Уже в восьмой раз Российский совет по международным делам и Китайская академия общественных наук совместно проводят двустороннюю международную конференцию, посвященную сотрудничеству между Россией и Китаем в новую эпоху. Наша конференция является центральным ежегодным мероприятием в рамках широкого сотрудничества между РСМД И КАОН, которое успешно развивается на основе Меморандума о сотрудничестве, подписанного в ходе официального визита Президента России В. Путина в Китай в июне 2016 года.
Мы очень ценим сложившиеся за эти годы не просто партнерские, но по-настоящему доверительные отношения с китайскими коллегами, позволяющие откровенно обсуждать самые острые вопросы мировой политики и двустороннего взаимодействия наших двух стран. Принципиально важно, что сложившееся партнерство РСМД и КАОН носит не только академический, но и прикладной характер и нацелено на содействие реализации первоочередных задач по всестороннему развитию российско-китайского сотрудничества.
Состоявшийся в марте нынешнего года государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию и его переговоры с президентом России В. Путиным продемонстрировали устойчивую динамику развития отношений между нашими странами, соответствующую статусу партнеров всеобъемлющего стратегического взаимодействия и сотрудничества. В таком поступательном развитии сотрудничества есть своя историческая логика, так как наши страны имеют во многом одинаковые или схожие цели внутреннего развития и взаимодействия на международной арене.
Такая гармония совпадающих интересов позволила вывести наши отношения на наивысший за всю их историю уровень. Эти отношения по своему характеру и содержанию не имеют аналогов в мире и могут служить примером отношений между великими державами в новую эпоху.
Значение российско-китайских отношений особенно велико именно сегодня. Современный мир проходит сложнейший период перестройки всей системы международных отношений, сложившейся по итогам Второй мировой войны. Это — закономерный и неизбежный процесс, отражающий объективные тенденции и новые потребности общественного развития. На наших глазах разворачивается острейшая борьба за новую модель миропорядка, соответствующую складывающимся в мире новым реалиям.
Структурная перестройка мировой экономики, ее переход на новую технологическую основу, укрепление суверенитета и рост национального самосознания подавляющего большинства государств, наряду с другими объективными факторами, ускоряют процессы перераспределения потенциалов развития в пользу новых центров геополитического и экономического влияния. Этот процесс не может быть быстрым или легким, он сталкивается с упорным сопротивлением сил, заинтересованных в сохранении старого миропорядка.
Россия и Китай в рамках двустороннего стратегического взаимодействия, эффективно координируют свои внешнеполитические позиции, последовательно выступают за формирование более справедливого многополярного мироустройства, основанного на строгом соблюдении Устава ООН и общепризнанных норм международного права. В этом стремлении мы можем рассчитывать на поддержку со стороны большей части человечества, прежде всего — со стороны многочисленных стран глобального Юга, также заинтересованных в переходе к справедливому и демократичному миропорядку.
Закономерным ответом на кризис нынешнего мироустройства становится расширение взаимодействия и сотрудничества между государствами, которые руководствуются долгосрочными интересами укрепления международной безопасности и развития. Расширяется процесс формирования региональных и трансрегиональных механизмов экономической интеграции и взаимодействия в различных сферах, создаются разноформатные партнерства для решения общих проблем.
Россия и Китай последовательно наращивая взаимовыгодное сотрудничество и активно взаимодействуя на международной арене, выступают движущей силой региональной и глобальной стабильности, стимулируют экономический рост, служат примером позитивной повестки дня.
На современном этапе принципиально важно, чтобы Россия и Китай и дальше наращивали всеобъемлющее стратегическое взаимодействие во всех областях, укрепляли взаимное доверие, расширяли диалог в различных областях, представляющих взаимный интерес. Именно так будет действовать Россия. Как отмечается в Концепции внешней политики России, утвержденной Президентом России 31 марта 2023 года: «Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой и уделяет приоритетное внимание развитию обоюдовыгодного сотрудничества во всех сферах, оказанию взаимопомощи и укреплению координации на международной арене в интересах обеспечения безопасности, стабильности, устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира».
Определяющим в наших отношениях являются регулярные встречи между президентом России В. Путиным и председателем КНР Си Цзиньпином, которые за последние десять лет провели около 40 таких встреч. Итоги каждой из встреч придают новый импульс отношениям, определяют вектор их ускоренного и устойчивого развития.
Можно не сомневаться в том, что дружба и партнерство между нашими странами, основанные на стратегическом выборе народов двух стран, будут продолжать расти и крепнуть во имя благополучия и процветания России и Китая, во имя укрепления международной стабильности и глобальной безопасности.
В рамках государственного визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию был подписан пакет документов, в частности Совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху и Совместное заявление о плане развития ключевых направлений российско-китайского экономического сотрудничества до 2030 года. В этих документах сформулированы принципиальные подходы сторон к ключевым проблемам современного мира, поставлены конкретные задачи по дальнейшему наращиванию двустороннего сотрудничества «в целях совместного развития и процветания, чтобы приносить ещё большую пользу народам России и Китая».
Во главу угла поставлены вопросы дальнейшего укрепления материальной базы российско-китайских отношений и улучшения благосостояния народов двух стран. Несмотря на последствия пандемии и санкционный прессинг, неуклонно растет товарооборот между нашими странами, объем которого, как ожидается, уже к концу этого года превзойдет заявленную цель в 200 миллиардов долларов.
Стороны прилагают активные усилия по сопряжению планов развития Евразийского экономического союза и инициативы «Одного пояса, одного пути» в целях укрепления взаимосвязанности на пространстве евразийского региона, внося тем самым реальный вклад в формирование Большого Евразийского партнерства. Именно сейчас закладываются принципы и основы долгосрочного экономического и социального развития огромного евразийского пространства, которое уже стало главным локомотивом всей мировой экономики.
Важное значение для обеих стран в современных сложных геополитических условиях имеет обеспечение технологического суверенитета. Сложение богатого научного и производственного потенциалов России и Китае должно позволить нашим странам занять лидирующие позиции в области информационных и биотехнологий, сетевой безопасности, искусственного интеллекта, освоения космического пространства и в других важнейших сферах научно-технического прогресса.
Хорошие перспективы открываются для сотрудничества по освоению транзитного потенциала Северного морского пути.
Китай уже стал ведущим международным партнером России в деле освоения хозяйственного потенциала Дальнего Востока. Ожидаем новых договорённостей по крупным экономическим проектам в ходе предстоящего в сентябре с. г. Восточного экономического форума во Владивостоке.
Особого внимания заслуживают вопросы расширения гуманитарного сотрудничества, где России и Китаю еще предстоит многое сделать. Необходимо приложить необходимые усилия для того, чтобы преодолев трудности, связанные с пандемией, нарастить туристические и молодежные обмены, связи в области науки, культуры, образования, студенческие обмены.
Надеюсь, что все эти вопросы в конкретном плане мы рассмотрим в ходе нашей конференции. Пользуясь случаем, хотел бы подчеркнуть, что сегодня к никогда ранее возрастает роль новых идей, новых концептуальных подходов и новых практических предложений, которые должны выдвигаться экспертным сообществом. Российские и китайские аналитические центры могут и должны оказывать посильное содействие нашим государственным структурам, бизнесу, образовательным учреждениям и институтам гражданского общества. Впереди предстоит много работы, дел хватит на всех.