В конце апреля 2015 г. в Куала-Лумпуре состоялся очередной, 26 саммит АСЕАН. Участники саммита на этот раз встретились на о. Лангкави, одном из малазийских архипелагов. На закрытых общих заседаниях саммита и двусторонних встречах лидеров АСЕАН участникам не пришлось отдыхать – шла напряжённая дипломатическая работа. В первую очередь, она была связана с необходимостью подвести предварительные итоги многолетних усилий по созданию Сообщества АСЕАН.
В конце апреля 2015 г. в Куала-Лумпуре состоялся очередной, 26 саммит АСЕАН. Участники саммита на этот раз встретились на о. Лангкави, одном из малазийских архипелагов.
На закрытых общих заседаниях саммита и двусторонних встречах лидеров АСЕАН участникам не пришлось отдыхать – шла напряжённая дипломатическая работа. В первую очередь, она была связана с необходимостью подвести предварительные итоги многолетних усилий по созданию Сообщества АСЕАН. Не случайно, выступая на открытии саммита 27 апреля 2015 г., премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Абдул Разак назвал 2015 год решающим для АСЕАН.
К концу 2015 года предстоит завершить процесс формирования Сообщества АСЕАН, в первую очередь, его экономического компонента, и закрепить юридический статус Сообщества. Странам-членам АСЕАН есть, чем гордиться: из 506 мер, направленных на ускорении интеграционного процесса в АСЕАН в 2008-2015 гг., уже выполнено 458 (90,5%).
Совокупный ВВП группировки ныне составляет 2,5 трлн долл., а к 2020 году он достигнет, как планируется, 4 трлн. Темп прироста совокупного ВВП АСЕАН достаточно высок: в 2015 г. – 4,9% против среднемирового 3,5%, в период до 2020 г. темп прирост прогнозируется в 5,6%, что позволит АСЕАН стать к 2050 г. четвёртой экономикой мира.
Объём совокупной торговли АСЕАН возрос за 10 лет втрое, достигнув в 2014 г. 2,5 трлн долл.– ныне это четвёртый торговый блок в мире. При этом 24% товарооборота приходится на торговлю между странами группировки –показатель, ярко иллюстрирующий уровень интеграции стран-партнёров, выше только у ЕС.
АСЕАН становится всё более привлекательной зоной для иностранных инвестиций: в 2014 г. их приток возрос почти на 16%, превысив 136 млрд долл. Примечательно, что в 2009-2013 гг. 16,4% совокупного притока прямых иностранных инвестиций приходилось на страны-члены АСЕАН, выше была только доля стран ЕС.
Достаточно успешно развивался интеграционный процесс и в других сферах сотрудничества АСЕАН: социальной и культурной. Был принят ряд декларативных документов в различных областях сотрудничества.
Однако, нетрудно догадаться, что наряду с предварительным подведением итогов построения Сообщества АСЕАН (окончательные итоги предполагается подвести в ноябре 2015 г.), лидеры группировки уделили внимание как общим проблемам интеграционного развития, не вызывающим расхождений в оценках, так и сложным ситуациям, по которым единого мнения в Ассоциации достичь пока не удаётся.
Так, участники саммита единодушно поддержали такие меры, как дальнейшее облегчение взаимной торговли не только товарами, но и услугами; ликвидация нетарифных барьеров, гармонизация стандартов, развитие региональных финансовых рынков и усиление региональной финансовой интеграции; стимулирование взаимных инвестиций; усиление институтов Ассоциации, обеспечение особого внимания развитию малого и среднего предпринимательства и более активному вовлечению его в интеграционный процесс.
Некоторые проблемы пока не нашли своего решения:
- каким должен быть программный документ о развитии АСЕАН в период до 2025 года (пока даже основные цели его неясны)?
- как обеспечить большее политическое единство стран-членов Ассоциации, столь необходимое при выработке единой позиции по сложным вопросам – например, по конфликтной ситуации вокруг территорий и акватории Южно-Китайского моря (участники АСЕАН придерживаются разных точек зрения относительно подхода к разрешению этой ситуации, от предельно мягких и осторожных до крайне решительных)?
- какой должна быть политика АСЕАН в отношении других региональных и трансрегиональных интеграционных группировок? В решениях саммита мельком упоминается о необходимости завершить в 2015 году формирование Регионального комплексного экономического партнёрства. Однако вопрос о том, как сохранить в нём в соответствии с концепцией ASEAN Centrality лидирующую роль АСЕАН, остался открытым.
«Сейчас время АСЕАН, и мы должны сделать всё, чтобы и нынешний век стал веком АСЕАН», – этими словами завершил своё выступление на саммите премьер-министр Малайзии Наджиб Тун Абдул Разак. Символично, что на саммите в Куала-Лумпуре было внесено предложение об установлении единой часовой зоны АСЕАН.