15 декабря 2015 г. представители правительства Колумбии и Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК) подписали коммюнике по согласованному «пятому пункту» повестки мирных переговоров, а именно — о положении жертв конфликта. Обе стороны уже назвали соглашение историческим, поскольку именно этот пункт считался едва ли не самым сложным для согласования. Достижение договоренностей по проблеме жертв конфликта открывает путь к подписанию всеобъемлющего мирного договора, призванного положить конец гражданской войне в Колумбии. Однако, как это часто бывает, гладкие построения на бумаге совсем не означают, что мир в Колумбии вот-вот настанет.
15 декабря 2015 г. представители правительства Колумбии и Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК) подписали коммюнике по согласованному «пятому пункту» повестки мирных переговоров, а именно — о положении жертв конфликта. Обе стороны уже назвали соглашение историческим, поскольку именно этот пункт считался едва ли не самым сложным для согласования. Достижение договоренностей по проблеме жертв конфликта открывает путь к подписанию всеобъемлющего мирного договора, призванного положить конец гражданской войне в Колумбии. Однако, как это часто бывает, гладкие построения на бумаге совсем не означают, что мир в Колумбии вот-вот настанет.
В чем суть
Мирные переговоры между правительством Колумбии и леворадикальными повстанцами из ФАРК продолжаются уже три года и идут по пяти основным направлениям, включая проблему жертв конфликта.
Согласование позиций по последнему вопросу шло полтора года, в результате чего были достигнуты договоренности о создании всеобъемлющей системы восстановления в правах пострадавших в результате конфликта. Базовыми принципами системы стали гласность, правосудие, право на компенсацию и меры по противодействию повторению конфликта. В действительности, подписанные 15 декабря договоренности стали продолжением главного прорыва 2015 г. — сентябрьского соглашения о создании специальных трибуналов, которые будут рассматривать дела участников герильи, в особенности тех, кто замешан в масштабных нарушениях прав человека и других военных преступлениях. Для колумбийской общественности, а также для участвующих в переговорном процессе организаций, защищающих права пострадавших от конфликта, передача герильи в руки правосудия была принципиальным вопросом, и именно сентябрьское соглашение позволило продвинуться в согласовании «пятого пункта».
Не вдаваясь в детали 63-страничного документа, отмечу только, что речь идет о сочетании судебных и несудебных мер по возвращению жертвам конфликта их гражданских прав. Со стороны судебной системы это расследования и наказание причастных к нарушениям прав человека (включая нарушения со стороны официальных военных и «парамилитарес»). Среди несудебных — организация поисков пропавших без вести, оказание помощи жертвам, восстановление разрушенной инфраструктуры и сельскохозяйственных объектов, поиск и обезвреживание противопехотных мин, и многие другие.
В чем проблема
Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос обещает завершить переговоры к 23 марта 2016 г. Безусловно, такая уверенность внушает оптимизм. Представляется, однако, что даже согласование «пятого пункта» не дает гарантий наступления мира в неспокойной латиноамериканской стране, как минимум, по двум причинам.
Во-первых, существующая в колумбийском обществе оппозиция политике действующего руководства страны не позволит в полной мере воплотить достигнутые договоренности. Мира, разумеется, хотят все политические силы страны, однако пути его достижения расходятся. Оппозиция, в частности, обвиняет Х. М. Сантоса в излишней мягкости по отношению к герилье, которая, по мнению ряда оппозиционных политиков, останется безнаказанной за совершенные преступления.
Во-вторых, достигнутые договоренности не добавляют поводов для оптимизма. Сказать, что их содержание несколько размыто, означает существенно смягчить тон критики в их адрес. Например, в соглашении о судах над повстанцами не раскрывается порядок формирования трибуналов, что позволяет каждой стороне интерпретировать этот пункт в свою пользу. В соглашении по «пятому пункту» нет никакой конкретной информации о том, кто именно несет ответственность за осуществление несудебных мер, не уточняется, каков будет вклад правительства и РВСК, нет указаний на финансовые инструменты реализации этих положений.
Оба указанных фактора делают реализацию договоренностей после завершения переговоров непростой задачей. Но пока даже об этом говорить рано, поскольку с января 2016 г. правительство Х. М. Сантоса и представители герильи начинают в Гаване новый раунд переговоров, касающийся как раз процедур сдачи оружия, демобилизации и перехода к имплементации всех пяти согласованных положений рамочного соглашения. Представляется, что для достижения компромисса по этим финальным позициям также потребуется немало усилий.
Итого
Договоренности между официальными властями и герильей по проблематике жертв внутреннего вооруженного конфликта, безусловно, представляются важным шагом для мирного урегулирования. Это своего рода финишная прямая, однако слишком рано говорить о завершении конфликта, сторонам нужно приложить еще немало усилий для достижения мира.