Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Павел Шариков

К.полит.н., ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В сентябре 2015 г. состоялся первый в истории официальный визит председателя КНР Си Цзиньпина в США. Визит был приурочен к заседанию юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Одна из наиболее острых тем, обсуждаемых в контексте визита — вопросы информационной безопасности. Накануне китайско-американской двусторонней встречи, многие источники сообщали о том, что планируется подписание двустороннего договора по кибербезопасности.

В сентябре 2015 г. состоялся первый в истории официальный визит председателя КНР Си Цзиньпина в США. Визит был приурочен к заседанию юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

К визиту китайского лидера приковано особое внимание в связи с тем, что в последнее время в двусторонних отношениях наметились достаточно серьёзные противоречия. Одна из наиболее острых тем, обсуждаемых в контексте визита — вопросы информационной безопасности. Накануне китайско-американской двусторонней встречи, многие источники сообщали о том, что планируется подписание двустороннего договора по кибербезопасности.

Позиции Китая и Соединённых Штатов по вопросам кибербезопасности крайне далеки друг от друга. Китайская внутренняя информационная политика вызывает множество критики со стороны американских властей. Китай воспринимается едва ли не самой серьёзной угрозой национальной безопасности Соединённых Штатов в киберпространстве. Китайская киберугроза настолько серьёзная, что администрация президента Б. Обамы заявила о готовности применить санкционные меры против Пекина.

Позиции Китая и Соединённых Штатов по вопросам кибербезопасности крайне далеки друг от друга.

10 сентября 2015 г., незадолго до намеченного визита главы КНР в США, в Комитете по разведке Палаты Представителей США прошли слушания, посвящённые киберугрозам американской национальной безопасности. Директор национальной разведки Джеймс Клэппер вновь подтвердил, что Китай представляет серьёзную угрозу в данной сфере, связанную в первую очередь с кражей интеллектуальной собственности.

Кроме того, следует отметить, что позиции США и КНР не совпадают и по такому важному вопросу, как глобальное управление Интернетом. Китай неоднократно поддерживал резолюцию по вопросам управления Интернетом, предложенную Россией в ООН, против которой неоднократно голосовали Соединённые Штаты. Китай поддержал российские предложения на конференции Международного Союза Электросвязи в Дубае в 2012 г.

Учитывая разногласия, вопросы кибербезопасности были включены в повестку дня в ходе визита Си Цзиньпина в США в сентябре 2015 г. Президент Б. Обама выразил обеспокоенность китайскими кибератаками на американские информационные сети. Официальный Пекин долгое время отрицал подобные действия, а лидер КНР на встрече с президентом Б. Обамой заявил, что «Китай выступает против кражи коммерческих секретов и любых форм кибератак».

По итогам встречи США и Китай согласились «отказаться от электронного шпионажа и кражи интеллектуальной собственности в целях коммерческой выгоды».

Примечательно, что Россия, Китай и Соединённые Штаты связаны друг с другом обязательствами в рамках двусторонних соглашений по кибербезопасности. Действие российско-американского договора, подписанного в ходе саммита «Группы восьми» в Ирландии в 2013 г. приостановлено в связи с кризисом на Украине, также как и большинство других двусторонних инициатив. Российско-китайское соглашение, подписанное весной 2015 г. во многом содержит положения, предлагаемые российскими дипломатами в рамках многочисленных международных инициатив.

Формулировки, используемые в достигнутом американо-китайском соглашении, представляют собой попытку применить инструменты политики сдерживания в отношении киберугроз.

Формулировки, используемые в достигнутом американо-китайском соглашении, представляют собой попытку применить инструменты политики сдерживания в отношении киберугроз. Страны, обладающие наиболее мощным военным киберпотенциалом, договариваются о сотрудничестве и «об отказе нанести первый удар».

Официальные правительственные учреждения, взявшие на себя обязательства отказаться от кибератак, не обладают монополией на использование инструментов кибероружия, и, соответственно, не могут нести полную ответственность за то, что другие субъекты национального права не используют информационные технологии против другого государства.

www.scmp.com

Американское экспертное сообщество, высоко оценивая достигнутые соглашения в рамках двусторонних дипломатических отношений, все же скептически относится к тому, что данные договорённости будут реализованы и окажут позитивное влияние на развитие отношений США и Китя.

В ходе визита Си Цзиньпина в США представители американского ИКТ-сектора получили возможность прямого разговора с китайским лидером. Они высказали обеспокоенность тем, что китайские хакеры получают несанкционированный доступ к конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну.

Истории уже известны конфликты между китайскими властями и американскими информационно-технологическими компаниями, которые несли потери в связи с политикой Пекина. Так, в 2010 г. компания Google была вынуждена уйти с китайского рынка.

 

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся