Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Максим Братерский

Д.полит.н., проф., зав. кафедрой мировой политики НИУ-ВШЭ

Вступление России в ВТО прошло достаточно незаметно, хотя это событие заслуживает гораздо большего внимания. Что же оно значит для России? Какие проблемы вступление в ВТО позволит решить и чем придется пожертвовать?

Само по себе вступление – не выигрыш, это лишь возможность выигрыша. Если российские товары будут неконкурентными, то никакая ВТО продать их не поможет.

Вступление России в ВТО прошло достаточно незаметно, хотя это событие заслуживает гораздо большего внимания. Что же оно значит для России? Какие проблемы вступление в ВТО позволит решить и чем придется пожертвовать?

17 декабря 2011 г. в рамках VIII Министерской конференции стран-членов ВТО в Женеве министр экономического развития России Э. Набиуллина подписала протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации. По свидетельству очевидцев, женевский конференц-центр был полон, на церемонию собралось более 4000 официальных лиц и журналистов. В России это событие, конечно, тоже было отмечено ведущими газетами и телеканалами, но новостью номер один почему-то не стало. Россия вела переговоры о вступлении в ВТО восемнадцать лет – дольше, чем кто-либо, но и в ходе переговоров, и во время процедуры вступления (ее еще предстоит завершить) порой создавалось впечатление, что Россия сама не уверена, нужно ли ей делать этот шаг.

Основной причиной вступления России в ВТО является меняющаяся структура российского экспорта.

Нельзя сказать, что процесс вступления в организацию был закрытым или не сопровождался дискуссией. Дискуссия была, но участвовали в ней в основном профессионалы: экономисты и чиновники Минэкономразвития. Политики, за исключением руководителей государства, содержательного участия в дискуссии не приняли, руководители компаний также не часто выступали со своими мнениями и доводами. Страна жила своей жизнью, а процесс вступления в ВТО, сопоставимый по значимости со вступлением в ООН, шел своим чередом. Единственный вопрос, который, кажется, волновал широкую публику, – подешевеют ли импортные автомобили? Теперь ответ на этот вопрос ясен: да, подешевеют, но не сразу и не сильно. Стали понятны и другие условия, на которых Россия вступила в организацию. Так все-таки, зачем нам ВТО, и удалось ли российским переговорщикам настоять на выгодных для страны условиях?

Ответ на этот вопрос лежит в нескольких плоскостях и потребует некоторого экскурса в прошлое и настоящее мировой политики и экономики.

Политическое значение членства в ВТО для России

Само по себе вступление – не выигрыш, это лишь возможность выигрыша. Если российские товары будут неконкурентными, то никакая ВТО продать их не поможет.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО, создавалось в конце 1940-х годов как часть системы мирового управления, основой которой стала ООН, с двумя целями. Одной из них было развитие мировой торговли для роста всеобщего благосостояния (понятно, что не для всех в равной степени), другой, не менее важной, – предотвращение новых войн, вырастающих из торговых конфликтов. В то время мир только что вышел из пожара Второй мировой войны, и главной задачей мировой политики, а также политики в области торговли было устроить мир так, чтобы в будущем ничего подобного не повторилось. Большинство политиков западных стран, которые и выступили с идеей ГАТТ, были уверены, и небеспочвенно, что существенными причинами как Первой, так и Второй мировых войн послужили возросший протекционизм, закрытие национальных рынков для конкурирующих товаров из-за рубежа и манипуляции валютными курсами к выгоде отдельных стран (этим вопросом было поручено заниматься МВФ). Было предложено ввести правила, по которым национальные государства не смогли бы закрывать свои границы для импортных товаров и провоцировать возникновение ситуации, при которой «если товары не пересекают границы, их пересекут солдаты» [1].

Из этой изначальной посылки и выросло ГАТТ. В широком смысле это – институт глобального управления, сравнимый по авторитету и функциональности с ООН. В узком смысле это – инструмент разрешения торговых споров и единственное место на планете, куда можно пожаловаться на торговую дискриминацию и защитить свои права. Другого пути нет, разве что использовать силу. Россия оставалась единственным государством – членом таких институтов глобального управления, как СБ ООН, G-8, G-20, не вступившим в ВТО. Правила мировой торговли писались без нас, и в обсуждении вопросов, связанных с торговлей (и политикой), когда они поднимались, например, в G-20, России приходилось воздерживаться от участия в дискуссии. Разумеется, эту ситуацию нужно было исправлять. Но только ли глобальными вопросами обусловливалось желание России вступить в ВТО?

Практические интересы России

Основной причиной вступления России в ВТО является меняющаяся структура российского экспорта. Уже сегодня структура нашего экспорта сильно отличается от той, что была в начале 1990-х годов. Планируются и дальнейшие ее изменения – именно на это направлены разнообразные программы новой индустриализации, модернизации и диверсификации экономики. Мы пока не знаем, насколько успешными окажутся эти планы, и что из этого получится, – но ведь может и получиться! А готовиться к этому нужно заранее, иначе на подобных планах стоит ставить крест уже сейчас.

Вступление России в ВТО для иностранных инвесторов – это своеобразный «знак качества», сигнал к тому, что с этой страной можно иметь дело, причем не только торговать, но и размещать там производства.

Дело в том, что для экспорта некоторых категорий товаров, преобладавших в российской внешней торговле в 1990-х годах (газ, нефть, лес), ВТО не нужна. Зарубежные страны не закрывают свои рынки от этих стратегических сырьевых товаров, и особых споров (кроме ценовых) по данным категориям товаров не возникает. Не регулируются ВТО мировые рынки вооружений или, например, атомной энергетики; такие вопросы решаются в рамках межправительственных соглашений, особого «рынка» для этих товаров также нет (или почти нет). Поэтому до конца 1990-х годов, когда из-за девальвации национальной валюты товарное производство в России оживилось и стало более конкурентоспособным, существенных практических причин для вступления в ВТО российское руководство не видело. На первом месте стояли соображения престижа и желание присутствовать во всех влиятельных центрах мирового управления.

Постепенно в российском экспорте все более заметное место стали занимать металлы, продукция химической промышленности, продовольствие, машины и оборудование. Так, с 1999 по 2009 г. суммарный экспорт машин и оборудования из России увеличился в 2,3 раза. Россия вошла в тройку крупнейших экспортеров пшеницы. Украина, Россия и Казахстан вместе занимают около 30 % рынка экспорта зерновых культур в мире – а это уже другая ситуация. Эти рынки высоко конкурентные, производителей такого плана в мире много, и российских экспортеров стали останавливать, закрывая национальные рынки для российских металлов, химии, зерна. Единственной организацией, где российские экспортеры могли защитить свои права, была ВТО, но Россия в ней не участвовала.

По этому пути, пути наращивания несырьевого экспорта, Россия стремится продвигаться и дальше. С этой целью создан Таможенный союз, в рамках которого российские товары облагаются по нулевым таможенным ставкам. Для этого же Россия вступила и в ВТО. Теперь продвижение российских товаров уже нельзя будет остановить запретительными таможенными пошлинами и прочими преградами. Выигрыш ли это для страны? Само по себе вступление – не выигрыш, это лишь возможность выигрыша. Если российские товары будут неконкурентными, то никакая ВТО продать их не поможет.

Чем Россия заплатила за вступление? Убьем ли мы национальное производство импортом дешевых товаров из-за рубежа? Говорить об этом в целом, без конкретики, невозможно, а конкретные условия, на которые согласилась Россия, можно найти на сайте Минэкономразвития. По подавляющему большинству товаров катастрофы для отечественных товаропроизводителей не предвидится, – новые таможенные тарифы не отличаются от нынешних. Кому-то придется нелегко, но с возникающими трудностями можно и нужно бороться. Недавно Минсельхоз выступил с критикой обещания России снизить тарифы на импорт живых свиней до нуля (сейчас – 5 %), угрожая, что в результате рынок будет «завален живыми свиньями из Прибалтики и Польши», и предложил выделять ежегодно российским свиноводам 20 млрд руб., а производителям говядины – 17 млрд руб. Странно, что изменение тарифа на 5 % грозит отечественному свиноводству такой катастрофой (в Прибалтике фермеры вроде бы особой поддержкой правительства не пользуются, а ГСМ у них дороже, чем у нас), но направление мысли вполне ВТОшное. Поддержать отечественного товаропроизводителя мы можем, – наши переговорщики выторговали такое право с огромным запасом.

Часть плана по модернизации экономики и общества

И, наконец, еще один немаловажный момент. Вступление России в ВТО для иностранных инвесторов – это своеобразный «знак качества», сигнал к тому, что с этой страной можно иметь дело, причем не только торговать, но и размещать там производства. Тем более, что с созданием Таможенного союза инвесторам предлагается не только российский рынок, но и рынок Казахстана и Белоруссии. Решение России принципиальным образом не изменит наши отношения с США, ЕС и Китаем в торгово-экономической области, но некоторые вопросы решать станет легче, как нам, так и им. Конечно, вырастет и конкуренция, ведь «иностранное» производство можно разместить и в Казахстане, где по некоторым параметрам условия даже лучше. Что ж, нужно сделать наши условия еще лучше, – от этого выиграет, в первую очередь, российский бизнес.

ВТО предоставляет лишь возможность решить многие проблемы, но решать их за Россию никто не будет.

1. См. это высказывание: Eckes A.E. A Search for Solvency: Bretton Woods and the International Monetary System, 1941–1971. Jr. Austin: University of Texas Press, 1975.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся