В декабре 2024 г. ожидается подписание временного торгового соглашения между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Монголией, проект которого согласован в рекордно сжатые сроки. В этом знаковом событии нашли отражение процессы активизации российско-монгольских деловых связей и диалога государственных структур, а в более широком понимании — также процессы евразийской интеграции и российского поворота на Восток. Формат временного соглашения с ограниченным набором торговых преференций позволяет Монголии и России комфортно решать назревшие вопросы торгово-экономического взаимодействия, а интеграционному объединению — расширять опыт в создании экономической связанности в Евразии.
Ключевой назревший вопрос — значительный дисбаланс во взаимной торговле. Товарооборот России с Монголией характеризуется неравномерной динамикой, но торговый баланс всегда формируется с высоким профицитом для российской стороны — в настоящее время 95% товарооборота приходится на поставки из России и лишь 5% на поставки из Монголии. При этом поставки из России составляют четверть импорта Монголии, по отдельным товарам занимая существенные позиции: более 90% нефтепродуктов, 27% продовольствия и 30% электроэнергии. Структурные изменения в российских поставках на монгольский рынок указывают на несколько тенденций: рост экспорта продуктов питания (кондитерские изделия, зерновая и молочная продукция, свинина, яйца), расширение номенклатуры вывозимых товаров и географии регионов-экспортеров.
В противовес предпринимательской активности, направленной на освоение монгольского рынка, наблюдается стагнация в ввозе монгольских товаров. Небольшой российский импорт из Монголии формируется главным образом за счет ввоза плавикового шпата для нужд предприятий алюминиевой промышленности (70–80% импорта), а также импорта текстиля (до 17%). Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за последние годы свелась к минимуму (2–3%), в том числе из–за высоких требований и периодических ограничений со стороны Россельхознадзора, что накаляет и без того чувствительную тему доступа монгольских товаров на российский рынок. Вопрос тарифных и нетарифных барьеров, особенно на продукцию животноводства — один из наболевших и регулярно поднимаемых монгольской стороной.
После ратификации, которая ожидается в течение 2025 г., ВТС будет действовать три года. За это время, по предварительной оценке ЕЭК, экспорт стран ЕАЭС в Монголию может вырасти на 10–15% (на 200–300 млн долл.), а импорт монгольских товаров может увеличиться вдвое (на 150 млн долл.). В товарном разрезе максимальный рост поставок ЕАЭС прогнозируется по пищевой продукции (растительные масла, молочные продукты, напитки, алкоголь) и некоторым промышленным товарам (нефтепродукты, продукция химической промышленности, спецтехника и т.д.). По поставкам из Монголии рост ожидается по мясной товарной группе (конина, мясо КРС, консервы), кашемиру и отдельным видам одежды.
Расширение сотрудничества посредством заключения временного торгового соглашения между ЕАЭС и Монголией имеет стратегическое значение и представляет собой важный шаг на пути к активизации торгово-экономических связей, устранению дисбаланса и созданию новых возможностей для взаимовыгодного сотрудничества. Вариант ограниченной либерализации торговли удобен всем сторонам: обязательства лимитированы, но открываются возможности для экспериментов. Однако для достижения реальных результатов необходимо не только обеспечить снижение тарифных барьеров, но и содействовать бизнесу в выполнении нетарифных условий.
В декабре 2024 г. ожидается подписание временного торгового соглашения между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Монголией, проект которого согласован в рекордно сжатые сроки. В этом знаковом событии нашли отражение процессы активизации российско-монгольских деловых связей и диалога государственных структур, а в более широком понимании — также процессы евразийской интеграции и российского поворота на Восток. Формат временного соглашения с ограниченным набором торговых преференций позволяет Монголии и России комфортно решать назревшие вопросы торгово-экономического взаимодействия, а интеграционному объединению — расширять опыт в создании экономической связанности в Евразии.
Панорама российско-монгольской торговли
Необходимость активизации торгово-экономических отношений давно находится в фокусе внимания официальных переговоров России и Монголии. Негативный эффект разрыва хозяйственных связей в 1990-е гг. сказывался не одно десятилетие и стал болезненно восприниматься на фоне активно растущего монголо-китайского экономического сближения. Хотя сейчас Россия — второй внешнеторговый партнер Монголии, на ее долю приходится лишь 10,2% совокупного товарооборота с зарубежными странами, в то время как на долю Китая приходится 72,4%. И если присутствие России в импорте Монголии велико (25,8%), то в экспорте ее доля составляет менее 1%.
Ключевой назревший вопрос — значительный дисбаланс во взаимной торговле. Товарооборот России с Монголией характеризуется неравномерной динамикой, но торговый баланс всегда формируется с высоким профицитом для российской стороны — в настоящее время 95% товарооборота приходится на поставки из России и лишь 5% на поставки из Монголии. Такой перекос в торговом дисбалансе отчасти связывают с завышенными таможенными пошлинами и нетарифными барьерами, жесткими ветеринарными санитарными требованиями в отношении потенциально перспективной для экспорта монгольской продукции животноводства. Те исторические максимумы, которые демонстрирует российско-монгольская торговля в последние годы (более 2 млрд долл. в год), достигаются исключительно наращиванием российского экспорта, в том числе несырьевого неэнергетического.
Традиционно в товарной структуре российского экспорта в Монголию лидируют три основные товарные группы: нефтепродукты (более половины экспорта), машиностроительная продукция и продовольственные товары (доля каждой группы в экспорте колеблется в диапазоне 10–20%). При этом поставки из России составляют четверть импорта Монголии, по отдельным товарам занимая существенные позиции: более 90% нефтепродуктов, 27% продовольствия и 30% электроэнергии. Структурные изменения в российских поставках на монгольский рынок указывают на несколько тенденций: рост экспорта продуктов питания (кондитерские изделия, зерновая и молочная продукция, свинина, яйца), расширение номенклатуры вывозимых товаров и географии регионов-экспортеров. В настоящее время в торговлю с Монголией вовлечены более семидесяти российских регионов, среди которых можно выделить крупных поставщиков нефтепродуктов (Самарская, Кемеровская, Иркутская области), продуктов питания и промышленных товаров (Республика Бурятия, Москва, Новосибирская и Иркутская области). Впрочем, для многих субъектов характерно ведение торговли по единичным позициям, в то время как наиболее широкая номенклатура отмечается у Республики Бурятия, где прослеживается влияние устоявшихся связей из-за приграничного положения и наличия международной транспортной инфраструктуры.
В целом наращиванию российского экспорта в Монголию способствуют весьма благоприятные условия. С одной стороны, бизнесу оказывается государственная поддержка в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт»: через региональные подразделения Российского экспортного центра заинтересованные предприятия получают бесплатные консультации и сопровождение сделок, заказывают маркетинговые исследования, претендуют на льготные экспортные кредиты и страхование экспорта. С другой стороны, Монголия проводит достаточно либеральную торговую политику, не предусматривающую создание нетарифных барьеров для российских товаров и услуг.
В противовес предпринимательской активности, направленной на освоение монгольского рынка, наблюдается стагнация в ввозе монгольских товаров. Небольшой российский импорт из Монголии формируется главным образом за счет ввоза плавикового шпата для нужд предприятий алюминиевой промышленности (70–80% импорта), а также импорта текстиля (до 17%). Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья за последние годы свелась к минимуму (2–3%), в том числе из–за высоких требований и периодических ограничений со стороны Россельхознадзора, что накаляет и без того чувствительную тему доступа монгольских товаров на российский рынок. Вопрос тарифных и нетарифных барьеров, особенно на продукцию животноводства — один из наболевших и регулярно поднимаемых монгольской стороной.
О временном торговом соглашении между ЕАЭС и Монголией
Диалог в части развития преференциального торгового взаимодействия в рамках ЕАЭС Россия и Монголия начали вести несколько лет назад. В 2020 г. была создана совместная исследовательская группа для анализа возможных эффектов от либерализации торговли и проработки различных подходов к углублению торгово-экономических отношений ЕАЭС и Монголии. На 25-м заседании Российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно–техническому сотрудничеству, прошедшем в октябре 2023 г. в Улан-Баторе, стороны договорились активизировать проработку временного соглашения. Через полгода тесных консультаций последовало принципиальное решение — по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета 8 мая 2024 г. в Москве лидерами стран ЕАЭС было поддержано предложение об официальном инициировании переговоров по заключению временного торгового соглашения ЕАЭС с Монголией.
Проект временного торгового соглашения (ВТС), нацеленного на «либерализацию и упрощение торговли товарами», «поддержку экономического и торгового взаимодействия», «поощрение расширения и диверсификации торговли», был в итоге одобрен Советом Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 24 сентября 2024 г. Согласно проекту, ЕАЭС и Монголия определили перечни тарифных обязательств по 375 товарным позициям для каждой стороны (на уровне шести знаков товарной номенклатуры ВЭД), по которым «ни в каких случаях ставка таможенной пошлины… не должна превышать соответствующий согласованный уровень связывания», равный 0%. Другими словами, происходит обнуление таможенных пошлин для достаточно широкого списка товаров. Так, монгольская сторона согласовала преференции практически по всем ключевым товарам, импортируемым из ЕАЭС: кондитерская и молочная продукция, нефтепродукты и нефтехимия, автотранспортные средства. В свою очередь, страны ЕАЭС согласовали необходимые монгольской стороне преференции на поставки сельскохозяйственной продукции, прежде всего мяса и мясопродуктов, а также изделий легкой промышленности, таких как кашемир и кожа.
Подписание ВТС запланировано на декабрь 2024 г., когда сторонами будут выполнены все необходимые внутригосударственные процедуры (срок дан до 29 ноября 2024 г.). После ратификации, которая ожидается в течение 2025 г., ВТС будет действовать три года. За это время, по предварительной оценке ЕЭК, экспорт стран ЕАЭС в Монголию может вырасти на 10–15% (на 200–300 млн долл.), а импорт монгольских товаров может увеличиться вдвое (на 150 млн долл.). В товарном разрезе максимальный рост поставок ЕАЭС прогнозируется по пищевой продукции (растительные масла, молочные продукты, напитки, алкоголь) и некоторым промышленным товарам (нефтепродукты, продукция химической промышленности, спецтехника и т.д.). По поставкам из Монголии рост ожидается по мясной товарной группе (конина, мясо КРС, консервы), кашемиру и отдельным видам одежды.
В целом ожидается, что ВТС будет способствовать увеличению взаимной торговли, созданию более прозрачных и равных условий торговли, формированию новых цепочек поставок и кооперационных проектов в евразийском регионе. Это отвечает стремлениям ЕАЭС диверсифицировать внешние связи, выстраивать гибкие и разнообразные форматы взаимодействия с учетом специфики многочисленных стран евразийского материка, интересов России и ее партнеров по региональному объединению с одной стороны, и третьими странами — с другой. Возможно, что ВТС придаст импульс торгово-экономическому сотрудничеству других государств — членов ЕАЭС с Монголией. На сегодняшний день их товарооборот на порядок скромнее, чем у России. Так, в 2023 г. объем торговли Монголии с Россией составил 2,4 млрд долл., с Казахстаном — 76,7 млн долл., с Беларусью — 32,9 млн долл., с Киргизией — 8,5 млн долл., с Арменией — 0,7 млн долл.
Расширение сотрудничества посредством заключения временного торгового соглашения между ЕАЭС и Монголией имеет стратегическое значение и представляет собой важный шаг на пути к активизации торгово-экономических связей, устранению дисбаланса и созданию новых возможностей для взаимовыгодного сотрудничества. Вариант ограниченной либерализации торговли удобен всем сторонам: обязательства лимитированы, но открываются возможности для экспериментов. Однако для достижения реальных результатов необходимо не только обеспечить снижение тарифных барьеров, но и содействовать бизнесу в выполнении нетарифных условий. Важно также продолжать развивать сотрудничество на всех уровнях, включая деловой, чтобы создать устойчивую и взаимовыгодную экономическую интеграцию в евразийском пространстве. Возможно и дальнейшее расширение номенклатуры товаров для преференциальной торговли, как и в целом сближение ЕАЭС и Монголии. Пока временное торговое соглашение рассматривается как первый этап интеграции.
Инфраструктура внешней торговли
Подписание ВТС в рамках евразийского партнерства происходит на фоне масштабной трансформации транспортно-логистических потоков в новой геополитической реальности и роста интереса к монгольскому направлению. Сейчас создаются благоприятные условия для инфраструктурной связанности в трансграничье России, Монголии и Китая. Можно сказать, что идея создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия получила новое дыхание, и заявляемые ранее проекты оказались в фокусе внимания всех сторон. Если с китайской стороны приграничная инфраструктура возводилась последовательно в последние два десятилетия, то Монголия только приступает к активной фазе сетевого строительства железных и автомобильных дорог в рамках «Политики нового возрождения», принятой в конце 2021 г. Наряду с этим возрос интерес России к возможностям транспортных коридоров на востоке, включая направление транзита через Монголию в Китай и далее в другие страны Азии.
В активизации российского поворота на Восток и реализации монгольской «Политики нового возрождения» отмечается особенный фокус на приграничную инфраструктуру, на необходимость развития пропускных пунктов. На протяженной — почти 3 500 км — границе России и Монголии в настоящее время функционируют десять пограничных переходов. Пассажирские и грузовые потоки по ним значительно разнятся — исторически сложившиеся торговые маршруты и особенности развития транспортной сети определили высокую значимость пограничных переходов Кяхта — Алтанбулаг (автомобильный) и Наушки — Сухэ-Батор (железнодорожный). Через эти ключевые пограничные переходы не только осуществляется львиная доля двусторонней торговли, но и проходят транзитные товары. Грузопотоки через пункты пропуска растут из года в год, в 2023 г. составив 297 тыс. тонн через МАПП (многосторонний автомобильный пункт пропуска) Кяхта и 7,8 млн тонн через ЖДПП (железнодорожный пункт пропуска) Наушки. Остальные пограничные переходы имеют больше локальное значение для перемещения пассажиров и грузов. Тем не менее после реконструкции ожидается рост значимости пограничного перехода Ташанта — Цаган-Нур на западном участке российско-монгольской границы. Здесь проходит автодорожный коридор по маршруту АН-4 Азиатской сети автомобильных дорог, связывающий российские регионы Западной Сибири и западные аймаки Монголии с китайским Синьцзян-Уйгурским автономным районом, далее — с Пакистаном.
Модернизация пунктов пропуска на российско-монгольской границе идет достаточно согласованно. В сформированный ранее федеральным Министерством транспорта перечень приоритетных пунктов пропуска, обеспечивающих основной транспортный поток, вошли пять из десяти действующих пунктов пропуска на российско-монгольском участке государственной границы: МАПП Кяхта, ЖДПП Наушки, ДАПП (двусторонний автомобильный пункт пропуска) Монды (Республика Бурятия) МАПП Хандагайты (Республика Тыва), МАПП Ташанта (Республика Алтай)i. Позже вышло поручение Президента РФ о включении в перечень приоритетных пунктов пропуска ДАПП Верхний Ульхун и МАПП Соловьевск, расположенных в Забайкальском крае. Данные пункты пропуска подлежат модернизации в соответствии с унифицированными требованиями, по итогам которой их пропускная способность будет значительно увеличена. Тем временем Монголия также прилагает усилия для системного обновления транспортно-логистической сети и пограничных пунктов пропуска, в том числе на границе с Россией.
Интенсификация трансграничных взаимодействий во многом опирается на приграничные с Монголией регионы, растет их значимость в выстраивании устойчивых связей и формировании новой логистики на евразийском пространстве. Знаковым и давно ожидаемым событием стало открытие в октябре 2024 г.
таможенно-логистического терминала «Кяхта» на российско-монгольской границе в Республике Бурятия. Терминал предоставляет таможенные услуги, а также услуги хранения, перемещения и сортировки товаров самого широкого ассортимента, пропускная способность нового комплекса составляет более 300 транспортных средств в сутки. Безусловно, реализация транспортно-логистических решений в тесной связке с обновлением пунктов пропуска будет играть большую роль как на локальном уровне (эффект для регионов), так и на уровне двусторонних торгово-экономических взаимодействий России и Монголии, а также в продвижении экономической связанности в Евразии
i . Доклад ФГКУ «Росгранстрой» «По вопросу развития пунктов пропуска на российско-монгольском участке государственной границы» на 15-м заседании Подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, 4 апреля 2023 г., г. Улан-Удэ, Республика Бурятия