С любовью и симпатией? Что Трамп готовит правоконсервативной Латинской Америке
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.95) |
(22 голоса) |
К. полит. наук, старший научный сотрудник Института Латинской Америки РАН, ассистент-преподаватель кафедры ибероамериканских исследований РУДН им. П. Лумумбы
Период правления последних двух администраций США, Дональда Трампа и Джозефа Байдена, охарактеризовался противоречивыми подходами к развитию отношений с Латинской Америкой. Нелегальная миграция, борьба с поставками синтетического наркотика фентанила, торговля и экономические инициативы стали основными темами, которые касались стран региона во внешнеполитической повестке Вашингтона. При этом 46-й глава Белого дома подверг пересмотру часть указов своего предшественника, обозначив отсутствие преемственности на латиноамериканском треке. Аналогичным образом в настоящее время поступает «новый-старый» президент США, вернувшийся в Овальный кабинет. Его заявления, с одной стороны, наводят много шума из-за своей резкости и масштабности, но с другой — обозначают конкретные направления будущей деятельности в регионе. Оставляя в стороне вопросы мировой политики, которые коснутся таких игроков как ЕС, Китай, Россия и др., следует обратиться к возможным приоритетам Вашингтона в отношении соседних по Западному полушарию стран, так как именно они первыми начинают чувствовать на себе реализацию тех или иных планов Д. Трампа.
Избирательный процесс 2024 г. в США продемонстрировал, что имидж Д. Трампа и реакция на его заявления в регионе незначительно отличаются от предыдущего опыта. В Латинской Америке его риторику клеймили левые, а победе больше всех радовались все те же правоконсервативные силы. Первым из всех мировых лидеров избранного 47-го президента поздравил глава Сальвадора Найиб Букеле. Аргентинский либертарианец Хавьер Милей отменил посещение Ибероамериканского саммита, проходившего в Эквадоре, и вместо этого направился в Мар-а-Лаго, чтобы лично поздравить североамериканского визави, подчеркнув в дальнейшем важность стратегического сотрудничества Буэнос-Айреса с Вашингтоном и даже возможность подписания договора о зоне свободной торговли. Горячо приветствовал победу «коллеги» отставной Ж. Болсонару, а его сын Эдуардо и вовсе находился рядом с республиканцем в день подсчетов результатов. Оппозиционные левым правительствам силы в большинстве стран региона очень тепло встретили избрание нового руководителя США.
Собирая разные оценки экспертов о возможных действиях Д. Трампа в отношении Латинской Америки (журнал The Economist даже вывел Trump Risk Index), можно представить ориентировочное ранжирование интересов США в регионе на ближайшие несколько лет по степени важности. Отдельно приводится список стран, на которые будет обращено особое внимание Белого дома и может оказываться наибольшее / наименьшее давление со стороны Вашингтона (см. табл. 1).
Таблица 1. Ожидаемые приоритеты внешнеполитического курса США на латиноамериканском направлении.
Интерес | Уровень | Государства |
---|---|---|
Решение миграционного вопроса, борьба с наркотрафиком, сокращение отрицательного сальдо в торговле | 1-й уровень, очень высокий | Мексика, страны Северного треугольника, Панама |
Повышение тарифов, высокое давление на леворадикальные правительства | 2-й уровень воинственный, выше среднего | Куба, Венесуэла, Никарагуа |
Укрепление сотрудничества в энергетической сфере (нефть и газ), умеренное давление на левоцентристских политических оппонентов | 2-й уровень умеренный, выше среднего | Аргентина, Бразилия, Колумбия, Доминиканская Республика, Гайана |
Прямая или косвенная поддержка правоконсервативных сил | 3-й уровень, средний | Перу, Уругвай, Чили, Эквадор, Тринидад и Тобаго |
Иные сферы и вопросы | 4-й уровень, ниже среднего | Суринам, Гаити, Ямайка и другие островные страны Карибского бассейна |
Источник: составлено автором
Список можно продолжать и даже детализировать, но обозначенных пунктов уже достаточно, чтобы понять — Д. Трамп намерен придерживаться агрессивной стратегии для того, чтобы добиться усиления позиции США в процессе торга, итог которого, с точки зрения американского истеблишмента, с каждой стороной должен завершиться в тех или иных проблемных полях положительно и справедливо в пользу Вашингтона.
Левые политические силы столкнулись с некоторыми противоречиями между собой, на фоне чего в Латинской Америке намечается новый тренд «правого поворота» в ближайшие годы. Наблюдаемый экспертами рост в регионе правоконсервативных настроений, чьи сторонники разделяют воззрения Д. Трампа и стремятся к выступлению единым фронтом против своих «левых» оппонентов, может стать той самой точкой опоры для США, чтобы найти потенциальные механизмы и инструменты для решения поставленных Белым домом задач.
Период правления последних двух администраций США, Дональда Трампа и Джозефа Байдена, охарактеризовался противоречивыми подходами к развитию отношений с Латинской Америкой. Нелегальная миграция, борьба с поставками синтетического наркотика фентанила, торговля и экономические инициативы стали основными темами, которые касались стран региона во внешнеполитической повестке Вашингтона. При этом 46-й глава Белого дома подверг пересмотру часть указов своего предшественника, обозначив отсутствие преемственности на латиноамериканском треке. Аналогичным образом в настоящее время поступает «новый-старый» президент США, вернувшийся в Овальный кабинет. Его заявления, с одной стороны, наводят много шума из-за своей резкости и масштабности, но с другой — обозначают конкретные направления будущей деятельности в регионе. Оставляя в стороне вопросы мировой политики, которые коснутся таких игроков как ЕС, Китай, Россия и др., следует обратиться к возможным приоритетам Вашингтона в отношении соседних по Западному полушарию стран, так как именно они первыми начинают чувствовать на себе реализацию тех или иных планов Д. Трампа.
Реакция Латинской Америки на Д. Трампа
Население государств Латинской Америки неодинаково относились к действиям и заявлениям 45-го президента США, и представляется, что такие же различия будут и теперь. Социологические опросы Latinobarometro показывают, что в регионе первый срок Д. Трампа воспринимался не столь позитивно.
Источник: составлено автором на основе данных Latinobarómetro
Об упадке доверия в регионе к действиям правительства США также свидетельствуют опросы Вандербильтского университета в рамках проекта по изучению общественного мнения в Латинской Америке (Latin American Public Opinion Project). Именно в период первого президентского срока Д. Трампа показатели достигли самых низких значений за последние 11 лет. Примечательно, что на фоне этого победа на выборах 2020 г. Джозефа Байдена была встречена с большим энтузиазмом — регион ожидал более благосклонного и продуктивного к себе отношения со стороны Вашингтона, в частности, равностороннего подхода к решению проблем миграции, наркотрафика и др. Однако, как показывают результаты исследований 2023 г., ожидания не оправдались в полной мере, что вновь привело к увеличению доли населения в странах Латинской Америки, не доверяющей действиям северного соседа.
Источник: составлено автором на основе данных LAPOP
Значительная часть мировых СМИ также в период 2016–2020 гг. в своих материалах рисовала достаточно угрюмый и негативный для латиноамериканцев образ хозяина Белого дома. Вместе с тем была и обратная сторона.
С особой любовью и симпатией к 45-му президенту США относились правоконсервативные политические силы, в первую очередь президенты Аргентины Маурисио Макри и Бразилии Жаир Болсонару. Наметившаяся в 2015–2016 гг. тенденция правого поворота в регионе продлилась недолго, и к концу полномочий Д. Трампа уже стало ясно, что не за горизонтом грядет возможный новый разворот налево. Выборы последних лет показали, что общество в государствах Латинской Америки максимально поляризовалось: разрыв между победителями и проигравшими чаще всего был минимальным, а в некоторых случаях речь шла о десятых долях процента.

Трампономика 2.0: неолиберализм в протекционистской оболочке
Избирательный процесс 2024 г. в США продемонстрировал, что имидж Д. Трампа и реакция на его заявления в регионе незначительно отличаются от предыдущего опыта. В Латинской Америке его риторику клеймили левые, а победе больше всех радовались все те же правоконсервативные силы. Первым из всех мировых лидеров избранного 47-го президента поздравил глава Сальвадора Найиб Букеле. Аргентинский либертарианец Хавьер Милей отменил посещение Ибероамериканского саммита, проходившего в Эквадоре, и вместо этого направился в Мар-а-Лаго, чтобы лично поздравить североамериканского визави, подчеркнув в дальнейшем важность стратегического сотрудничества Буэнос-Айреса с Вашингтоном и даже возможность подписания договора о зоне свободной торговли. Горячо приветствовал победу «коллеги» отставной Ж. Болсонару, а его сын Эдуардо и вовсе находился рядом с республиканцем в день подсчетов результатов. Оппозиционные левым правительствам силы в большинстве стран региона очень тепло встретили избрание нового руководителя США.
Более сдержанные и рядовые поздравления направили главы Боливии, Доминиканской Республики, Перу, Чили и Уругвая. Признавая победу Д. Трампа, лидеры Бразилии, Колумбии и Мексики не умолчали о некоторых разногласиях с видением нового президента США. Так, Густаво Петро раскритиковал республиканца за отказ от климатической повестки, Лула да Силва выразил надежду на то, что отношения между странами не ухудшатся, а Клаудия Шейнбаум призвала североамериканского коллегу к диалогу и уважению суверенитета. Руководство Венесуэлы, Кубы и Никарагуа поздравило граждан Соединенных Штатов с успешными прошедшими выборами.
На инаугурации 47-го президента США присутствовали три латиноамериканских лидера — Хавьер Милей и Даниэль Нобоа, сидевшие в Родонде, а также Сантьяго Пенья. Найиб Букеле не прибыл, хотя был приглашен, а Жаир Болсонару не сумел получить разрешение на выезд из страны, поэтому вместо него в Вашингтон отправились жена Мишель и сын Эдуардо. С приближением этого дня возрастало количество резких высказываний Д. Трампа, которые негативно воспринимались действующими политиками в регионе. Так, Панама получила поддержку со стороны других латиноамериканских стран, подчеркнувших суверенитет центральноамериканского государства над межокеанским каналом и осудивших желание республиканца взять его обратно под контроль США. Учитывая жесткую риторику, главы Панамы и Колумбии решили не поздравлять Д. Трампа со вступлением в должность. При этом, можно предположить, что вопрос с Панамским каналом для 47-го президента находится в плоскости экономических интересов, о реальном присоединении территорий речи не идет. С учетом проблем по пропускной способности этой инфраструктурной артерии из-за воздействия Эль Ниньо и обмеления пресноводного озера Гатун угрозы в адрес центральноамериканской страны могут скрывать под собой обычные коммерческие интересы. В соответствии с ними проход кораблей, осуществляемый в порядке резервируемой очереди (путем аукциона), должен быть пересмотрен в пользу североамериканского торгового и военного флота. Так, с позиции Вашингтона, видимо, в первую очередь следует пропускать суда из США по обычной или сниженной стоимости, а остальные должны принимать участие в аукционе, что потребует больших расходов и времени с их стороны. В этом же русле следует рассматривать заявления по экономическому выдавливанию КНР из Панамы.
Еще одним сюжетом стала реакция на обещания главы Белого дома начать массовые депортации нелегальных мигрантов в одностороннем порядке. В итоге Мексика провела встречу с министрами 11 стран региона, направленную на выработку всеобъемлющего ответа на данные вызовы. Лидеры выступили с неприятием идеи депортации из США нелегалов без согласования механизмов и процедур со своими правительствами. Более того, некоторые, в частности, Колумбия, отказались принимать самолеты с ними, направленные северным соседом, считая неприемлемой и уничижительной форму «репатриации» своих граждан в наручниках.
В то же время правоконсервативные силы поддержали некоторые решения нового главы Белого дома. Например, власти Эквадора выразили поддержку решению Д. Трампа признать наркокартели международными террористическими организациями, а сальвадорский лидер и вовсе проявил готовность принять часть группировки Трен-де-Арагуа и разместить ее в мегатюрьме. Аргентинский глава заявил, что готов пожертвовать связями с членами МЕРКОСУР, если это понадобится для более тесного сближения с США.
Прямые, которые пересекаются
Представляется, что накал будущих межамериканских отношений лишь будет нарастать. К косвенным признакам можно отнести аналогии с заявлениями и действиями Д. Трампа в первый срок своего президентства:
- опять даны обещания по изменению миграционной политики, по борьбе с нелегальными иммигрантами и их депортации с привлечением для этого военных, что затрагивает латиноамериканские республики, особенно Мексику ввиду возвращения программы республиканца Remain in Mexico («Оставайся в Мексике»);
- вновь обозначен вектор на изменение тарифной политики путем повышения импортных пошлин в отношении не только КНР, но и ближайших соседей — Мексики и Канады. В то же время тарифы в 25% для этих стран не были введены в первый день после вступления Д. Трампа в должность, как это было обещано. Решение воплотилось в жизнь лишь 1 февраля 2025 г. и охватывает почти весь мексиканский и канадский импорт в США. По подсчетам Tax Foundation, тарифы для этих двух стран могли бы привести к дополнительным расходам в размере более 670 долл. на каждое североамериканское домохозяйство в этом году. Уже через несколько дней после переговоров 3–4 февраля Вашингтон отложил введение тарифов в отношении соседей на месяц. Вряд ли «тарифный бой» в торговле с Канадой и Мексикой завершится на этом, так как ожидать изменения можно не только к марту, но и к 1 апреля. К этому дню Д. Трамп поручил соответствующим экономическим органам подготовить отчеты, касающиеся всего комплекса вопросов по торговой политике. Так, например, он приказал расследовать причины большого годового дефицита страны в торговле товарами и рекомендовать соответствующие меры, такие как глобальный дополнительный тариф, для устранения дисбаланса;
- договор о североамериканской зоне свободной торговли в очередной раз был назван Д. Трампом «худшей сделкой». Если во время его первого срока сторона НАФТА было заменено на ЮСМКА, то теперь под вопросом дальнейшая судьба модернизированного соглашения, так как в 2026 г. запланирована актуализация положений договора, который 47-й президент уже не считает столь выгодным для своей страны и хочет произвести новую ревизию как можно скорее;
- Куба, как и в 2021 г., снова оказалась в североамериканском списке стран — спонсоров терроризма;
- продолжается критика колумбийского правительства в области неэффективной политики по борьбе с наркотиками. Если в первый срок Д. Трампа осуждения выпали на долю союзнических для Вашингтона президентов Хуана Мануэля Сантоса и Ивана Дуке, то теперь глава Овального кабинета вполне может продолжить свою негативную линию уже в отношении Густаво Петро. При этом, важно отметить, что некоторый разлад между США и Колумбией наметился еще при Джозефе Байдене, т.е. у республиканца есть почва для усиления критики помимо вопроса с мигрантами;
- также, как и в 2017–2021 гг., был поднят вопрос о принадлежности Гренландии.

Латиноамериканские перспективы БРИКС
Принимая во внимание тот факт, что предвыборная программа Agenda 47 Д. Трампа не содержала прямого упоминания каких-либо планов в отношении стран Латинской Америки, большинство экспертов все же сходится во мнении, что на латиноамериканском треке следует ожидать разноуровневый подход Вашингтона к своим соседям.
При этом, можно отметить, что латиноамериканский вектор скорее всего не окажется первостепенным в политике Д. Трампа, как и в его первый срок. Об этом говорит сам президент США: «Мы не нуждаемся в Латинской Америке — это она нуждается в нас». Стоит предположить, что его основное внимание будет сконцентрировано на внутриполитических делах, а во внешней политике из всех направлений в центре окажется вновь противостояние с КНР, которое не обойдет стороной и Западное полушарие. В то же время это не означает, что регион будет на периферии интересов Вашингтона, напротив, им будут активно заниматься. Об этом косвенно свидетельствует перечень лиц в администрации 47-го президента, которых он подобрал для реализации своего плана «Сделать Америку великой снова»:
- Марко Рубио, сын кубинских иммигрантов и первый латиноамериканец на высоком посту, в качестве Государственного секретаря. До сближения с Д. Трампом высказывался за постепенную легализацию незаконно находящихся в США мигрантов, но впоследствии изменил точку зрения и призвал к ужесточению правил предоставления убежища и укреплению границы США с Мексикой. Сторонник более жесткой позиции в отношении КНР, а также действующих властей на Кубе и в Венесуэле, одновременно декларирует возможности для широкого сотрудничества со странами, возглавляемыми правыми и консерваторами, включая Сальвадор, Аргентину и Доминиканскую Республику;
- Кристофер Ландау — основной заместитель нового Госсекретаря, который, в свою очередь, родился в Испании. Учился в средней школе в Парагвае, где его отец был послом США, а в другие годы отец работал послом также в Чили и в Венесуэле. Во время первого президентского срока Д. Трампа был послом в Мексике;
- Маурисио Клавер-Кароне — специальный посланник по Латинской Америке, имеющий испано-кубинские корни. До прихода в правительство США был исполнительным директором Cuba Democracy Advocates, лоббистской организации, выступающей за права человека и свободный рынок на Кубе. Занимал пост директора Совета национальной безопасности по делам Западного полушария. Главный советник Д. Трампа по Латинской Америке во время его первого президентского срока. В 2020–2022 гг. был президентом Межамериканского банка развития. М. Клавер-Кароне приписывают создание кампании максимального напора администрации США на правительство Н. Мадуро в Венесуэле, санкционное давление на Кубу и концептуализацию стратегии экономического роста América Crece, нацеленной на привлечение инвестиций частного сектора в инфраструктуру стран Латинской Америки, чтобы вытеснить Китай и снизить участие государств региона в проекте «Один пояс, один путь». Поддерживает инициативу по введению тарифов на товары, импортируемые через контролируемые Китаем порты в регионе как способ борьбы с влиянием Пекина;
- Майк Уолтц — советник по национальной безопасности. Именно он в 2023 г. представил законопроект, который мог санкционировать применение военной силы США против мексиканских картелей, включая удары беспилотников;
- Томас Хоман — «Царь» границы, инициатор возобновления процедуры проведения масштабных ежедневных рейдов на рабочих местах для поиска, ареста и депортации нелегальных мигрантов;
- Ричард Гренелл — представитель президента по особым поручениям. Будучи доверенным лицом Д. Трампа, занимал пост исполняющего обязанности директора национальной разведки во время его первого президентского срока. Р. Гренелл может сосредоточить свое внимание на проблемных точках по всему миру, включая, предположительно, Венесуэлу и Кубу. Визит в Каракас стал косвенным подтверждением этой гипотезы;
- Джеймисон Грир — торговый представитель США. Во время первого срока Д. Трампа участвовал в торговых переговорах с КНР, а также в пересмотре договора НАФТА и в создании нового соглашения ЮСМКА;
- Кевин Хассет — глава Национального экономического совета, который был сторонником торговой политики Д. Трампа в его первой администрации. Также, как и в первый срок, он продолжает взвешенно подходить к увеличению импортных пошлин, считая, что тарифы могут ослабить экономический рост США.
Ожидания

Шагая не в ногу: о современном левом тренде в Латинской Америке
Продолжая аналогии с первым сроком, нельзя обойти стороной работы Фонда «Наследие» (The Heritage Foundation), подготовленные аналитиками консервативного толка. В 2016 г. их предложения для новой администрации 2017–2021 гг. в документе под названием «Мандат на руководство: план реформ» (Mandate for Leadership: Blueprint for Reform) нашли отражение во внутригосударственных преобразованиях Д. Трампа и совпали более чем в половине решений республиканца. Демократы, например, считают, что стоит ожидать подобное сходство и с предложениями в новой книге, подготовленной в 2023 г. и ставшей частью «Проекта 2025». 47-й президент не подтверждает причастности себя или своего окружения к выпущенным материалам, однако часть лиц, которых он предложил на высокие должности в своей новой администрации, так или иначе связаны с консервативными кругами и могли оказывать консультационные услуги для фонда или других про-консервативных структур. В частности, М. Клавер-Кароне в материалах для Americas Quarterly обозначил необходимость реанимации América Crece или создании нового проекта по его подобию, а также приоритизации внимания двустороннему сотрудничеству и энергетической сфере.
В новом труде Фонда «Наследие» за 2023 г. упоминаются Венесуэла в качестве угрозы национальной безопасности США; Колумбия, Куба и Никарагуа как страны, которые необходимо «освободить» от левых взглядов; и отдельно Мексика в контексте вопросов безопасности, торговли и миграции. Также содержится несколько предложений по региону в целом. Например, в нем отмечается, что «консервативная администрация должна пересмотреть все программы внешней помощи США Латинской Америке и прекратить те, которые не принесли результатов после многолетних усилий» — речь идет об Агентстве США по международному развитию (USAID). Как можно заметить, это согласуется с решением 47-го президента о приостановке и переоценке программ внешней помощи другим государствам в мире на 90 дней, что нашло отражение в одном из его первых указов.
Собирая разные оценки экспертов о возможных действиях Д. Трампа в отношении Латинской Америки (журнал The Economist даже вывел Trump Risk Index), можно представить ориентировочное ранжирование интересов США в регионе на ближайшие несколько лет по степени важности. Отдельно приводится список стран, на которые будет обращено особое внимание Белого дома и может оказываться наибольшее / наименьшее давление со стороны Вашингтона (см. табл. 1).
Таблица 1. Ожидаемые приоритеты внешнеполитического курса США на латиноамериканском направлении
Интерес | Уровень | Государства |
---|---|---|
Решение миграционного вопроса, борьба с наркотрафиком, сокращение отрицательного сальдо в торговле | 1-й уровень, очень высокий | Мексика, страны Северного треугольника, Панама |
Повышение тарифов, высокое давление на леворадикальные правительства | 2-й уровень воинственный, выше среднего | Куба, Венесуэла, Никарагуа |
Укрепление сотрудничества в энергетической сфере (нефть и газ), умеренное давление на левоцентристских политических оппонентов | 2-й уровень умеренный, выше среднего | Аргентина, Бразилия, Колумбия, Доминиканская Республика, Гайана |
Прямая или косвенная поддержка правоконсервативных сил | 3-й уровень, средний | Перу, Уругвай, Чили, Эквадор, Тринидад и Тобаго |
Иные сферы и вопросы | 4-й уровень, ниже среднего | Суринам, Гаити, Ямайка и другие островные страны Карибского бассейна |
Источник: составлено автором
Список можно продолжать и даже детализировать, но обозначенных пунктов уже достаточно, чтобы понять — Д. Трамп намерен придерживаться агрессивной стратегии для того, чтобы добиться усиления позиции США в процессе торга, итог которого, с точки зрения американского истеблишмента, с каждой стороной должен завершиться в тех или иных проблемных полях положительно и справедливо в пользу Вашингтона.
Возможное «следствие Трампа» (Trump’s Corollary) — вместо заключения
Ястребиные выпады 47-го президента безусловно будут оказывать давление на правящие элиты стран Латинской Америки и расстановку сил в регионе. Тем не менее риторику Д. Трампа следует рассматривать в совокупности бóльших целей, которые он ставит перед собой и своей страной. Прежде всего это вопрос экономического развития США и связанные с ним два момента: 1) ослабление КНР (если не прямая борьба с ней) и 2) минимизация материальной помощи за рубежом, урезание неэффективных издержек.
В первом случае противостояние с Китаем может затронуть и Латинскую Америку, так как азиатская республика значительно нарастила свое присутствие в регионе за последние 20 лет. Если на начало XXI в. сотрудничество государств Южной Америки и Карибского бассейна было достаточно незначительным на фоне доминирующих позиций Вашингтона в торговле и инвестициях, то, начиная с 2014/15 гг. можно заметить тренд на вытеснение США с первых строк в экспорте и импорте ряда стран, например, в Бразилии, а также увеличение присутствия китайского капитала в инфраструктурных проектах. Так, рост в общей торговле Пекина с регионом вырос почти в 39 раз с 12,4 млрд долл. в 2000 г. до 483,3 млрд долл. в 2022 г., а открытие в 2024 г. глубоководного порта Чанкай в Перу стало символом стратегического центра торговли между Азией и Латинской Америкой.

Итоги выборов в Мексике: каким будет президентство Клаудии Шейнбаум
Денежные потоки также способствовали коррекции связей региона с Тайванем, переориентируя латиноамериканцев на КНР. Так, при Джордже Буше мл. «дипломатический переход» осуществили Доминиканская Республика, Гренада и Коста-Рика, при Д. Трампе в 2017 г. такое произошло с Панамой, в 2018 г. с Доминиканской Республикой и Сальвадором, а при Дж. Байдане — с Никарагуа. Более того, экономический прагматизм, с которым подходит Китай, даже позволяет ему менять первичное негативное мнение у «правых» лидеров, кто обещал радикально пересмотреть отношения с «золотым драконом». В ходе президентства свои позиции изменили Жаир Болсонару и Хавьер Милей, клеймившие КНР и обещавшие изменить подход во взаимодействии с этой страной. Спустя время бывший бразильский лидер осознал выгоды от торговли с азиатским государством, а аргентинский либертарианец, отдавая должное «величию» США, заявил о необходимости углубить коммерческие отношения с Пекином, так как он — «прекрасный партнер».
Закономерным в этом случае представляется вопрос — обладает ли Вашингтон ресурсами и инструментами, чтобы пошатнуть позиции КНР в Латинской Америке? Представляется, что угроза применения тарифных ограничений станет одним из самых активных механизмов воздействия на страны региона, чтобы они уменьшали свое взаимодействие с Пекином в обмен на рост потока товаров из США. В то же время Д. Трамп неоднократно подчеркивал, что не хочет войти в историю вторым Гербертом Гувером, поэтому республиканец и его окружение отдают себе отчет в ограниченности данного инструмента.
С другой стороны, стремление вводить тарифы может означать приглашение мира к переоценке правил, установленных в 1990-е гг., а именно переформатированию или даже отмене действий ГАТТ-ВТО. Таким образом, новым сюжетом становятся запускаемые США институциональные изменения как глобального, так и регионального масштабов, что может привести не только к заявляемому Д. Трампом пересмотру положений ЮСМКА, но и ревизии всех соглашений о зоне свободной торговли с почти нулевой ставкой в мире. В регионе это может коснуться также двусторонних договоров с Колумбией, Перу и Чили, и многостороннего с Центральной Америкой и Доминиканской Республикой. В результате повышается вероятность рождения новых правил, в рамках чего может запуститься новый интеграционный проект, охватывающий взаимодействие США с Латинской Америкой. Гипотетический пример — не нулевые ставки пошлин, а для всех тарифы по 100%, для «правильных» — сниженные до 10–25%. Некоторым сигналом к возможной трансформации взглядов на «правила игры» также стоит считать заявления нового государственного секретаря М. Рубио, заявившего, что наличие однополярной силы — аномалия международных отношений после завершения холодной войны, и Вашингтону нужно принять существование других держав, то есть то, что называется многополярным миром. Ждет ли нас разворот США к многополярности покажет время, однако варианты его конфигурации просматриваются.
Упомянутое ранее урезание внешнеэкономической помощи в свою очередь следует рассматривать как потенциальный шаг по перекладыванию издержек на самих латиноамериканских политиков. Грядущие выборы президентов в Боливии, Гайане, Чили, Гондурасе и Эквадоре (в 2025 г.), Коста-Рике, Никарагуа, Перу, Бразилии и Колумбии (в 2026 г.) вполне могут повлиять на изменение баланса сил в регионе.
Источник: составлено автором
Левые политические силы столкнулись с некоторыми противоречиями между собой, на фоне чего в Латинской Америке намечается новый тренд «правого поворота» в ближайшие годы. Наблюдаемый экспертами рост в регионе правоконсервативных настроений, чьи сторонники разделяют воззрения Д. Трампа и стремятся к выступлению единым фронтом против своих «левых» оппонентов, может стать той самой точкой опоры для США, чтобы найти потенциальные механизмы и инструменты для решения поставленных Белым домом задач.
(Голосов: 22, Рейтинг: 4.95) |
(22 голоса) |
Аналитическая записка №55 / 2024
Латиноамериканские перспективы БРИКСВзаимодействие стран Латинской Америки и БРИКС обещает быть взаимообогащающим
Трампономика 2.0: неолиберализм в протекционистской оболочкеЭкономическое величие Америки Трамп связывает с ростом внутреннего производства и спроса, локализацией технологий, а также усилением самодостаточности внутреннего рынка
Шагая не в ногу: о современном левом тренде в Латинской АмерикеАнализ левого тренда в общественном развитии Латинской Америки