Сегодня Китай выдвинулся в число мировых лидеров по темпам и масштабам ввода объектов ядерной энергетики. Вместе с тем данное явление оказывает комплексное негативное воздействие как на процессы внутри страны, так и на мировой рынок энергетических технологий.
«Энергетический вампир» глобальной экономики
Среди всех стран, активно осваивающих мирный атом, наиболее быстрыми темпами отличается Китай. Это обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, стремительно растут энергетические потребности китайской экономики. Так, за девять месяцев 2012 г. объем потребления электроэнергии составил 3,688 трлн кВт/ч, что на 4,8% больше аналогичного показателя 2011 г. По оценкам Международного энергетического агентства, по итогам 2009 г. Китай потребил 2,252 млрд т в нефтяном эквиваленте, обогнав США по данному показателю на 4%.
Во-вторых, из-за очевидного удорожания углеводородных энергоносителей на мировых рынках и роста потребностей экономики страны в энергоресурсах возрастают себестоимость товаров, произведенных Китае, и зависимость от импорта. Первое снижает конкурентоспособность на внешних рынках, а второе создает политическую необходимость поиска альтернативы.
В-третьих, традиционная тепловая (главным образом, угольная) генерация переживает серьезные трудности. По данным Государственного управления по делам энергетики КНР, в 2012 г. были сданы в эксплуатацию тепловые электростанции общей мощностью 25,82 млн кВт/ч, что составляет более 60% в структуре генерации. Низкая эффективность тепловой энергетики и ее негативное воздействие на экологию существенно беспокоят китайское руководство. По словам начальника отдела развития и планирования Государственного управления по делам энергетики КНР Цзян Бина, Китай в течение ближайших пяти лет будет строго контролировать потребление невозобновляемых источников энергии, установив «потолки» для региональных администраций. При этом будет создан механизм оценки и координации энергопотребления на местах, а также введены фискальные меры по стимулированию потребления возобновляемых источников энергии (энергии от гидро- и ветроэлектростанций, солнечной энергии и энергии от утилизации).
Как следует из доклада Института возобновляемой энергии Европейской академии (EURAC) за 2011 г., более четверти всех выбросов в атмосферу приходится на Китай, что в два раза больше, чем в США. Ситуация усугубляется тем, что Пекин не присоединился к Киотскому протоколу, предписывающему развитым и развивающимся странам сокращать уровень выбросов в атмосферу. По наблюдениям независимых экспертов, железные дороги ряда районов страны (особенно на северо-востоке) перегружены значительными объемами перевозок угля и нефтепродуктов, что неблагоприятно сказывается на экономике в целом.
Китайская специфика мирного атома – копирование и подражание
В 2007 г. в КНР была принята Программа действий по устойчивому развитию в начале XXI века, в которой в числе приоритетов была обозначена необходимость перехода на «чистые» и возобновляемые источники энергии, в том числе мирный атом.
В настоящее время в стране эксплуатируются 16 реакторов, в процессе ввода находятся еще 23 (по другим данным – 26). По числу строящихся мощностей КНР находится на 1-м месте в мире, по числу введенных – на 9-м. Ядерная генерация сегодня составляет 2,2% от всей вырабатываемой энергии, однако к 2020 г. планируется довести ее удельный вес в энергетике минимум до 5% [1].
Существуют планы по увеличению производительности атомных станций и кардинальному повышению их доли в энергетике. Так, в соответствии с двенадцатым пятилетним планом (2011–2015 гг.) предусмотрено выделение 121 млрд долл. на строительство 10 так называемых «мегареакторов». Китайские эксперты полагают, что, несмотря на трагедию на японской АЭС «Фукусима», программа мирного атома в КНР не будет свернута.
В настоящее время Пекин опирается на международное сотрудничество с постепенной локализацией иностранных технологий. Основными партнерами выступают Франция, США, Россия и Канада.
На сегодня основной строящийся в стране реактор – CPR-1000 (лицензионная версия французского М-310). По условиям соглашения Китай не имеет права на экспорт данной модели, поэтому он создает собственный ACPR-1000, завершение исследований по которому намечено на конец 2013 г. Однако не исключено, что строительство данных моделей будет прекращено по соображениям безопасности. Пекин осваивает и технологии новейших французских реакторов EPR-1600, первые блоки которых будут использованы на АЭС «Тайшань». В дальнейшем планируется создать на его базе чисто китайскую версию CPR-1700.
В задачи компании «State Nuclear Power Technology Corp.» входят локализация и развитие американского проекта третьего поколения АР-1000 компании «Westinghouse». Планируется постепенно поднять мощность до 1700 МВт. Растет уровень китайской локализации в строящихся реакторах, что снижает их себестоимость и уменьшает зависимость от импорта компонентов. Конечные цели – снизить себестоимость киловатта до 1600 долл., а сроки – до 40 месяцев. Вместе с тем предполагается, что американский персонал будет находиться на объектах и контролировать строительство и заправку до их окончательного запуска в эксплуатацию, что позволит снизить вероятность «утечки технологий» [2].
В соответствии с соглашением 1992 г. Россия поставила КНР 2 реактора ВВЭР-1000 стоимостью 3,2 млрд долл. на АЭС «Тяньвань». Ввод станции в эксплуатацию переносился на протяжении восьми лет и состоялся только в 2007 г. В настоящее время Россия и Китай обсуждают вопрос о возведении 5–8 блоков. Изучается и перспектива приобретения Китаем плавучих атомных станций российского проекта для снабжения отдаленных районов страны.
На АЭС «Циньшань» используются 2 канадских тяжеловодных реактора CANDU-6 по 728 МВт. Ранее сообщалось, что сотрудничество с Оттавой приостановлено, так как Китай сделал ставку на легководные реакторы. В настоящее время стороны работают над переводом станции к 2014 г. на «восстановленный плутоний» с других объектов, изучается также возможность использования в качестве топлива тория. Все это позволит существенно повысить экологичность ядерной энергетики Китая.
«Качественные товары» из Китая теперь атомные
Если раньше Пекин опирался на поставки из-за рубежа, то сейчас, адаптируя иностранные технологии, он постепенно становится самодостаточным во всем спектре строительства АЭС. Учитывая, что непременным условием участия иностранных компаний в развертывании станций на территории КНР является готовность к передаче технологий, можно сделать вывод о намерении Китая в будущем полностью отказаться от помощи зарубежных государств в атомном секторе и наладить собственный экспорт технологий. Россия занимает в этом вопросе жесткую позицию и не намерена идти на уступки, поэтому наши разработки получают низкий приоритет – российско-китайское сотрудничество в атомной сфере идет по нисходящей.
Следует учитывать, что уже в ближайшее время Китай может стать опасным конкурентом России на рынке реакторостроения. Это обусловливается несколькими причинами: (1) китайские корпорации получили доступ к передовым западных технологиям третьего поколения; (2) китайские проекты имеют более низкую себестоимость; (3) Китай имеет опыт строительства большого числа блоков в сжатые сроки; (4) в стране развит многоотраслевой машиностроительный комплекс.
В настоящее время Китай предпринимает первые шаги по выходу на иностранные рынки. КНР – единственное государство, сотрудничающее в ядерной сфере с Пакистаном. В частности, под Карачи действуют 2 реактора CNP-300 («Чашма-1» – 2000 г., «Чашма-2» – 2011 г.). В 2011 г. достигнуто соглашение о возведении блоков 3, 4 и 5. Фактически Пекин оказывает Исламабаду прямую экономическую помощь – проекты оплачиваются льготными кредитами и не являются прибыльными. Вместе с тем данные реакторы признаны в Китае небезопасными, и их экспорт может оказаться под угрозой. На независимой экспертизе АЭС «Чашма» настаивает и МАГАТЭ.
Западные специалисты полагают, что доступ к американским и французским технологиям, большой опыт строительства блоков и низкие производственные издержки позволят Пекину уже в 2014 г. начать развертывание мощностей на экспорт. А к 2020 г. он сможет предложить потребителю реакторы третьего поколения по ценам ниже мировых. Первым покупателем, скорее всего, будет Пакистан. Далее ожидается выход КНР на рынки Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки.
«Атомная ловушка»
Вместе с тем перспективы развития атомной энергетики в Китае не такие уж радужные. Дело в том, что темпы развития отрасли существенно опережают темпы создания эффективной службы контроля. Пекин активно строит и эксплуатирует реакторы разных поколений, сконструированные по различным стандартам безопасности. Китайские блоки не прошли бы сертификацию для строительства на территории стран Евросоюза или США. Более новые проекты третьего поколения имеют высокую степень локализации, их отладка может быть связана с нештатными ситуациями из-за малого опыта и невысокой культуры производства.
По данным Государственного управления по делам энергетики КНР, разумное ограничение суммарной мощности атомного парка к 2020 г. составит 58 гВт (сейчас – 11 гВт). В случае превышения этого порога Китай может столкнуться с недостатком специалистов и ядерного топлива. Поэтому эксперты рекомендуют «не строить слишком много реакторов слишком быстрыми темпами». Ранее ожидалось, что Китай в рамках существующих технологических возможностей сможет к 2020 г. нарастить мощность станций до 80–100 гВт.
Вопросами регулирования деятельности АЭС в КНР занимается Государственное управление по ядерной безопасности. Это независимый надзорный орган, призванный контролировать эксплуатацию гражданского сектора атомной энергетики и подчиняющийся напрямую Госсовету. В настоящее время он занимается разработкой обновленных норм ядерной безопасности с акцентом на повышение сопротивляемости стихийным бедствиям и оперативность реагирования служб. Все нормы приводятся в соответствие с требованиями МАГАТЭ.
После аварии на «Фукусиме» Госсовет КНР принял план по ядерной безопасности до 2015 г. и разработал долговременные цели до 2020 г. В рамках выполнения этого плана временно приостановлена выдача разрешений на строительство новых блоков, принято решение об окончательной ставке на реакторы третьего поколения и об отказе от завершения строительства более старых станций, сделан акцент на желательность строительства АЭС в глубине континента. Вместе с тем очевидные нужды экономики страны заставляют китайское руководство перезапустить процесс строительства станций. В частности, ожидается, что в 2013 г. компании «Shanghai Electric Group», «Dongfang Electric Corp.» и «Harbin Electric» заключат контракты на возведение блоков суммарной мощностью 5 гВт.
* * *
Сегодня атомная промышленность в КНР находится под воздействием нескольких разнонаправленных тенденций. Во-первых, с технологической точки зрения станции становятся все более совершенными благодаря заимствованию иностранных разработок. Во-вторых, растет экспортный потенциал в атомной сфере. Вместе с тем, руководство страны опасается возможных техногенных катастроф и чрезмерной зависимости экономики КНР от пока еще несовершенной атомной энергетики. Кроме того, ситуацию осложняют недостаточный опыт в сфере мирного атома и отсутствие кредита доверия со стороны иностранных партнеров во многом из-за нелицензионного копирования и возможности передачи третьим странам.
Можно ожидать, что Китай, столкнувшись с объективной необходимостью резкого увеличения энергопотребления для нужд поддержания темпов экономического роста, диверсифицирует источники обеспечения энергетической безопасности. Могут быть активизированы работы по созданию собственных высокотехнологичных атомных реакторов повышенной мощности. При этом Пекин не сможет резко свернуть программы по сотрудничеству в сфере мирного атома с ведущими партнерами (Россией, США и Францией), поскольку нуждается в передовых технологиях.
Экспортный потенциал Китая пока можно оценивать как невысокий – предлагаемые модели устарели и не отвечают современным нормативам безопасности, а наработка опыта производства новейших реакторов потребует не менее пятнадцати лет. К тому же Россия, США и Франция, скорее всего, ужесточат условия сотрудничества, опасаясь нелицензионного копирования.
Вместе с тем темпы увеличения доли АЭС в общей структуре генерации малы, и Пекин по-прежнему будет делать ставку на традиционные энергоресурсы, такие как нефть и газ. Ужесточение борьбы за контроль над ними и повышение защищенности транспортных маршрутов (прежде всего, военными методами) способно серьезно осложнить политическую обстановку в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в Центральной Азии. Таким образом, развитие мирного атома в Китае в перспективе способно значительно снизить его конфликтный потенциал.
1. Wieninger W. Splitting the Atom and Enhanced Cooperation in Asia: Considering Nuclear Energy in the APEC Region // From APEC 2011 to APEC 2012: American and Russian Perspectives on Asian-Pacific Security and Cooperation. Vladivostok, Honolulu, 2012. P. 59.
2. Wieninger W. Splitting the Atom and Enhanced Cooperation in Asia: Considering Nuclear Energy in the APEC Region. P. 64.