Оценить статью
(Голосов: 29, Рейтинг: 3.66)
 (29 голосов)
Поделиться статьей
Олег Парамонов

К.и.н., старший научный сотрудник, Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России; доцент, департамент международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

Дениз Орхон

Стажер-исследователь, Институт международных исследований МГИМО МИД России

Входящие в Quad тихоокеанские державы — США, Япония и Австралия —предпринимают значительные усилия, чтобы «дипломатия ромба» не оставила без внимания и украинский кризис. На прошедшем экстренном онлайн-саммите альянса эта тема стала ключевой наряду с намерением послать сигнал Китаю, который мог бы воспользоваться ситуацией для продвижения своих интересов в Тайваньском проливе. Отсутствие в итоговом совместном заявлении прямой критики действий России было связано с особым взглядом Индии, что в итоге оставило Quad без консолидированной позиции по ключевому для США вопросу.

Причины особых взглядов Нью-Дели следует искать в ее базовых подходах к внешней политике, известных как «стратегическая автономия» и «стратегическое балансирование», корни которых связаны с участием Индии в становлении и подъеме Движения неприсоединения. В Нью-Дели осознают, что участие в изоляции России не будет способствовать построению полицентричной мировой системы, которая является еще одним базовым принципом индийской внешней политики. Кроме того, Индия заинтересована в поддержании стабильности и открытости глобальной экономики, которая уже сильно страдает от антироссийских санкций.

При этом Япония, наоборот, активно способствует наведению военно-политических и экономических «мостов» между Старым Светом и Индо-Пацификой. Японские Силы самообороны принимали участие в различных форматах военно-морских учений ряда западных стран, Япония заключила соглашения о ЗСТ с ЕС и Великобританией, а японский премьер-министр Ф. Кисида посетил саммит НАТО в Брюсселе, что стало первой встречей по линии Япония — НАТО с 2017 г. В то время как Токио и Вашингтон пытаются повлиять на позицию Индии, в Пекине принципиальность Нью-Дели получила положительную оценку. На этом фоне впервые за два года состоялся визит в страну министра иностранных дел КНР Ван И.

Хотя участие Индии в «азиатском НАТО», как часто называют Quad, скорее, не соответствует традициям неприсоединения, «Стратегическая автономия 2.0», видимо, допускает подобные сценарии при условии тщательной калибровки степени вовлеченности Нью-Дели в сотрудничество с «дружественными демократиями». Кроме того, в Индии могут рассчитывать, что возможные риски здесь компенсированы участием страны в БРИКС и ШОС. Однако подобная кооперация может оказаться и значимым шагом на пути в «паутину коалиций», выстраиваемую вокруг Quad и отличающуюся от НАТО только гибкостью и сетевым характером.

В прошедшем месяце входящие в Quad тихоокеанские державы (США, Япония и Австралия) стали предпринимать значительные усилия для того, чтобы «дипломатия ромба» не оставила без внимания и украинский кризис. 3 марта 2022 г. состоялся экстренный онлайн-саммит лидеров Quad, и ключевым вопросом его повестки стала выработка позиции по ситуации вокруг Украины. Еще одной целью саммита было намерение послать сигнал Китаю, который, как опасаются на Западе, мог бы воспользоваться ситуацией в Европе для продвижения своих интересов в Тайваньском проливе. «Квалифицированное большинство» участников саммита демонстрировало весьма воинственный настрой. Например, высказывание премьер-министра Японии Фумио Кисиды о недопустимости изменения статус-кво в Индо-Тихоокеанском регионе с помощью силы напомнило его выступление в качестве главы МИД Японии на пресс-конференции в марте 2014 г., когда он был «глашатаем» санкций, введенных в связи с воссоединением Российской Федерации и Крыма и, пожалуй, единственным членом кабинета Синдзо Абэ, который демонстрировал энтузиазм в отношении изоляции России.

Заметным и, скорее, «паллиативным» результатом саммита Quad стала договоренность об учреждении механизма реагирования на гуманитарные кризисы и стихийные бедствия, который позволит Quad справляться с будущими вызовами гуманитарного характера в Индо-Пацифике, а также обеспечит некий канал взаимодействия, применимый и к украинскому кризису. Отсутствие в совместном заявлении прямой критики действий России было связано с особым взглядом Индии, что в итоге оставило Quad без консолидированной позиции по ключевому для США вопросу. Из Нью-Дели послали своим партнерам внятный сигнал, что сферу активности Quad стоит ограничить контурами Индо-Тихоокеанского региона.

Идея о том, что Quad и Североатлантический альянс должны сотрудничать друг с другом, актуализировалась с началом украинского кризиса. Однако позиция Индии, с учетом ее голосования в ООН, сразу породила сомнения насчет подобной кооперации. В западных СМИ «раскольническое поведение» Индии часто объясняют уровнем ее вовлеченности в военно-техническое сотрудничество с Россией и стремлением диверсифицировать энергетический импорт.

Вместе с тем этот взгляд представляется поверхностным. Причины особой позиции Нью-Дели следует искать скорее в ее базовых подходах к внешней политике, известных как «стратегическая автономия» и «стратегическое балансирование», корни которых связаны с участием Индии в становлении и подъеме Движения неприсоединения. В Нью-Дели осознают, что участие в изоляции России не будет способствовать построению полицентричной мировой системы, идея о необходимости которой является еще одним базовым принципом индийской внешней политики. Кроме того, Индия заинтересована в поддержании стабильности и открытости глобальной экономики, которая уже сильно страдает от антироссийских санкций.

Из Нью-Дели и до эскалации обстановки в Европе без большого энтузиазма наблюдали за усилиями своих партнеров из Quad, направленными на наведение военно-политических и экономических «мостов» между Старым Светом и Индо-Пацификой. При этом Япония, наоборот, способствовала этому весьма энергично. Морские части японских Сил самообороны принимали участие в различных форматах военно-морских учений вместе с кораблями Великобритании, Франции, Нидерландов и Германии. Соглашения о зонах свободной торговли Японии с ЕС и Великобританией вступили в силу в 2019 и 2021 гг., соответственно.

Вместе с тем создание «шокового партнерства» AUKUS привело к тому, что Франция, разочаровавшись в своих надеждах на укрепление связей с Австралией, стала рассматривать Индию и Японию в качестве «опор» для продвижения своих интересов в Индо-Пацифике. В ходе визита главы МИД Индии Субраманьяма Джайшанкара в Париж 20–23 февраля 2022 г. была принята совместная дорожная карта по «синей экономике» и использованию океанического пространства. Харш Пант, ведущий эксперт индийского аналитического центра Observer Research Foundation, полагает, что Индия и Франция разговаривают на похожем языке «стратегической автономии», между странами происходит сближение по многим вопросам на глобальном уровне, они обе не хотят действовать под давлением, особенно со стороны США. Что касается сотрудничества Франции и Японии, в январе 2022 г., после трехлетней паузы, Париж и Токио организовали в онлайн-режиме шестые по счету консультации в формате «два плюс два».

С другой стороны, все же не стоит переоценивать ущерб, который нанесло учреждение AUKUS отношениям «англосаксов» с Францией. Не исключено, что «réal-politique» сделает актуальным и возобновление военно-политической и военно-технической кооперации между Канберрой и Парижем.

Далее, значительное внимание привлек состоявшийся 19–20 марта 2022 г. визит Ф. Кисиды в Нью-Дели (на обратном пути японский премьер посетил и Камбоджу, являющуюся в текущем году председателем АСЕАН). Это была первая поездка премьер-министра Японии на двухсторонний саммит и первое посещение Индии иностранным лидером после окончания пандемии. Визит имел и символический характер, поскольку был приурочен к семидесятилетнему юбилею установления дипломатических отношений между Японией и Индией 28 апреля 1952 г., пришелся он и на семидесятипятилетие провозглашения индийской независимости. Японский премьер привез пятилетний инвестиционный план на 42 млрд долл., включающий ряд проектов в сфере инфраструктурного развития, высоких технологий, медицины, туризма. Однако главная интрига была связана с намерением Ф. Кисиды повлиять на позицию Нарендры Моди по украинскому кризису.

Накануне визита Ф. Кисиды генеральный секретарь правительства Японии Хирокадзу Мацуно пояснил, что в перечне тем саммита будет и ситуация на Украине. Согласно источнику в МИД Японии, пожелавшему остаться неназванным, в Токио прекрасно осознавали исторический бэкграунд связей Нью-Дели и Москвы: «Мы разделяем фундаментальные ценности и стратегические интересы; должны состояться откровенные дискуссии о том, как мы видим украинскую ситуацию, ожидаем услышать и разъяснение со стороны премьер-министра Моди». В ходе совместной пресс-конференции Ф. Кисида высказался и по украинскому кризису: «Мы согласились, что любое одностороннее изменение статус-кво не может быть оставлено без ответа ни в каком регионе и что необходимо искать мирные решения споров, основанные на международном праве». Н. Моди, в свою очередь, уклонился от прямых комментариев по украинской теме, но упомянул «о геополитических инцидентах, создающих новые вызовы». Однако среди ключевых пунктов японо-индийской повестки, упомянутых в совместном заявлении, украинский кризис занял лишь десятую позицию. В частности, было отмечено, что его последствия могут повлиять на Индо-Тихоокеанский регион, а также указано на важность поддержания безопасности связанных с мирным атомом украинских объектов. К слову, в китайских СМИ принципиальность Индии получила положительную оценку.

Интрига получила свое дальнейшее развитие 25 марта 2022 г., когда в Нью-Дели побывал глава МИД КНР Ван И, а Ф. Кисида прибыл в Брюссель. Визит Ван И в Индию состоялся впервые за последние два года. Хотя в ходе визита затрагивалась тема урегулирования приграничного конфликта, имел место и поиск консенсуса по более широким вопросам. С. Джайшанкар так прокомментировал встречу: «Мы получили возможность в ходе сегодняшних переговоров обменяться нашими позициями по важнейшим международным темам, таким, как ситуация в Афганистане и на Украине. Мы также обсудили важные аспекты наших двусторонних отношений».

А в Брюсселе Ф. Кисида принял участие в саммите НАТО. Это стало первой встречей по линии Япония — НАТО с 2017 г., когда генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг посетил Японию и встретился с тогдашним премьер-министром С. Абэ. На саммите Североатлантический альянс заявил о намерении более тесно сотрудничать со своими партнерами в Восточной Азии и южной части Тихого океана, а именно с Японией, Республикой Корея и Австралией. На саммите в Брюсселе премьер-министр Японии стремился подчеркнуть важность ситуации в Индо-Тихоокеанском регионе, несмотря на повышенное внимание стран НАТО к ситуации в Восточной Европе. По мнению японского лидера, сотрудничество НАТО и стран Азии способствует усилению санкционного давления на Россию.

Несмотря на то, что ситуация в Восточной Европе прямо не затрагивает стратегические интересы Японии, Токио не может допустить реализацию сценария, при котором Запад полностью сфокусируется на украинском кризисе, оставляя без должного внимания положение дел в Индо-Пацифике. Представляется, что одной из основных целей визита Ф. Кисиды в Брюссель стало намерение «напомнить» странам Запада о рисках усиления напористости Пекина. Кроме того, по мнению Токио, важность сотрудничества по линии Япония — НАТО возрастает и на фоне неудач Quad в деле согласования единой позиции по Украине.

Еще одним значимым шагом в укреплении связей между державами тихоокеанской Азии, южной части Тихого океана и странами НАТО стало участие министров иностранных дел Японии, Австралии, Новой Зеландии и Республики Корея в саммите глав МИД стран НАТО 7 апреля 2022 г. Что касается неуступчивой Индии, еще одна попытка надавить на нее была предпринята уже лично Джо Байденом в ходе состоявшейся 11 апреля видеоконференции с Н. Моди, когда американский президент требовал, в частности, чтобы Индия не наращивала закупки российской нефти, предлагая помощь в диверсификации ее закупок. По информации агентства Bloomberg со ссылкой на конфиденциальные источники, теперь уже и в Германии проходят дебаты насчет того, «достойна» ли Индия приглашения на саммит «Группы семи», который состоится в Баварии в июне 2022 г. Ее собирались позвать вместе с Индонезией, ЮАР и Сенегалом. Сообщается, что претензии членов G7 связаны с отказом Нью-Дели участвовать в изоляции России, в том числе с ее планами развивать с ней энергетическое сотрудничество. Ранее Индия подтверждала, что продолжит закупать у России нефть. Кроме того, по информации Bloomberg, Москва и Нью-Дели работают над системой платежей с использованием национальных валют, есть у Индии и планы нарастить экспорт в Россию на 2 млрд долл. (фармацевтика, продовольствие и др.). Впрочем, ситуация развивается разнонаправлено. 12 апреля 2022 г. Indian Oil Corporation (IOC) отказалась от продолжения закупок российской нефти марки Urals, объяснив это переходом на использование малосернистых сортов.

Участие Индии в «азиатском НАТО», как часто называют Quad, скорее, не соответствует упомянутым выше традициям неприсоединения. Впрочем, «Стратегическая автономия 2.0», видимо, допускает подобные сценарии при условии тщательной калибровки степени вовлеченности Нью-Дели в сотрудничество с «дружественными демократиями». Кроме того, в Индии могут рассчитывать, что возможные риски здесь компенсированы участием страны в БРИКС и ШОС. Однако подобная кооперация может оказаться и значимым шагом на пути в «паутину коалиций», выстраиваемую вокруг Quad и отличающуюся от НАТО только гибкостью и сетевым характером.


Оценить статью
(Голосов: 29, Рейтинг: 3.66)
 (29 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся