Нарастание конфликтности в цифровом пространстве обуславливает стремление государств к укреплению цифровых границ и защите суверенитета. Лидер и первопроходец в данной области — Китай, Россия также в течение длительного времени проводит линию на суверенизацию цифровой сферы. После начала СВО политика цифрового суверенитета в России получила дополнительный импульс, в частности, был запрещен ряд западных социальных сетей и СМИ.
В обоих государствах стремление к цифровому суверенитету ставит во главу угла вопросы безопасности, при этом в практике его реализации есть различия. Россия уделяет большое внимание дипломатическим усилиям и внешнеполитическим инициативам в области цифрового суверенитета, а также делает акцент на обеспечении международной информационной безопасности (МИБ). Китай же рассматривает цифровой суверенитет как важный элемент защиты экономически значимых цифровых активов от киберугроз, а также уделяет особое внимание контролю контента в рамках национального сегмента Интернета, в то время как на международном уровне Китай более склонен выступать в поддержку российских инициатив и по сравнению с Россией значительно реже выступает с дипломатическими проектами в данной области. В обеих странах защита цифрового суверенитета включает контроль контента национального сегмента сети Интернет, что предполагает поддержку создания национальных социальных сетевых сервисов, платформенных компаний, а также поисковых систем и почтовых сервисов.
Схожесть приоритетов в области цифрового суверенитета способствует развитию сотрудничества на двустороннем уровне, а также позволяет России и Китаю согласованно продвигать общие подходы на глобальных и региональных площадках.
Цифровой суверенитет означает опору на собственные силы, в том числе в области аппаратной базы современных цифровых технологий, но это не влечет за собой закрытость, а, скорее, управляемую открытость и готовность к сотрудничеству при сохранении независимости.
Нарастание конфликтности в цифровом пространстве обуславливает стремление государств к укреплению цифровых границ и защите суверенитета. Лидер и первопроходец в данной области — Китай, Россия также в течение длительного времени проводит линию на суверенизацию цифровой сферы. После начала СВО политика цифрового суверенитета в России получила дополнительный импульс, в частности, был запрещен ряд западных социальных сетей и СМИ.
В обоих государствах стремление к цифровому суверенитету ставит во главу угла вопросы безопасности, при этом в практике его реализации есть различия. Россия уделяет большое внимание дипломатическим усилиям и внешнеполитическим инициативам в области цифрового суверенитета, а также делает акцент на обеспечении международной информационной безопасности (МИБ). Китай же рассматривает цифровой суверенитет как важный элемент защиты экономически значимых цифровых активов от киберугроз, а также уделяет особое внимание контролю контента в рамках национального сегмента Интернета, в то время как на международном уровне Китай более склонен выступать в поддержку российских инициатив и по сравнению с Россией значительно реже выступает с дипломатическими проектами в данной области.
Вместе с тем, схожесть приоритетов в области цифрового суверенитета способствует развитию сотрудничества на двустороннем уровне, а также позволяет России и Китаю согласованно продвигать общие подходы на глобальных и региональных площадках.
Цифровой суверенитет в международной политике
В ответ на растущий масштаб угроз международной информационной безопасности наметилась тенденция к укреплению цифрового суверенитета государств. Учитывая, что цифровые технологии имеют определяющее значение в экономическом развитии, политическом процессе и обеспечении национальной и международной безопасности, контроль над их развитием становится важнейшей ставкой в глобальной борьбе за власть.
Политическая концепция суверенитета, понимаемая как власть, которой обладает руководящий орган без какого-либо вмешательства со стороны внешних сил, происходит от латинского слова «superanus», что означает «над» или «высший». Суверенитет в первую очередь означает независимость государства по отношению к другим государствам (внешний суверенитет), а также его верховную власть над всеми полномочиями на территории государства (внутренний суверенитет). Эта же трактовка применима и к анализу цифрового суверенитета современных государств.
Первоначально Интернет воспринимался как пространство, на которое не распространяются нормы суверенитета и к которому не применимо понятие государственных границ. Однако, по мере роста значимости технологии, государства осознали необходимость управления ее развитием и контроля национального сегмента цифрового пространства. Видение глобального Интернета, в котором нет государственных границ, характерное для 1990-х 2000-х гг., ушло в прошлое.
«Арабская весна» 2011 г. показала уязвимость политических режимов по отношению к внешнему информационному воздействию. Эти события стали водоразделом, после которого наметилась тенденция к усилению внимания со стороны государств к вопросам обеспечения информационной безопасности, а также стремление контролировать трансграничные потоки информации, передаваемой по социальным сетям с тем, чтобы не допустить инспирирования «цветных революций» по цифровым каналам. Кроме того, важным стимулом к укреплению цифрового суверенитета стала необходимость защиты критической информационной инфраструктуры от возможных атак. Цифровой суверенитет предполагает контроль внешнего контура цифровой инфраструктуры для защиты от информационного воздействия и кибератак, наличие автономной программной и аппаратной базы в области цифровых технологий, развитого ИТ-сектора и платформенных компаний, а также технологий производства радио- и микроэлектроники, маршрутизаторов, микросхем и микропроцессоров и полупроводников. Таким образом, это весьма широкое понятие, которое по ряду параметров смыкается с категориями «технологический суверенитет» и «стратегическая автономия».
Помимо внутренней составляющей, цифровой суверенитет предполагает и международно-правовое закрепление принципа суверенного равенства государств в ИКТ среде в международных документах с тем, чтобы оформить его не только как международно-правовой обычай, но и как норму права.
Первопроходцем в сфере цифрового суверенитета стал Китай, где с конца 1990-х гг. ведётся политика по защите национального информационного пространства, символ и практическая реализация которой — Великий китайский файрволл. Россия внесла важный вклад в признание значимости суверенитета в ИКТ среде на международном уровне, а в последние годы усиливает внимание к контролю трансгранично передаваемого в сети контента.
Подход России к обеспечению цифрового суверенитета
Россия — один из центров силы в глобальном информационном пространстве. По числу пользователей Интернета, а также по уровню развития ИТ-компаний и платформенной экономики страна относится к лидерам европейского региона, что продемонстрировала эффективность работы российских платформенных компаний в пандемию. Российские компании в сфере информационной безопасности стали лидерами на глобальных рынках, яркий пример тому — Kaspersky.
Особый акцент Россия традиционно делала на международно-политическое оформление принципа государственного суверенитета в ИКТ среде. Россия была пионером в области формирования внешнеполитической повестки дня по вопросам МИБ и обеспечения цифрового суверенитета и удерживает интеллектуальное лидерство в этом направлении. С 1998 года Россия на уровне ООН, региональных и трансрегиональных международных организаций, а также в рамках двустороннего сотрудничества продвигает инициативу об обеспечении международной информационной безопасности, в основу которой положен международно-правовой принцип суверенного равенства государств.
Дипломатические усилия Российской Федерации внесли важнейший вклад в формирования политико-правовых оснований категории государственного суверенитета в ИКТ среде. В частности, с подачи России в итоговые документы Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО) 2003 и 2005 гг. был внесен тезис о том, что политические полномочия по вопросам связанной с Интернет политики являются суверенным правом государств. Данный тезис нашел отражение в целом ряде Резолюций ГА ООН и в документах Групп правительственных экспертов по международной информационной безопасности. В настоящее время в рамках ООН действует созданная по инициативе России Рабочая группа открытого состава ООН по безопасности использования ИКТ и самих ИКТ второго созыва, в рамках которой обсуждаются острейшие вопросы международной информационной безопасности. В документах данной Группы также нашел отражение принцип суверенного равенства государств в ИКТ среде.
Однако Россия делает акцент не только на международно-политической составляющей суверенитета в ИКТ-среде, но и на укреплении цифровых границ. Практика цифрового суверенитета в Российской Федерации берет начало в 2000-х гг., а основополагающим документом стала Доктрина информационной безопасности от 2000 года. Важнейшими компонентами цифрового суверенитета стали развитие национальных поисковых систем и социальных сетей, укрепление цифрового контура национального сегмента сети Интернет, в том числе создание хранилищ данных и точек обмена трафиком. Предпринимались шаги, направленные на развитие российского программного и аппаратного обеспечения с целью снижения зависимости от зарубежных технологий.
Национальная платёжная система также стала элементом цифрового суверенитета. Успехи в данной области были достигнуты в 2000–2010 гг., что способствовало продолжению избранного курса. В частности, в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации от 2016 года отмечается важность ликвидации зависимости отечественной промышленности от зарубежных технологий и за счет создания, развития и широкого внедрения отечественных разработок, а также производства продукции и оказания услуг на их основе.
Нормативно-правовое оформление политика цифрового суверенитета приобрела с принятием в ноябре 2019 г. Закона о «суверенном Интернете» [1], который сформировал правовую базу для централизованного управления Интернетом в государственных границах. Однако в течение длительного времени цифровой суверенитет в России не предполагал контроля контента внутреннего сегмента Интернета и ограничения доступа к западным цифровым площадкам по модели КНР. Начало Специальной военной операции России на Украине и обострение отношений со странами Запада актуализировали и форсировали политику России в области цифрового суверенитета. В 2022 г. на территории России была запрещена деятельность ряда западных ИТ-платформ, что стало еще одним шагом на пути к укреплению цифрового суверенитета. Санкционное давление со стороны стран Запада также привело к снижению технологической зависимости отечественного ИТ-сектора. В частности, появляются такие отечественные ИТ-решения, как онлайн-образовательные площадки Stepik и Skillbox, пришедшие на смену Coursera. Кроме того, за последний год существенно выросла востребованность российского программного обеспечения, особенно в сфере информационной безопасности.
Как отмечает Д. Дробинин, только обеспечение суверенитета, возможное «при открытости к самому широкому взаимообогащающему равноправному международному сотрудничеству, может гарантировать устойчивое развитие России и достойное место нашей страны в многополярном миропорядке». В свою очередь, по мнению И. Сафранчука, поведение России на международной арене долгое время определялось дилеммой между суверенитетом и развитием, что предполагало стремление ориентироваться на западные образцы управления в цифровом пространстве.
В настоящее время пришло понимание необходимости ориентироваться на национальные технологии. Российская практика цифрового суверенитета в значительной степени ориентирована на сотрудничество с Китаем, что отражает общий вектор внешней политики страны, который характеризуется смещением акцентов на Восток.
Подход Китая к обеспечению цифрового суверенитета
Китай стал государством-первопроходцем в области суверенного развития цифровых технологий. В конце 1990-х гг. в КНР была создана техническая система контроля и фильтрации контента, получившая название «Великой китайской Интернет-стены». Именно поддержка государства и ограничение присутствия западных ИТ-гигантов способствовало росту автономного ИТ-сектора Китая, причем в настоящее время в его ряды входят компании-лидеры как в области платформенной экономики, так и в сфере технологической сетевой инфраструктуры. По оценкам ЮНКТАД, Китай по уровню развития цифровых технологий КНР уступает только США.
Концепцию суверенного Интернета сформулировал «отец китайского файервола» Фан Биньсин и озвучил ее в 2011 г. на Международном симпозиуме по информационной безопасности в Чанше. В основе его идеи лежат четыре принципа: каждая страна должна обладать полным контролем над своим сегментом Интернета; государство должно иметь возможность защищать свой сегмент Интернета от любых внешних атак; все страны должны иметь равные права на использование ресурсов в Интернете; другие страны не должны контролировать корневые DNS-серверы, через которые осуществляется доступ к национальному сегменту Интернета.
Подход Китая к обеспечению цифрового суверенитета исходит из того, что цифровые технологии и Интернет представляют собой значимые элементы, необходимые для достижение геополитического лидерства. При этом особый акцент делается на развитии прорывных технологий и реализацию экономических преимуществ цифровизации. Среди «четырех принципов» и «пяти предложений» по развитию и управлению Интернетом, выдвинутых Второй Всемирной интернет-конференцией в 2015 г., первым принципом является «уважение суверенитета в интернет-пространстве».
Как и в России, в Китае обеспечение безопасности — это важнейшая составляющая политики цифрового суверенитета. В 2016 г. в Китае были обнародованы «Закон о кибербезопасности» и «Национальная стратегия безопасности киберпространства». В документах стратегического планирования подчеркивается необходимость обеспечения суверенитета и национальной безопасности в киберпространстве, защиты информационной инфраструктуры, борьбы с кибертерроризмом и преступностью. При этом безопасность предполагает развитие международного сотрудничества. В 2017 г. КНР была обнародована «Стратегия международного сотрудничества в киберпространстве», позиция и предложения Китая в области кибербезопасности были систематизированы и уточнены. Среди них подчеркивается атрибут национального суверенитета киберпространства и поддерживается ведущая роль ООН.
На Двадцатом съезде Коммунистической партии Китая в октябре 2022 г. было подчеркнуто, что без кибербезопасности не будет национальной безопасности, а без информатизации не будет модернизации, защита цифрового суверенитета — важная гарантия кибербезопасности.
Вместе с тем по мере роста технологического потенциала Китая США стали отрезать китайские технологические компании от глобальных цепочек поставок, рынков капитала и доступа на западные рынки. В разное время США и их союзники вводили ограничительные меры против таких китайских компаний и социальных сетей, как ZTE, Huawei, WeChat, TikTok и др.
В этих условиях Китай стал более активен в области участия в выработке внешнеполитической повестки. В сентябре 2020 г. Китай выпустил «Глобальную инициативу по безопасности данных», в которой подчеркивается, что все страны должны уважать суверенитет других стран и решительно пресекать незаконный сбор личной информации граждан других стран и передачу данных из других стран без разрешения. В документе также подчеркивается важность уважения государственного суверенитета в области данных, а также центральной роли ООН в международном сотрудничестве. Россия поддержала видение КНР.
Важную роль в реализации национальных интересов Китая в цифровой среде играет внешнеполитическая инициатива «Цифровой шелковый путь». Благодаря развитию инициативы «Один пояс, один путь» трансграничная цифровая инфраструктура стран и регионов вдоль маршрута становится все более взаимосвязанной. Следовательно, возникает потребность в безопасности трансграничной цифровой инфраструктуры, что актуализирует необходимость международного сотрудничества. Взаимодействие России и Китая по вопросам информационной безопасности играет особую роль, как в рамках международной системы в целом, так и на уровне региона «Большой Евразии».
Уважение государственного суверенитета как принцип, лежащий в основе цифрового сотрудничества России и Китая
История сотрудничества России и Китая в области МИБ имеет долгую традицию на двустороннем и многостороннем уровнях. В 2006 г. лидеры стран на «полях» ШОС приняли совместное заявление в области международной информационной безопасности. В мае 2015 г. Россия и Китай подписали двустороннее соглашение о сотрудничестве в области МИБ. В июне 2016 г. Владимир Путин и Си Цзиньпин подписали совместное Заявление о сотрудничестве в области развития информационного пространства. Лидеры подчеркивают, что они отстаивают принцип уважения национального суверенитета в информационном пространстве и изучают возможности выработки универсальных правил ответственного поведения в информационном пространстве в рамках ООН.
Помимо информационной безопасности, двустороннее взаимодействие также затрагивает широкий спектр новых угроз безопасности, связанных с развитием прорывных технологий. В 2022 г. стороны подписали «Совместное заявление РФ и КНР о международных отношениях, вступающих в новую эпоху, и глобальном устойчивом развитии». Обе стороны придают большое значение вопросу управления искусственным интеллектом, подтверждая углубление сотрудничества в области МИБ. Также отмечается, что к информационному пространству применимы такие принципы, как уважение государственного суверенитета и основных прав человека, невмешательство во внутренние дела.
Страны взаимодействуют в рамках региональных и трансрегиональных международных площадок, среди которых особое место занимают ШОС и БРИКС. В сентябре 2022 г. председатель КНР Си Цзиньпин на саммите в Самарканде заявил, что государства — члены ШОС должны поддерживать усилия друг друга и защищать от «цветных революции», а также поддерживать свой суверенитет и политическую безопасность. В рамках БРИКС, участников которого называют «ястребами суверенитета», также наметилась координация политики в области информационной безопасности и защиты цифрового суверенитета. При этом именно Россия и Китай выступают в роли наиболее активных стран, поддерживающих обсуждение данной проблематики в рамках данного объединения.
ШОС и БРИКС выделяют в качестве приоритетной цели развитие сотрудничества в рамках ООН. К сожалению, в условиях фрагментации глобального информационного пространства международное сотрудничество в данной области на уровне ООН сталкивается с растущим противодействием со стороны стран Запада, которые выступают с альтернативными инициативами. В их числе выдвинутая Францией на уровне ООН Программа действий в области поощрения ответственного поведения государств в киберпространстве, Рекомендации ОЭСР в области регулирования технологий искусственного [2] и инициатива на уровне «Группы семи» в области регулирования трансграничных потоков данных [3]. Схожая конкуренция проектов в области управления передовыми технологиями наблюдается и в области технологий искусственного интеллекта, регулирования сетей связи нового поколения (5G), а также регламентации технологий интернета вещей и пр.
Таким образом, международная борьба идет вокруг новых инструментов глобального влияния, таких как глобальные нормы и институты, технологические стандарты, торговля и технологии. Запад продвигает порядок, основанный на правилах, в рамках которого не предполагается уважение цифрового суверенитета незападных государств. Россия и Китай, а также партнеры по ШОС, БРИКС и другим международным организациям, предлагают альтернативное видение глобальной цифровой сферы, основанное на уважении государственного суверенитета.
***
В России и Китае политика обеспечения цифрового суверенитета ставит во главу угла вопросы информационной безопасности, при этом Россия выступает в роли лидера формирования международного режима в данной области, в то время как Китай делает больший акцент на обеспечении безопасности данных как важнейшего актива цифровой экономики. В обеих странах защита цифрового суверенитета включает контроль контента национального сегмента сети Интернет, что предполагает поддержку создания национальных социальных сетевых сервисов, платформенных компаний, а также поисковых систем и почтовых сервисов. Цифровой суверенитет означает опору на собственные силы, в том числе в области аппаратной базы современных цифровых технологий, но это не влечет за собой закрытость, а, скорее, управляемую открытость и готовность к сотрудничеству при сохранении независимости.
1. Закон о «суверенном Интернете» — неформальное название Федерального закона от 01.05.2019 №90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
2. Recommendation of the Council on Artificial Intelligence, 2019 OECD/LEGAL/0449
3. Дорожная карта «Группы семи» по сотрудничеству в области свободных потоков данных и доверия. Лондон, 2021.