Оценить статью
(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)
Поделиться статьей
Гульнара Краснова

Д. филос. н., профессор, главный научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

БРИКС — неформальное объединение пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Сфера науки выступает одной из приоритетных областей сотрудничества между странами. В ее правовой основе лежит «Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между правительствами Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики», подписанный в 2015 г.

Научно-техническое сотрудничество между странами БРИКС активно развивается в течение последнего десятилетия, и государства добились значительного прогресса в реализации совместных проектов и инициатив в таких областях, как информационные технологии, биотехнологии, аэрокосмическая промышленность и возобновляемые источники энергии. Для разработки дальнейшей стратегии и определения принципов научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС было бы целесообразно провести комплексный анализ их научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Это позволит определить целесообразность и перспективы конкретных направлений сотрудничества, общие для всех стран БРИКС вопросы, а также приоритетные направления для их решения.

Для развития взаимодействия между странами БРИКС в области научно-технологической инфраструктуры, по мнению специалистов, требуется создание центра по сбору и обработке данных, разработка дополнительных программ в области астрономии и астрофизики, создание зеркальных лабораторий на базе уже существующих центров коллективного использования и уникальных научных установок, создание единой международной информационной базы и поддержка BRICS Nano Network.

Ускорить процесс передачи знаний и технологий между странами БРИКС и увеличить публикационную активность позволит создание совместной базы научного цитирования и центра трансфера технологий по приоритетным направлениям научного сотрудничества, а также включение ведущих журналов из стран БРИКС в формируемый «белый список» журналов, который предполагается использовать для оценки публикационной активности российских ученых.

Расширению научных контактов и увеличению академической мобильности будет способствовать снятие визовых ограничений между странами БРИКС, а также заключение межгосударственных соглашений с государствами-участниками о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании.

Вместе с тем, по оценке экспертов, в целом непреодолимых препятствий для реализации совместных проектов стран БРИКС нет. Правительства, министерства и учреждения образования и науки стран-участниц нацелены на конструктивное взаимодействие, есть нормативно-правовая база и механизмы управления и координации, позитивный опыт реализованных мероприятий и проектов.

Общая характеристика

БРИКС — неформальное объединение пяти быстроразвивающихся стран: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, инициатором которого в 2006 г. выступила Россия. Партнерство в рамках БРИКС строится на основе Устава ООН, принципах и нормах международного права, а также принципах, согласованных на III саммите БРИКС в г. Санья (Китай) 13–14 апреля 2011 г., а именно открытость, прагматизм, солидарность, неблоковый характер, ненаправленность против третьих сторон.

Сфера науки выступает одной из приоритетных областей сотрудничества между странами — участницами БРИКС. В ее правовой основе лежит «Меморандум о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций между правительствами Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики», подписанный в 2015 г. В документе определены следующие направления сотрудничества:

  • продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство;
  • изменение климата и минимизация последствий природных катастроф;
  • новые и возобновляемые источники энергии, сохранение энергии;
  • космос, аэронавтика, астрономия и наблюдение Земли;
  • медицина и биотехнологии;
  • высокотехнологичные зоны, научные парки и инкубаторы;
  • передача технологий.

Также указаны формы сотрудничества: программы обмена специалистами; организация практических семинаров, симпозиумов и конференций; реализация совместных программ и проектов; создание механизмов совместного финансирования; проведение совместных конкурсов и сотрудничество национальных научных, инженерных и исследовательских организаций. Финансирование научного сотрудничества осуществляется за счет равных вкладов государств — участников БРИКС в рамках трехлетних и пятилетних периодов.

Институциональной основой сотрудничества в сфере науки выступают совещание министров науки, технологий и инноваций; совещание старших должностных лиц в сфере науки, технологий и инноваций; а также рабочая группа по науке, технологиям и инновациям государств — участников БРИКС.

Координацию научного сотрудничества выполняет Управляющий комитет БРИКС в области науки, технологий и инноваций, созданный по российской инициативе странами БРИКС в 2019 г. На страновом уровне координирующие функции выполняют Институт прикладных экономических исследований — в Бразилии, научно-исследовательский фонд Observer Research Foundation — в Индии, Китайский совет научно-исследовательских центров БРИКС — в Китае, Южноафриканский научно-исследовательский центр БРИКС — в ЮАР, Национальный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) — в России (его учредителями в 2011 г. стали Российская академия наук и фонд «Русский мир», председатель правления НКИ БРИКС выступает председатель правления фонда «Русский мир» В.А. Никонов). Основными направлениями деятельности НКИ БРИКС являются:

  • взаимодействие с гражданским обществом и молодежными организациями;
  • организация и проведение конкурсов и международных стажировок для студентов;
  • участие в работе Экспертного совета стран БРИКС;
  • поддержка молодых исследователей и содействие в подготовке кадрового резерва;
  • участие в международных организациях и мероприятиях по вопросам БРИКС;
  • экспертное обеспечение внешней и внешнеэкономической политики России в БРИКС;
  • формирование интегрированного научно-информационного пространства;
  • проведение и координация исследований роли стран БРИКС в мировой политике и экономике;
  • продвижение российской позиции и оценок по вопросам БРИКС в международном экспертном сообществе;
  • создание экспертно-политических каналов консультаций со странами БРИКС, а также другими странами и международными организациями;

  • поддержка исследовательской работы в области БРИКС российских ученых и научных организаций;
  • реализация многосторонних и двусторонних научно-исследовательских обменов со странами объединения;
  • издательская деятельность, в том числе с 2012 г. выпуск на регулярной основе бюллетеня, в котором публикуется информация о наиболее интересных российских и зарубежных исследованиях по тематике БРИКС, новости НКИ БРИКС, дается обзор предстоящих мероприятий.

В 2016 г. странами БРИКС было подписано многостороннее соглашение о создании Ассоциации научно-образовательных центров стран БРИКС. Цель ее деятельности — укрепление единого научно-образовательного пространства БРИКС и содействие научно-технологическому развитию стран объединения, распространению глобального влияния вузов и научных центров стран БРИКС на мировую науку и образование [1]. В качестве основных тематических направлений ее деятельности определены следующие:

  • создание международного рейтинга вузов, основанного на справедливом измерении качества образования;
  • развитие академических обменов;
  • продвижение в странах БРИКС лучших образовательных технологий;
  • создание и развитие совместных научных проектов;
  • поддержка сотрудничества технопарков и инновационных кластеров при ведущих вузах и научных организациях;
  • поддержка общественных движений, объединяющих молодых людей стран БРИКС, поддержка талантливой молодежи и молодых лидеров.

Состояние многостороннего научного сотрудничества в рамках БРИКС

Флагманские проекты. В 2015 г. после подписания Меморандума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций странами БРИКС была запущена рамочная программа, в рамках которой финансируются исследовательские проекты, получившие название флагманских. Это проекты научных исследований и опытно-конструкторских работ, нацеленные на решение актуальных вызовов, общих для стран объединения, в определенных стратегических научных областях и для задач, имеющих значительный размер с точки зрения масштаба научных вопросов и выделяемого финансирования, количества партнеров в проекте и его продолжительности.

За последние годы странами было поддержано 93 проекта в 11 научных областях, из них 59 проектов были реализованы при поддержке России. В сентябре 2022 г. Минобрнауки России объявило о 33 проектах, которые победили в конкурсном отборе на предоставление грантов для проведения совместных научных исследований российскими организациями с организациями стран БРИКС. Всего в отборе участвовали 83 проекта. В научно-исследовательских проектах, одержавших победу в конкурсе, были задействованы 27 российских, 17 бразильских, 27 индийских, 26 китайских и 15 южноафриканских организаций. Тематика совместных проектов в рамках конкурса: астрономия, медицина, информационно-коммуникационные технологии, материаловедение и нанотехнологии, возобновляемые источники энергии.

Поддержка молодых ученых. В 2022 г. состоялся конкурс «Молодые инноваторы стран БРИКС» в рамках седьмого Форума молодых ученых стран БРИКС. Отбор производился по пяти тематическим направлениям: биомедицина, возобновляемые источники энергии, низкоуглеродные технологии, искусственный интеллект и сельское хозяйство. В конкурсном отборе участвовали 90 заявок. По результатам отбора первое место занял научный проект исследователя из Китая, два вторых места разделили между собой участники из России и Китая, а бронза досталась молодым ученым из России, Бразилии и Китая.

Международная научно-образовательная программа «Школа БРИКС» проводится на ежегодной основе НКИ БРИКС при поддержке МИД России с целью расширить пул молодых экспертов-бриксологов для формирования кадрового резерва и дальнейшего развития молодежного трека взаимодействия в рамках БРИКС. В ноябре 2022 г. в Москве при поддержке Фонда президентских грантов и Фонда общественной дипломатии им. А. Горчакова состоялась VI «Школа БРИКС». Ее участниками стали 45 человек из 11 стран мира — России, Бразилии, Индии, Китая, Южной Африки, а также Казахстана, Украины, Франции, Эквадора, Гондураса и Республики Корея. Среди них — молодые дипломаты, ученые и исследователи, журналисты, предприниматели, студенты, а также аспиранты в возрасте от 18 до 35 лет.

Исследовательские инфраструктуры. Страны БРИКС предоставляют друг другу доступ к объектам научной инфраструктуры, такие как лаборатории и научно-исследовательские центры, в рамках Глобальной сети передовых исследовательских инфраструктур BRICS GRAIN — платформы, созданной по инициативе России, которая предоставляет доступ ученым из стран БРИКС к проектам класса «мегасайенс». На платформе собраны исследовательские установки в странах БРИКС, которые позволяют проводить исследования в области нанотехнологий, биологии, астрономии, энергетики и фундаментальной физики. Россия представила шесть действующих объектов инфраструктуры, Бразилия — четыре, Индия — шесть, Китай — четыре, ЮАР — один. В настоящее время дополнительно разрабатывается семь объектов исследовательской инфраструктуры, из которых по одному находится в ЮАР, Индии и Бразилии и четыре — в России. Среди участников BRICS GRAIN — экспериментальный усовершенствованный сверхпроводящий токамак EAST (КНР), импульсный быстрый реактор ИБР-2 (ОИЯИ, РФ), Лаборатория синхротронного света SIRIUS (Бразилия) и другие установки.

Платформа BRICS GRAIN обеспечивает единую точку доступа к крупнейшим объектам исследовательской инфраструктуры, содержит полную информацию об их возможностях и условиях участия, а также формирует научную сеть для развития международного научно-технического сотрудничества, что позволяет странам БРИКС объединять свои усилия в различных научных областях и создавать новые технологии, которые могут применяться в различных сферах жизни, включая экономику, медицину и окружающую среду.

Форматы взаимодействия. Основным форматом взаимодействия экспертов стран БРИКС являются разного рода форумы.

Академический форум БРИКС проводится на регулярной основе с 2009 г. Его основная цель заключается в расширении контактов между академическими и научными центрами, исследовательскими и высшими учебными заведениями пяти стран, а также в укреплении диалога между правительством и научными кругами стран-участниц. На форуме обсуждаются актуальные вопросы в области науки и образования, а также обмен опытом и знаниями между участниками. Последний форум состоялся в мае 2022 г. Его темой стало «Укрепление интеллектуальной поддержки БРИКС с акцентом на общее развитие».

Форум молодых ученых БРИКС проводится с 2016 г. и является коммуникационной площадкой для молодых ученых по обмену опытом, расширению сети профессиональных знакомств и возможностей проведения совместных исследований. В рамках Форума проходит конкурс «Молодые инноваторы стран БРИКС», цель которого — поощрение новаторских инициатив молодых исследователей в четырех отраслях знаний: низкоуглеродные технологии, биомедицина, искусственный интеллект, возобновляемые источники энергии и сельское хозяйство. От каждой из стран БРИКС участвуют по пять ученых в возрасте до 40 лет, имеющих ученую степень по каждой из перечисленных выше специальностей, а также десять инноваторов с проектами в возрасте до 40 лет.

Форум популяризаторов науки стран БРИКС впервые состоялся в октябре 2022 г. в Москве. Организатор — Минобрнауки России совместно с секретариатом Российского совета по научно-техническому и инновационному сотрудничеству стран БРИКС. В Форуме очно и онлайн приняли участие более 3,5 тыс. участников из Бразилии, Индии, Китая и ЮАР.

Сетевой университет БРИКС был создан и функционирует в соответствии с «Меморандумом о взаимопонимании по поводу создания Сетевого университета БРИКС» от 18 ноября 2015 г. В нем дано определение СУ БРИКС как сети учреждений высшего образования государств — членов БРИКС, объединившихся для сотрудничества по данному проекту. В рамках СУ БРИКС развиваются двусторонние и многосторонние краткосрочные образовательные программы, а также образовательные программы магистратуры и аспирантуры (PhD) в рамках шести приоритетных тематических направлений, включая энергетику, компьютерные науки и информационную безопасность, исследования стран БРИКС, экологию и изменения климата, водные ресурсы и очищение загрязнений, и экономику (в будущем допускается изменение этих областей).

К настоящему времени СУ БРИКС успешно прошел вводный этап создания нормативно-правовых и организационно-содержательных основ. В 2020 г. были приняты Концепция функционирования и развития СУ БРИКС, дорожная карта СУ БРИКС на краткосрочный и среднесрочный периоды.

Совместные публикации

Совместные публикации исследователей из стран БРИКС демонстрируют число контактов ученых и результаты их взаимодействия. По данным библиометрического анализа, совпадение научных интересов стран БРИКС зафиксировано в следующих областях: физика и астрономия, технические науки, материаловедение, медицина и здравоохранение.

Количество публикаций в целом увеличилось в 2,4 раза с 2000 по 2018 гг. (Scopus). За 2015 –2019 гг. рост числа научных работ, опубликованных в сотрудничестве со странами БРИКС, составил в Бразилии в 1,6 раза; России и Индии — в 2 раза; Китай — в 2,3 раза; ЮАР — в 1,8 раза. Лидируют по числу совместных публикаций со странами объединения ученые из ЮАР — 19,2% от общего числа публикаций, Россия и Индия — 16,4%; Бразилия — 10,2%; Китай — 4,4%.

Перспективы многостороннего научного сотрудничества в рамках БРИКС

Научно-техническое сотрудничество между странами БРИКС активно развивается в течение последнего десятилетия, и государства добились значительного прогресса в реализации совместных проектов и инициатив в таких областях, как информационные технологии, биотехнологии, аэрокосмическая промышленность и возобновляемые источники энергии.

К настоящему времени созданы и функционируют целый ряд совместных проектов и инициатив. Для разработки дальнейшей стратегии и определения принципов научно-технологического сотрудничества между странами БРИКС было бы целесообразно провести комплексный анализ их научно-технического потенциала и инвестиционной привлекательности. Это позволит определить целесообразность и перспективы конкретных направлений сотрудничества, общие для всех стран БРИКС вопросы, а также приоритетные направления для решения этих вопросов [2].

Ими, по мнению экспертов, могут стать решение общих социально-экономических проблем и унификация работы, учитывая особенности развития всех стран — членов БРИКС без ущерба их национальным интересам и целям; учет основных трендов мирового глобального макроэкономического развития; обеспечение высокой конкурентоспособности конечной продукции инновационного и научно-технологического сотрудничества; выбор наиболее важных и перспективных направлений науки и технологий для дальнейшего сотрудничества; использование последних и самых эффективных инструментов инновационной политики в сфере технологического сотрудничества.

Более четко определить направления сотрудничества и сосредоточить усилия на достижении конкретных целей может помочь разделение приоритетов на тематические и функциональные. Тематические приоритеты могут быть связаны с поиском перспективных направлений сотрудничества в области информационных технологий, прикладных исследований и разработок, таких как энергетика, здравоохранение, финансовые системы, биотехнологии и др.

Функциональные приоритеты представляют собой задачи, которые необходимо развивать в первую очередь для достижения позитивного эффекта от международного взаимодействия в этих областях. К ним можно отнести развитие человеческого и интеллектуального потенциала БРИКС, промышленный выпуск конечной продукции инноваций и технологий, продвижение фундаментальных исследований и разработок и др.

Для развития взаимодействия между странами БРИКС в области научно-технологической инфраструктуры, по мнению специалистов, требуется создание центра по сбору и обработке данных, разработка дополнительных программ в области астрономии и астрофизики, создание зеркальных лабораторий на базе уже существующих центров коллективного использования и уникальных научных установок, создание единой международной информационной базы и поддержка BRICS Nano Network (Сетевой центр материаловедения и нанотехнологий стран БРИКС) [3].

Ускорить процесс передачи знаний и технологий между странами БРИКС и увеличить публикационную активность позволит создание совместной базы научного цитирования и центра трансфера технологий по приоритетным направлениям научного сотрудничества, а также включение ведущих журналов из стран БРИКС в формируемый «белый список» журналов, который предполагается использовать для оценки публикационной активности российских ученых.

Расширению научных контактов и увеличению академической мобильности будет способствовать снятие визовых ограничений между странами БРИКС, а также заключение межгосударственных соглашений с государствами-участниками о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании. На настоящий момент признание документов об образовании в рамках БРИКС не регламентируется. Все вопросы, касающиеся признания, относятся к международным конвенциям ЮНЕСКО и двухсторонним соглашениям между странами.

К числу факторов, тормозящих реализацию совместных проектов в сфере науки стран БРИКС, эксперты относят следующие:

  • недостаточная координация деятельности по определению приоритетов сотрудничества с учетом интересов стран и наиболее перспективных областей;
  • проблемы конкуренции и защиты прав интеллектуальной собственности в связи с открытостью науки;
  • недостаток интенсивного информационного обмена о национальных научно-технических и инновационных системах, научном потенциале, стратегических приоритетах, исследовательских программах, выделяемых средствах и механизмах взаимодействия;
  • неравномерность развития научно-технической сферы стран БРИКС. Среди стран БРИКС безусловным лидером по научно-технологическому развитию является Китай;
  • проблема языкового барьера становится серьезным вызовом для международного сотрудничества. Обмен знаниями и технологиями между странами БРИКС требует перевода большого объема технической информации. Задача усложняется тем, что в разных областях используется собственная терминология и отсутствуют отраслевые глоссарии [3];
  • визовый режим тормозит развитие академических и научных обменов между странами БРИКС;
  • высокая стоимость транспортных расходов. С учетом того, что страны БРИКС не имеют общих границ и фактически находятся на разных континентах, высокая стоимость транспортных расходов является самым серьезным тормозом развития такой мобильности для студентов, преподавателей и исследователей.

Вместе с тем, по оценке экспертов, в целом непреодолимых препятствий для реализации совместных проектов стран БРИКС нет. Правительства, министерства и учреждения образования и науки стран-участниц нацелены на конструктивное взаимодействие, есть нормативно-правовая база и механизмы управления и координации, позитивный опыт реализованных мероприятий и проектов.

1. Меморандум о создании Ассоциации научно-образовательных центров БРИКС // Глобальные процессы и новые форматы многостороннего сотрудничества: Сборник научных трудов участников конференции IV Международной научной конференции, Москва, 24–26 мая 2016 года / Под редакцией И.В. Ильина. – Москва: Межрегиональная общественная организация содействия изучению, пропаганде научного наследия Н.Д. Кондратьева, 2016. С. 7–10.

2. Олейник Г.В. Национальные интересы БРИКС в сфере научно-технологического сотрудничества // Российский внешнеэкономический вестник, 2023, № 3. С. 29–40.

3. Герасимов В.И., Коданева С.И. Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС: тенденции, перспективы и вызовы // Управление наукой: теория и практика, 2023, Т. 5, № 1. С. 204–229.


(Голосов: 9, Рейтинг: 4.89)
 (9 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся