Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Евгений Типайлов

К.полит.н., магистр права (LL.M), руководитель аналитического центра «Ресурсные стратегии»

Как гласит древнегреческая мудрость: «В воды одной реки нельзя войти дважды». Несмотря на то, что данная философская формула, скорее, верна, чем нет, именно этим — попыткой повторно войти в реку прежней энергетической политики — сейчас занимается администрация вновь избранного американского президента США Дональда Трампа в отношении американского газового сектора.

С учетом отмены запрета на выдачу экспортных лицензий для американских СПГ-производителей, который был введен предшествующей администрацией Дж. Байдена, и ряда других мер можно однозначно заключить, что важнейшим приоритетом в энергетической политике США становится наращивание экспортного потенциала СПГ-сектора в целях расширения присутствия американских производителей СПГ на ключевых премиальных рынках газа (Азия, Европа) и роста нефтегазовых доходов США.

Другим приоритетом, связанным в первую очередь с задачей по дерегулированию нефтегазового сектора, можно назвать общее наращивание возможностей США по производству углеводородов, в том числе природного газа, в целях обеспечения интересов национальной энергетической безопасности, развития экспортного потенциала нефтегазового сектора и роста возможностей по влиянию на мировые энергетические рынки. Данный приоритет связан в целом с намерением усилить геополитические возможности США путем применения экономических инструментов, а также с планами по совершению революции в области технологий искусственного интеллекта, что потребует значительных электроэнергетических мощностей.

Принимая во внимание очередной выход США из Парижского соглашения по климату, можно сделать вывод, что администрация Белого дома намерена устранить перекос в сторону зеленой повестки, которая, по мнению Д. Трампа, создает чрезмерные риски для энергетической безопасности США. Текущий технологический потенциал США, судя по всему, в логике новой администрации будет не способен удовлетворить рост внутреннего и мирового спроса на электроэнергию исключительно с опорой на «зеленые» технологии без использования природного газа.

Учитывая отчаянное сопротивление и противодействие «бюрократической машины» США начинаниям Д. Трампа в период первого президентского срока, одним из важнейших приоритетов новой администрации становится обеспечение эффективности и высокой динамики деятельности американских органов власти. С учетом этого создание Департамента правительственной эффективности рассматривается в качестве одного из ключевых элементов реализации президентской программы, включая ее газовую составляющую.

Наконец, в совокупности все обозначенные выше выводы и связанные с ними меры, принятые как в рамках проанализированных указов президента, так и в рамках других нормативно-правовых актов США, также указывают на еще один приоритет новой администрации Трампа. Речь идет о фундаментальной задаче по контролю за внутриамериканскими ценами на энергию, от которых во многом будет зависеть конкурентоспособность американской экономики и планы США по привлечению на территорию страны передовых бизнесов и производств со всего мира. Пример происходящей де-индустриализации Европы на фоне зашкаливающих цен на энергию и особое внимание американской администрации к этому — явное свидетельство в пользу данного тезиса.

В целом все обозначенные выше приоритеты и нюансы энергетической политики Трампа в значительной степени воспроизводят подходы Д. Трампа, которые он уже реализовывал в ходе своего первого президентского срока. Важным дополнением к этому можно назвать, пожалуй, лишь задачу по дебюрократизации, именуемую в экспертном сообществе не иначе как войной с так называемым глубинным государством, в целях достижения обозначенных выше целей.

На практике же все это означает, что, как и ранее, администрация президента Трампа продолжит оказывать активное и самое разнообразное санкционное, торгово-экономическое (в первую очередь путем введения тарифных ограничений), политико-дипломатическое и даже военное давление на основных конкурентов — производителей нефти и газа, включая производителей СПГ, а также на ключевых потребителей нефтегазовых ресурсов.

Что касается интересов России, то данное обстоятельство следует особенно внимательно учитывать в контексте введенных США антироссийских санкций и начавшихся переговоров по возможному политико-дипломатическому урегулированию российско-украинского конфликта.

Как гласит древнегреческая мудрость: «В воды одной реки нельзя войти дважды». Несмотря на то, что данная философская формула, скорее, верна, чем нет, именно этим — попыткой повторно войти в реку прежней энергетической политики — сейчас занимается администрация вновь избранного американского президента США Дональда Трампа в отношении американского газового сектора.

Прежде чем более внимательно рассмотреть положения основных подписанных с 20 января 2025 г. Д. Трампом президентских указов, целесообразно кратко вспомнить его базовые подходы к газовой политике США в период его первого президентского срока в 2017–2021 гг.

В частности, одной из первоочередных экономических инициатив этого периода стала реализация так называемого плана в области энергетической политики — «Энергетический план — Америка первая» (План). Данная стратегия, основанная на целом ряде президентских указов и иных нормативно-правовых актов, предполагала принятие комплекса мер, направленного на развитие американского нефтегазового сектора и угольной промышленности (т.е. на развитие добычи традиционного углеводородного сырья), а также на пересмотр подходов к климатической политике, которые, по замыслу президента, должны были привести США к экономическому росту и энергетическому доминированию на мировых сырьевых рынках. Не вдаваясь в детали принятых в рамках Плана указов и решений, все они сводились преимущественно к вопросам дерегулирования в нефтегазовом секторе на федеральном уровне в целях упрощения и увеличения добычи углеводородного сырья, к стимулированию инвестиций в энергетический сектор, реализации новых производственных нефтегазовых, в первую очередь СПГ-проектов, увеличению экспорта СПГ, а также к снижению роли возобновляемой энергетики и пересмотру приоритетов климатической политики США в целях сохранения баланса с традиционной энергетикой и максимизации доходов от использования США значительных запасов углеводородного сырья.

Именно в этом историческом контексте следует рассматривать недавние меры в сфере энергетической политики, принятые новой администрацией США в 2025 г. сразу после инаугурации президента Дональда Трампа.

О высвобождении американской энергии

Начать целесообразно с краткого анализа исполнительного указа президента США «О высвобождении американской энергии» от 20 января 2025 г. Согласно Секции 1, его ключевая цель — обеспечение граждан доступной и надежной энергией и энергетическими ресурсами и укрепление США в качестве энергетического лидера мира в интересах американской экономики.

Для этого в рамках Секции 2 среди прочего зафиксирована необходимость стимулирования добычи и производства энергоресурсов на федеральных землях и на континентальном шельфе; разработке и применении четких и ясных правовых норм, устанавливающих соответствующие требования в энергетической сфере; создании для потребителей возможности выбора между электротранспортом и транспортом, использующим двигатели внутреннего сгорания; и целый ряд иных задач.

Достижение указанной выше цели и решение обозначенных задач согласно положениям Секции 3 и 4 указа должно быть обеспечено, среди прочего, путем ревизии действующей регулятивной среды на предмет наличия в ней необоснованных препятствий в отношении традиционного углеводородного сырья, включая природный газ, принятии комплекса мер по их устранению, а также пересмотра и/или отмены целого ряда нормативно-правовых актов администрации Джозефа Байдена, в том числе в сфере зеленой энергетики.

Отдельно в Секции 5 указа предусмотрены меры по ускорению и упрощению разрешительных процедур в связи с соблюдением нефтегазовыми компаниями соответствующих природоохранных и экологических требований, например, путем выпуска руководства (guidelines) по практике применения положений Закона о национальной экологической политике (National Environmental Policy Act) или оптимизации работы американских ведомств, выдающих соответствующие лицензии.

При проведении оценки проектов на предмет воздействия на окружающую среду особое внимание в Секции 6 уделяется необходимости пропорционального, сбалансированного и непредвзятого использования соответствующих методологий такой оценки в рамках различных разрешительных процедур (включая, например, непредвзятый учет углеродного фактора/фактора парниковых газов (social cost of carbon)), а также принятия необходимых для этого мер, в том числе в области правового регулирования.

В контексте климатической повестки особый интерес представляют положения Секции 7 указа, предписывающие немедленную приостановку трат на мероприятия, предусмотренные законами «О снижении инфляции» (Inflation Reduction Act) и «Об инвестициях в инфраструктуру и рабочие места» (Infrastructure Investment Act и Jobs Act). Именно это законодательство с приходом к власти Дж. Байдена ознаменовало собой фундаментальный разворот американской экономики в сторону зеленой энергетики.

Однако ключевое положение, непосредственно затрагивающее американский газовый сектор, зафиксировано в Секции 8 указа. Данная секция предписывает министру энергетики США возобновить рассмотрение заявок американских компаний на осуществление экспорта СПГ в соответствии с применимым регулированием.

Выдвигая Америку на первое место в международных экологических соглашениях

Еще одним указом, в значительной степени затрагивающим перспективы американского газового сектора и развивающим экологические и климатические нарративы американской энергетической политики новой администрации, стал исполнительный указ «Выдвигая Америку на первое место в международных экологических соглашениях» от 20 января 2025 г. В соответствии с Секцией 1 документ устанавливает, что достижение экологических целей США должно реализовываться сбалансированно и без ущерба для экономических интересов государства, предполагающих активное наращивание производства углеводородов и последующий рост американской экономики.

В связи с этим Секция 2 указа прямо предусматривает, что любые переговоры и развитие международной договорной базы не должны наносить ущерба или «удушать» экономику США, а сами соглашения — неоправданно и несправедливо обременять США в экономическом смысле.

С учетом данного приоритета, согласно положениям Секции 3, постоянный представитель США при ООН должен незамедлительно нотифицировать ООН о выходе США из Парижского соглашения по климату 2015 г., а уполномоченные представители исполнительной власти США — реализовать целый комплекс иных мероприятий и шагов, связанных с прекращением американского членства в данном международном соглашении. Здесь необходимо сразу отметить, что во время первого президентства Д. Трамп уже принимал аналогичное решение, которое позднее было отменено администрацией Дж. Байдена, вследствие США вернулись в Парижское соглашение в 2021 г.

Об объявлении чрезвычайной ситуации в национальной энергетике

Еще одним указом новой администрации США, касающимся вопросов энергетики, стал исполнительный указ «Об объявлении чрезвычайной ситуации в национальной энергетике» от 20 января 2025 г. Основная цель указа состоит в оказании содействия созданию и развитию инфраструктуры и мощностей по разведке, разработке, транспортировке, переработке и производству энергетических ресурсов в США с целью обеспечения энергетической безопасности США и усилению конкурентоспособности американской промышленности и экономики.

В этих целях, согласно Секциям 2 и 3 указа, профильные ведомства на основе вверенных им законных полномочий обязаны обеспечить создание и развитие отмеченных выше инфраструктурных и промышленных мощностей, в том числе на федеральном уровне, в целях обеспечения доступности и осуществления беспрепятственных поставок требуемых энергоресурсов по всей территории США — от западного до северо-восточного побережья.

В соответствии с другими положениями указа также предусматривается, например, предоставление специальных «топливных изъятий» в целях обеспечения годового запаса бензиновой смеси на случай его недопоставок (Секция 2); завершение всех текущих одобренных инфраструктурных, экологических, энергетических и добычных проектов (Секция 3); подготовку отчетов о планируемых или возможных мероприятиях по развитию поставок энергоресурсов, которые могут подпадать под специальное регулирование в чрезвычайных ситуациях (Секции 4 и 5); и целый ряд других организационно-управленческих и регулятивных мер, направленных, в первую очередь, на обеспечение энергетической независимости и безопасности экономики США.

О создании и деятельности президентского Департамента правительственной эффективности

Наконец, отдельно следует упомянуть об исполнительном указе «О создании и деятельности президентского Департамента правительственной эффективности» от 20 января 2025 г. Не вдаваясь в детали механизма создания и функционирования данного нового органа власти, важно отметить, что в соответствии с Секцией 1 указа его единственная цель — модернизация бюрократического аппарата США и повышение эффективности его деятельности. В контексте энергетической стратегии Дональда Трампа это должно способствовать повышению конкурентоспособности США как производителя и экспортера энергии, в первую очередь СПГ.

Приоритеты газовой политики Трампа

Необходимо отметить, что рассмотренные указы президента США представляют собой лишь часть нормативно-правовых актов, которые прямо или косвенно влияют на энергетический сектор страны. Однако именно в этих документах наиболее четко отражены ключевые приоритеты и стратегические цели администрации Дональда Трампа в области энергетической политики, включая ее газовую составляющую.

Если суммировать данные установки, то можно выделить следующие основные аспекты политики Д. Трампа в отношении природного газа:

1. С учетом отмены запрета на выдачу экспортных лицензий для американских СПГ-производителей, который был введен предшествующей администрацией Дж. Байдена, и ряда других обозначенных в обзоре выше мер можно однозначно заключить, что важнейшим приоритетом в энергетической политике США становится наращивание экспортного потенциала СПГ-сектора в целях расширения присутствия американских производителей СПГ на ключевых премиальных рынках газа (Азия, Европа) и роста нефтегазовых доходов США.

2. Другим приоритетом, связанным в первую очередь с задачей по дерегулированию нефтегазового сектора, можно назвать общее наращивание возможностей США по производству углеводородов, в том числе природного газа, в целях обеспечения интересов национальной энергетической безопасности, развития экспортного потенциала нефтегазового сектора и роста возможностей по влиянию на мировые энергетические рынки. Данный приоритет связан в целом с намерением усилить геополитические возможности США путем применения экономических инструментов, а также с планами по совершению революции в области технологий искусственного интеллекта, что потребует значительных электроэнергетических мощностей.

3. Принимая во внимание очередной выход США из Парижского соглашения по климату, можно сделать вывод, что администрация Белого дома намерена устранить перекос в сторону зеленой повестки, которая, по мнению Д. Трампа, создает чрезмерные риски для энергетической безопасности США. Текущий технологический потенциал США, судя по всему, в логике новой администрации будет не способен удовлетворить рост внутреннего и мирового спроса на электроэнергию исключительно с опорой на «зеленые» технологии без использования природного газа.

4. Учитывая отчаянное сопротивление и противодействие «бюрократической машины» США начинаниям Д. Трампа в период первого президентского срока, одним из важнейших приоритетов новой администрации становится обеспечение эффективности и высокой динамики деятельности американских органов власти. С учетом этого создание Департамента правительственной эффективности рассматривается в качестве одного из ключевых элементов реализации президентской программы, включая ее газовую составляющую.

5. Наконец, в совокупности все обозначенные выше выводы и связанные с ними меры, принятые как в рамках проанализированных указов президента, так и в рамках других нормативно-правовых актов США, также указывают на еще один приоритет новой администрации Трампа. Речь идет о фундаментальной задаче по контролю за внутриамериканскими ценами на энергию, от которых во многом будет зависеть конкурентоспособность американской экономики и планы США по привлечению на территорию страны передовых бизнесов и производств со всего мира. Пример происходящей де-индустриализации Европы на фоне зашкаливающих цен на энергию и особое внимание американской администрации к этому — явное свидетельство в пользу данного тезиса.

***

В целом все обозначенные выше приоритеты и нюансы энергетической политики Трампа, как было сказано в самом начале, в значительной степени воспроизводят подходы Д. Трампа, которые он уже реализовывал в ходе своего первого президентского срока. Важным дополнением к этому можно назвать, пожалуй, лишь задачу по дебюрократизации, именуемую в экспертном сообществе не иначе как войной с так называемым глубинным государством, в целях достижения обозначенных выше целей.

На практике же все это означает, что, как и ранее, администрация президента Трампа продолжит оказывать активное и самое разнообразное санкционное, торгово-экономическое (в первую очередь путем введения тарифных ограничений), политико-дипломатическое и даже военное давление на основных конкурентов-производителей нефти и газа, включая производителей СПГ, а также на ключевых потребителей нефтегазовых ресурсов.

Что касается интересов России, то данное обстоятельство следует особенно внимательно учитывать в контексте введенных США антироссийских санкций и начавшихся переговоров по возможному политико-дипломатическому урегулированию российско-украинского конфликта.


Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 4.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся