1 января 2015 г. официально начал функционировать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – союз России, Белоруссии, Казахстана. 2 января членом ЕАЭС стала Армения. В мае 2015 к союзу присоединится Кыргызстан. Интерес к ЕАЭС проявляет Таджикистан. 10 декабря во время встречи президентов России и Узбекистана в Ташкенте стороны выразили готовность провести консультации по созданию зоны свободной торговли между Узбекистаном и ЕАЭС.
Сегодня общий рынок ЕАЭС составляет 180 млн. человек. Это самый крупный интеграционный союз в мире, что может повысить его привлекательность для других стран. Но экономический спад в России в связи с антироссийскими санкциями негативно повлиял на экономики Казахстана и Белоруссии, выявив недочеты в механизмах функционирования ЕАЭС. Это насторожило новых потенциальных членов организации, вызвав новую волну и без того несмолкающих дискуссий о целесообразности присоединения к ЕАЭС.
Одна из стран, где идет активное обсуждение плюсов и минусов интеграции с ЕЭАС – это Кыргызстан. РСМД обратился к кыргызским экспертам, чтобы понять тональность дискуссий и разницу во взглядах на проблемы и перспективы ЕАЭС, как они видятся изнутри страны. Им были заданы пять одинаковых вопросов, чтобы выявить разность и совпадения взглядом по теме.
1. Как понимают цели и задачи ЕАЭС в Кыргызстане?
Чинара Эсенгул, заместитель директора Национального института стратегических исследований Кыргызской Республики: Перед Кыргызстаном стоят серьезные задачи социально-экономического развития, поэтому мы хотим воспринимать ЕАЭС как структуру для решения экономических вопросов. Союз мог бы помочь решить вопросы регулирования миграционных потоков, способствовать обмену опытом и повышению образования населения. Но вопрос, волнующий Бишкек сегодня – удастся ли ЕАЭС удержать рамки экономической интеграции без чрезмерной политизации объединения.
Тамерлан Ибраимов, руководитель Бишкекского Центра политико-правовых исследований: В республике существуют два взгляда на ЕАЭС. Первый – официальный, продвигаемый властями Кыргызстана. В ЕАЭС они видят возможности для создания общего рынка, расширения внешней экономической и политической кооперации, и за счет этого – решения застарелых экономических и политических внутристрановых проблем. Исходя из этого формулируются задачи: общие таможенные границы, стимулирование производства внутри ЕАЭС. Если Кыргызстан не присоединится, утверждают власти, то страна попадет в сложную ситуацию: границы с соседями будут блокированы, а значит сократится торговля. Лейтмотив всех этих аргументов сводится к тому, что у Кыргызстана нет выхода, поэтому лучше вступить в ЕАЭС, чем не вступить.
Второй взгляд – общества. Население к вступлению Кыргызстана в ЕАЭС относится двояко. Одни считают, что союз позволит усилить сотрудничество между странами-членами объединения, а это выгодно всем. Другие видят в ЕАЭС попытки России усилить влияние на постсоветском пространстве. Поэтому вопрос о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС остается дискуссионным.
Замира Мураталиева, эксперт Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете: Противники интеграции Кыргызстана в ЕАЭС видят в объединении политический «союз трех диктаторов» и никаких экономических выгод. Говорить о политическом объединении преждевременно. Страны, входящие в ЕАЭС, не выступают единым голосом в международных делах, не обсуждают перспектив создания единого парламента. Однако исключать переход на более высокий уровень интеграции, связанный с политическим союзом, я бы тоже не стала.
2. Как ЕАЭС может способствовать или препятствовать решению экономических проблем в регионе Центральной Азии?
Чинара Эсенгул: Создание ЕАЭС не заменяет внутрирегиональную интеграцию Центральной Азии. Субрегионализм необходим для решения центральноазиатских проблем, которых немало. Это по-прежнему вопросы границ, ограниченность водных ресурсов, проблемы приграничной торговли. Но своим существованием ЕАЭС делает невозможной центральноазиатскую интеграцию. Однако возможно, на данный момент страны региона не готовы к внутрирегиональной интеграции. ЕАЭС сближает республики региона с Россией. Только потом можно говорить о потенциале, заложенном для сотрудничества между другими странами-членами организации. Думаю, после смены политических элит во всех республиках Центральной Азии можно будет говорить о «перезагрузке» отношений между странами.
Тамерлан Ибраимов: Каждая республика Центральной Азии обладает большим внутренним рынком, и ЕАЭС может помочь еще больше развить его. Но в любом экономическом союзе выигрывает страна, где экономика более развита, технологична, и издержки производства меньше. Центральноазиатские страны, которые смогут конкурировать с другими членами ЕАЭС, имеют хорошие шансы решить проблемы за счет расширения рынка сбыта своих товаров и услуг. Неконкурентоспособные республики рискуют, наоборот, получить еще больше экономических трудностей, чем они имели до вступления в ЕАЭС.
Замира Мураталиева: Центральная Азия полна противоречий и нерешенных проблем. Более чем двадцатилетняя история независимости показала, что внутрирегиональная интеграция обречена. Республикам проще договариваться на двусторонней основе или в рамках международных организаций. Не исключаю, что ЕАЭС может поспособствовать решению таких центральноазиатских проблем, как трудоустройство безработных, снятие таможенных барьеров для торговли, решение водно-экономических и приграничных споров, но может усугубить их. В Кыргызстане возлагают надежды на то, что ЕАЭС поможет развить транспортно-логистическую систему региона и в целом укрепить безопасность республик. Но очевидно, ЕАЭС косвенно будет вести к снижению товарооборота со странами Центральной Азии, не входящими в союз в силу повышения таможенных пошлин, что создает новые риски.
3. Как создание ЕАЭС может повлиять на отношения республик Центральной Азии с другими государствами или международными организациями?
Чинара Эсенгул: Сегодня отсутствие конструктивных отношений между Россией и Западом оставляет отпечаток и на отношениях центральноазиатских республик, и с Россией, и с Западом. Но Евросоюз и США всегда делали акцент на важности самостоятельного курса стран нашего региона. Поэтому наши отношения могут развиваться в конструктивном русле как со странами Запада, так и Востока.
Тамерлан Ибраимов: Вступление в ЕАЭС позитивно повлияет на взаимодействие центральноазиатских стран с теми организациями, где ключевую роль играет Россия. Например, ОДКБ. Китай, ключевая страна ШОС, заинтересован в акселерации отношений с Центральной Азией в любом «виде», в рамках ЕАЭС или вне объединения. Отношения с ЕС, ВТО и иными международными организациями из-за вступления некоторых центральноазиатских государств в ЕАЭС сильно не изменятся. Возможно, они станут менее интенсивными в силу того, что акценты в международном экономическом сотрудничестве стран региона сместятся в сторону ЕАЭС. Не исключен другой сценарий, когда такое сотрудничество, наоборот, станет более тесным. Этому может поспособствовать вступление Казахстана в ВТО. Для Кыргызстана это крайне важно, так как в рамках ВТО торговля между двумя странами станет более предсказуемой и будет опираться на ясные правила.
Замира Мураталиева: Интеграция Кыргызстана в ЕАЭС уже негативно повлияла на отношения с США и ЕС. Анализ последних речей американских дипломатов показывает их негативную оценку действий кыргызских властей, взявших курс на сближение с ЕАЭС.
4. Экономическая интеграция – это готовность стран разделять риски всех участников союза. Как, на Ваш взгляд, экономические кризисы в других странах-участниках ЕАЭС могут повлиять на экономику Вашей страны?
Чинара Эсенгул: Думаю, в ЕАЭС есть понимание и намерение оказывать поддержку странам с более слабыми экономиками в случае кризисов. Но до практической готовности взаимопомощи – далеко. В двустороннем порядке страны могут помогать друг другу, но механизмов такой помощи в интеграционном формате пока не предусмотрено. Вероятны сложности в деятельности ЕАЭС в связи со сложной военно-политической ситуацией на постсоветском пространстве, нестабильностью в Афганистане, напряженностью в отношениях между Западом и Россией, так как все это сильно завязано и на вопросах политической экономики.
Тамерлан Ибраимов: Экономические сложности в России или Казахстане напрямую влияют на экономику Кыргызстана в силу зависимости от торговли с этими странами. Доходы кыргызских трудовых мигрантов напрямую зависят от развития экономик России и Казахстана. Несмотря на взаимозависимость стран объединения, готовность ЕАЭС помогать странам с более слабыми экономиками не очевидна. Доказательством может служить нежелание Казахстана и Белоруссии разделять с Россией риски из-за введенных против Москвы экономических санкций. Кыргызстан, став членом ЕАЭС, в еще меньшей степени готов брать на себя ответственность за слабость других национальных экономик. Вообще, экономические трудности по политическим причинам в какой-либо стране ЕАЭС вызывают в Бишкеке споры относительно необходимости разделять риски с этой страной.
Замира Мураталиева: Санкции против Москвы, приведшие к девальвации рубля, продемонстрировали, что ЕАЭС обладает способностью выживать и развиваться, несмотря на наличие таких рисков. Помощь России Кыргызстану в деле реализации «дорожной карты» по вступлению республики в ТС, подтвердила, что есть понимание и готовность совместно решать экономические проблемы.
5. ЕАЭС должен «заработать в полную силу» к 2025 году. Каким Вы видите ЕАЭС через 10 лет?
Чинара Эсенгул: Сложно предсказать будущее ЕАЭС на ближайшие десять лет, но хочется верить, что в это объединение к 2025 г. войдут все страны Центральной Азии.
Тамерлан Ибраимов: Пока существуют риски дезинтеграции между странами ЕАЭС, а также неочевидность экономических выгод для участников, говорить о будущем этой организации можно лишь с осторожностью. Многое в ЕАЭС будет зависеть от внутриполитической ситуации в странах-членах организации, а также способности наиболее влиятельной страны – России учитывать экономические и политические интересы других стран ЕАЭС.
Замира Мураталиева: Думаю, к 2025 г. состав ЕАЭС будет значительно расширен и организация станет сильным и авторитетным актором, с чьим мнением будут считаться.
Заключение
Характер дискуссии между кыргызскими экспертами о перспективах и проблемах вступления республики в ЕАЭС показывает, что:
- В Кыргызстане в ЕАЭС хотят видеть структуру, способствующую экономическому развитию республики, но есть опасения, что по мере роста международной напряженности политизация ЕАЭС будет усиливаться.
- В ЕАЭС, несмотря на декларируемые намерения, не выработаны механизмы оказания взаимопомощи странам-участницам с более слабыми экономиками. Став членом ЕАЭС, Кыргызстан также не готов брать ответственность за экономические трудности, особенно по политическим причинам, в других странах-участницах организации
- Участие в ЕАЭС может осложнить экономические и политические отношения Кыргызстана с теми республиками Центральной Азии, которые не являются участниками объединения; с другой стороны, есть надежда, что ЕАЭС, наоборот, поспособствует решению многих острых проблем, сохраняющихся между центральноазиатскими странами.
- Вступление Кыргызстана в ЕАЭС не отменяет сотрудничества республики со странами Запада и Китаем.
- Будущее ЕАЭС зависит от внутриполитической стабильности в каждой из стран-участниц объединения, а также способности России, учитывать экономические и политические интересы других стран ЕАЭС.
Подготовила Галия Ибрагимова, консультант ПИР-Центра политических исследований