Италия.

Роланд Пэрис

Профессор, руководитель Кафедры международной безопасности и управления Университета Оттавы, Канада.

Поль Киле

Министр обороны Франции (1985–1986), председатель Инициативы по ядерному разоружению, Франция.

Бруно Расин

Председатель Фонда стратегических исследований, Франция.

Марис Риекстиньш

Чрезвычайный и Полномочный Посол Латвии, Министр иностранных дел Латвии (2007–2010), Латвия.

Джоан Ролфинг

Президент и исполнительный директор Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI), Соединенные Штаты Америки.

Мэтью Рожански

Директор института Кеннана в Международном научном центре им. Вудро Вильсона, Соединенные Штаты Америки.

Линн Рустен

Вице-президент Программы глобальной ядерной политики Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI), Соединенные Штаты Америки.

Сэр Джон Скарлетт

Глава Секретной разведывательной службы (СИС) МИД Великобритании (2004–2009), глава Объединенной разведывательной службы (2001–2004), Великобритания.

Игорь Смешко

Генерал, глава Службы безопасности Украины (СБУ) (2003–2005), Украина.

Джеймс Ставридис

Отставной адмирал ВМС США, Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (2009–2013), Соединенные Штаты Америки.

Стефано Стефанини

Постоянный представитель Италии в НАТО (2007–2010); член Исполнительного совета Сети европейских лидеров (ELN); ведущий научный сотрудник Атлантического совета, Италия.

Пейдж Стаутленд

Вице-президент Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI), Соединенные Штаты Америки.

Адам Томсон

Директор Сообщества европейских лидеров (ELN), Великобритания.

Натали Точчи

Директор Института международных отношений, специальный советник верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, Италия.

Эрих Вад

Генерал в отставке, преподаватель в Университете Мюнхена и Университете Зальцбурга, Германия.

Изабелла Уильямс

Старший советник Глобальной Программы по ядерной политике Фонда «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI), Великобритания.

Марчин Заборовски

Исполнительный директор Польского института международных отношений (2010–2015), Польша.

На протяжении последних четырех лет Дес Браун, Вольфганг Ишингер, Игорь Иванов, Сэм Нанн и возглавляемые ими организации — Европейская сеть лидеров за многостороннее ядерное разоружение и нераспространение (ELN), Мюнхенская конференция по вопросам безопасности (MSC), Российский совет по международным делам (РСМД) и Фонд «Инициатива по снижению ядерной угрозы» (NTI) — привлекали бывших и действующих должностных лиц и экспертов из евроатлантических государств и Европейского союза к тестированию идей и разработке предложений, связанных с укреплением безопасности в жизненно важных сферах деятельности. Группа лидеров по вопросам евроатлантической безопасности (EASLG) является независимой и неформальной инициативой, отражающей широкий диапазон взглядов граждан евроатлантического региона из России, США, Канады и пятнадцати европейских стран.

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся