Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 4.4)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений ДВФУ, адъюнкт-профессор Исследовательского центра Северо-Восточной Азии Цзилиньского университета (КНР)

По мере расширения геополитического разлома в современной системе международных отношений чрезвычайно актуальным для любого государства становится умение поддерживать взаимовыгодные и равноправные двусторонние связи. Страны Запада нередко обвиняют Россию и Китай в ведении экспансионистской политики. Вместе с тем история сотрудничества Москвы и Пекина с некоторыми партнёрами доказывает бережное и уважительное отношение, выстроенное на принципе взаимной выгоды. Так, не имеющий выхода к морю Лаос с численностью населения 7,5 млн чел. (в 19 раз меньше, чем в России и в 189 раз меньше, чем в Китае) и объёмом ВВП 20 млрд долл. (в 90 раз меньше российского и почти в 900 раз — китайского), тем не менее уже более 60 лет является добрым другом наших стран.

По заявлению президента Лаоса Тхонлуна Сисулита, страна не намерена занимать чью-либо сторону во всех существующих конфликтах и спорах. По этой причине во Вьентьяне не считают возможным осуждать действия Москвы и не принимают духа и положений любых документов антироссийской направленности. Со своей стороны Россия, вероятно, как и Китай, и Вьетнам не оставит лаосских друзей один на один с кризисом.

По мере расширения геополитического разлома в современной системе международных отношений чрезвычайно актуальным для любого государства становится умение поддерживать взаимовыгодные и равноправные двусторонние связи. Страны Запада нередко обвиняют Россию и Китай в ведении экспансионистской политики. Вместе с тем история сотрудничества Москвы и Пекина с некоторыми партнёрами доказывает бережное и уважительное отношение, выстроенное на принципе взаимной выгоды. Так, не имеющий выхода к морю Лаос с численностью населения 7,5 млн чел. (в 19 раз меньше, чем в России и в 189 раз меньше, чем в Китае) и объёмом ВВП 20 млрд долл. (в 90 раз меньше российского и почти в 900 раз — китайского), тем не менее, уже более 60 лет является добрым другом наших стран.

Бег с препятствиями

Сегодня Лаос переживает самый острый экономический кризис за последние 20 лет. В июне 2022 г. уровень инфляции здесь в годовом измерении достиг 23,6%, что стало абсолютным рекордом за 22 года. Цены на топливо в сравнении с 2021 г. выросли вдвое. Курс национальной валюты — кипа — упал с 9 300 за американской доллар в июне 2021 г. до 17 300 в декабре 2022 г. Страна обладает только 1,2 млрд долл. резервов, что увеличивает угрозу дефолта, поскольку только по зарубежным обязательствам Вьентьян будет вынужден выплачивать ежегодно по 1,3 млрд долл. в ближайшие четыре года, а общий объём задолженности превышает 14,5 млрд долл.

Согласно положениям 9-го Плана национального социально-экономического развития на период 2021–2025 гг., упор делается на устойчивый, «зелёный» и инклюзивный рост с уклоном в модернизацию. Ключевыми элементами развития определены «умные города», связанность территории страны и развитие экологичных производств.

Тем не менее, по данным ООН, Лаос сможет выйти из категории наименее развитых государств (least developed countries) не ранее 2026 г. при условии продолжения оказания зарубежной финансовой помощи. Однако в нынешних условиях ждать существенного содействия со стороны таких крупных доноров как Евросоюз, Япония и Австралия не приходится — все они переориентировались на задачи обеспечения собственной безопасности. В связи с этим руководство страны делает ставку на других партнёров, с которыми в последние годы осуществляется активное взаимодействие — Китай, Вьетнам, Таиланд и Россия.

Стратегические союзники

Вьетнамско-лаосские отношения имеют 60-летнюю историю, а в 1977 г. страны подписали Договор о дружбе и сотрудничестве, предусматривающий в том числе оказание военной помощи в случае необходимости. Вьентьян является единственным формальным военным союзником Ханоя. Согласно воззрениям вьетнамского руководства, Лаос с запада прикрывает наиболее уязвимую центральную часть страны, шириной всего 40 км. Главная опасность для СРВ в сфере обороны кроется как раз в возможном разделении страны на две части в случае высадки с моря потенциального противника. В такой ситуации контрнаступательные действия планируется вести с территории союзника.

По заявлениям представителей руководства двух государств, Вьетнам и Лаос не просто соседи, а «братья и товарищи», между которыми сложились особые отношения. Генеральный секретарь Коммунистической партии Вьетнама Нгуен Фу Чонг полагает, что двусторонние связи бесценны и единственны в своём роде, а вице-президент Лаоса Баунтонг Читман уверен во всеобъемлющем единстве двух стран.

Дружеские связи способствуют и активному развитию торгово-экономических отношений. По итогам 2022 г. товарооборот превысит 1,6 млрд долл., что на 27% больше, чем в прошлом году. Вьетнам — третий по величине торговый партнёр Лаоса (после Китая и Таиланда), основу его экспорта составляют электроэнергия, золото, бумага, а импорта — сталь, металлоконструкции и продукция машиностроения.

Постепенно растёт и количество совместных проектов. К числу наиболее значительных можно отнести скоростное шоссе Ханой — Вьентьян и железную дорогу Вьентьян — порт Вунг Анг, положительно влияющие на развитие двусторонних связей, а также обеспечивающие рабочими местами местное население. Примечательно, что в ряде случаев вьетнамская сторона прибегала к японским средствам и технологиям, однако в ближайшее время она намерена выйти на полное использование собственных возможностей. В 2021 г. инвесторы из СРВ также увеличили объём вложений в лаосскую экономику на треть и за последние пять лет заплатили в местный бюджет не менее 1 млрд долл. налогов.

В Ханое настороженно относятся к распространению инициативы «Пояс и путь» на Юго-Восточную Азию, а особенно — в стратегически важный Лаос. Вместе с тем вьентьянские политические и деловые круги видят в сотрудничестве с партнёрами из КНР значительные возможности для скорейшего улучшения экономического положения страны. На данном этапе экономическое выживание гораздо важнее вопросов военной безопасности, тем более что Пекин не демонстрирует никаких агрессивных намерений.

Китайский путь для Лаоса

В начале декабря 2021 г. состоялось официальное открытие участка международного железнодорожного маршрута, соединяющего в перспективе Китай и Сингапур. Магистраль Куньмин (провинция Юннань, КНР) — Вьентьян (Лаос) стоимостью почти 6 млрд долл. стала пилотным отрезком коридора, создаваемого Китаем совместно с зарубежными партнёрами в рамках реализации инициативы «Пояс и путь».

Высокоскоростная железная дорога (ВСМ), соединяющая Китай и Лаос, была заложена ещё в 2015 г. и пока представляет собой единственный пример продления китайской транспортной сети за рубеж. На маршруте протяжённостью более 1 000 км, пролегающем преимущественно по гористой местности и обширным долинам, было построено 300 мостов и 167 туннелей, средняя рекомендуемая скорость движения на нем составляет 160 км/ч.

Магистраль стала символом синергии «Пояса и пути» с извечным желанием Лаоса преодолеть положение «сухопутной» страны и стать частью международной транспортной сети. Эффект от функционирования уже в ближайшем будущем будет выражаться в углублении интеграции северного Лаоса и юго-западных районов Китая. Вместе с тем необходимо строительство дополнительной инфраструктуры на лаосском участке для решения задачи транспортной доступности для населения.

В экспертной среде нередко звучит мнение о том, что вовлечённость Лаоса в «Пояс и путь» чревата возрастанием долговой нагрузки на экономику страны. Так, согласно данным вашингтонского Центра по глобальному развитию, Лаос относится к категории стран с наиболее рискованной структурой внешнего долга, что может привести к формированию так называемой долговой ловушки.

На фоне неблагоприятных последствий эпидемии COVID-19 для национальной экономики власти Лаоса уже решились на предоставление китайским компаниям решающих долей в ряде секторов, в том числе в системе электроснабжения и транспортной отрасли. В частности, участок железной дороги от Вьентьяна до границы будет администрироваться Лаосско-Китайской железнодорожной компанией, где 70% принадлежит правительству КНР.

Вместе с тем для Пекина важно распространение политического и экономического влияния для проведения линии по реализации собственных интересов безопасности и развития в непосредственном окружении Поднебесной. Особенно актуальной такая позиция КНР становится по мере нарастания противоречий с США и их союзниками в Индо-Тихоокеанском регионе. Взыскивать средства с лаосских партнёров в срочном порядке и отчуждать государственную собственность китайские инвесторы точно не собираются.

Наиболее благоприятный вариант для лаосской стороны — скорейший запуск коммерческой эксплуатации и продление железной дороги в Таиланд, Малайзию и далее до Сингапура, что существенно расширит число маршрутов и повысит роль страны в мультимодальных перевозках. В этом случае Вьентьян сможет рассчитывать на увеличение объемов поставок своих товаров в страны ЮВА и КНР, а также на прибыль от транзита грузов. Крайне важным представляется и включение Лаоса в региональные производственно-сбытовые цепочки. Сотрудничество в сфере транспорта потенциально будет способствовать интенсификации обменов в формате зоны свободной торговли Китай — АСЕАН, а также по линии проекта «Большой Меконг».

Крайне показательно и то, что Пекин не сосредоточен исключительно на инфраструктурных проектах, но и оказывает гуманитарное содействие соседу. Так, в ноябре 2022 г. в Лаос прибыла крупная группа китайских медиков. В течение полугода профильные специалисты будут работать в госпиталях Народной армии. Такую практику планируется сделать регулярной для повышения уровня здравоохранения в Лаосе. КНР также оказала значительную помощь стране в борьбе с пандемией COVID-19.

Лаосские танки в Москве

В ноябре 2022 г. на полях Восточноазиатского саммита глава российского МИД С. Лавров встретился со своим лаосским коллегой С. Коммаситом. В ходе встречи подтвердилось совпадение позиций двух стран по ключевым вопросам региональной и глобальной повестки дня. При этом была достигнута договорённость о развитии взаимодействия как в двустороннем формате, так и на базе различных механизмов АСЕАН.

Объём товарооборота пока невелик — около 20–25 млн долл. в год. Главные статьи российского экспорта — транспортные средства, полиграфическая продукция, мука, а из Лаоса ввозятся электроника, одежда и обувь. Тем не менее интерес сторон к развитию сотрудничества значителен, в стадии проработки находится вопрос о заключении соглашения о свободной торговле со странами Евразийского экономического союза.

В январе 2022 г. в Санкт-Петербурге по инициативе посольства России в Лаосе прошёл бизнес-форум, где обсуждался потенциал и перспективы взаимодействия в сфере цифровой экономики, «умных городов», образования, туризма. В сентябре 2022 г. на Восточном экономическом форуме была достигнута договорённость о внедрении в Лаосе российской платёжной системы «Мир». С октября 2022 г. — запущено регулярное авиасообщение Владивосток — Вьентьян, которое открывает возможности налаживания обменов и с другими странами Юго-Восточной Азии.

В числе российских инициатив также модернизация учреждений здравоохранения, объектов транспортной инфраструктуры; не исключается и поставка нефтепродуктов на льготных условиях.

Лаосские военные проходят обучение в российских военных вузах, а также принимают участие в совместных учениях. В декабре 2022 г. уже на лаосском полигоне Бан Пэн прошли двусторонние манёвры «Ларос-2022» антитеррористической направленности. Российские специалисты оказывают содействие в разминировании труднодоступных районов страны — наследие, оставшееся от американцев. В Лаос поставляются учебно-боевые самолёты Як-130, есть договорённости о ремонте парка вертолётов Ми-17 и Ка-32. Наиболее же интересным фактом военно-технического сотрудничества стала безвозмездная передача в 2019 г. лаосской стороной батальонного комплекта в 30 танков Т-34-85 послевоенного чешского производства в идеальном и боеспособном состоянии. Данные машины поступили в Кантемировскую дивизию и уже два года активно используются на парадах и праздничных мероприятиях.

По заявлению президента Лаоса Тхонлуна Сисулита, страна не намерена занимать чью-либо сторону во всех существующих конфликтах и спорах. По этой причине во Вьентьяне не считают возможным осуждать действия Москвы и не принимают духа и положений любых документов антироссийской направленности. Со своей стороны Россия, вероятно, как и Китай, и Вьетнам не оставит лаосских друзей один на один с кризисом.


(Голосов: 5, Рейтинг: 4.4)
 (5 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся