Россия — самостоятельная евразийская цивилизация
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 12, Рейтинг: 3.83) |
(12 голосов) |
Чрезвычайный и Полномочный посол России, к.и.н., аналитик Института международных исследований и Центра ближневосточных исследований МГИМО МИД России, член РСМД
Россия представляет собой особый вид цивилизации с пространственной протяженностью в 9 тыс. км в широтном и до 4 тыс. км в меридиональном направлениях. Ее характеризуют историческая длительность — с IX в., полиэтничность — около 150 национальностей, а также многоконфессиональность — свыше 60-ти вероисповеданий. В становлении и развитии российской цивилизации особую роль сыграло государство. Неповторимый облик российской культуры был предопределен глубоким синтезом западных и восточных влияний. Интегрирующим началом многонационального суперэтноса выступил русский народ. Его интеграционными чертами стали «самоограничение, подвижничество, терпимость, склонность к справедливости и совестливости, к взаимообогащению культур, оказанию помощи, служению человечеству».
Одну из главных составляющих российской цивилизации — православную культуру — отличало глубинное соборное нравственное начало, противостоящее прагматическому индивидуализму.
Голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно. Это предопределено и нашей традицией, нашей внутренней духовной культурой, самосознанием, и наконец, самой историей нашей страны, как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность. Это четко соответствует тезису Н. Данилевского: «Ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку развития».
Для России нынешняя перестройка международных отношений открывает широкие возможности. Мы должны признать себя страной глобального Юга и стать одним из солидеров развивающегося мира.
В условиях все более четко проявляющегося упадка Запада — гражданских конфликтов в Америке, слабого руководства в западноевропейских государствах, их явных проблем со стратегическим видением, у держав, входящих в БРИКС, появляются реальные шансы возглавить коренную перестройку международных отношений. Роль нашей страны будет особенно востребована, особенно с учетом расхождений между двумя гигантами будущего мира — Китаем и Индией.
Наша историческая миссия всегда заключалась в том, чтобы помогать слабым и угнетенным. Царская Россия протянула руку бескорыстной помощи многим балканским народам. Целый ряд национальных образований вспоминает поддержку России в борьбе против ига Османской империи — греки до сих пор обязаны своей независимостью политике России. Октябрьская революция дала мощный импульс освободительному движению народов, которые страдали под колониальным гнетом. Большинство африканских государств обрели свою независимость после того, как Советский Союз настоял на принятии Декларации о деколонизации. КНР и Бангладеш обязаны своим рождением принципиальной позиции Москвы. Становление независимых государств в Египте, Сирии, Ираке, Алжире, Саудовской Аравии, Йемене тесно связано с деятельностью и поддержкой Советского Союза. Помощь СССР Вьетнаму, Корее, Монголии навсегда будет записана золотыми буквами в историю этих стран. Таких примеров можно привести еще много. Разумеется, были у нас и ошибки, но Куба, Афганистан и Никарагуа до сих пор вспоминают помощь и содействие Советского Союза.
Несомненно, что победа специальной военной операции на Украине укрепит нашу роль в новом международном порядке, но это не будет происходить автоматически, а потребует от нас больших и многоплановых усилий.
В настоящее время Россия совершает крупный поворот в своем развитии. Важнейшим импульсом в этом явлении явилась специальная военная операция на Украине. До этого формы государства и особенно межгосударственного общения в России формировались, как отмечали, например, авторы статьи в журнале «Профиль» (№34 за 2018 г.) под влиянием западных норм. Мировоззрение нескольких поколений жителей нашей страны основывалось на убеждении, что Россия — это Европа. Сегодня такая «европейскость» в той или иной степени сидит во многих россиянах. Именно она вызывает известное неприятие Востока, а страх перед ним поддерживают мифы.
Государство-цивилизация и политическая теория
Распад Советского Союза был действительно геополитической катастрофой. К власти тогда в Москве пришли люди, которые считали, что некоммунистическая Россия сможет стать частью Запада. Это была концептуальная ошибка.
Можно сегодня говорить о том, что многие деятели современного российского государства видели нашу страну как часть западной цивилизации — не случайно в течение целого ряда лет основной задачей нашей дипломатии было достижение соглашений с Европейским союзом о получении безвизового въезда в Европу. Бывший помощник Путина В. Сурков еще десятилетие назад говорил о необходимости «не выпасть из Европы, держаться Запада», называя это «существенным элементом конструирования России».
В. Путин признавался, что в 2000-м г. он обсуждал с Б. Клинтоном возможность вступления России в НАТО. Естественно, что западники на это не согласились.
Справедливости ради тот же В. Сурков подчеркивал, что важной вехой в утверждении российской цивилизации стал 2014 год, когда Крым снова вернулся в Россию. Но самым существенным, по его мнению, в тот год стало «завершение эпического путешествия России на Запад, прекращение многократных и бесплодных попыток стать частью западной цивилизации, породниться с «хорошей семьей» европейских народов».
В. Сурков считает, что Россия четыре века шла на Восток и еще четыре — на Запад, но нигде в итоге не укоренилась. Обе дороги пройдены. Теперь будут востребованы идеологии третьего пути, третьего типа цивилизации, третьего мира, третьего Рима.
В сентябре 2023 г. В. Сурков опубликовал новую статью под заголовком «Рождение Севера». В ней он утверждает, что наша победа на Украине изменит и нас, и так называемый Запад, явится новым шагом к интеграции Великого Севера, где наша страна будет выступать как «солидер глобального триумвирата». «Будет Великий Север — Россия, США и Европа, образующие общее социокультурное пространство, триединый северный геополитический кластер», — отмечается в его статье.
«Три крупнейших северных цивилизации — русская, европейская и американская, в своем политическом развитии черпают вдохновение в образе «Pax Romana». Слово старца Филофея до сих пор подспудно направляет Россию… Исходный код этих трех метакультур заложен в Илиаде и Евангелии», — пишет Сурков. Филофей — это концепция третьего Рима, то есть мировоззренческая подчиненность России Западу. Некоторые считают, что эта доктрина во многом обусловила многовековое русское западнопоклонство.
Политолог Сурков, по словам писателя А. Степанова, пытается сформулировать некую срединную, западнически ориентированную, но при этом патриотическую позицию между еще не до конца оформившимся нынешним курсом на построение самобытного государства-цивилизации и поворотом на Восток и уже похороненным курсом на вхождение в Западную цивилизацию.
До сих пор у нас значительная часть элит хочет помириться с Западом. Само выдвижение такой концепции объясняется неверием в силу и способности глобального Юга. Между тем существующие сегодня даже на Западе прогнозы говорят о том, что в ближайшие годы такие государства, как Индия, Индонезия, Турция, Саудовская Аравия и др. будут развиваться темпами, значительно превышающими показатели «золотого миллиарда», и будут готовы составить ему серьезную конкуренцию.
Естественно, что такой крутой поворот в нашей политике вызывает споры и непонимание. Примером этого является статья «Оглядываясь на “Русскую весну”» в недавнем номере журнала «Россия в глобальной политике» Б. Межуева, который фактически предлагает исходить из сегодняшних событий, отмечая, что «идея цивилизационной особости стала господствующей и вошла в официальный дискурс. Но уже видно, что она сталкивается с сопротивлением всех сегментов интеллектуального класса, который именно в ней усматривает корень всех нынешних проблем». Когда нет ясного понимания, что такое цивилизация, а также теоретического осмысления происходящих событий, то появляется желание прагматически подходить ко всему с позиций «цивилизационного реализма».
Если упускаются из вида «общие места», то на первый план выходят «частности», которые хочется уложить в определенную схему.
Также Б. Межуев в рамках своего выступления на лектории СВОП сделал вывод о том, что «дискурс о российском государстве — цивилизации как о чем-то отдельном и самостоятельном может измениться».
Попытки переделать страну на другой манер, то есть отойти от вековых традиций и течений, которые формировались в течение длительного времени, привели в конце концов к проблемам и бедам.
В сегодняшнем мире важнейшую роль начинают играть цивилизационные особенности: если идти наперекор традициям, то получим наш вариант развития. Китай показывает иной путь созидания — использование укоренившихся традиций в новых условиях современной рыночной экономики: 5 тысяч лет китайская цивилизация фактически не прерывалась, были взлеты и падения, поражения и успехи, но как писали иероглифами, так и пишут сегодня.
Эпоха больших пространств
Россия — евразийская страна. Треть у нас находится в Европе, а 2/3 в Азии, и это наша отличительная черта — русские сумели объединить вокруг себя большое количество различных этносов и национальностей. Нас многое отличает от Западной Европы — не только православие как иная ветвь христианства, но и географически и исторически сложившийся характер народа: западные европейцы в силу ограниченности территории делали акцент на интенсивном характере обработки полей, русские же просто переходили на новые земли и шли все дальше на Восток.
Наши предки (здесь, наверное, уместно вспомнить Конфуция, который утверждал, что также хорошо сделать, как наши прародители мы уже не сможем, но нужно стараться им подражать) сознавали, что будущее России именно в развитии азиатских территорий. Еще Ломоносов говорил, что «богатство России будет прирастать Сибирью».
Д. Менделеев, один из величайших умов России, не раз подчеркивал, что нам суждено сыграть роль великого примирителя Европы и Азии, а Н. Бердяев, который сам критиковал евразийцев, называл нашу страну «Востоко-Запад».
Александр Блок очень точно уловил эту тенденцию, выразив ее соответствующим поэтическим образом.
Прав был выдающийся американский ученый С. Хантингтон, который утверждал, что с распадом СССР эпоха противостояния социальных строев уходит в прошлое и определяющим моментом новой исторической поры становятся цивилизационные отличия.
Авторы энциклопедического словаря «Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты», изданного в 2001 г., определяли цивилизацию как «существующую в определенное время и на определенной территории систему, в рамках которой действует социокультурная историческая общность с присущей ей совокупностью политико-экономических, культурных, духовных, в том числе конфессиональных характеристик».
Цивилизационные образования британский историк А. Тойнби определял как общности, «более широкие, чем отдельная масса, но меньше, чем все человечество», в то время как американский социолог С. Хантигтон называл цивилизацией «наивысшую культурную общность людей и самый широкий уровень идентификации». Этот знаменитый ученый выделял всего восемь современных цивилизаций: западную, конфуцианскую (китайскую), японскую, исламскую, индуистскую, африканскую, латиноамериканскую и православнославянскую. Характерно, что даже Хантингтон подразумевал под этой цивилизацией русских, украинцев и белорусов.
Россия представляет собой особый вид цивилизации с пространственной протяженностью в 9 тыс. км в широтном и до 4 тыс. км в меридиональном направлениях. Ее характеризуют историческая длительность — с IX в., полиэтничность — около 150 национальностей, а также многоконфессиональность — свыше 60-ти вероисповеданий. В становлении и развитии российской цивилизации особую роль сыграло государство. Неповторимый облик российской культуры был предопределен глубоким синтезом западных и восточных влияний. Интегрирующим началом многонационального суперэтноса выступил русский народ. Его интеграционными чертами стали «самоограничение, подвижничество, терпимость, склонность к справедливости и совестливости, к взаимообогащению культур, оказанию помощи, служению человечеству».
Одну из главных составляющих российской цивилизации — православную культуру — отличало глубинное соборное нравственное начало, противостоящее прагматическому индивидуализму.
Известный социолог, академик Г. Осипов подчеркивал: «Какие бы новые драматические испытания не выпали на долю России, ее евразийский цивилизационный тип обладает жизнестойкостью и динамизмом».
К сожалению, все эти исторические постулаты лучше понимают наши противники, иногда четче, чем мы сами. В частности, небезызвестный Збигнев Бжезинский, бывший помощник президента США по национальной безопасности, в 1990-е гг. консультант Центра стратегических и международных исследований, профессор американской внешней политики в Школе международных исследований повышенного типа при Университете Джона Хопкинса в статье «Преждевременное партнерство», опубликованной в 1994 г., подчеркивал, что главная задача США состоит в том, чтобы Россия «могла определять себя просто как Россия», а не распространять свое влияние и руководство на прежние советские республики. Особый акцент он делал на Украине: «Без Украины Россия перестает быть империей».
Бывший министр иностранных дел Швеции, один из главных архитекторов Восточной политики ЕС Карл Бильдт считает, что в последние несколько лет Россия изменилась в худшую сторону. Если в первое десятилетие после развала Советского Союза она демонстрировала в политике приверженность западным ценностям и пыталась привить их населению, то нынешнее руководство России встало в жёсткую оппозицию Западу. По словам К. Бильдта, Владимир Путин демонстрирует приверженность не общемировым, а православным ценностям. «Новая антизападная и антидекадентская линия В. Путина опирается на глубоко консервативные православные идеи», — убежден Бильдт. И именно стремлением уничтожить униатскую церковь и вернуть украинскую автокефалию в лоно Московской патриархии Бильдт объясняет стремление российского президента установить контроль над Украиной. Однако именно православие, по мнению К. Бильдта, и представляет главную угрозу для западной цивилизации.
Весьма примечательно, что наши собственные западники постоянно нападают на православие, утверждая, что «это безрадостная религия, тяжелая, призывающая ко всякого рода страданиям и лишениям».
За трансформацией российских теоретических и концептуальных установок внимательно следят китайские друзья. Во время моих бесед в Пекине китайские специалисты по России много говорили о том, что европоцентризм (евроатлантизм и прозападные идеи) победили идею славянства и евразийства в эпоху правления Б. Ельцина. Однако, по мнению китайских экспертов, после крымских событий отношения с Западом испортились — «Россия вынуждена была отказаться от многолетней погони за большой Европой». И хотя концепция Европы сменилась концепцией большой Евразии, китайские ученые полагают, что европоцентризм прочно укоренился в российской элите и приоритетными направлениями остаются Европа и Америка. Российские представления о Евразии, отмечал научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук Чжао Хуэйжун отражают характер русского человека, мечущегося между Востоком и Западом, идущего на Восток, но то и дело бросающего взгляд на Европу.
Концепция внешней политики России 2023: стратегия многополярного мира
Хотя США удалось использовать украинский кризис, чтобы рассорить Россию и Европу, Москва не отказывается от попыток наладить отношения с Западом.
Учитывая прошлое и настоящее, а также тот факт, что Азия становится всемирным экономическим центром, а между Китаем и Россией существуют отношения всестороннего стратегического партнерства, для Москвы становятся очевидными преимущества концепции Большой Евразии. В этом русле идет инициатива российского президента о формировании Большого евразийского партнерства, которое должно объединить общеконтинентальные усилия с участием стран ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и быть открытым для всех стран континента, включая и государства Евросоюза. Это долгий процесс, но важно обозначить цель.
Данные тенденции можно проследить и в современной российской истории. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. всячески приводился тезис о том, что мы являемся частью европейской цивилизации, что для нас главное чуть ли не объединиться с Европой, во всяком случае получить безвизовый въезд в государства Европейского союза.
После распада Советского Союза правящие элиты нашей страны стали мечтать о том, чтобы стать частью Запада. Отсюда на разный манер шел перепев тезиса о том, что Россия — часть европейской цивилизации. Некоторое время тому назад чуть ли не главной целью нашей внешней политики было объявлено получение безвизового въезда в Европу — многие наши состоятельные граждане предпочитали хранить деньги в европейских банках, покупать недвижимость в европейских столицах и отправлять детей учиться в Европу.
Но мы хорошо понимаем, что «чтобы добиться новых рубежей, нам важно сберечь свою идентичность, наше единство и солидарность. А они строятся на тех ценностях, которые во все времена почитались и православием, и другими традиционными религиями России: это милосердие, честность и справедливость, это забота о ближнем и семье, уважение к родителям и детям и, конечно, любовь к Родине. Забвение этих ценностей чревато самыми разрушительными последствиями, обезличиванием и деградацией человека, тем, что он может стать жертвой самых подлых и низменных манипуляций. Общий долг соработничества, ответственности государства, церкви, религиозных деятелей, общества заключается в том, чтобы сохранить и укрепить нашу духовно-нравственную, ценностную основу, передать её молодёжи, будущим поколениям, чтобы не потерять себя в эпоху бурных глобальных изменений».
По сути дела, русские, белорусы и украинцы составляют единую цивилизацию. Это видно и в самом названии — Украину раньше называли Малороссией. Нас объединяет общая история, общая культура, общая религия, можно говорить о том, что родственные связи между русскими, украинцами и белорусами будут проявляться и дальше на протяжении многих лет.
Тот факт, что западным державам удалось не просто вбить клин между Москвой и Киевом, но даже столкнуть их в вооруженном конфликте, является несомненным успехом Запада (и прежде всего США) и отчасти объясняется нашими собственными ошибками.
Исторически западные части как Украины, так и Белоруссии были связаны с Польшей, и там был распространен католицизм. Именно это обстоятельство стало основой действий Запада по подрыву единства как Украины, так и Белоруссии. При этом нужно признать, что в отношении Украины им многое удалось сделать.
Тем не менее абсолютное большинство белорусов и украинцев в конечном счете не пойдут против своего цивилизационного выбора.
Естественно, что одним из звеньев этого объединения должна быть и Украина, власти которой сейчас в попытке утвердить свою независимость пытаются нарушить взаимопонимание с Москвой. Эти попытки идут против магистрального движения исторического процесса. Украина, как и Белоруссия, цивилизационно близка к России, и попытки киевской власти отмежеваться от нас обречены на провал. Нас связывают давние прочные узы с украинским народом, и мы должны буквально по кирпичикам восстанавливать наше братское сотрудничество, хотя на это могут уйти годы: общность исторической судьбы наших народов не оставляет нам иного выбора.
Еще в 1990 г. А. Солженицын в статье «Как нам обустроить Россию» писал, что обязательным является сохранение теснейших связей между Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном.
В. Путин неоднократно заявлял, что украинцы и русские — братские народы, более того, в конечном счете это один народ. «Если у нас будет общее гражданство», — говорил он 29 апреля 2019 г., — от этого только выиграют и русские, и украинцы.
Нынешняя Украина и ее власти в какой-то мере напоминают Россию 1990-х гг. Тогда пришедшие к власти в Кремле люди пытались изменить характер россиян, интегрироваться в Запад. Результатом было несколько экономических катастроф, преодолеть которые до конца мы не в состоянии даже сегодня.
7 февраля 2019 г. Верховная рада Украины утвердила изменения в конституции относительно курса страны на членство в Европейском союзе и НАТО. Отныне в преамбуле конституции закреплена формулировка о «европейской идентичности украинского народа и необратимости европейского и евроатлантического курса».
Здесь полезно сослаться на мнение С. Хантингтона о том, что перейти из одной цивилизации в другую весьма сложно, для этого нужно не только чтобы элита хотела этого, но и большая часть населения поддержала данный выбор, и, кроме того, нужно, чтобы иная цивилизация согласилась принять это государство в свои ряды [1].
Россия: путь к «мировому большинству»
К сожалению, не до конца понимают исторические тенденции даже самые толковые политики на Украине. Так и депутат Верховной рады, который зарегистрировался в качестве кандидата в президенты на выборах 31 марта 2019 г. и который считается лояльным России политиком, говорил о том, что цивилизационный выбор Украины — это Швейцария или Сингапур.
В евразийском пространстве веками сосуществовали две крупнейшие мировые религии — христианство и ислам как вероисповедания двух этносов — славянского и туранского. Формой их взаимодействия стал диалог.
На протяжении истории российская цивилизация возникла как уникальная полиэтническая, многоконфессиональная целостность и общность. Это сложившийся во многом благодаря географическим факторам сплав исторических связей русского народа с другими группами восточных славян, с народами уральской, финно-угорской группы, с алтайской (особенно тюркской), кавказской и другими языковыми семьями Западной, Центральной и Восточной Азии, а также Тихоокеанской культурой. В конфессиональном плане это взаимодействие православия с католицизмом, протестантством и с северным исламом, северным буддизмом и ламаизмом, а также многими местными верованиями — шаманизмом, язычеством народов Крайнего севера.
Так, корень важнейших вызовов настоящего для европейского континента кроется в кризисе национальной культурной идентичности европейской цивилизации. Это реакция на привнесение глобализацией нивелирования национальных идентичностей, стандартизацию, унификацию. Агония европейского цивилизационного генетического кода проявляется в разрушении, деформации духовной матрицы, вырождении, нравственном упадке, деградации духовности всех видов культуры — литературы, искусства, их замене эрзацем, низкопробной пошлостью, нашпигованной безумием, патологией алчности, животных инстинктов, одержимостью богатством, властью. Сегодня происходит разрушение нравственного ядра европейской классической культуры, которая облагораживала духовной энергией людей всех континентов. Как мне кажется, причиной деградации Западной цивилизации стал кризис нравственности, утрата моральных, духовных ценностей, отказ от выработанных человечеством на протяжении многих столетий норм и форм общения, разгул жестокости, подчинение требованиям коммерции. Некоторые ученые называют это «антропологической эвтаназией» европейской культуры.
Возможно, уместно напомнить в этой связи и об одном из незаслуженно забытых творцов русской политики на Кавказе генерале Ростиславе Фадееве. Он писал: «Россия относится к Азии совсем иначе, чем западные народы. Азиатские дела для нас не роскошь, не прихоть, происходящая от избытка сил, не удовлетворение той или другой исключительной цели, как торговля, политическое влияние и прочее; для нас они дела русские, обойти которые нам нет никакой возможности. У России, как у Януса, два лица: одно обращено к Европе, другое к Азии. Мы не создавали себе такого положения, мы родились государством, сросшимся одинаково с Европой и Азией. Англия владеет Индией потому только, что ей случилось нечаянно захватить эту страну; без Индии она будет все тою же Англией, ее острову не грозят ни на волос опасности от каких бы то ни было событий в Азии. Для России же результат перелома, начинающегося на этом материке, составляет жизненный вопрос». И ведь вправду, эти прозорливые слова сегодня столь же актуальны и востребованы, как и столетие, тому назад.
Р. Фадеев продолжал свою мысль: «Что для Западной Европы дело удобства и выгоды, то для России — дело жизни. ... Сливаясь с Азией на протяжении 10 тыс. верст, соприкасаясь непосредственно со всеми ее центрами, живя с азиатскими народами, можно сказать, под одной крышей, Россия связана с ними необходимостью. ... С того же дня, как Россия вдвинулась в коренную Азию и слилась с ней безраздельно, она стала в необходимость отнестись к азиатскому вопросу как к своему домашнему делу. Не случайным захватом попали мы в Азию, как другие европейцы. Огромное тело России вросло само в середину этого отжившего, рассыпающегося, со всех сторон расхватываемого мира и, независимо от произвола и политической системы, должно оказать на него действие магнита, прикоснувшегося к куче железных опилок».
Следует особо подчеркнуть мысль о том, что в утверждении евразийского цивилизационного вектора на базе конструктивного сотрудничества православной и мусульманской культурно-религиозной общности именно русскому народу как мощному этнополитическому целому должна принадлежать ведущая роль. Становление России как евразийской цивилизации может обеспечить историческое существование русских. Этносоциолог И. Кузнецов описывал российскую цивилизационную модель как некий океан: «это русский, в котором как кристаллики плавают другие культуры. Это такой веками сложившийся симбиоз, что ни русские без этих кристалликов не могут нормально существовать, не умирая, не затухая, а постоянно поддерживая культуру в жизнеспособном состоянии, ни эти кристаллики уже не могут существовать вне данной среды».
Тут можно вспомнить, что в свое время П. Чаадаев называл татаро-монгольское владычество величайшей важности событием, которое принесло России больше пользы, нежели вреда и способствовавшего развитию и созреванию русской народности. Споры о том, как оценить этот период российской истории идут и поныне, видимо они будут продолжаться долгое время. Отдельные исследователи связывают некоторые негативные моменты в характере русского человека именно с этим периодом. Естественно, в каждой нации есть положительные и отрицательные черты, но Россия на протяжении веков не раз подтверждала свою историческую роль пассионарного и динамичного двигателя человеческого прогресса.
С началом экономического подъема Китая и Индии о Евразии заговорили как о центре мировой геополитики и геоэкономики. В регионе находятся 6 из девяти ядерных держав. Здесь имеются огромные запасы энергоносителей и проживает 70% населения мира. Это регион также представляет собой арену для многих конфликтов и соперничества великих держав.
Индия и Китай, Египет и Иран, Турция и Япония, страны Центральной и Юго-Восточной Азии — наследники великих древних цивилизаций, которые подарили человечеству уникальные знания и технологии, достижения в медицине, математике, культуре и искусстве.
В среде интеллектуалов и творческих людей Азия всегда пробуждала особые чувства, казалась немного загадочной и мистической, слыла источником духовной силы и мудрости, возможно, не всегда до конца понятной, но неизменно вызывающей интерес.
В Азии проживает более двух третей населения Земли, расположены 21 из 30 крупнейших городов мира. По расчетам экспертов, уже в следующем году половина представителей среднего класса планеты будет представлена жителями азиатских стран. Сегодня на Азию приходится 36% мирового производства по сравнению с 26% в начале XXI в. Азиатские компании сегодня — в числе мировых лидеров в сфере цифровых технологий. По полученным патентным заявкам азиатские страны в разы опережают другие регионы. В результате страны континента обеспечивают более 50% роста глобального ВВП, стимулируя международную торговлю и инвестиции.
Что касается нашей линии в будущем мире, то евразийская сущность нашей цивилизации требует налаживания самых широких связей не только с Европой, но и с Азией.
Евразийский курс внешней политики России в последние годы получил формальное закрепление в целом ряде инициатив, прежде всего в создании в 2015 г. Евразийского экономического союза.
В новой редакции Концепции российской внешней политики, опубликованной в марте 2023 г., констатируется «особое положение России как самобытного государства-цивилизации, обширной евразийской и евро-тихоокеанской державы».
Международная система между кризисом и революцией
Одна из основных проблем заключается в том, что правящие круги западных держав не могут смириться с мыслью, что период их доминирования закончился и на арену мировой политики все активнее выходят другие цивилизации, в частности, китайская, индийская, российская, исламская и др. Мир становится реально многополярным и попытки Вашингтона путем открытого вооруженного вмешательства, отдельных военных ударов, санкций, шантажа, различных способов давления и т.п. уже не приводят к желаемым для него результатам, а лишь усиливают напряженность в международных делах.
Центр тяжести современного мира постепенно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион, и поэтому в этих новых обстоятельствах будет возрастать роль Китая, Индии, США и России.
Наша страна представляет собой особый тип цивилизации — А. Тойнби и С. Хантингтон называли ее «православной». Между тем более справедливым для нее названием будет «евразийская».
Наш великий предшественник Н. Данилевский подчеркивал, что «прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходить в разных направлениях». Этот тезис является одной из ключевых основ его критики Западной цивилизации, которая еще в XIX в. претендовала на универсальный «общечеловеческий» характер, принимая свои ценности за абсолют, навязывая их всему миру. Н. Данилевский неоднократно говорил о том, что Европа не только нечто чуждое нам, но даже враждебное.
Голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно. Это предопределено и нашей традицией, нашей внутренней духовной культурой, самосознанием, и наконец, самой историей нашей страны, как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность. Это четко соответствует тезису Н. Данилевского: «Ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку развития».
Для России нынешняя перестройка международных отношений открывает широкие возможности. Мы должны признать себя страной глобального Юга и стать одним из солидеров развивающегося мира.
В условиях все более четко проявляющегося упадка Запада — гражданских конфликтов в Америке, слабого руководства в западноевропейских государствах, их явных проблем со стратегическим видением, у держав, входящих в БРИКС, появляются реальные шансы возглавить коренную перестройку международных отношений. Роль нашей страны будет особенно востребована, особенно с учетом расхождений между двумя гигантами будущего мира — Китаем и Индией.
Наша историческая миссия всегда заключалась в том, чтобы помогать слабым и угнетенным. Царская Россия протянула руку бескорыстной помощи многим балканским народам. Целый ряд национальных образований вспоминает поддержку России в борьбе против ига Османской империи — греки до сих пор обязаны своей независимостью политике России. Октябрьская революция дала мощный импульс освободительному движению народов, которые страдали под колониальным гнетом. Большинство африканских государств обрели свою независимость после того, как Советский Союз настоял на принятии Декларации о деколонизации. КНР и Бангладеш обязаны своим рождением принципиальной позиции Москвы. Становление независимых государств в Египте, Сирии, Ираке, Алжире, Саудовской Аравии, Йемене тесно связано с деятельностью и поддержкой Советского Союза. Помощь СССР Вьетнаму, Корее, Монголии навсегда будет записана золотыми буквами в историю этих стран. Таких примеров можно привести еще много. Разумеется, были у нас и ошибки, но Куба, Афганистан и Никарагуа до сих пор вспоминают помощь и содействие Советского Союза.
Несомненно, что победа специальной военной операции на Украине укрепит нашу роль в новом международном порядке, но это не будет происходить автоматически, а потребует от нас больших и многоплановых усилий.
1. С. Хантингтон «Столкновение цивилизаций». Изд. АСТ. Москва. 2016 г. С.227.
(Голосов: 12, Рейтинг: 3.83) |
(12 голосов) |
России придётся вернуться к исторически присущей ей эмпатии в диалоге во взаимодействии с самыми разными культурами и укладами
Концепция внешней политики России 2023: стратегия многополярного мираНесмотря на схожесть по форме с предыдущим, по духу новый документ принципиальной иной
Государство-цивилизация и политическая теорияПока реализм сохраняет свою актуальность в качестве основы внешней политики
Эпоха больших пространствВызовы нашего времени подталкивают Россию к построению нового, более справедливого мироустройства, учитывающего не только национальные интересы, но и интересы больших пространств
Международная система между кризисом и революциейМировая политика все больше приобретает формат «игры с нулевой суммой»