Выступление на международной конференции «Транснациональные миграции и современные государства в условиях экономического кризиса».
Сегодня миграционная тематика приобретает особое значение — прежде всего, в контексте последних событий на южном фланге Европейского союза.
Как нам, в России, относиться к этому кризису? Думаю, что трезвый профессиональный анализ миграционных проблем в современном мире не даёт оснований ни для злорадства, ни для паники. Прежде всего, надо учитывать, что миграционные процессы в современном мире носят глобальный характер. Поэтому то, что происходит сегодня на территории Евросоюза, неизбежно будет иметь свои последствия — вероятно, очень серьёзные — и для нашей страны.
Выступление И.С. Иванова 25 сентября 2015 г. на международной конференции «Транснациональные миграции и современные государства в условиях экономического кризиса».
Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать участников нашей конференции — российских и зарубежных экспертов, представителей министерств и ведомств, лидеров гражданского общества и журналистов. Хочу выразить признательность нашим партнёрам — Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ — за их усилия в организации и проведении этого очень важного и актуального мероприятия. Особые слова благодарности руководству Федеральной миграционной службы России, которая всегда поддерживает предложения и инициативы, исходящие от институтов гражданского общества, неправительственных организаций, подобных нашему Совету.
Для Российского совета по международным делам миграционная тематика стала одним из важнейших приоритетов с первых дней нашего существования. Наверное, многие из присутствующих в этом зале имели возможность ознакомиться с некоторыми результатами нашей работы. Это и многотомная фундаментальная хрестоматия о миграционной стратегии России с начала века, и первый у нас в стране справочник «Миграционные исследования в России», и многочисленные доклады и тетради РСМД, где рассматриваются те или иные аспекты миграционных процессов в современном мире.
Сегодня миграционная тематика приобретает особое значение —прежде всего, в контексте последних событий на южном фланге Европейского союза.
Как нам, в России, относиться к этому кризису? Не все готовы удержаться от соблазна позлорадствовать, ещё раз отметить низкую эффективность многих институтов Евросоюза, а то и вообще предсказать скорый печальный финал всего «европейского проекта». Другие хотели бы видеть в миграционном кризисе очередные происки Соединенных Штатов, которые разворошили соседние с Европой регионы и спровоцировали массовые потоки мигрантов на европейский континент. Третьи идут ещё дальше и предрекают наступление эпохи хаоса, радикального национализма и «игры без правил» в мировой политике.
Думаю, что трезвый профессиональный анализ миграционных проблем в современном мире не даёт оснований ни для злорадства, ни для паники. Прежде всего, надо учитывать, что миграционные процессы в современном мире носят глобальный характер. Поэтому то, что происходит сегодня на территории Евросоюза, неизбежно будет иметь свои последствия — вероятно, очень серьёзные — и для нашей страны. Что же касается Соединенных Штатов, то надо признать, что безответственная и близорукая стратегия Вашингтона в ряде регионов мира (и, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Северной Африке) в значительной степени спровоцировала тот сход миграционной лавины, который мы все наблюдаем сегодня.
Всё это так. Но фундаментальные причины миграционного кризиса, на мой взгляд, лежат куда глубже. Они — в расширяющейся экономической пропасти между богатым Севером и бедным Югом. Они — в низкой эффективности программ помощи беднейшим развивающимся странам, в безответственности транснациональных корпораций и финансовых спекулянтов. Они — в слабости многих международных организаций, в кризисе глобального управления в целом. Ясно, что нынешний кризис — всего лишь верхушка целого айсберга проблем, которые накапливались в современном мире и в отдельных его регионах в течение многих десятилетий.
Россия является одним из активных участников глобальных миграционных процессов. Кстати, так было на протяжении большей части нашей истории — только в ХIX веке в Россию переселились из других стран около пяти миллионов человек. В этом смысле советский период минимизации международной миграции и искусственной самоизоляции от внешнего мира можно рассматривать скорее как исключение, чем как привычное состояние дел для нашей страны. Исторический опыт наглядно свидетельствует о том, что каждый период успешной модернизации России был связан с резкой активизацией миграционных процессов; процветание нашей страны было тесно связано с её открытостью внешнему миру.
В силу объективных причин наша страна оказалась неготовой, да и не могла быть готовой, к тому миграционному взрыву, который произошел после 1991 года. Вместе с тем надо отдать должное политическому руководству Российской Федерации, которое, предвидя обострение миграционных проблем, заблаговременно предприняло целый ряд мер, призванных снизить возможное негативное воздействие этих проблем на нашу страну.
Уже сам факт создания Федеральной миграционной службы в качестве самостоятельного федерального ведомства говорит о приоритетности миграционной тематики для российской власти. За годы своего существования ФМС накопила огромный опыт в управлении миграционными процессами, в предотвращении и решении проблем, связанных с миграциями. Думаю, что не будет преувеличением сказать, что благодаря усилиям Федеральной миграционной службы Россия сегодня может со всеми основаниями претендовать на роль одного из глобальных лидеров в этой крайне сложной сфере.
Конечно, у нас нет оснований почивать на лаврах. Новые условия требуют неустанного поиска новых решений. Несложно предсказать, например, что одним из неизбежных последствий нынешнего экономического кризиса в России будет увеличение оттока энергичных и перспективных, в первую очередь — молодых профессионалов за рубеж. Собственно, эта тенденция наметилась уже в 2014 г., когда число эмигрантов достигло рекордных уровней с начала века. Встречный поток — возвращение в Россию специалистов, учёных и предпринимателей, работавших на Западе — к сожалению, мелеет буквально на глазах.
Одновременно быстро сокращается число трудовых мигрантов, приезжающих из стран СНГ и дальнего зарубежья. Стоит добавить, что обстановка социально-экономической нестабильности, скорее всего, сведёт на нет и наши скромные успехи в увеличении рождаемости — во время кризиса рождаемость, как правило, резко снижается. Имеющаяся статистика за первую половину текущего года не может не настораживать. Уже в ближайшее время России, по всей видимости, придётся столкнуться с самым острым кадровым дефицитом за всю постсоветскую историю. Причём дефицит будет охватывать весь рынок труда — от неквалифицированных рабочих до специалистов мирового уровня.
Готовы ли мы к этой принципиально новой для нас ситуации? Времена легкодоступного миграционного ресурса для нас заканчиваются, а потребность в таком ресурсе, напротив, растёт. Поэтому, вероятно, акценты в миграционной политике России должны переноситься с механизмов административного регулирования миграционных потоков - с чем вполне может справиться соответствующие государственные структуры при лидирующей роли ФМС — на поиски решения проблем адаптации и интеграции мигрантов. А для решения этого второго блока проблем требуются объединенные усилия власти, бизнеса, гражданского общества, образовательных учреждений, средств массовой информации и многих, многих других институтов.
Впрочем, Россия в этом смысле вовсе не одинока. Думаю, что все присутствующие в этом зале — включая и наших зарубежных гостей, — согласятся: ни одна страна, ни одно общество в современном мире так и не смогли пока найти оптимального решения миграционных проблем. У кого-то это получается лучше, у кого-то — хуже, но масштабы нынешнего миграционного вызова беспрецедентны, и успешно решать эту проблему возможно только коллективными усилиями. На повестке дня стоит задача разработки и совместной реализации глобальной стратегии управления миграционными процессами.
Масштабность и острота проблем миграции для разных стран различна, что затрудняет поиск единых подходов. Это существенно снижает и эффективность международного сотрудничества в этой области. Факторы, влияющие на миграционные потоки, часто находятся вне зоны влияния страны, испытывающей наибольший эффект от миграции, и зависят от внутренней политики другого государства. Интересы различных государств в миграционной сфере далеко не всегда совпадают, а подчас и прямо противостоят друг другу. И, тем не менее, хочется надеяться, что здравый смысл и осознание общности долгосрочных интересов позволят повысить уровень международной управляемости миграционных процессов.
В заключение хотелось бы отметить, что проведением нынешней конференции Российской совет по международным делам не завершает свою работу по проблемам миграции. Это направление и в дальнейшем будет относиться к числу наших приоритетов. Мы очень хотели бы видеть среди участников нашей сегодняшней встречи заинтересованных партнёров для новых проектов. Значение миграционных проблем для России, да и для всего мира, с течением времени будет лишь возрастать. Работы хватит на всех.
Спасибо за внимание.