Летом 2024 г. Хорватию захлестнула волна праворадикальных настроений: в разных частях страны при массовых скоплениях людей фиксировались случаи использования усташских приветствий и фашистской символики. На открытии памятника солдату, павшему в Войне за независимость Хорватии, мэр Дубровника использовал приветствие усташей, но что еще примечательнее — тем же лозунгом открыл свою работу 11-й созыв хорватского парламента. На фоне заметного усиления правых фракций на выборах 2024 г. в Европарламент и национальные парламенты ведущих стран Европы рост правых настроений в Хорватии кажется закономерным, однако действительно ли хорваты развернулись «вправо»?
Прошедшее в апреле 2024 г. голосование в Сабор продемонстрировало приверженность хорватского общества правой идеологии: правоконсервативному Хорватскому демократическому содружеству (ХДС) во главе с премьером страны А. Пленковичем удалось удержаться на позиции правящей партии, однако 61 из 151 мандата не позволили ХДС получить абсолютное большинство, в то время как главная соперница хорватских правых — Социал-демократическая партия Хорватии (СДПХ) — в составе коалиции «Реки правды» получила 42 мандата. Тем не менее ни результаты выборов в хорватский Сабор, ни итоги голосования хорватов в Европарламент, где большинство голосов (34,6%) также получила партия ХДС, не могут иллюстрировать усиление правых настроений в хорватском обществе, поскольку сегодня ситуация с лево-правым размежеванием сил в Хорватии весьма неоднозначна.
Идеологически амбивалентные программы ведущих хорватских партий сделали для избирателей невозможным ориентироваться в лево-правом политическом спектре, что является симптомом эпохального кризиса самой концепции партийной демократии. ХДС, которое по определению должно заниматься экономикой и частной собственностью, больше озабочено помощью социальным категориям граждан, в то время как левые во главе с СДПХ, которые должны заниматься в первую очередь проблемами рабочих и незащищенных слоев населения, сосредоточены на экологии и гендерном равенстве. Примечательно, что по вопросам реальной политики (особенно экономики) программы левых и правых политических сил Хорватии практически не расходятся, за исключением проблем, связанных с трудовыми мигрантами и внешним влиянием.
Именно поэтому основное противостояние левых и правых в Хорватии наблюдается на поле символической политики: по вопросам хорватской идентичности, национального самосознания и суверенитета, внешних и внутренних «других». Если левые понимают хорватскую идентичность как единство разнообразия — этнического, религиозного, культурного и сексуального, то правые видят в ней совокупность этнических и национальных характеристик, к которым относятся хорватский язык, католическая церковь, этнические традиции, принадлежность к западной цивилизации и гетеросексуальность, которые должны оставаться доминирующими в обществе и государстве.
Нельзя утверждать, что правая идеология осознанно и всецело принимается хорватским обществом, однако политический оппортунизм правых и использование в своей риторике ультранационалистских лозунгов отвлекает внимание от решения социальных и экономических проблем и создает истерию в хорватском обществе. Одна из ключевых точек в идеологии хорватских правых партий сегодня — это исторический ревизионизм и поиск новых трактовок для символов, традиционно имевших негативную коннотацию в прошлом. Однако современный мир знает массу примеров, когда из искр националистских идей на фоне экономических вызовов и угроз безопасности разгорается пожар открытых кровопролитных конфликтов. Подобные конфликты помнят и в Хорватии, а потому задачей хорватской правящей элиты на ближайшее десятилетие будет пересмотр ценностных установок и поиск примирительных конструктов для солидаризации людей противоположных взглядов и формирования позитивной хорватской идентичности.
Летом 2024 г. Хорватию захлестнула волна праворадикальных настроений: в разных частях страны при массовых скоплениях людей фиксировались случаи использования усташских приветствий и фашистской символики [1]. В начале августа в рамках празднования Дня победы и благодарности отчизне [2] в Имотском и Дугополе прошли концерты М. Перковича Томпсона и других исполнителей, на которых скандировались усташские лозунги и демонстрировались фашистские символы. На открытии памятника солдату, павшему в Войне за независимость Хорватии, мэр Дубровника также использовал приветствие усташей, но что еще примечательнее — тем же лозунгом открыл свою работу 11-й созыв хорватского парламента. На фоне заметного усиления правых фракций на выборах 2024 г. в Европарламент и национальные парламенты ведущих стран Европы (Национальное объединение во Франции, АдГ в Германии, Австрийская партия свободы, Партия свободы в Нидерландах) рост правых настроений в Хорватии кажется закономерным, однако действительно ли хорваты развернулись «вправо»?
Слева и справа от идентичности
Прошедшее в апреле 2024 г. голосование в Сабор продемонстрировало приверженность хорватского общества правой идеологии: правоконсервативному Хорватскому демократическому содружеству (ХДС) во главе с премьером страны А. Пленковичем удалось удержаться на позиции правящей партии, однако 61 из 151 мандата не позволили ХДС получить абсолютное большинство, в то время как главная соперница хорватских правых — Социал-демократическая партия Хорватии (СДПХ) — в составе коалиции «Реки правды» получила 42 мандата. Тем не менее ни результаты выборов в хорватский Сабор, ни итоги голосования хорватов в Европарламент (где большинство голосов (34,6%) также получила партия ХДС, правда, при показательно низкой явке в 21,35%) не могут иллюстрировать усиление правых настроений в хорватском обществе, поскольку сегодня ситуация с лево-правым размежеванием сил в Хорватии весьма неоднозначна.
Анализируя предвыборные кампании ХДС и СДПХ, хорватские эксперты отмечали, что идеологически амбивалентные программы ведущих хорватских партий сделали для избирателей невозможным ориентироваться в лево-правом политическом спектре, что является симптомом эпохального кризиса самой концепции партийной демократии. Так, бывший депутат хорватского парламента Т. Тадич отмечает, что ХДС, которое по определению должно заниматься экономикой и частной собственностью, больше озабочено помощью социальным категориям граждан, в то время как левые во главе с СДПХ, которые должны заниматься в первую очередь проблемами рабочих и незащищенных слоев населения, сосредоточены на экологии и гендерном равенстве. Примечательно, что по вопросам реальной политики (особенно экономики) программы левых и правых политических сил Хорватии практически не расходятся, за исключением проблем, связанных с трудовыми мигрантами и внешним влиянием.
Политологи еще в начале XXI в. стали писать о том, что разделение на левых и правых, реформистов и консерваторов становится все более условным и нелинейным, говорили об «уходе в прошлое старых критериев размежевания, о превращении понятий “левые” и “правые” в некий анахронизм». В случае Европы отмечалось, что современные западные государства превратились в постдемократии, в которых борьба больше не ведется за конкурирующие концепции и политические программы, а политическую повестку определяют группы интересов международного крупного капитала [3]. Отсюда сегодня критика размывания конкурирующих идеологий сводится к тому, что в западных странах (в Хорватии, в частности) потеряно доверие к государственным институтам и существующим политическим партиям, которые не занимаются реальными проблемами, что приводит к отчуждению от политики.
Именно поэтому основное противостояние левых и правых в Хорватии наблюдается на поле символической политики: по вопросам хорватской идентичности, национального самосознания и суверенитета, внешних и внутренних «других». Если левые понимают хорватскую идентичность как единство разнообразия — этнического, религиозного, культурного и сексуального, то правые видят в ней совокупность этнических и национальных характеристик, к которым относятся хорватский язык, католическая церковь, этнические традиции, принадлежность к западной цивилизации и гетеросексуальность, которые должны оставаться доминирующими в обществе и государстве.
Кто прячется «за домом»?
Одна из ключевых точек в идеологии хорватских правых партий сегодня — это исторический ревизионизм и поиск новых трактовок для символов, традиционно имевших негативную коннотацию в прошлом. Так, приветствие усташей в годы Второй мировой войны «За дом — готовы!» (хр. Za dom spremni), которое ассоциировалось с многочисленными преступлениями хорватских фашистов против сербов, евреев и цыган и десятками лагерей смерти на территории Независимого государства Хорватия, вернулось в активное употребление в годы распада Югославии, когда хорваты вновь встретились с сербами на поле боя. В это время, например, также использовалась усташсткая песня «Юре и Бобан», адаптированная под реалии конфликта 1991–1995 гг. Слова новой версии песни звучат и сегодня в Хорватии: «Ой, хорваты, братья милы/ Глубоки же воды Дрины./ Нужно Дрину переплыть,/ Нужно Сербию спалить».
Несмотря на военные преступление и большое число жертв среди мирного населения, война за независимость в современном политическом дискурсе Хорватии представляется как фундамент национального самосознания и суверенного строительства нации. Поэтому и клич «За дом — готовы!» обрастает новыми, позитивными коннотациями, которые призваны объединять общество внутри страны: его слышно на свадьбах и днях рождениях, на футбольных матчах и концертах. Естественно, сложно представить, что многотысячные толпы хорватских граждан на увеселительных мероприятиях осознанно прославляют кровавый режим усташей и мечтают взяться за сербосек [4]. В сознании современных хорватов лозунг усташей стал способом справиться с вызовами внешней среды (экономическая нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне, недоверие к институтам власти и постоянные угрозы безопасности, тиражируемые СМИ), сплотившись вокруг идеи единства страны и готовности защищать свою родину, свой дом.
Однако «за домом» стоят новые угрозы общественных расколов и этнополитических конфликтов внутри страны. Целенаправленные действия правых по выхолащиванию смыслов из одиозных символов режима усташей создают на практике глубокое размежевание в хорватском социуме по вопросу национальной идентичности. Пока, с одной стороны, принимаются законы, запрещающие использовать усташские лозунги и символику (со штрафами до 4 тыс. евро), а приветствие «За дом — готовы!» приравнивается к нацистскому приветствию, с другой — Высокий суд по административным правонарушениям Республики Хорватия утверждает, что использование лозунга «За дом» полностью законно. Подобная идеологическая «шизофрения» лишает хорватов ответа на главный вопрос: «Кто мы?», поскольку любая самоидентификация строится на непрекращающихся негациях прошлых символов и определений.
***
Таким образом, нельзя утверждать, что правая идеология осознанно и всецело принимается хорватским обществом, однако политический оппортунизм правых и использование в своей риторике ультранационалистских лозунгов отвлекает внимание от решения социальных и экономических проблем страны и создает истерию в хорватском обществе. Так, строительство нации основывается не на позитивной идентичности, а на противопоставлении себя другим, на страхах за собственное будущее и на пессимистичных сценариях общественного развития. Современный мир знает массу примеров, когда из искр националистских идей на фоне экономических вызовов и угроз безопасности разгорается пожар открытых кровопролитных конфликтов. Подобные конфликты помнят и в Хорватии, а потому задачей хорватской правящей элиты на ближайшее десятилетие будет пересмотр ценностных установок и поиск примирительных конструктов для солидаризации людей противоположных взглядов и формирования позитивной хорватской идентичности.
1. Усташи — фашистская ультраправая организация в Хорватии, управлявшая коллаборационистским марионеточным Независимым государством Хорватия (Nezavisna Država Hrvatska) в 1941–1945 гг.
2. Национальный праздник в Хорватии, отмечается 5 августа, в годовщину операции «Буря», когда хорватская армия взяла под контроль город Книн, столицу самопровозглашенной республики Сербская Краина, тем самым положив конец войне 1991–1995 гг. за отделение от Югославии.
3. Crouch, C. (2005). Post-Democracy. Cambridge: Polity Press. 144 p.
4. Клинок на кожаной рукавице для убийства пленных сербов на скорость.