Согласно Министерству иностранных дел Турецкой Республики, современная балканская политика Анкары, сформированная на базе принципов «региональной ответственности» и «инклюзивности», включает в себя четыре ключевых направления: 1) политический диалог на высшем уровне; 2) безопасность для всех; 3) максимальная экономическая интеграция; 4) сохранение в балканских странах структуры общества, построенной на принципах полиэтничности, мультикультурализма и многоконфессиональности. Турецкое внешнеполитическое ведомство подчеркивает, что в рамках своей политики на Балканах Анкара нацелена на развитие существующего сотрудничества и обеспечение «всесторонней региональной интеграции» путем создания общих сфер интересов между странами региона. Кроме того, Анкара придает большое значение своим двусторонним связям с балканскими странами и старается поддерживать добрососедские отношения со всеми из них.
По итогам 2024 г. товарооборот Турции со странами Балканского полуострова достиг почти 40 млрд долл., а общий объем турецких инвестиций на Балканах превысил три млрд долл. Об этом, в частности, заявил председатель Союза палат и товарных бирж Турции (TOBB) Рифат Хисарджиклыоглу, выступая на 32-м заседании Балкано-турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей (BALKANTÜRKSİAD), состоявшемся в январе 2025 г. в Бурсе. По его словам, страны Балканского региона относятся к числу турецких стратегических торговых партнеров.
По данным Ассамблеи экспортеров Турции (TİM), общий объем турецкого экспорта в страны Балканского региона в 2024 г. составил 23 408,6 млн долл., что на 17,2% превышает прошлогодний показатель. Лидером по закупке турецких товаров и услуг среди балканских государств по итогам 2024 г. стала Румыния, на нее пришлась почти треть (32,24%) турецкого экспорта в регион (7 547,3 млн долл.) (см. таблицу 1).
Таблица 1. Объемы турецкого экспорта в страны Балканского полуострова в 2023 и 2024 гг.
Страна
|
2023 (тыс. долл.)
|
2024 (тыс. долл.)
|
Разница (%)
|
Румыния
|
6 549 385,50
|
7 547 310,85
|
15,2
|
Болгария
|
3 873 894,77
|
4 403 432,88
|
13,7
|
Греция
|
2 604 049,17
|
3 326 440,86
|
27,7
|
Сербия
|
2 188 819,96
|
2 574 818,75
|
17,6
|
Словения
|
2 003 438,59
|
2 501 150,18
|
24,8
|
Албания
|
701 255,44
|
919 521,59
|
31,1
|
Босния и Герцеговина
|
682 948,03
|
712 486,01
|
4,3
|
Хорватия
|
609 928,57
|
643 574,71
|
5,5
|
Северная Македония
|
592 757,29
|
621 762,37
|
4,9
|
Черногория
|
159 519,44
|
158 130,58
|
-0,9
|
Источник: Ассамблея экспортеров Турции
Ведущими статьями турецкого экспорта на Балканы в 2024 г. стали промышленные товары, преимущественно из группы химической промышленности (4 237,9 млн долл.). За продукцией химпрома следуют автомобилестроение (4 051,6 млн долл.), сталелитейная промышленность (3 273,3 млн долл.), черная и цветная металлургия (1 800,2 млн долл.), а также электротехническая и электронная промышленность (1 547,6 млн долл.).
Растущее торгово-экономическое взаимодействие Турции с балканскими государствами сопровождается тесными гуманитарными связями. На сайте турецкого МИД, в частности, сообщается, что в балканских странах проживают национальные меньшинства, родственные туркам общины, точно также и в Турции проживает большое число граждан балканского происхождения. Таким образом, кризисные явления, возникающие на Балканах, могут оказывать, по предположению турецких дипломатов, непосредственное влияние на Турцию, поэтому сохранение мира и стабильности на Балканах имеет для Анкары жизненно важное значение. Значимой составляющей турецкой политики на Балканах выступает вмешательство в разрешение конфликтных ситуаций в регионе. Так, Анкарой инициированы регулярные трехсторонние переговоры в форматах «Турция — Сербия — БиГ» (с 2009 г. было проведено четыре встречи на уровне президентов и 14 встреч на уровне министров иностранных дел) и «Турция — Хорватия — БиГ» (с 2010 г. было проведено восемь встреч на уровне глав внешнеполитических ведомств).
Балканский полуостров традиционно занимает важное место в турецкой внешней политике. Показательными можно считать заявление президента Реджепа Тайипа Эрдогана во время открытия Исламского культурного центра в хорватском г. Сисаке в сентябре 2022 г.: «В наших сердцах мы не отличаем Сисак от Амасьи, Петринью от Бурсы, Загреб от Анкары, Сараево от Стамбула и Мостар от Ризе». Судя по всему, данные посылы восходят к концептуальным разработкам турецких экспертов, которые в начале 1990-х гг., будучи вдохновленными ликвидацией Организации Варшавского договора и распадом СССР, стали выдвигать идеи о возможности распространения влияния Турции «от Адриатического моря до Великой Китайской стены». Некоторые из подобных идей в период правления Тургута Озала и Сулеймана Демиреля получили официальное оформление и даже частичное практическое воплощение. В Центральной Азии эти идеи были поддержаны западными государствами, так как видели в этом возможность уравновесить Россию и предупредить рост исламского фундаментализма, однако на Балканах дела обстояли иначе.
Балканы рассматриваются Анкарой в контексте доктрины «передовой обороны», согласно которой безопасность турецких границ начинается за пределами турецких территорий. Балканские страны служат для Турции «воротами в Европу», через которые проходят главные сухопутные артерии, соединяющие ее с европейскими государствами, с которыми у нее наиболее тесные экономические и политические контакты. Балканский регион предоставляет удобный маршрут для международных воздушных перевозок, а также имеет важное значение для водной транспортной системы Черноморско-Средиземноморского региона. Логистические особенности Балканского полуострова важны для Анкары и в контексте решения стратегических задач, в том числе, за пределами региона [1]. Заметное влияние на турецкую политику на Балканах оказывает греческий фактор. Турецкая дипломатия традиционно прилагает большие усилия с тем, чтобы ограничить деятельность Афин в регионе. Вышеперечисленные факторы во многом стали определяющими в контексте формирования балканской политики современной Турции.
Немаловажное значение с точки зрения трансформации турецкой политики на Балканах имели процессы, направленные на региональную консолидацию. Первым проектом регионального сотрудничества балканских государств стала Центральноевропейская инициатива (ЦЕИ), созданная в 1989 г. в Будапеште на базе опыта Альпийско-Адриатической рабочей группы (учрежденной в Венеции в 1978 г.), куда Турция не входит. Свою активность она, как правило, проявляет в рамках региональных проектов, стартовавших уже после распада СССР и блоковой системы международных отношений. Особое значение в данном контексте для Анкары имеет Организация Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), открывшая двери в том числе балканским государствам, основы которой были заложены по инициативе Турции в 1992 г. К важным для Анкары форматам регионального взаимодействия относится Процесс сотрудничества в Юго-Восточной Европе (South-East Europe Cooperation Process, SEECP), запущенный в 1996 г. по предложению Софии в целях укрепления сотрудничества между странами региона в сфере политики, безопасности и экономического сотрудничества.
В контексте балканской политики Анкары особе значение имеет саммит стран — участниц SEECP, состоявшийся в 2010 г. в Стамбуле. Большое внимание на нем было уделено проблемам безопасности на Балканах. В ходе мероприятия турецкая делегация всячески старалась привлечь лидеров стран Балканского полуострова к сотрудничеству в борьбе с терроризмом. Обращают на себя внимание упреки турецких лидеров в адрес правительств стран Юго-Восточной Европы за их «нескоординированные действия и невыполнение обязательств», взятых на себя в рамках международных договоров и двусторонних соглашений в сфере совместных усилий по борьбе с терроризмом и организованной преступностью. Так, Р. Т. Эрдоган, занимавший на тот момент пост премьер-министра, заявил: «Безопасность Европы начинается с Хаккяри… Пока не будет обеспечена безопасность в Шемдинли, нельзя говорить об обеспечении полной безопасности на Балканах, в Европе». Обращал на себя внимание повышенный тон турецкого премьера, когда он касался вопросов принятия совместных мер против деятельности Рабочей партии Курдистана (РПК). «Сколько из пойманных до сих пор террористов были отданы нам?!» — задавался вопросом политик, обращаясь к участникам стамбульского саммита SEECP. Раскритиковав «бездействие» властей стран Балканского полуострова, турецкий премьер подчеркнул, что между государствами региона в вопросе борьбы с терроризмом должна быть максимальная солидарность. Нельзя, по его мнению, «использовать принцип независимости судебной власти с целью отказа в выдаче террористов». По его словам, страны региона делят террористические организации на «плохих» и «хороших», что не отвечает духу регионального сотрудничества и не способствует укреплению стабильности и взаимного доверия в регионе
После запуска Берлинского процесса в 2014 г., в рамках которого стартовали саммиты «Западные Балканы», ЕС начал продвигать повестку «инфраструктурного сопряжения региона со своими государствами-членами в энергетической и транспортной сферах». Одновременно в 2015–2016 гг. началась реализация Турецкого потока и Южного газового коридора (ЮГК), превращавших Турцию в одну из крупнейших стран — транзитеров газа в Европу, в том числе на Балканы. Помимо этого, Брюссель активно поддерживал ЮГК с ответвлением на Трансадриатический газопровод (TAP) через Грецию, Албанию, Италию. Данная ситуация побуждала лидеров стран Западных Балкан строить более тесные личные связи с президентом Р. Т. Эрдоганом. С 2020 г. после запуска Турецкого потока и TAP Турция начала себя позиционировать в качестве ключевого посредника в поставках газа в Центральную и Юго-Восточную Европу.
Сегодня в турецком официальном дискурсе все чаще можно услышать «о новом прагматизме» на Балканах. В данном контексте обращают на себя внимание усилия Анкары по налаживанию отношений с Сербией. В 2017 г. Р. Т. Эрдоган посетил эту страну в сопровождении восьми министров и около 200 предпринимателей. В 2019 г. в ходе очередного визита в Сербию политик заявил, что Анкара готова поддержать Белград в решении косовского вопроса и примет любое соглашение, которое устроит обе стороны в переговорах. По итогам визитов турецкого президента в Сербию между Анкарой и Белградом был подписан целый ряд соглашений, в том числе в области обороны.
В контексте турецко-сербского сближения высказывались предположения о том, что Москва получала возможность более эффективно отстаивать интересы сербов, в том числе в Боснии и Герцеговине, где их принуждали отказаться от России в пользу США и НАТО. Ситуацию в БиГ главы Сербии и Турции обсуждали и с членами боснийского президиума. Примечательно, что президент Сербии Александр Вучич предложил Р. Т. Эрдогану подключить Москву к диалогу в формате «Турция — БиГ — Сербия — Россия».
В этой связи важно отметить, что в мае 2018 г. Р. Т. Эрдоган посетил Сараево в рамках шестого заседания Генассамблеи Союза европейских турецких демократов (UETD). Визит стал также и предвыборным мероприятием в ходе кампании Р. Т. Эрдогана, который стремился заполучить голоса турецких граждан, проживавших в европейских странах. Тогда страны Западной Европы (Германия, Австрия и Нидерланды) запретили ему вести предвыборную кампанию на своей земле. Интересным по этому поводу представляется сообщение «Евроньюс», которое отражало позицию Брюсселя, нацеленную на недопущение дальнейшего турецко-сербского сближения: «Это агитационное мероприятие в преддверии июньских выборов в Турции вызвало возмущение ряда боснийских сербских политиков, которые считают, что подобные акции указывают на попытки Анкары оказывать серьезное влияние на Сараево».
В Брюсселе распространялось мнение о том, что Турция через Балканы продвигала в страны ЕС политический ислам. Масла в огонь подлил инцидент в Косово, когда турецкие специальные службы схватили шестерых граждан Турции и экстрадировали их без суда и следствия. Шестерых турок, проживавших в Косово, в Турции подозревали в симпатиях к Фетхуллаху Гюлену. Премьер-министр непризнанного Косово Рамуш Харадинай уволил тогда министра внутренних дел и главу разведки, так как они не поставили его в известность о данной операции. В ответ Р.Т. Эрдоган обвинил косовского премьера в укрывательстве террористов и поддержке США против Турции. Похожие аресты происходили и в Албании. ЕС в связи с этим опубликовал официальное заявление, назвав подобные действия Анкары «недемократичными» и «неуважительными» к законодательным процедурам, на которых зиждется Европейский союз.
Отношения между Турцией и Албанией в 2018 г. тоже переживали не лучшие времена. Албания, намеренная открыть у себя новую американскую военную базу, в Турции считалась «американским штатом», полным сторонников Ф. Гюлена. Таким образом, присутствие сторонников Ф. Гюлена в Косово, Албании и Боснии стало одним из факторов, подтолкнувших Турцию на активное сближение с Сербией.
В то же время Турция убеждена в том, что международное присутствие на Балканах необходимо как с точки зрения укрепления государственности в новообразованных странах, так и с точки зрения региональной стабильности. Данную аргументацию Турция использует при обосновании своего участия в международных механизмах на Балканах. Турецкие военнослужащие и сотрудники службы безопасности продолжают принимать участие в международных военных (KFOR, EUFOR) и гражданских (UNMIK, EULEX) миссиях. Параллельно с этим Турция продвигает идею о том, что максимальный вклад в будущее региона должны и способны внести сами балканские страны и всячески подчеркивает необходимость в разработке уникальных инклюзивных механизмов сотрудничества на Балканах.
В период пандемии COVID-19 турецкие позиции на Балканах продолжали укрепляться. При сохранении роли Анкары как «важного торгово-экономического партнера» и «инвестора в инфраструктурные проекты региона» в общественном сознании западнобалканских стран одновременно росло убеждение, что она в период пандемии занимала место еще и одного из ключевых поставщиков медицинской помощи и вакцин. Так, по данным соцопросов, проведенных в Албании и БиГ, на вопрос о том, кто больше всего оказал медицинскую и финансовую помощь странам региона во время пандемии, Турция заняла третье место, уступив лишь ЕС и КНР.
В условиях начала российской специальной военной операции (СВО) на Украине турецкая активность на Балканах вышла на новый уровень. Анкара все активнее начала позиционировать себя в качестве «дипломатического хаба» по решению региональных политических проблем. Судя по всему, во многом этому способствовали те посреднические наработки, которые Турция приобрела в ходе своей активности в контексте украинского конфликта. Здесь уместно указать причины, которые сподвигли Анкару на выработку собственной политики в отношении украинского кризиса. Во-первых, Турция не заинтересована в затягивании конфликта, поскольку в отличие от западных стран находится по соседству с Россией и Украиной и в непосредственной близи от зоны конфликта. Во-вторых, Анкара с самого начала конфликта выступает против каких-либо мер, направленных на дипломатическую изоляцию России. В-третьих, Турция выступила против присоединения к антироссийским санкциям, заявив, что не хочет становиться стороной конфликта и не намерена «сжигать мосты» в отношениях с Россией. В-четвертых, Турция достаточна критично оценивает тенденции, направленные на консолидацию общества на почве противостояния в отношении кого бы то ни было. Турки на собственном опыте продолжают испытывать негативные последствия радикального национализма, исламофобии и туркофобии в европейских странах. В-пятых, Анкара крайне не заинтересована в милитаризации Восточной Европы и начале нового витка региональной гонки вооружений. Нынешняя ситуация в Черноморско-Средиземноморском регионе Анкару вполне устраивает. В настоящее время она — региональная держава, интересы которой соблюдаются, в том числе глобальными игроками. Однако радикальная милитаризация региона может все изменить, и, скорее всего, не в ее пользу. Такую перспективу Анкара пытается всячески избежать как при помощи имеющихся у нее международно-правовых инструментов, так и при помощи укрепления торгово-экономических связей со странами региона, а также путем создания новых региональных транспортно-энергетических узлов и коммуникаций.
Свои идеи «дипломатического хаба» Турция активно продвигает, в том числе, на различных региональных площадках, сформированных в рамках интеграционных инициатив, нацеленных на создание общего регионального рынка. Растущее экономическое, политическое и гуманитарное влияние Турции на Балканах вызывает все большее беспокойство в ЕС. Президент Франции Эмманюэль Макрон, к примеру, открыто по этому поводу заявил, что не хотел бы видеть в регионе сильного влияния турок. Региональные интересы Анкары все больше входят в противоречие с целями Брюсселя на Балканах. Однако попытки Евросоюза ограничить турецкое влияние в регионе малоуспешны. Во многом это связано, во-первых, с ограниченными возможностями Брюсселя интегрировать балканские государства, во-вторых, с прагматичным турецким курсом, сочетающим в себе политические цели и коммерческие интересы [2].
В таких условиях Москва располагает определенной возможностью укреплять в регионе взаимодействие с Анкарой, в частности, за счет развития Турецкого потока. Есть понимание, что возврат Турции на Балканы — процесс закономерный. В регионе на протяжении многих столетий исторически присутствовали три страны: Россия, Турция, Германия. Сегодня Турция выступает стратегическим партнером России, а с другой стороны — эпоха негативных отношений турок с сербами уже в прошлом. Данное обстоятельство позволяет предположить, что турецкую активность на Балканах можно рассматривать, в том числе, в качестве элемента уравновешивания западного влияния в регионе. В то же время, отношения между Турцией и ЕС на Балканском полуострове характеризуются определенной «стабильностью», и расчет на дружбу в регионе с Анкарой в противовес Брюсселю лишен перспективы в силу тесной взаимосвязанности последних по целому ряду вопросов.
Итак, балканская политика Турции сегодня характеризуется сложным сочетанием политического диалога и военного вмешательства, компромиссов и непримиримости, сотрудничества и конкуренции, равноудаленности и сближения по этническому и/или конфессиональному признаку, прагматизма и идеологии об историко-культурной общности, поддержки евроинтеграции всех стран региона и альтернативных ей внутрирегиональных интеграционных процессов и т.д. Турция осуществляет свою политику на Балканах как в форме развития двусторонних связей, так и в виде поддержки общерегиональных инициатив и различных многосторонних форматов. При этом Турция последовательно расширяет и структуру своих двусторонних и многосторонних связей со странами Балканского полуострова. Другими словами, положительные темпы роста демонстрируют как количественные, так и качественные показатели, во многом характеризующие отношения Турции с балканскими государствами, что свидетельствует о своеобразной последовательности турецких подходов в отношении Балканского региона в постбиполярный период при всей их кажущейся противоречивости.
1. Şimşek, Halil, Türkiye’nin Ulusal Güvenlik Stratejisi, İstanbul: IQ Kültür Sanat Yayıncılık, 2002, s. 219-220.
2. Глазова А. В. Политика Турции на Западных Балканах // Проблемы национальной стратегии, № 12 (17), с. 25. 2013.