Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Евгений Корендясов

К.э.н., зав. центром изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки РАН

Состоявшаяся 14–15 июня 2015 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран Африканского союза (АС) носила в значительной мере рутинный характер. Был принят ряд резолюций, направленных на расширение доступа женщин к активной роли в экономике, новым технологиям, собственности на землю. Кроме того, было принято решение создать к 2017 г. общеконтинентальную зону свободной торговли.

Состоявшаяся 14–15 июня 2015 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) сессия Ассамблеи глав государств и правительств стран Африканского союза (АС) носила в значительной мере рутинный характер.

Тема саммита традиционно носила социально-экономический характер: «Повышение роли женщины в развитии Африки по пути реализации и Повестки 2063 г.». Как известно, к 100-летию создания предшественницы АС – Организации Африканского Единства стоит задача добиться интеграции, процветания и мира на континенте. По итогам дискуссии был принят ряд резолюций, направленных на расширение доступа женщин к активной роли в экономике, новым технологиям, собственности на землю.

Кроме того, было принято решение создать к 2017 г. общеконтинентальную зону свободной торговли.

Западная пресса придала сенсационный характер инциденту, связанному с президентом Судана Аль-Баширом, против которого, как известно, Международный уголовный суд (МУС) выдвинул обвинения в преступлениях против человечности и геноциде в ходе событий в суданской провинции Дарфур и выдал международный ордер на его арест. По прибытии суданского лидера в ЮАР, которая является участницей МУС, суд Претории принял решение запретить ему покидать страну до завершения рассмотрения соответствующего обращения одной из неправительственных организаций. Власти ЮАР отказались выполнять это решение. Правительство США и генеральный секретарь ООН выразили в этой связи свое «разочарование». Инцидент вновь подтвердил стремление натовского сообщества использовать МУС в качестве инструмента своего вмешательства в африканские дела под предлогом «продвижения демократии» на континенте. Председатель АС президент Зимбабве Р. Мугабе предложил выйти всем африканцам из состава МУС.

REUTERS / Afolabi Sotunde / Pixstream
Эдоардо Камили:
«Боко Харам» и будущее Нигерии

Как и на предыдущих саммитах, приоритетное место в дискуссиях заняли сохраняющиеся на континенте конфликтные ситуации и растущие террористические угрозы.

Попытки Африканской комиссии, Совета мира и безопасности АС заставить лидеров соперничающих в Ливии группировок сесть за стол переговоров и заключить мирные соглашения успехов не принесли. Ситуация хаоса в Ливии углубляется. Особое волнение вызывает наметившееся расширение вмешательства «Исламского государства» в ливийские дела, отряды которого в июне 2015 г. заняли ливийский город Сирт.

Саммит в более энергичных выражениях потребовал от ливийских группировок проявить «чувство ответственности». 15 июня 2015 г. в Нджамене, столице Чада, был совершен очередной теракт, в результате которого погибли 23 человека и 101 получили ранения.

Созданная коалиция стран Организации бассейна озера Чад (Камерун, Нигер, Нигерия, Чад) для борьбы против нигерийской террористической группировки «Боко Хаарам», в результате терактов которой погибло более 13 000 человек, медленно развертывает свою деятельность. Главное препятствие – отсутствие необходимых средств материально-технического обеспечения. Но не последнюю роль играют и внутренние разногласия.

Особое волнение вызывает наметившееся расширение вмешательства «Исламского государства» в ливийские дела, отряды которого в июне 2015 г. заняли ливийский город Сирт.

Саммит призвал африканские государства и международное сообщество расширить поддержку борьбы против «Боко Хаарам», учитывая, в частности, и усилия «Исламского государства» наладить сотрудничество с экстремистскими исламистскими группировками в сахаро-сахельской зоне, Сомали и Нигерии.

В последнее десятилетие в Африке появилась новая угроза безопасности – дестабилизация в связи с проведением президентских и парламентских выборов. В редких случаях они проходят в мирных условиях. Озабоченность сегодня вызывает ситуация в Буркина Фасо, Бурунди, Гвинее (Конакри).

В Буркина Фасо попытки президента Б. Компаоре добиться третьего мандата вызвали массовые волнения и президент вынужден был покинуть страну. Благодаря вмешательству АС был предотвращен захват власти военными и установлен гражданский переходный период. В октябре 2015 г. должны состояться президентские и парламентские выборы. АС выступил против отстранения от участия в выборах сторонников прежнего режима.

REUTERS/Goran Tomasevic/Pixstream
Евгений Корендясов:
Бурунди вновь на пороге гражданской войны

В Бурунди активное стремление действующего президента П. Нкурунзизы остаться у власти спровоцировало резкое обострение внутриполитической ситуации. Более 110 тыс. граждан страны, опасаясь дестабилизации, покинули страну. И здесь АС активно проводит линию на предотвращение гражданской войны. Саммит принял решение направить в страну группу военных экспертов для организации разоружения незаконных военных формирований.

В Гвинее приближение президентских выборов (октябрь 2015 г.) порождает угрозу насильственн6ых столкновений межэтнического характера. Действующий президент А.Конде призывает АС и мировое сообщество взять предстоящие выборы под свой контроль. Саммит выступил за активизацию диалога между правительством и оппозицией.

Состоявшаяся дискуссия и принятые решения 25-м саммитом АС подтверждают наличие больших трудностей и сложностей на пути обретения этой организацией необходимой способности на пути реализации провозглашенных целей и превращения в центральное звено организации интеграционных процессов, в процессе формирования единого внутриполитического голоса континента. Созданные организационные и имплементационные структуры и механизмы грешат в практической деятельности декларативностью, низкой эффективностью в плане практических результатов. Создатели АС во многом ориентировались на пример Европейского союза. Однако африканские реальности вносят существенные коррективы.

Единой Африки нет. Африка многолика и разнообразна по природно-климатическим, социально-экономическим и культурным условиям. И по национальным интересам. Африканцы болезненно воспринимают покушения на принцип национального суверенитета. Они инстинктивно отрицательно относятся к инициативам наднационального характера. Зачастую при подходах к международным проблемам у африканских государств превалирует узко национальный интерес над целесообразностью общеафриканской солидарности.

В последнее десятилетие в Африке появилась новая угроза безопасности – дестабилизация в связи с проведением президентских и парламентских выборов.

Африканские государства с большим трудом выбираются из многочисленных пут экономической, политической, военной зависимости от бывших метрополий и зарубежных партнеров.

В этой связи большой проблемой представляется бюджетно-финансовые возможности самого Африканского союза.

В 2000-х годах взносы стран Африки едва достигали 30% общего объема бюджетных расходов. Причем 66% взносов приходилось на пять стран: Алжир, Египет, Ливия, Нигерия и ЮАР. В 2014 г. объем бюджета достиг 308 млн. долл. в т.ч. взносы африканских стран составили 46%, в 2015г. намеченные расходы установлены на уровне 430 млн. долл. Практически все миротворческие операции финансируются ООН, ЕС и США. Сами африканские страны проявляют заметную скупость при выделении средств на нужды собственной организации. Между тем, их военные расходы в 2014 г. превысили 50 млн. долл.

При всем при этом Африканский союз – единственная организация, имеющая право выступать от имени всего континента и отстаивать его интересы на международной арене, что и предопределяет его возросшую роль как актора в системе международных отношений.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся