Read in English
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.5)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Иван Тимофеев

К.полит.н., генеральный директор РСМД, член РСМД

За последние два года торговля между Россией и Индией увеличилась в разы, в том числе за счет переориентации поставок российского сырья на индийский рынок. Вместе с тем индийский бизнес обеспокоен рисками вторичных санкций со стороны США и других западных юрисдикций. Насколько обоснованы такие опасения, какова структура риска для индийского бизнеса и как конкретно риск проявляет себя на практике?

Начнем с общей оценки. Риски для индийского бизнеса на российском направлении пока остаются относительно невысокими в силу умелой дипломатии Нью-Дели, особенностей российско-индийской торговли, а также осторожности индийского бизнеса в работе с санкционным риском. Однако они все же растут в связи с повышением активности США в применении вторичных санкций. Здесь важны детали и нюансы в зависимости от сферы двусторонней торговли.

В сфере военно-технического сотрудничества риски появились еще до СВО — в 2017 г. статья 231 федерального закона США «О противодействии врагам Америки посредством санкций» (CAATSA) создавала механизм вторичных санкций в отношении покупателей российских вооружений. На практике такие санкции применялись в отношении Китая и Турции, хотя их сложно было назвать существенными. В отношении Индии — крупнейшего заказчика российских вооружений — такие санкции не использовались. В будущем это «ружье на стене» все же может выстрелить. Американские поставщики вооружений активно работают с Индией и в перспективе способны использовать санкции в качестве одного из конкурентных преимуществ. Однако Россия в любом случае на десятилетия останется крупным поставщиком вооружений в Индию, в том числе в силу массовой апробации российских систем в условиях крупного вооруженного конфликта.

В области финансовых транзакций риски существенно увеличились в декабре 2023 г. с появлением исполнительного указа Джо Байдена № 14114. Указ давал полномочия Минфину США вводить блокирующие финансовые санкции или запрещать ведение корсчетов в банках США в отношении зарубежных финансовых институтов, обслуживающих сделки с российским ВПК и по отдельным товарам двойного назначения. Вашингтон практически не использовал данную норму, в том числе и против индийских банков, однако она имеет большое психологическое значение. В обозримой перспективе Минфин США вполне может заблокировать несколько банков в дружественных России странах для демонстрации того, что норма работает.

В области энергетического и продовольственного сотрудничества ситуация несколько благоприятнее. Финансовые расчеты по сделкам в области энергетики в определенной степени подпадают под исключения из режима санкций США. Ценовой порог фундаментально не препятствует поставкам энергоносителей на индийский рынок. То же касается продовольственных сделок. Но следует учитывать, что исключения могут быть отменены в любой момент, то есть задача развития самостоятельных систем финансовых расчетов, страхования, логистических цепочек и прочего остается более чем актуальной.

Наконец, растут риски для индийских посредников и поставщиков, вовлеченных в экспорт и реэкспорт в Россию промышленных товаров и товаров двойного назначения, в том числе с западными компонентами. Во второй половине 2024 г. резко выросло число индийских компаний, подпадающих под такие санкции. Индийские компании проявляют осторожность и в операциях, прямо или косвенно связанных с американской юрисдикцией. Это видно по низкой доле индийских компаний, попадающих под административные и уголовные расследования властей США в связи с умышленным или неумышленным обходом санкций.

Мы будем наблюдать тенденцию к росту давления со стороны США на Индию и индийские компании с целью наращивания препятствий и издержек для торговли с Россией. Но критическая масса такого давления недостаточна для того, чтобы остановить двустороннюю торговлю и ее возможный рост в будущем.

За последние два года торговля между Россией и Индией увеличилась в разы, в том числе за счет переориентации поставок российского сырья на индийский рынок. Вместе с тем индийский бизнес обеспокоен рисками вторичных санкций со стороны США и других западных юрисдикций. Насколько обоснованы такие опасения, какова структура риска для индийского бизнеса и как конкретно риск проявляет себя на практике?

Одной из целей масштабных санкций против России после начала специальной военной операции (СВО) стала торговая и финансовая изоляция российской экономики. Отчасти задача была выполнена: санкции существенно подорвали отечественную торговлю с западными странами. В Россию запрещен экспорт товаров двойного назначения, сотен промышленных наименований и разнообразных «товаров роскоши». Под ограничения попали и ключевые составляющие западного импорта из России: нефть и нефтепродукты, уголь, драгоценные и цветные металлы, алмазы и прочее. Финансовые санкции в значительной степени закрыли возможности транзакций в долларах США, евро и иных валютах стран-инициаторов. Транспортные ограничения усложнили логистику, а ценовые пороги на нефть и нефтепродукты косвенно увеличили издержки поставщиков. Однако Россия энергично пробивает изоляцию через отношения с дружественными странами. Заметную роль в их числе играет Индия.

Начнем с общей оценки. Риски для индийского бизнеса на российском направлении пока остаются относительно невысокими в силу умелой дипломатии Нью-Дели, особенностей российско-индийской торговли, а также осторожности индийского бизнеса в работе с санкционным риском. Однако они все же растут в связи с повышением активности США в применении вторичных санкций. В 2023–2024 гг. появились новые правовые механизмы вторичных санкций, а во втором полугодии 2024 г. заметно выросло число индийских компаний, попадающих под такие ограничения по основаниям работы с Россией. Здесь важны детали и нюансы в зависимости от сферы двусторонней торговли.

В сфере военно-технического сотрудничества риски появились еще до СВО — в 2017 г. статья 231 федерального закона США «О противодействии врагам Америки посредством санкций» (CAATSA) создавала механизм вторичных санкций в отношении покупателей российских вооружений. На практике такие санкции применялись в отношении Китая и Турции, хотя их сложно было назвать существенными. В обоих случаях вводились блокирующие финансовые санкции против единичных чиновников и подразделений государственных ведомств, задействованных в закупке российских систем. В отношении Индии — крупнейшего заказчика российских вооружений — такие санкции не использовались. Здесь сказалась твердая линия индийского правительства, сводившаяся к тому, что в любом вопросе безопасности Индии Нью-Дели будет игнорировать риск санкций. Еще большую роль сыграло нежелание Вашингтона портить отношения с Нью-Дели на фоне возрастающего соперничества с Китаем. В будущем это «ружье на стене» все же может выстрелить. Американские поставщики вооружений активно работают с Индией и в перспективе способны использовать санкции в качестве одного из конкурентных преимуществ. Однако Россия в любом случае на десятилетия останется крупным поставщиком вооружений в Индию, в том числе в силу массовой апробации российских систем в условиях крупного вооруженного конфликта.

В области финансовых транзакций риски существенно увеличились в декабре 2023 г. с появлением исполнительного указа Джо Байдена № 14114. Указ давал полномочия Минфину США вводить блокирующие финансовые санкции или запрещать ведение корсчетов в банках США в отношении зарубежных финансовых институтов, обслуживающих сделки с российским ВПК и по отдельным товарам двойного назначения. В июне 2024 г. Минфин США пояснил, что основанием могут стать и сделки с российскими банками под санкциями США в силу их принадлежности к российской «военной экономике». Вашингтон практически не использовал данную норму, в том числе и против индийских банков, однако она имеет большое психологическое значение. Банки в дружественных странах с большой осторожностью стали подходить к финансовым транзакциям на российском направлении. В обозримой перспективе Минфин США вполне может заблокировать несколько банков в дружественных России странах для демонстрации того, что норма работает. Отчасти проблему смягчают расчеты в национальных валютах. Однако они также подпадают под основания указа 14114, что не снимает опасений финансовых институтов. Один из способов решения проблемы — появление экосистемы банков, специально ориентированных на обслуживание сделок с Россией и готовых к попаданию в списки заблокированных лиц США. Развитие подобных экосистем — практически неизбежный ответ на санкции. Долгосрочный способ снижения риска — развитие независимых от западных операторов механизмов финансовых расчетов. Однако пока эта задача полностью не решена.

В области энергетического и продовольственного сотрудничества ситуация несколько благоприятнее. Финансовые расчеты по сделкам в области энергетики в определенной степени подпадают под исключения из режима санкций США. Ценовой порог на нефть создает проблемы для перевозчиков нефти и поставщиков. Для первых возникают риски вторичных санкций, уголовного и административного преследования в юрисдикциях стран-инициаторов санкций. Для вторых — проблемы давления на цену поставок нефти и нефтепродуктов. Однако ценовой порог фундаментально не препятствует поставкам энергоносителей на индийский рынок. То же касается продовольственных сделок. Они пока тоже подпадают под некоторые исключения из режима санкций. Но следует учитывать, что исключения могут быть отменены в любой момент, то есть задача развития самостоятельных систем финансовых расчетов, страхования, логистических цепочек и прочего остается более чем актуальной.

Наконец, растут риски для индийских посредников и поставщиков, вовлеченных в экспорт и реэкспорт в Россию промышленных товаров и товаров двойного назначения, в том числе с западными компонентами. Во второй половине 2024 г. резко выросло число индийских компаний, подпадающих под такие санкции. В частности, под блокирующие санкции попали компании Innovio Ventures, Pointer Electronics, RRG Engineering, Shreya Life Sciences, Abhar Technologies and Services, Denvas Services и Emsystech за предполагаемые поставки электроники в Россию. Компании KDG Engineering иShaurya Aeronautics — за поставки электрической аппаратуры и иных товаров в Россию. Компании Khushbu, Lokesh Machines Limited, Sharpline Automation, Shreegee Impex, Galaxy Bearings и Orbit Fintrade — за поставки машинного оборудования. Но эти компании, судя по всему, являются небольшими организациями, которые не играют системообразующей роли в российско-индийской торговле. Скорее всего, на их месте возникнут новые. Кроме того, даже такие компании функционируют в меньших объемах в сравнении с другими дружественными странами. Так, по данным Российского совета по международным делам (РСМД), с начала СВО под вторичные финансовые санкции США попало 207 компаний из КНР (включая Гонконг), 104 компании из Турции и 101 компания из ОАЭ. Но Индия уже обогнала Швейцарию и Сингапур. На них приходится 25 и 22 компании соответственно, тогда как на Индию — 25.

Индийские компании проявляют осторожность и в операциях, прямо или косвенно связанных с американской юрисдикцией. Это видно по низкой доле индийских компаний, попадающих под административные и уголовные расследования властей США в связи с умышленным или неумышленным обходом санкций. В уголовных расследованиях индийские лица фигурируют крайне редко, а в числе административных расследований Минфина США за последние пятнадцать лет можно отметить лишь Godfrey Philips — индийского поставщика табака, который экспортировал свою продукцию в КНДР через третьи страны. Часть транзакций проводилась в долларах США, что и дало основание Минфину США привлечь индийскую компанию к ответственности. Других подобных случаев пока не было. Под такие расследования гораздо чаще попадают собственно американские компании или дочерние фирмы американских лиц, а также компании из Великобритании и стран ЕС.

Мы будем наблюдать тенденцию к росту давления со стороны США на Индию и индийские компании с целью наращивания препятствий и издержек для торговли с Россией. Но критическая масса такого давления недостаточна для того, чтобы остановить двустороннюю торговлю и ее возможный рост в будущем. Полная блокада крупной экономики, подобной российской, попросту невозможна.

Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».


(Голосов: 4, Рейтинг: 4.5)
 (4 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся