Вступление России в ВТО прошло достаточно незаметно, хотя это событие заслуживает гораздо большего внимания. Что же оно значит для России? Какие проблемы вступление в ВТО позволит решить и чем придется пожертвовать?
17 декабря 2011 г. в рамках VIII Министерской конференции стран-членов ВТО в Женеве министр экономического развития России Э. Набиуллина подписала протокол о присоединении России к Всемирной торговой организации. По свидетельству очевидцев, женевский конференц-центр был полон, на церемонию собралось более 4000 официальных лиц и журналистов. В России это событие, конечно, тоже было отмечено ведущими газетами и телеканалами, но новостью номер один почему-то не стало. Россия вела переговоры о вступлении в ВТО восемнадцать лет – дольше, чем кто-либо, но и в ходе переговоров, и во время процедуры вступления (ее еще предстоит завершить) порой создавалось впечатление, что Россия сама не уверена, нужно ли ей делать этот шаг.
Нельзя сказать, что процесс вступления в организацию был закрытым или не сопровождался дискуссией. Дискуссия была, но участвовали в ней в основном профессионалы: экономисты и чиновники Минэкономразвития. Политики, за исключением руководителей государства, содержательного участия в дискуссии не приняли, руководители компаний также не часто выступали со своими мнениями и доводами. Страна жила своей жизнью, а процесс вступления в ВТО, сопоставимый по значимости со вступлением в ООН, шел своим чередом. Единственный вопрос, который, кажется, волновал широкую публику, – подешевеют ли импортные автомобили? Теперь ответ на этот вопрос ясен: да, подешевеют, но не сразу и не сильно. Стали понятны и другие условия, на которых Россия вступила в организацию. Так все-таки, зачем нам ВТО, и удалось ли российским переговорщикам настоять на выгодных для страны условиях?
Ответ на этот вопрос лежит в нескольких плоскостях и потребует некоторого экскурса в прошлое и настоящее мировой политики и экономики.
Политическое значение членства в ВТО для России
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО, создавалось в конце 1940-х годов как часть системы мирового управления, основой которой стала ООН, с двумя целями. Одной из них было развитие мировой торговли для роста всеобщего благосостояния (понятно, что не для всех в равной степени), другой, не менее важной, – предотвращение новых войн, вырастающих из торговых конфликтов. В то время мир только что вышел из пожара Второй мировой войны, и главной задачей мировой политики, а также политики в области торговли было устроить мир так, чтобы в будущем ничего подобного не повторилось. Большинство политиков западных стран, которые и выступили с идеей ГАТТ, были уверены, и небеспочвенно, что существенными причинами как Первой, так и Второй мировых войн послужили возросший протекционизм, закрытие национальных рынков для конкурирующих товаров из-за рубежа и манипуляции валютными курсами к выгоде отдельных стран (этим вопросом было поручено заниматься МВФ). Было предложено ввести правила, по которым национальные государства не смогли бы закрывать свои границы для импортных товаров и провоцировать возникновение ситуации, при которой «если товары не пересекают границы, их пересекут солдаты» [1].
Из этой изначальной посылки и выросло ГАТТ. В широком смысле это – институт глобального управления, сравнимый по авторитету и функциональности с ООН. В узком смысле это – инструмент разрешения торговых споров и единственное место на планете, куда можно пожаловаться на торговую дискриминацию и защитить свои права. Другого пути нет, разве что использовать силу. Россия оставалась единственным государством – членом таких институтов глобального управления, как СБ ООН, G-8, G-20, не вступившим в ВТО. Правила мировой торговли писались без нас, и в обсуждении вопросов, связанных с торговлей (и политикой), когда они поднимались, например, в G-20, России приходилось воздерживаться от участия в дискуссии. Разумеется, эту ситуацию нужно было исправлять. Но только ли глобальными вопросами обусловливалось желание России вступить в ВТО?
Практические интересы России
Основной причиной вступления России в ВТО является меняющаяся структура российского экспорта. Уже сегодня структура нашего экспорта сильно отличается от той, что была в начале 1990-х годов. Планируются и дальнейшие ее изменения – именно на это направлены разнообразные программы новой индустриализации, модернизации и диверсификации экономики. Мы пока не знаем, насколько успешными окажутся эти планы, и что из этого получится, – но ведь может и получиться! А готовиться к этому нужно заранее, иначе на подобных планах стоит ставить крест уже сейчас.
Дело в том, что для экспорта некоторых категорий товаров, преобладавших в российской внешней торговле в 1990-х годах (газ, нефть, лес), ВТО не нужна. Зарубежные страны не закрывают свои рынки от этих стратегических сырьевых товаров, и особых споров (кроме ценовых) по данным категориям товаров не возникает. Не регулируются ВТО мировые рынки вооружений или, например, атомной энергетики; такие вопросы решаются в рамках межправительственных соглашений, особого «рынка» для этих товаров также нет (или почти нет). Поэтому до конца 1990-х годов, когда из-за девальвации национальной валюты товарное производство в России оживилось и стало более конкурентоспособным, существенных практических причин для вступления в ВТО российское руководство не видело. На первом месте стояли соображения престижа и желание присутствовать во всех влиятельных центрах мирового управления.
Постепенно в российском экспорте все более заметное место стали занимать металлы, продукция химической промышленности, продовольствие, машины и оборудование. Так, с 1999 по 2009 г. суммарный экспорт машин и оборудования из России увеличился в 2,3 раза. Россия вошла в тройку крупнейших экспортеров пшеницы. Украина, Россия и Казахстан вместе занимают около 30 % рынка экспорта зерновых культур в мире – а это уже другая ситуация. Эти рынки высоко конкурентные, производителей такого плана в мире много, и российских экспортеров стали останавливать, закрывая национальные рынки для российских металлов, химии, зерна. Единственной организацией, где российские экспортеры могли защитить свои права, была ВТО, но Россия в ней не участвовала.
По этому пути, пути наращивания несырьевого экспорта, Россия стремится продвигаться и дальше. С этой целью создан Таможенный союз, в рамках которого российские товары облагаются по нулевым таможенным ставкам. Для этого же Россия вступила и в ВТО. Теперь продвижение российских товаров уже нельзя будет остановить запретительными таможенными пошлинами и прочими преградами. Выигрыш ли это для страны? Само по себе вступление – не выигрыш, это лишь возможность выигрыша. Если российские товары будут неконкурентными, то никакая ВТО продать их не поможет.
Чем Россия заплатила за вступление? Убьем ли мы национальное производство импортом дешевых товаров из-за рубежа? Говорить об этом в целом, без конкретики, невозможно, а конкретные условия, на которые согласилась Россия, можно найти на сайте Минэкономразвития. По подавляющему большинству товаров катастрофы для отечественных товаропроизводителей не предвидится, – новые таможенные тарифы не отличаются от нынешних. Кому-то придется нелегко, но с возникающими трудностями можно и нужно бороться. Недавно Минсельхоз выступил с критикой обещания России снизить тарифы на импорт живых свиней до нуля (сейчас – 5 %), угрожая, что в результате рынок будет «завален живыми свиньями из Прибалтики и Польши», и предложил выделять ежегодно российским свиноводам 20 млрд руб., а производителям говядины – 17 млрд руб. Странно, что изменение тарифа на 5 % грозит отечественному свиноводству такой катастрофой (в Прибалтике фермеры вроде бы особой поддержкой правительства не пользуются, а ГСМ у них дороже, чем у нас), но направление мысли вполне ВТОшное. Поддержать отечественного товаропроизводителя мы можем, – наши переговорщики выторговали такое право с огромным запасом.
Часть плана по модернизации экономики и общества
И, наконец, еще один немаловажный момент. Вступление России в ВТО для иностранных инвесторов – это своеобразный «знак качества», сигнал к тому, что с этой страной можно иметь дело, причем не только торговать, но и размещать там производства. Тем более, что с созданием Таможенного союза инвесторам предлагается не только российский рынок, но и рынок Казахстана и Белоруссии. Решение России принципиальным образом не изменит наши отношения с США, ЕС и Китаем в торгово-экономической области, но некоторые вопросы решать станет легче, как нам, так и им. Конечно, вырастет и конкуренция, ведь «иностранное» производство можно разместить и в Казахстане, где по некоторым параметрам условия даже лучше. Что ж, нужно сделать наши условия еще лучше, – от этого выиграет, в первую очередь, российский бизнес.
ВТО предоставляет лишь возможность решить многие проблемы, но решать их за Россию никто не будет.
1. См. это высказывание: Eckes A.E. A Search for Solvency: Bretton Woods and the International Monetary System, 1941–1971. Jr. Austin: University of Texas Press, 1975.