Оценить статью
(Голосов: 39, Рейтинг: 4.36)
 (39 голосов)
Поделиться статьей
Гульнара Краснова

Д. филос. н., профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

На недавно прошедшем заседании Российского союза ректоров министр науки и высшего образования Валерий Фальков выступил с докладом о подходах к формированию новой системы высшего образования в Российской Федерации. Если коротко, то вместо бакалавриата и специалитета предлагается ввести базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения от 4 до 6 лет. И вместо магистратуры — специализированное высшее образование. Сроки обучения по той или иной программе должны совместно устанавливать университеты, работодатели и регуляторы. Предполагается, что эти изменения выведут отечественную систему образования на качественно новый уровень в условиях меняющихся задач национальной экономики и российского рынка труда.

Роль образования во внешнеполитических процессах возрастает. Образовательное сотрудничество с иностранными государствами, обучение зарубежных студентов в национальных вузах становится эффективным инструментом продвижения внешнеполитических интересов на мировой арене. Институт политики высшего образования (Higher Education Policy Institute) ежегодно подсчитывает, сколько действующих мировых лидеров получили образование в странах, отличных от их собственной. По данным, опубликованным в сентябре 2021 г., лидируют США, где прошли обучение 65 мировых лидеров. Далее в порядке убывания Великобритания — 57 чел., Франция — 30 чел. Россия в этом рейтинге занимает 4 место — 10 чел.

Анализ данных демонстрирует последовательное увеличение показателей США с 57 чел. в 2017 г. до 65 чел. в 2021 г. Результаты по Российской Федерации остаются неизменными c 2018 г. — и среди мировых лидеров нет тех, кто обучался бы уже в новой России. По сути, итоги рейтинга говорят об успешности политики, проводимой в СССР.

Чтобы оценить последствия предстоящего реформирования отечественной системы образования в международном контексте, а именно — отказа от бакалавриата и магистратуры, обратимся к фактам сегодняшнего дня.

В настоящее время абсолютное большинство стран в мире реализуют многоуровневую структуру высшего образования «бакалавр — магистр — доктор». По оценкам экспертов, это примерно 185 стран, или 95% от всех государств в мире. Из них в настоящее время только 48 стран являются участниками эксклюзивного клуба, подписавших Болонскую декларацию. В этом списке стран не только европейские державы, но и большинство государств СНГ, а также Китай, Иран, страны Африки и др.

Почему большинство стран реформировало свои системы высшего образования в многоуровневые «бакалавр — магистр — доктор», не являясь подписантами Болонской декларации?

Для развития международного образовательного сотрудничества и привлечения иностранных студентов. Отсутствие общих подходов к структуре образования и общепринятой терминологии для названия уровней образования было бы крайне затруднительно для разных национальных систем высшего образования с различными структурами степеней и академическими традициями.

Какими могут быть последствия реформы образования для международного образовательного сотрудничества?

Во-первых, это снизит привлекательность российских дипломов о высшем образовании для иностранных студентов и окажет негативное влияние на экспорт российского образования.

Во-вторых, возникнут проблемы с признанием иностранных квалификаций в России и в зарубежных странах в рамках действующих двусторонних и многосторонних договоров о взаимном признании, как для потенциальных абитуриентов, так и квалифицированных кадров, привлекаемых из-за рубежа.

По факту это сделает ничтожными все соглашения о взаимном признании дипломов, заключенные с момента введения бакалавриата и магистратуры в 2012 г.

В-третьих, отказ от бакалавриата и магистратуры может затруднить реализацию действующих и разработку новых совместных образовательных программ и программ с зарубежными университетами, академических обменов, стажировок и др. как в рамках межуниверситетских двусторонних соглашений, так в рамках сетевых университетов.

Чтобы развивать международное сотрудничество, поддерживать связи с зарубежными партнерами и привлекать иностранных студентов на обучение, российская система образования должна использовать доступные им термины, понятия и институциональные рамки. Меняя систему в очередной раз, мы отказываемся не только от инструментов международного сотрудничества, но и от позитивного опыта, наработок, лучших мировых практик, и, как следствие, наша система образования теряет конкурентоспособность.

На недавно прошедшем заседании Российского союза ректоров министр науки и высшего образования Валерий Фальков выступил с докладом о подходах к формированию новой системы высшего образования в Российской Федерации. Если коротко, то вместо бакалавриата и специалитета предлагается ввести базовое (основное) высшее образование с гибкими сроками обучения от 4 до 6 лет. И вместо магистратуры — специализированное высшее образование. Сроки обучения по той или иной программе должны совместно устанавливать университеты, работодатели и регуляторы. Предполагается, что эти изменения выведут отечественную систему образования на качественно новый уровень в условиях меняющихся задач национальной экономики и российского рынка труда.

Глава Минобрнауки России добавил, что все озвученные им предложения должны стать приглашением к диалогу всех заинтересованных лиц. Пользуясь случаем, хотим обратить внимание на последствия реформирования отечественной системы образования в международном контексте и объяснить почему это важно.

Дело в том, что роль образования во внешнеполитических процессах возрастает. Образовательное сотрудничество с иностранными государствами, обучение зарубежных студентов в национальных вузах становится эффективным инструментом продвижения внешнеполитических интересов на мировой арене.

Весьма показательно, что Институт политики высшего образования (Higher Education Policy Institute) ежегодно подсчитывает, сколько действующих мировых лидеров получили образование в странах, отличных от их собственной. По данным, опубликованным в сентябре 2021 г., лидируют США, где прошли обучение 65 мировых лидеров. Далее в порядке убывания Великобритания — 57 чел., Франция — 30 чел. Россия в этом рейтинге занимает 4 место — 10 чел.

Анализ данных демонстрирует последовательное увеличение показателей США с 57 чел. в 2017 г. до 65 чел. в 2021 г. Результаты по Российской Федерации остаются неизменными c 2018 г. — и среди мировых лидеров нет тех, кто обучался бы уже в новой России. По сути, итоги рейтинга говорят об успешности политики, проводимой в СССР.

Сегодня о советской системе образования говорят много в контексте реформирования системы высшего образования в Российской Федерации и отказа от бакалавриата и магистратуры как от пережитков Болонского процесса. Уместно напомнить, что в СССР подготовке зарубежных кадров уделялось большое внимание. И обучали эти кадры по системе «4+2» в бакалавриате и магистратуре в соответствии со специальным приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР в УДН имени Патриса Лумумбы.

Чтобы оценить последствия предстоящего реформирования отечественной системы образования в международном контексте, а именно — отказа от бакалавриата и магистратуры, обратимся к фактам сегодняшнего дня.

В настоящее время абсолютное большинство стран в мире реализуют многоуровневую структуру высшего образования «бакалавр — магистр — доктор». По оценкам экспертов, это примерно 185 стран, или 95% от всех государств в мире. Из них в настоящее время только 48 стран являются участниками эксклюзивного клуба, подписавших Болонскую декларацию. В этом списке стран не только европейские державы, но и большинство государств СНГ, а также Китай, Иран, страны Африки и др.

Почему большинство стран реформировало свои системы высшего образования в многоуровневые «бакалавр — магистр — доктор», не являясь подписантами Болонской декларации?

Для развития международного образовательного сотрудничества и привлечения иностранных студентов. Отсутствие общих подходов к структуре образования и общепринятой терминологии для названия уровней образования было бы крайне затруднительно для разных национальных систем высшего образования с различными структурами степеней и академическими традициями.

Какими могут быть последствия реформы образования для международного образовательного сотрудничества?

Во-первых, это снизит привлекательность российских дипломов о высшем образовании для иностранных студентов и окажет негативное влияние на экспорт российского образования.

Специальный представитель президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству, посол по особым поручениям Михаил Швыдкой заметил, что его китайские и корейские студенты, которые обучаются на факультете Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ им. М.В. Ломоносова, обеспокоены тем, что в России могут отменить двухуровневую систему образования. Им важно получить диплом, который не потребует дополнительного подтверждения на родине. Если диплом не дает возможности работать на мировом рынке труда, то он становится бесполезным.

Справочно

Наибольшее число студентов приезжают на обучение в Россию из Казахстана (62 358 чел.), Китая (39 959 чел.), Узбекистана (39 825 чел.), Туркмении (36 773 чел.), Таджикистана (20 251 чел.), Индии (18 536 чел.), Египта (10 535 чел.), Белоруссии (9769 чел.).

Казахстан официально присоединился к Болонской декларации в марте 2010 г. и перешел к трехуровневой модели подготовки кадров: бакалавриат — магистратура — докторантура (PhD).

Китай официально ввел академические степени с 1 января 1981 г. после принятия «Положения об академических степенях в Китайской Народной Республике». Комитет по академическим степеням, подчиненный Государственному Совету Китая, определил список образовательных организаций, которые могут присваивать ученые степени бакалавра, магистра и доктора наук. Важно отметить, что академические степени не связаны с образовательными квалификациями. Степени указывают на уровень академических достижений, а образовательная квалификация отражает уровень образовательных знаний. Китайская система академических степеней включает в себя бакалавра (学士), магистра (硕士) и доктора наук (博士).

Узбекистан, не являясь участником Болонского процесса, перешел на двухуровневую систему высшего образования — бакалавриат и магистратуру — в 1997 г. с принятием закона «Об образовании».

Таджикистан в марте 2013 г. принял новый закон «Об образовании». В соответствии с ним в сферу образования Таджикистана были введены бакалавриат и магистратура.

Белоруссия начала постепенное введение трехуровневой системы высшего образования (бакалавриат — магистратура — докторантура) в 2004 г. 14 мая 2015 г. страна присоединилась к Болонскому процессу. В 2022 г. белорусские вузы, как и российские, были исключены из Болонской группы.

Индия и Египет, унаследовавшие британскую систему образования, имеют многоуровневую систему: бакалавриат, магистратура и докторантура PhD.

Среди стран — лидеров по числу иностранных студентов в российских вузах только в Туркменистане, закрывшемся от глобальных тенденций, отсутствуют бакалавриат и магистратура.

Во-вторых, возникнут проблемы с признанием иностранных квалификаций в России и в зарубежных странах в рамках действующих двусторонних и многосторонних договоров о взаимном признании, как для потенциальных абитуриентов, так и квалифицированных кадров, привлекаемых из-за рубежа.

По факту это сделает ничтожными все соглашения о взаимном признании дипломов, заключенные с момента введения бакалавриата и магистратуры в 2012 г.

Речь идет о договорах со следующими странами: ЮАР от 26.03.2013 г.; Сербией от 10.04.2013 г.; Францией от 29.06.2015 г.; Кипром от 21.10.2016 г.; Мальтой 15.11.2016 г; Южной Осетией от 12.04.2017 г.; Абхазией от 15.11.2016 г.; Венгрией от 22.10.2018 г.; Узбекистаном от 22.10.2018 г.; Словакией от 19.11.2019 г.; Камбоджей от 21.10.2019 г.; Анголой от 23.10.2019 г.; Никарагуа от 07.12.2020 г.

Поставит на паузу подписанные, но не вступившие в силу соглашения с Монако от 29.11.21 г.; Зимбабве от 23.11.2022 г.; Таджикистаном от 3.03.2023 г. А также согласованные и ожидающие подписания с Эритреей, Сальвадором и многостороннее соглашение с ЕАЭС.

В-третьих, отказ от бакалавриата и магистратуры может затруднить реализацию действующих и разработку новых совместных образовательных программ и программ с зарубежными университетами, академических обменов, стажировок и др. как в рамках межуниверситетских двусторонних соглашений, так в рамках сетевых университетов.

С участием российских вузов функционируют в настоящее время Сетевой университет СНГ, Университет Шанхайской организации сотрудничества, Евразийский сетевой университет, Сетевой университет БРИКС. Все вышеперечисленные вузы были созданы в разное время и находятся на различных этапах становления и развития, сетевое взаимодействие реализовывается разным количеством российских университетов и национальных университетов, но преобладают многосторонние консорциумы.

Особенность функционирования вышеперечисленных сетевых университетов связана с тем, что несмотря на то, что они созданы в рамках межгосударственных образовательных пространств, их деятельность не регламентирована межгосударственными соглашениями. Все они существуют как консорциумы вузов без организации юридического лица, действующие на основании многосторонних и двусторонних межгосударственных соглашений, национального законодательства государств, в которых находятся вузы. Исключением является Сетевой университет СНГ, который был создан в 2008 г. как консорциум вузов СНГ, а в 2019 г. было подписано межправительственное «Соглашение об учреждении и функционировании Сетевого университета Содружества Независимых Государств» (Распоряжение Правительства Российской Федерации N 2177-р «О подписании Соглашения об учреждении и функционировании Сетевого университета Содружества Независимых Государств» от 27 сентября 2019 г.).

Таким образом, в целом в отсутствии межгосударственного регулирования сетевого взаимодействия вузов их деятельность регламентируется национальными законодательствами. В этой ситуации изменение российского образовательного законодательства может привести к проблемам при признании периодов обучения и терминологии для вузов — участников сетевых университетов.

***

Мы должны понимать, что российская система высшего образования с ее прекрасными традициями и богатым опытом является частью глобального образовательного пространства. Место современной России в нем зависит от ее научно-технологической и социально-экономической мощи, а также авторитета и влияния в мире. Это определяет возможные политические выгоды. Чтобы развивать международное сотрудничество, поддерживать связи с зарубежными партнерами и привлекать иностранных студентов на обучение, российская система образования должна использовать доступные им термины, понятия и институциональные рамки. Меняя систему в очередной раз, мы отказываемся не только от инструментов международного сотрудничества, но и от позитивного опыта, наработок, лучших мировых практик, и, как следствие, наша система образования теряет конкурентоспособность.


Оценить статью
(Голосов: 39, Рейтинг: 4.36)
 (39 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся