Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.69)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Милан Лазович

Программный менеджер РСМД

Армения и Азербайджан стремятся использовать открывшееся окно возможностей и установить прочный мир в регионе, что само по себе можно расценить как крайне позитивный сигнал. Обе стороны обмениваются правками и пакетами предложений по мирному договору, осуществляют контакты по линии МИД, на границе организуют встречи комиссий по делимитации и демаркации.

Изначально в рабочей версии проекта договора о мире условно выделялось три ключевых положения: окончательное признание Ереваном Карабаха в качестве части Азербайджана и отказ от реваншистских настроений, разблокировка транспортно-логистических коммуникаций в регионе, а также делимитация и демаркация актуальной армяно-азербайджанской границы, поскольку де-юре она не существовала в период армянского контроля над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами. На сегодняшний день наиболее успешно развивается третье направление, а именно — делимитация и демаркация границы.

Вместе с тем по другим положениям проекта договора о мире существует целый ряд сложностей. Все еще остается проблемой окончательное признание Карабаха и семи прилегающих районов, ранее контролируемых Ереваном, территориями Азербайджана. В актуальной армянской Конституции содержится пункт о будущем воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией, что категорически не устраивает азербайджанскую сторону. Баку настаивает на изменении Ереваном Конституции, поскольку усматривает в имеющейся формулировке реваншистский уклон и возможные притязания на свою территорию в будущем. Азербайджанская сторона хотела бы иметь четкие письменные и юридические гарантии сохранения своей территориальной целостности. Официальный Ереван же пока не спешит с данной инициативой, считая это вмешательством во внутренние дела государства.

Что касается разблокировки транспортно-логистических коммуникаций на Южном Кавказе и открытия границ, то пока этот вопрос стороны по обоюдному согласию решили отложить. По всей видимости, такое решение было принято ввиду того, что сам вопрос носит экономический характер и не расценивается как первостепенный.

Работу над мирным соглашением можно назвать «дипломатией горячей картошки», поскольку стороны пока лишь взаимно обмениваются правками к будущему договору, в то время как реальных подвижек все еще не наблюдается.

Россия в свою очередь в полной мере заинтересована в установлении прочного мира, стабильности и стимулировании экономического развития на Южном Кавказе. Москва продолжает развивать отношения с Баку и поддерживать конструктивные контакты с Арменией, что способствует мирным процессам на Южном Кавказе.

Процесс обсуждения инициатив, предполагающих заключение мирного соглашения между Баку и Ереваном, а также делимитацию и демаркацию армяно-азербайджанской границы, носит затяжной характер. В начале сентября Армения передала Азербайджану уже десятый по счету пакет предложений по договору о мире между странами.

Работу над соглашением можно назвать «дипломатией горячей картошки», поскольку стороны пока лишь взаимно обмениваются правками к будущему мирному договору, в то время как реальных подвижек все еще не наблюдается.

Что предполагает мирное соглашение?

После завершения Нагорно-Карабахского конфликта в сентябре 2023 г. и восстановления территориальной целостности Азербайджана путем вхождения Карабахского региона в его состав в армяно-азербайджанских отношениях открылось историческое окно возможностей. Впервые в постсоветской истории, а также после официального признания Арменией Карабаха в качестве неотъемлемой части Азербайджана в 2021 г. появился реальный шанс на нормализацию отношений между Баку и Ереваном, а также снятие транспортной блокады Армении с последующей разблокировкой региональных коммуникаций и открытием ее границ с Турцией и Азербайджаном.

Изначально в рабочей версии проекта договора о мире условно выделялось три ключевых положения: окончательное признание Ереваном Карабаха в качестве части Азербайджана и отказ от реваншистских настроений, разблокировка транспортно-логистических коммуникаций в регионе, а также делимитация и демаркация актуальной армяно-азербайджанской границы, поскольку де-юре она не существовала в период армянского контроля над Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами.

На сегодняшний день наиболее успешно развивается третий пункт, а именно — процессы делимитации и демаркации границы. Хотя и этот процесс идет с затруднениями. В Армении продолжаются протесты против передачи Азербайджану отдельных сел и анклавов. Например, очень громкими были соответствующие протесты в Тавушской области (Армения). Тем не менее происходят регулярные встречи на границе представителей комиссий по делимитации и демаркации государственной границы от Армении и Азербайджана, в ходе которых прорабатываются вопросы территориального разграничения. Соответствующую комиссию по делимитации и демаркации возглавляют курирующие вице-премьеры двух стран — Шахин Мустафаев с азербайджанской стороны и Мгер Григорян с армянской стороны. Одним из достижений по данному треку можно назвать подписание 30 августа Баку и Ереваном Положения о деятельности комиссий двух стран по делимитации границы, призванного регулировать совместную деятельность комиссий по делимитации и демаркации границ между двумя странами.

Согласно указанному документу, Азербайджан и Армения договорились о проведении делимитации границ на основе Алма-Атинской декларации 1991 года, согласно которой бывшие советские республики обязались признать территориальную целостность друг друга на основе советских административных границ. Однако в документе остается лазейка, поскольку подчеркивается, что данное соглашение неокончательное, и после подписания мирного договора процесс может продолжиться на основе других принципов. На основе каких конкретно — не указывается, что в будущем ставит под угрозу намеченные договоренности. Тем не менее именно работа по делимитации и демаркации пока остается наиболее успешным треком, имеющим определенные подвижки и перспективы на фоне других.

Что тормозит мирный процесс?

Все еще остается проблемой окончательное признание Карабаха и семи прилегающих районов, ранее контролируемых Ереваном, территориями Азербайджана. В актуальной Конституции Армении, принятой после распада СССР в 1995 г., а также в которую были внесены поправки в 2005 и 2015 гг., содержится пункт о будущем воссоединении Нагорного Карабаха с Арменией, что категорически не устраивает азербайджанскую сторону. Баку настаивает на изменении Ереваном Конституции, поскольку усматривает в имеющейся формулировке реваншистский уклон и возможные притязания на свою территорию в будущем. Азербайджанская сторона хотела бы иметь четкие письменные и юридические гарантии сохранения своей территориальной целостности. Официальный Ереван же пока не спешит с данной инициативой, считая это вмешательством во внутренние дела государства.

Надо сказать, что далеко не все в самой Армении поддерживают нынешний курс премьер-министра Никола Пашиняна по нормализации отношений с Азербайджаном. Вместе с тем армянские власти обсуждают конституционный вопрос и предварительно планируют провести референдум по изменению Конституции в 2027 г., в ходе которого, вероятно, будет поставлен вопрос об исключении всех терминов, связанных с понятием «Нагорный Карабах» или «Арцах». Однако до 2027 года пока далеко, и переговорный процесс с Баку вновь рискует быть замороженным, поскольку упоминание термина «Нагорный Карабах» в армянской Конституции и его потенциальное воссоединение с Арменией — критически важный вопрос для Азербайджана. Без него, как заявил президент страны Ильхам Алиев, мирное соглашение с Арменией не может быть достигнуто.

Что касается разблокировки транспортно-логистических коммуникаций на Южном Кавказе и открытия границ, то пока этот вопрос стороны по обоюдному согласию решили отложить. По всей видимости, такое решение было принято ввиду того, что сам вопрос носит экономический характер и не расценивается как первостепенный. Армении и Азербайджану пока не удалось согласовать выдвигаемые ими проекты по разблокировке региональных коммуникаций. Речь идет о таких проектах как Зангезурский коридор [1], инициируемый Азербайджаном и активно поддерживаемый Турцией, и «Перекресток мира», выдвинутый Арменией, но пока не находящий поддержки у большинства стран региона. Также ввиду категорического непринятия Ереваном проекта Зангезурского коридора Азербайджан предложил такой проект, как Аракский коридор, пролегающий через территорию Ирана.

Говоря о позиции региональных игроков, стоит отметить, что Турция вместе с Азербайджаном активно поддерживает Зангезурский проект, в то время как Иран выступает против, о чем было заявлено на встрече верховного лидера Ирана Али Хаменеи с премьером Армении Николом Пашиняном в конце июля текущего года. Тегеран выступает против изменения геополитических и международно-признанных границ региона, а также полагает, что данный проект не в интересах Армении. Россия пока достаточно сдержанно относится к проектам Армении и Азербайджана по транспортно-логистическим коммуникациям, предпочитая дать сторонам возможность принять решение, исходя из своих собственных суверенных национальных интересов. Вместе с тем Москва, безусловно, поддерживает разблокировку коммуникаций и открытие границ в регионе и готова оказывать данным процессам всяческое содействие.

Посредники и их роль

Большинство стран Южного Кавказа выступают против вмешательства внерегиональных игроков в региональные дела, в том числе в вопросы переговорного процесса между Ереваном и Баку.

Однако Армения напротив в наибольшей степени заинтересована в активном привлечении внерегиональных акторов, например — США и ЕС. Официально армянские власти объясняют это желанием диверсифицировать свою внешнюю политику и политику по вопросам безопасности в связи с рухнувшими иллюзиями в отношениях с Москвой. Вместе с тем представляется, что привлечение западных партнеров к решению проблемы обеспечения безопасности Армении носит скорее сиюминутный и эмоциональный характер. Москва в свою очередь не отказывается от партнерских отношений с Ереваном и готова к дальнейшей работе с армянскими властями для достижения целей постконфликтного развития на Южном Кавказе.

В Азербайджане присутствуют серьезные опасения относительно намерений Армении закупать оружие, заключать военные контракты и проводить совместные военные учения с отдельными странами Запада, например, такими как США и Франция, а также со страной незападного мира — Индией. Есть опасения, что данное сотрудничество может спровоцировать рост реваншистских настроений в соседней республике и при худшем сценарии — возобновление военных действий со стороны Армении с целью вернуть себе утраченные территории, признанные азербайджанскими международным сообществом.

С целью подержания мира и стабильности в регионе по инициативе Турции и при поддержке России в 2021 г. была создана Консультативная региональная платформа «3+3», призванная объединить три страны Южного Кавказа (Азербайджан, Армения и Грузия) и три крупные региональные державы (Иран, Россию и Турцию). Грузия воздерживается от участия в формате, однако участники неоднократно подчеркивали — двери для нее открыты. Важно отметить, что формат «3+3» — это ключевой проект для регионального сотрудничества как по вопросам безопасности, так и в области экономики.

Необходимо продолжать содействие развитию данного формата и конструктивного диалога между государствами Южного Кавказа, а также противостоять деструктивным попыткам влияния внерегиональных государств на региональные процессы. Наиболее сложной проблемой на данный момент представляется политика Армении, которая стремится привлечь внерегиональных акторов для организации мирного процесса, что не поддерживают региональные игроки. Однако Москве необходимо продолжать попытки конструктивного сотрудничества с армянской стороной, несмотря на заметный период охлаждения в двусторонних отношениях.

***

Армения и Азербайджан стремятся использовать открывшееся окно возможностей и установить прочный мир в регионе, что само по себе можно расценить как крайне позитивный сигнал. Обе стороны обмениваются правками и пакетами предложений по мирному договору, осуществляют контакты по линии МИД, на границе организуют встречи комиссий по делимитации и демаркации. Вместе с тем существует и целый ряд сложностей, которые тормозят движение к миру. Среди главных проблем можно назвать реформу конституции Армении, на чем настаивает Баку. Россия в свою очередь в полной мере заинтересована в установлении прочного мира, стабильности и стимулировании экономического развития на Южном Кавказе. Москва продолжает развивать отношения с Баку и поддерживать конструктивные контакты с Арменией, что способствует мирным процессам на Южном Кавказе.

1. Проект Зангезурского транспортного коридора призван обеспечить сухопутную связь между основной территорией Азербайджана и его эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой. Согласно проекту, коридор должен пройти через территорию Сюникской области Армении (около 40 км).


(Голосов: 13, Рейтинг: 4.69)
 (13 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся