В августе 2023 г. премьер-министром Камбоджи стал Хун Манет — сын предыдущего премьера Хун Сена, находившегося у власти почти четыре десятилетия. А декабрь 2024 г. ознаменовал важную веху во внешней политике Камбоджи. Передача Японией партии патрульных катеров в рамках региональной политики «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (FOIP) стала наглядным свидетельством углубляющегося сотрудничества двух стран в сфере безопасности. В апреле 2025 г. Токио сделает значительный шаг вперед, когда станет первой иностранной державой, получившей доступ к ключевой для ВМС Камбоджи военно-морской базе Реам — объекту, который с 2022 г. модернизировался Китаем. Эти шаги, разделенные всего несколькими месяцами, выглядят как попытка Камбоджи, десятилетиями зависевшей от Пекина, диверсифицировать свою внешнюю политику. Способна ли Камбоджа, манипулируя интересами гигантов, укрепить свой суверенитет? Или ее многовекторность — лишь видимость, прикрывающая наращивание китайского влияния? От ответов на эти вопросы зависит архитектура региональной безопасности в Индокитае.
В последние годы Азиатско-Тихоокеанский регион стал ареной усиливающегося геополитического соперничества, что оказывает непосредственное влияние на безопасность и внешнюю политику Камбоджи. Стратегические интересы таких крупных держав, как США и Китай, пересекаются в этом регионе, что заставляет региональные державы, включая Камбоджу, искать новые пути для обеспечения своей независимости и безопасности. В ответ на эти изменения Пномпень стремится укрепить свои оборонные возможности и диверсифицировать международные связи. Россия как один из традиционных партнеров Камбоджи может усилить свою роль в регионе, увеличивая дипломатическую активность и предлагая варианты сотрудничества в областях обороны безопасности и военных технологий.
Декабрь 2024 г. ознаменовал важную веху во внешней политике Камбоджи. Передача Японией партии патрульных катеров в рамках региональной политики «Свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» (FOIP) стала наглядным свидетельством углубляющегося сотрудничества двух стран в сфере безопасности. В апреле 2025 г. Токио сделает значительный шаг вперед, когда станет первой иностранной державой, получившей доступ к ключевой для ВМС Камбоджи военно-морской базе Реам — объекту, который с 2022 г. модернизировался Китаем. Эти шаги, разделенные всего несколькими месяцами, выглядят как попытка Камбоджи, десятилетиями зависевшей от Пекина, диверсифицировать свою внешнюю политику. Передача японских судов на фоне китайской модернизации базы — не просто жест доброй воли Токио, а стратегический маневр Камбоджи, подчеркивающий ее попытки использовать конкуренцию держав для укрепления собственной безопасности и суверенитета. Способна ли Камбоджа, манипулируя интересами гигантов, укрепить свой суверенитет? Или ее многовекторность — лишь видимость, прикрывающая наращивание китайского влияния? От ответов на эти вопросы зависит архитектура региональной безопасности в Индокитае.
В августе 2023 г. премьер-министром Камбоджи стал Хун Манет — сын предыдущего премьера Хун Сена, находившегося у власти почти четыре десятилетия. В отличие от отца Х. Манет получил высшее образование — он закончил Военную академию США Вест-Пойнт и получил степень кандидата экономических наук в Бристольском университете. Такой бэкграунд нового главы правительства Камбоджи вселил в западных дипломатов надежду на конструктивные с их точки зрения перемены во внешней политике страны. Эти ожидания частично оправдались, поскольку первым же внешнеполитическим заявлением Х. Манета стало подтверждение курса на диверсификацию международных отношений при строгом соблюдении нейтралитета.
Озвучивание этой позиции было важно, ведь Камбоджа воспринимается западными экспертами как прокитайское государство в связи с тем, что на протяжении многих лет кхмерские элиты неизменно выражали поддержку КНР на международной арене, а взамен получали прямые инвестиции и помощь в строительстве инфраструктуры и других областях. Периодически это негативно сказывается на отношениях страны с соседями по региону, что отмечают официальные лица Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), членом которой она является с 1999 г. Ярким примером служит конфликт из-за территориальных споров в Южно-Китайском море, в ходе которого вовлеченные страны пытались использовать АСЕАН для давления на Пекин. Выступив против, Камбоджа не позволила осенью 2024 г. принять итоговую декларацию, чего не случалось за предыдущие 45 лет истории АСЕАН.
За некоторыми исключениями кхмерские элиты выступали за неприсоединение к противостоящим блокам во время холодной войны, а после нее — за нейтральную политику страны. Сам бывший премьер-министр Хун Сен отмечал, что Камбоджа заинтересована в связях не только с Китаем, но и со всеми странами, что является самым выгодным внешнеполитическим курсом для развивающейся страны. Одним из близких партнеров Пномпеня стала Япония, проводящая активную внешнюю политику в регионе и являющаяся одним из крупнейших экономических доноров Королевства. При этом нельзя не отметить, что Хун Сен характеризовал отношения с КНР как «нерушимые» и выступал против любой критики со стороны, подчеркивая исключительно положительные аспекты крепнущих связей с Пекином.
В первой половине декабря 2024 г. Камбоджа и Япония подписали соглашение о передаче Пномпеню военных катеров для патрулирования границ в рамках политики FOIP. Камбоджа стала первой страной в АСЕАН, получившей такую помощь. Однако Королевство не намерено отворачиваться от Китая. Принцип нейтралитета, на котором основана внешняя политика страны, предполагает, что партнерство с Японией не противоречит дружбе с КНР. Сочетание первого со второй скорее демонстрирует стратегию многовекторной дипломатии, позволяющей Камбодже извлекать выгоду из отношений с различными партнерами.
Такой подход подтверждается несколькими факторами. Во-первых, премьер-министр Хун Манет неоднократно подчеркивал приверженность «независимой и нейтральной внешней политике, основанной на верховенстве права, взаимном уважении и приверженности принципам Устава ООН». По его словам, «эта политика направлена на продвижение национальных интересов, укрепление существующих дружественных отношений и формирование более прочных дружеских связей». Во-вторых, Пномпень неизменно принимает помощь от всех, кто ее предложит, включая Австралию в рамках инициативы CAPRED (the Cambodia Australia Partnership for Resilient Economic Development), США, Японию и, конечно же, Китай.
В 2023 г., отмечая 70-летие дипломатических отношений с Японией, Камбоджа перевела двустороннее сотрудничество в ранг всеобъемлющего стратегического партнерства. Таким образом, Япония вслед за Китаем (единственным обладателем этого статуса в 2010–2023 гг.) вошла в узкий круг стратегических союзников Пномпеня, поднявшись с уровня базового дипломатического взаимодействия и стандартного стратегического партнерства.
Хотя в далеком 2007 г. Китай обошел Японию по объему предоставляемой помощи, Токио остается важнейшим партнером Пномпеня. С 1994 по 2021 гг. в Камбодже были реализованы 210 японских инвестиционных проектов на общую сумму 3,1 млрд долл. В 2024 г. объем двусторонней торговли между Японией и Камбоджей достиг 40,94 млрд долл., обеспечив Токио пятое место среди торговых партнеров Королевства. Масштабное экономическое сотрудничество подчеркивает стратегическую значимость Японии для Камбоджи и стремление последней диверсифицировать международные отношения, избегая зависимости от одного из партнеров.
Несмотря на передачу Японией катеров Камбодже, наиболее активно военное сотрудничество Пномпеня развивается с Китаем. С 2016 по 2024 гг. Китай и Камбоджа провели шесть совместных военных учений под названием «នាគមាស» («Золотой дракон»), на которых из раза к разу наращивались численность задействованных сил и количество вооружений и военной техники. Даже в условиях глобальной угрозы пандемии Covid-19 в 2020 г. Пномпень организовал четвертые учения, в которых участвовали почти 3 тыс. солдат — в 10 раз больше, чем в учениях 2016 г. [1]. В этих учениях также принимали участие десятки боевых вертолетов, бронетехники и транспортных средств. Постоянная поддержка со стороны Пекина подчеркивает растущую зависимость Камбоджи от китайского участия в укреплении ее вооруженных сил.
При этом после семи лет совместных военных учений с США, в 2017 г. Камбоджа прекратила это сотрудничество, сославшись на напряженный график из-за выборов. Впоследствии, однако, в июне 2024 г. в ходе встречи между Хун Сеном и министром обороны США Ллойдом Остином первый заявил о восстановлении военного сотрудничества между странами. Более того, американская сторона согласилась возобновить совместные военные учения и принимать камбоджийских студентов на обучение в Военную академию Вест-Пойнт.
Для США раздражителем являлось строительство военно-морской базы «Реам» в Камбодже силами китайской компании, несмотря на заверения Пномпеня, что она предназначена исключительно для кхмерских ВМС. Первые слухи о строительстве военной базы в Камбодже появились в 2018 г., спровоцировав рост напряженности в отношениях между Пномпенем и Вашингтоном, однако на тот момент США не располагали достаточными доказательствами, чтобы официально обвинить Камбоджу в намерении разместить на своей территории китайских военных, поэтому американские чиновники ограничивались отдельными посланиями, выражающими беспокойство. В августе 2018 г. госсекретарь США Майк Помпео заявил о том, что доверяет утверждениям Камбоджи о будущем использовании базы собственными военными моряками и похвалил Королевство за «решительную защиту Камбоджей своего национального суверенитета».
В начале декабря 2024 г. корабль ВМС США прибыл в Камбоджу в ходе первого за восемь лет (после ухудшения отношений, вызванного многолетней критикой ситуации с правами человека в Камбодже американскими властями) визита в страну. Министерство национальной обороны Камбоджи заявило, что визит был запланирован после запроса США о заходе в порт и будет способствовать «укреплению и расширению уз дружбы, а также развитию двустороннего сотрудничества» между двумя странами.
***
В последние годы Азиатско-Тихоокеанский регион стал ареной усиливающегося геополитического соперничества, что оказывает непосредственное влияние на безопасность и внешнюю политику Камбоджи. Стратегические интересы таких крупных держав, как США и Китай, пересекаются в этом регионе, что заставляет региональные державы, включая Камбоджу, искать новые пути для обеспечения своей независимости и безопасности. В ответ на эти изменения Пномпень стремится укрепить свои оборонные возможности и диверсифицировать международные связи, что проявляется в ранее упомянутом соглашении с Японией о передаче военных катеров. Оно не только укрепляет двусторонние отношения с Японией, но и сигнализирует о намерении Камбоджи активно участвовать в обеспечении безопасности в АТР, что может помочь ей маневрировать между великими державами и сохранять свою независимость в условиях растущего давления со стороны Китая и США.
Россия как один из традиционных партнеров Камбоджи может усилить свою роль в регионе, увеличивая дипломатическую активность и предлагая варианты сотрудничества в областях обороны безопасности и военных технологий. Это поможет Пномпеню эффективнее маневрировать между великими державами. Москва же создаст условия не только для углубления сотрудничества с Камбоджей, но и для усиления своего влияния в Юго-Восточной Азии и противостояния растущей активности Запада в этом регионе.
1. Phan Thi Hai Yen. (2024). Cambodia's Strategic Embrace of China: Military Cooperation and Its Implications. ISRG Journal of Arts Humanities & Social Sciences (ISRGJAHSS), II(V), 191–198.