Несмотря на постоянные новостные сводки и аналитические публикации сирийская тематика оставляет множество вопросов. Некоторые из них — как и кем управляются сирийские города и населенные пункты в условиях войны, особенно на территории, неподконтрольной Дамаску. На первый план выходят местные советы (МС) — первичные структуры гражданской администрации в контролируемых оппозицией районах Сирии. Именно они смогли обеспечить условия для проживания населения на удерживаемых повстанцами территориях. При множестве недостатков в их работе, вызванных в первую очередь отсутствием должного финансирования, деятельность МС положительно оценивается представителями международных гуманитарных структур, представленных в САР и взаимодействующих с МС. Как эволюционировали местные советы и какова их роль в будущем сирийского урегулирования?
Зачатки местного оппозиционного самоуправления на территориях, которые были потеряны режимом Б. Асада в результате восстания, появляются в начале 2012 г. в виде местных советов (МС). МС стали дальнейшим развитием местных координационных комитетов (MKK) как первичных гражданских оппозиционных структур, возникших в ходе революции. Изначально роль МКК сводилась лишь к организации и документированию мирных демонстраций. Впоследствии их задачи стали расширяться. В их число вошли оказание неотложной медицинской помощи, поддержка семей заключенных и т. д. Однако после утверждения устойчивого контроля повстанцев над территориями возникла острая необходимость в удовлетворении насущных потребностей проживающих на них граждан. Эту функцию и взяли на себя местные советы. Хотя основным мотивом формирования МС стал тезис о необходимости самоорганизации общества во время революции независимо от государства, они изначально не претендовали на какое-либо административное управление или контроль над регионами.
В то же время за истекшие пять лет с момента возникновения первых местных советов оппозиции так и не удалось создать единой модели местной администрации и органов самоуправления. МС по-прежнему остаются в основном поставщиками отдельных коммунальных услуг, без каких-либо административных функций и исполнительно-распорядительных полномочий.
Однако есть и примеры удачной трансформации местных советов в полноценные органы местного самоуправления. Например, в г. Мараат ан-Нууман в провинции Идлиб или в пригороде Дамаска — Кабуне. В Мараат ан-Нууман местный совет смог отстоять город от перехода под контроль «Джабхат ан-Нусры». Тогда, весной–летом 2016 г. МС работали в тесной координации с местными координационными комитетами, которые смогли вывести на улицы жителей и добиться вывода «Джабхат ан-Нусры» из города и возвращения в него подразделений 13 дивизии.
Местному совету в Кабуне еще в 2012 г. удалось фактически добиться признания со стороны режима. Так, представителям МС Кабуна смогли провести успешные переговоры относительно электроснабжения и распределения электроэнергии с соответствующими структурами официальной власти. В целом же примеры удачной трансформации МС в органы локальной администрации стали возможны там, где местные советы смогли наладить конструктивное взаимодействие с вооруженными группировками повстанцев.
В частности, это просматривается на примере того же Мараат ан-Нууман с его 13 дивизией Сирийской свободной армии (ССА). В Кабуне также удалось создать эффективную структуру местного самоуправления. Этому способствовало четкому разделению обязанностей между местным координационным комитетом, который отвечал за средства массовой информации и политическую активность, и местным административным советом (собственно МС), который заведовал муниципальными службами и местными судебными органами. Они взаимодействовали с местными подразделениями ССА, которым, кроме вопросов безопасности и охраны правопорядка, было также поручено распределение продовольственной и иной гуманитарной помощи от имени местного совета.
Несмотря на создание на подконтрольных оппозиции территориях местных советов, которые должны были заполнить вакуум, образовавшийся после ухода государства, режим имел и по-прежнему имеет инструменты влияния на эти регионы. С первых дней восстания сохранение государственных учреждений стало одним из ключевых приоритетов режима. Дамаск был заинтересован в демонстрации того, что именно он остается незаменимым поставщиком основных коммунальных услуг. Кроме того, он продолжал выплаты заработной платы учителям и иным государственным служащим, а также пенсий (это не касается тех, чье участие в оппозиционных структурах становится известно). Режим сохраняет свою полную монополию на выдачу официальных документов.
Одновременно центральное правительство противодействует любым попыткам оспорить его монополию, в том числе и в сфере поставок коммунальных услуг. Наиболее активно ВВС САР наносили удары по тем объектам инфраструктуры городов и по их МС, в которых деятельность местных советов была наиболее успешной и привела к их широкой степени автономии (Мараат ан-Нууман, Дума, Дарайя и др).
Сознательное нацеливание на различные виды общественных объектов в освобожденных от режима районах было и оставалось для Дамаска системным подходом. С другой стороны, подобные акции — наглядная демонстрация того, в какой степени эти местные советы смогли преодолеть монополию государства в предоставлении различных услуг. Именно поэтому они и были восприняты в качестве серьезной угрозы для легитимности центрального правительства.
С момента своего возникновения МС получали поддержку от внешних сил, прежде всего стран Запада. Она позволила достичь определенного прогресса и наладить качественную работу некоторых местных советов. Тем не менее эта помощь была во многом хаотична, не систематизирована и не могла охватить все регионы страны. Если в 2012 г. МС становились прямыми ее реципиентами, то в 2013 г. объемы поддержки значительно снизились ввиду перенаправления потоков финансирования на формирования структур образованной в это время Национальной коалиции сирийских оппозиционных и революционных сил (НКОРС). Когда стало ясно, что развитие местного самоуправления и коммунального хозяйства в районах, удерживаемых оппозицией, не отвечает потребностям граждан, а НКОРС оказалась неспособна в полной мере организовать соответствующую деятельность, МС вновь стали получать прямую помощь. Однако появившиеся во множестве альтернативные оппозиционные структуры, в том числе и различные НПО, дублирующие некоторые функции МС, стали поглощать финансовые средства, которые недополучали местные советы. И, наконец, с 2014 г. объемы помощи МС подвергаются ещё большей редукции ввиду захвата ИГИЛ обширных территорий. После чего приоритетное внимание стран Запада уже сфокусировано исключительно на борьбе с терроризмом.
Помимо этих причин, развитие местных советов тормозится недостаточным уровнем взаимодействия между ними и повстанцами. В некоторых случаях удавалось найти нужный формат сотрудничества. Но в иных, повстанческие группировки пытались поставить местные советы под свой полный контроль. В частности, оппозиционные фракции препятствовали не только расширению полномочий МС до уровня местной администрации, но и их деятельности в различных сферах, выходящих за рамки предоставления коммунальных услуг, например в судебной, охране правопорядка или гражданской обороне.
Некоторые группы, такие как «Джабхат ан-Нусра» или «Ахрар аш-Шам», создавали собственные органы местной администрации («Администрация общественных услуг» — «Джабхат ан-Нусра», «Исламская комиссия освобожденных районов» — «Ахрар аш-Шам»); или же ставили местные советы под контроль собственной судебной системы (т.н. «Дар уль Када» у «Нусра»/ДФШ), которая имела право вмешательства в любые их дела.
После 2014 г. значительная часть МС прекращает свое существование ввиду захвата ИГИЛ регионов, раннее находившихся под контролем повстанцев. ИГИЛ (затем ИГ) также предпринимает действия для создания местной административной системы и пытается наладить эффективную работу коммунального хозяйства. Безусловно, монополия на насилие, единое руководство и относительное финансовое благополучие облегчили ИГ эту задачу. Тем не менее реализовать все поставленные цели удалось лишь частично, а иногда исключительно в показательных целях. Так, некоторые несомненные успехи на этом направлении были достигнуты ИГ в отдельно взятых городах и муниципалитетах, но выдавались за общие для всей подконтрольной ИГ территории.
Местное управление ИГ разделялось между «Шариатской службой», отвечающей за безопасность, правопорядок и судебную систему на местах, и «Департаментом мусульманских услуг», в ведении которого находилась сфера коммунального хозяйства и удовлетворение иных повседневных потребностей населения. В полной мере эту систему удалось реализовать в Сирии в таких крупных населенных пунктах, как Ракка, Манбидж или Эль-Баб. Однако их деятельность не может служить возможным примером для развития гражданского самоуправления в Сирии ввиду тоталитарных методов руководства ИГ, в том числе и на местном уровне.
Определенные положительные примеры, которые могут быть изучены и использованы при дальнейшей работе МС в общесирийском масштабе, находятся в рамках деятельности правящей в Сирийском Курдистане (с марта 2016 т.н. «Федерации Северной Сирии») коалиции «Движение за Демократическое общество» (TEV-DEM) во главе с курдским курдской прооджаланистской партией «Демократический союз» (PYD). В целом в контролируемых TEV-DEM районах местные советы («коммуны») стали достаточно эффективными автономными структурами местного самоуправления. Многие из них были созданы на освобожденных от ИГ территориях заново под эгидой TEV-DEM вместо оппозиционных местных советов, которые были изгнаны ИГ. Однако в данном контексте следует отметить попытки TEV-DEM взять все автономные «коммуны» под свой полный контроль. Инструментом служат местные отделы службы безопасности «Асайиш», которые часто вмешиваются в дела МС вплоть до выдачи лицензий на строительство и т. д.
В то же время интерес представляет работа TEV-DEM по созданию полностью автономных военно-гражданских структур самоуправления — т.н. «Военных советов». В их рамках налажена тесная координация местных гражданских органов самоуправления и набранных из местных жителей отрядов самообороны. «Военные советы» действуют в тех регионах, где под давлением Турции органы партии «Демократический союз» прекратили свою работу, а силы YPG («отряды курдской самообороны» - военное крыло PYD) были выведены. Наиболее ярким примером является «Военный совет Манбидж».
В случае сохранения в Сирии устойчивого перемирия роль местных советов будет только возрастать. Важно использовать весь опыт и наработки для оптимизации их деятельности и добиваться признания местных советов режимом в качестве гражданских структур местной администрации, не связанных с какими-либо вооруженными группировками. Это необходимо для возвращения населения — как в подконтрольных оппозиции районах, так и в районах с переходным статусом — к мирной жизни. Позитивные тенденции на этом направлении уже просматриваются. В частности, на территориях, перешедших по договоренности под контроль режима, деятельность некоторых местных советов продолжилась. Хотя пока нельзя говорить о масштабности такого явления — до сих пор местные советы работают без какого-либо законодательного закрепления их деятельности, которая в любой момент может быть свернута режимом.