9 апреля 2024 г. представители военных ведомств США, Австралии и Великобритании выступили с заявлением о рассмотрении кандидатур Новой Зеландии, Республики Кореи и Японии в качестве новых членов блока AUKUS. Дискуссия о возможном расширении блока ведется давно и лишь усилилась после перехода альянса ко второй фазе своего развития — так называемому «Столпу 2» (Pillar II), предполагающему акцент на совместной разработке передовых военных технологий.
Самые перспективные варианты расширения AUKUS — это вступление в альянс Республики Кореи и Японии. Уже много лет в интересах Вашингтона находится создание треугольника США — Республика Корея — Япония и сопряжение в его рамках военно-политического сотрудничества с двумя своими союзниками. Сегодня это стремление понемногу начинает реализовываться: отношения Сеула и Токио находятся на беспрецедентно высоком уровне, вооруженные силы трех государств проводят масштабные совместные учения, а на трехстороннем саммите в Кэмп-Дэвиде в августе 2023 г. была анонсирована большая повестка сотрудничества в области безопасности. Помимо общей проамериканской внешнеполитической ориентации, обе стороны имеют вооружения и военную промышленность, завязанные на американских стандартах, что представляет важность в контексте общей задачи AUKUS по конвергенции военных технологий и военно-промышленных систем стран-участниц.
Работа на текущем этапе сводится к синхронизации технологических процессов и правовых систем государств — членов альянса с тем, чтобы в дальнейшем наладить непосредственное сотрудничество и реализацию проектов в указанных областях. В качестве важных направлений сотрудничества также обозначены гармонизация политики и законодательства, регулирующего процессы разработки и производства продукции оборонного назначения, упрощение условий экспортного контроля и формирование безлицензионной системы торговли вооружениями, укрепление связей между предприятиями военной промышленности трех государств, а также вовлечение новых доверенных партнеров в реализацию различных проектов «Столпа 2».
На новой стадии развития предусматривается широкое сотрудничество в таких сферах, как: кибербезопасность, квантовые технологии, гиперзвуковое и контргиперзвуковое оружие, современные средства радиоэлектронной борьбы, инновации и обмен данными. Вашингтон заинтересован в том, чтобы продвинутые технологические державы внесли свой вклад в защиту американских интересов безопасности, для чего была предложена идея создания безлицензионной экосистемы торговли вооружениями в рамках AUKUS, но такая амбициозная задача потребует длительного согласования. Технологическая конвергенция также требуется практически во всех направлениях сотрудничества.
В итоге «Столп 2» предполагает большой набор функциональных проектов в высокотехнологических областях, объединенных скорее идеологическим, нежели военно-стратегическим смыслом. Перспектива расширения AUKUS вполне вероятна, и такие игроки, как Республика Корея и Япония, действительно могут внести свой вклад в реализацию конкретных проектов. Но ценность и стратегическая значимость такого альянса, представляющего собой палитру отдельных проектов без четких обязательств и институциональной структуры, будет не очень высока. Во всяком случае — до тех пор, пока союзники не выработают коллективное восприятие AUKUS как пространства с едиными технологическими стандартами и единым правовым режимом. Этой, идеологической по своей сути, задаче и будет посвящена работа обновленного AUKUS.
9 апреля 2024 г. представители военных ведомств США, Австралии и Великобритании выступили с заявлением о рассмотрении кандидатур Новой Зеландии, Южной Кореи и Японии в качестве новых членов блока AUKUS. Дискуссия о возможном расширении AUKUS ведется уже достаточно давно и лишь усилилась после перехода альянса ко второй фазе своего развития — так называемому «Столпу 2» (Pillar II), предполагающему акцент на совместной разработке передовых военных технологий. Учитывая интерес и самих потенциальных кандидатов к вступлению в AUKUS, что можно сегодня сказать о перспективах расширения альянса?
Новые приоритеты развития AUKUS
Изначально AUKUS был задуман как проект, ориентированный на Австралию. «Столп 1» (Pillar I) предполагает размещение атомных подводных лодок (АПЛ) типов «Вирджиния» (США) и «Астьют» (Великобритания) на базах в Австралии на ротационной основе, обмен опытом и обучение военнослужащих ВМС Австралии, строительство АПЛ «Вирджиния» для австралийского флота, а в долгосрочной перспективе — создание новых АПЛ типа AUKUS. Акцент на атомные подлодки в целом лежит в русле общего вектора США на конструирование Индо-Тихоокеанского региона и усиление стратегических позиций в нем. Именно Австралия занимает в ИТР центральное положение, связывая пространства Тихого и Индийского океанов, и по плану должна усилить свою стратегическую роль, будучи важным союзником США.
Однако инициативой по строительству АПЛ сотрудничество союзников не исчерпывается. В дополнение к этой конкретной задаче AUKUS принял более широкую повестку «Столп 2», предусматривающую широкое сотрудничество в таких сферах, как: кибербезопасность, квантовые технологии, гиперзвуковое и контргиперзвуковое оружие, современные средства радиоэлектронной борьбы, инновации и обмен данными. Общий смысл работы в рамках «Столпа 2» на текущем этапе сводится к синхронизации технологических процессов и правовых систем государств — членов альянса с тем, чтобы в дальнейшем наладить непосредственное сотрудничество и реализацию проектов в указанных областях. В заявлении министров обороны стран — участниц AUKUS от 8 апреля 2024 г. в качестве важных направлений сотрудничества также обозначены гармонизация политики и законодательства, регулирующего процессы разработки и производства продукции оборонного назначения, упрощение условий экспортного контроля и формирование безлицензионной системы торговли вооружениями, укрепление связей между предприятиями военной промышленности трех государств, а также вовлечение новых доверенных партнеров в реализацию различных проектов «Столпа 2».
Таким образом США намерены расшить AUKUS, превратив его из сфокусированного на Австралии проекта в устойчивый альянс с многоплановой ролью в регионе. Это возможно будет сделать в том числе за счет вступления в альянс новых членов, уже имеющих прочные военно-политические связи с Вашингтоном.
Кандидаты в новые члены AUKUS
Самые перспективные варианты расширения AUKUS — это вступление в альянс Республики Кореи и Японии. Уже много лет в интересах Вашингтона находится создание треугольника США — Республика Корея — Япония и сопряжение в его рамках военно-политического сотрудничества с двумя своими союзниками. Сегодня это стремление понемногу начинает реализовываться: отношения Сеула и Токио находятся на беспрецедентно высоком уровне, вооруженные силы трех государств проводят масштабные совместные учения, а на трехстороннем саммите в Кемп-Девиде в августе 2023 г. была анонсирована большая повестка сотрудничества в области безопасности, которое предполагается «поднять на новые высоты». Тем не менее устойчивое и долгосрочное укрепление отношений между РК и Японией — это задача, над которой еще предстоит работать. По этой причине для США возможной альтернативой развитию треугольника может стать включение Сеула и Токио в уже существующую многостороннюю структуру безопасности AUKUS. Помимо общей проамериканской внешнеполитической ориентации, обе стороны имеют вооружения и военную промышленность, завязанные на американских стандартах, что представляет важность в контексте общей задачи AUKUS по конвергенции военных технологий и военно-промышленных систем стран-участниц.
Основное внимание США сегодня уделяют Японии. Вашингтон поддержал политику по укреплению военного потенциала, зафиксированную в обновленных стратегических документах Японии 2022 г., в частности — пересмотр Трех принципов трансфера военного оборудования и технологий, облегчающий экспорт вооружений и расширяющий диапазон необходимых для него условий. Последнее обстоятельство представляет особую важность для США, со времен холодной войны стремившихся защитить свои лидерские позиции в области передовых военных технологий. Сегодня же, напротив, Вашингтон заинтересован в том, чтобы продвинутые технологические державы внесли свой вклад в защиту американских интересов безопасности, для чего и была предложена идея создания безлицензионной экосистемы торговли вооружениями в рамках AUKUS. Смягчив внутренние политические барьеры, Япония сможет не только позволить США извлечь выгоду из поставок японской военной продукции и обмена технологиями, но и выйти на новые рынки в качестве экспортера вооружений.
Менее привлекательным аспект упрощения режима торговли вооружениями представляется для Республики Кореи. Сеул — уже состоявшийся экспортер вооружений, закрепившийся на разных рынках во многих регионах мира. Одним из таких рынков как раз и является Австралия, с которой РК имеет множество соглашений о поставках различных вооружений, а южнокорейская компания Hanwha Defense реализует масштабный проект по строительству завода в Джелонге, на котором будут производиться 155-мм самоходные артиллерийские установки K9. Присоединение к безлицензионной экосистеме AUKUS может быть рискованным шагом для Сеула — таким образом можно потерять уже приобретенные позиции, уступив в конкуренции другим членам альянса. Похожая проблема сейчас складывается в двустороннем альянсе США и РК: союзники ведут переговоры о заключении Соглашения о взаимных оборонных поставках, которое должно устранить барьеры в торговле вооружениями между двумя странами. Однако Сеул пока не спешит с решениями, настаивая на тщательной проработке условий соглашения, которые не поставили бы в уязвимое положение местные компании оборонного сектора.
Аналогичным образом, в случае с AUKUS все будет зависеть от конкретной модели торговли продукцией военного назначения. Если члены альянса, включая потенциальных кандидатов, смогут договориться об устраивающих всех условиях и разделить рынок (к примеру, РК сможет защитить свои поставки САУ K9 в рамках сухопутного компонента «Столпа 2», а США в партнерстве с Японией смогут разрабатывать гиперзвуковые ракеты и т.д.), то такая структура будет иметь смысл. Так или иначе, согласование займет длительное время — как минимум «несколько месяцев консультаций», по заявлению представителей AUKUS, потребуется для включения новых членов в альянс.
***
В ближайшие годы деятельность AUKUS будет в основном сосредоточена на синхронизации правовых баз и технологических стандартов стран — участниц альянса. Решение правовых вопросов и преодоление действующего американского режима по торговле вооружениями ITAR (International Traffic in Arms Regulations) на совершение сделок, в соответствии с которым партнеры США тратят чрезмерно большие бюджеты, видится в будущем создании безлицензионной экосистемы AUKUS — но такая амбициозная задача потребует длительного согласования.
Технологическая конвергенция также требуется практически во всех направлениях сотрудничества, анонсированных в рамках «Столпа 2». Ярким примером могут послужить технологии искусственного интеллекта, на использование которых в военной технике (беспилотные летательные аппараты, системы управления боевых машин, системы отслеживания запуска гиперзвуковых ракет и т.д.) делают ставку США и их партнеры. Ввиду непрозрачности моделей ИИ для надлежащей работы соответствующих технологий необходимы общие критерии и стандарты разработки, тестирования и оценки работы систем, без которых прогнозирование и понимание поведения ИИ-систем будет максимально затруднено. Все это также потребует масштабной предварительной работы, прежде чем союзники смогут перейти к непосредственной реализации совместных проектов.
В итоге «Столп 2» предполагает большой набор функциональных проектов в высокотехнологических областях, объединенных скорее идеологическим, нежели военно-стратегическим смыслом. Перспектива расширения AUKUS вполне вероятна — это может произойти за счет присоединения к альянсу новых участников из числа государств с развитой военной промышленностью и высокотехнологическим сектором. Такие игроки, как Республика Корея и Япония, став новыми членами AUKUS, могут внести свой вклад в реализацию конкретных проектов — в областях разработки технологий и средств ИИ, РЭБ, гиперзвукового оружия и т.д. Но ценность и стратегическая значимость такого альянса, представляющего собой палитру отдельных проектов без четких обязательств и четкой институциональной структуры, будет не очень высока. Во всяком случае — до тех пор, пока союзники действительно не выработают коллективное восприятие AUKUS как пространства с едиными технологическими стандартами и единым правовым режимом. Этой, идеологической по своей сути, задаче и будет посвящена работа обновленного AUKUS.