Внешние рынки сбыта товаров и услуг являются для национальной экономики важным источником валютных поступлений. Если эти рынки богаты природными ресурсами, то за них ведется самая острая борьба, о чем свидетельствуют события в Ливии.
В феврале 2011 г. повстанцы в Бенгази выступили против режима ливийского лидера полковника Муаммара Каддафи, что привело к началу гражданской войны. В ночь с 17 на 18 марта 2011 г. Россия воздержалась при голосовании по ливийской резолюции № 1973 СБ ООН. Вместо сохранения нейтралитета коалиция НАТО оказала активную поддержку повстанцам для свержения Каддафи. Исход гражданской войны очевиден: на смену Каддафи пришел повстанческий Переходный национальный совет (ПНС).
С приходом новой власти, особенно если она находилась в оппозиции прежнему режиму, риски для инвесторов возрастают. В связи с этим нас не может не волновать судьба контрактов, подписанных российскими компаниями с ливийской стороной еще во времена правления Каддафи.
Следует учитывать, что во время переговоров ливийцы, как правило, не делают конкретных предложений по развитию деловых отношений. Продолжительные переговоры могут не привести к подписанию контракта. К тому же в Ливии отсутствует культура защиты активов иностранных инвесторов. Поэтому российские деловые круги не проявляли особого интереса к этой стране.
Первыми российскими компаниями, добившимися успеха на ливийском рынке, стали «Татнефть» и «Газпром». В рамках второго открытого тендера в октябре 2005 г. «Татнефть» получила право на разработку нефтяного блока в районе Гадамес, а в декабре 2006 г. — еще трех нефтяных блоков в бассейнах Гадамес и Сирт (http://www.rg.ru/2008/04/17/putin-livia.html). Деятельность компании регулируется соглашением о разведке и разделе продукции, заключенным между «Татнефтью» и Национальной нефтяной корпорацией Ливии (Libyan National Oil Company — NOC) сроком на 30 лет.
Для работы в Ливии «Газпром» специально создал дочернюю компанию «Газпром Ливия Б.В.», которая в декабре 2006 г. получила право разведки и разработки углеводородов на лицензионном участке № 19 (блоки 1–4), расположенном на шельфе Средиземного моря [1]. В декабре 2007 г. «Газпром Ливия Б.В.» была признана победителем четвертого открытого газового тендера на право разведки и разработки углеводородов на лицензионном участке № 64 (блоки 1–3 в нефтегазоносном бассейне Гадамес) [2], расположенном в 300 км к югу от г. Триполи (http://gazprom.ru/production/projects/deposits/libya). В декабре 2007 г. в результате завершения сделки по обмену активами с компанией BASF Газпром получил 49 % в ливийских нефтяных концессиях С96 и С97. Соглашения по этим концессиям рассчитаны до 2026 г.
Камнем преткновения в отношениях между двумя странами вплоть до 2008 г. являлась задолженность Ливии перед Россией, составлявшая 4,5 млрд долл. В рамках первого визита российского президента в Ливию, состоявшегося 16–17 апреля 2008 г., было подписано межправительственное соглашение о торгово-экономических и финансовых отношениях между Россией и Ливией, которое предусматривало урегулирование этого вопроса. По условиям соглашения ливийская сторона была обязана реинвестировать свою задолженность в оплату российских товаров и услуг (http://www.gazeta.ru/news/business/2008/04/17/n_1207830.shtml). Эта мера придала заметный импульс развитию делового сотрудничества, особенно по таким направлениям, как энергетика и строительство объектов гражданской инфраструктуры.
Благодаря заключению соглашения российским компаниям удалось укрепить свои позиции в Ливии. 17 апреля 2008 г. «Газпром» и Национальная нефтяная корпорация Ливии подписали меморандум о сотрудничестве, согласно которому стороны могут изучать возможности реализации совместных энергетических проектов. По инициативе Газпрома даже готовились предметные переговоры с ливийским руководством о покупке свободных объемов углеводородов, имевшихся у Ливии. Однако о каких-либо достигнутых договоренностях по этому вопросу СМИ не сообщали.
Более того, Газпром планировал приобрести у итальянской ENI долю участия в ливийском проекте «Elephant» за 178 млн долл. (сделка должна была завершиться в первом квартале 2011 г.) [3]. Руководство «Газпром нефти», дочерней компании «Газпрома», по-прежнему заявляет о сохранении интереса к этому проекту. В настоящее время к ливийским энергетическим проектам присматривается и «Интер РАО EЭC» [4].
Следует упомянуть, что в 2008 г. компания «Лукойл Оверсиз» подписала с NOC меморандум о сотрудничестве, однако к практической реализации положений этого документа стороны так и не приступили.
Таким образом, до введения новых санкций в отношении Триполи среди российских энергетических компаний на ливийском рынке добивались успеха «Газпром» и «Татнефть».
Помимо энергетических проектов, российские компании успешно осуществляли строительные работы. В частности, ОАО «Внешнеэкономическое объединение "Технопромэкспорт"» проложило 651 км линий электропередач (http://www.tpe.ru/activity/general/transmission_lines/index.php?sphrase_id=3130). О заинтересованности компании в укреплении своих позиций в Ливии и в целом в регионе свидетельствует создание совместного с фондом «Ливийско-Африканский Инвестиционный Портфолио» предприятия «LAPTECHNO-POWER» (http://www.energyland.info/news-show-mir-electro-15658). Предполагалось, что оно займется реализацией проектов по развитию энергетической инфраструктуры в ряде африканских государств.
В 2008 г. ОАО «РЖД» подписало контракт на строительство железной дороги Сирт — Бенгази протяженностью 554 км, стоимость которого составила около 2,2 млрд евро (http://www.finam.ru/analysis/newsitem2DB1C/default.asp).
Предварительные оценки возможного ущерба российских компаний в связи с гражданской войной и приходом новой власти в Ливии не могут быть достоверными, в том числе в силу конфиденциальности информации о стоимости ряда контрактов. Все комментарии по данному вопросу можно условно разделить на оптимистичные и пессимистичные.
Эксперты-оптимисты обычно приводят следующие доводы:
- недополученная «Газпромом» прибыль от деятельности в Ливии компенсировалась ростом цен на углеводороды и возможностью поставок природного газа в Италию;
- потери строительных компаний, например, дочерней компании ОАО «РЖД» «Зарубежстройтехнологии», незначительны, поскольку форс-мажорные риски были застрахованы.
Их оппоненты оценивают возможный ущерб российских компаний в Ливии в пределах 20 млрд долл. При этом учитывается тот факт, что в 2010–2013 гг. Россия должна была стать крупнейшим поставщиком военной продукции в Ливию. Сумма всех контрактов исчислялась миллиардами долларов США, которые уже вряд ли будут заработаны отечественными производителями (http://kp.by/daily/25655/818794).
С учетом аргументов обеих сторон можно сделать вывод, что в результате смены режима Каддафи Россия лишилась в Ливии целого ряда возможностей: 1) разработки многочисленных месторождений углеводородов; 2) поставки вооружений; 3) реализации масштабных строительных проектов.
При этом, по самым скромным подсчетам, общий объем ущерба превысит 4,7 млрд долл. ввиду практически списанной задолженности Ливии, а также потерянных отечественными компаниями капиталовложений. Например, только «Татнефть» инвестировала в свои ливийские проекты 260 млн долл., и ее потери в этой стране оцениваются в 200 млн долл. (http://www.rbcdaily.ru/2011/06/22/tek/562949980476148).
Вместе с тем, как это ни парадоксально, именно затяжные и утомительные переговоры с ливийской стороной в свое время уберегли ряд российских компаний от более широкого инвестирования в ливийскую экономику.
Таким образом, основное внимание при оценке ущерба российскому бизнесу следует уделять не столько прямым финансовым убыткам, сколько упущенной выгоде от реализации ныне приостановленных проектов и договоренностей.
Большинство отечественных компаний не смогут восстановить свои позиции в Ливии, несмотря на признание Россией ПНС легитимной властью. Дело в том, что финансовая помощь, оказываемая странами Запада и некоторыми государствами арабского мира, усилит протекционизм на ливийском рынке. Следует ожидать, что особые привилегии со стороны новой власти в Ливии будут предоставлены американским и европейским (прежде всего, французским и британским) компаниям. В этих условиях их российские конкуренты (ОАО «Стройтрансгаз», ЗАО «Монолитспецстрой» и др.) будут вытесняться с ливийского рынка. Понимая это, руководство «Татнефти» уже сомневается в том, что компания сможет возобновить здесь свою работу. Исключением, пожалуй, может стать «Газпром», имеющий, как представляется, тесные отношения с российским руководством. Однако и его деятельность в Ливии, судя по всему, будет ограничена ввиду стремления Запада ослабить зависимость ЕС от поставок российской естественной монополии.
Заявление руководства России о намерении защищать российские интересы в Ливии внушает оптимизм, хотя и сдержанный. Вероятно, у российских компаний есть основания рассчитывать на господдержку экспорта в Ливию отечественных товаров и услуг. Это позволило бы частично нивелировать преимущества конкурентов. Вместе с тем основная часть строительных контрактов, которые могут быть предложены российским компаниям, придется на развитие неэнергетической инфраструктуры.
- Лицензионный участок № 19 — 300 млрд куб. м газа, доля Группы «Газпром» — 10 %.
- Лицензионный участок № 64 — 20 млн т нефти, доля Группы «Газпром» — 9,8 %.
- По наезженной колее // Нефтегазовая вертикаль. 2011. Май. № 08(261). С. 21.
- РБК daily. 2011. 11.07. № 120(1164). С. 5.