Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 5)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Артур Махлаюк

Независимый исследователь

В конце сентября 2024 г. исполняется десять лет масштабной инициативе «Делай в Индии» (Make in India), запущенной правительством Н. Моди и направленной на наращивание производственных мощностей внутри страны. За это время было принято значительное количество изменений в законодательство, разработано множество документов, формулирующих векторы развития определенных отраслей, а с завидной регулярностью выявляющиеся проблемы стали поводом для жарких дискуссий в политическом и экспертном поле. Несмотря на то, что нововведения и реформы на разных этапах имплементации вызывали отторжение в силу широкого спектра причин — от традиционной индийской бюрократии до отсутствия квалифицированных кадров, Индии удалось сделать ряд важных шагов на пути к развитой производственной базе и добиться весомых результатов в некоторых отраслях промышленности.

Цели программы были поставлены амбициозные: увеличить долю производственного сектора в ВВП с 16,4% до 25% к 2022 г., поддерживать рост на уровне 12–14% в год, а также создать 100 млн новых рабочих мест. При этом амбиции правительства Н. Моди просматриваются и в охвате отраслей: инициатива реализуется в 25 секторах экономики от космической программы и военно-промышленного комплекса до химической и ИТ-отраслей. Подобные ожидания роста показателей и стратегическое видение перспектив индийской промышленности сами по себе стали причиной того, что спустя десять лет с запуска инициативы они не были достигнуты, а некоторые из целей были пересмотрены, и их достижение сдвинуто на другой срок. В то же время в ряде областей все же удалось достичь видимых результатов: объем производства электроники за последние шесть лет увеличился более, чем вдвое, Индия стала вторым производителем мобильных устройств в мире. Страна является крупнейшим в мире производителем тракторов и четвертым по величине производителем легковых автомобилей.

Одним из ключевых элементов программы «Делай в Индии» стало привлечение прямых иностранных инвестиций в указанные сектора промышленности. Для этого на протяжении десяти лет изменялась и адаптировалась соответствующая политика. Результатом стал весьма существенный приток ПИИ в страну, который в 2022–2023 финансовом году достиг рекордных 70,97 млрд долл. Большинство из этих средств были направлены в сферу услуг, а также в ИТ-отрасль, автомобилестроение и др. Благодаря многим партнерствам Индия оказалась важной частью глобальной цепочки поставок: это касается как производства электроники, так и специфических отраслей, таких как ВПК.

К 2020 г. инициатива «Делай в Индии» дополнилась еще одной программой — «Самодостаточная Индия» (Atmanirbhar Bharat). Политика в рамках этой концепции направлена на сокращение доступа внутреннего рынка к импорту и продолжение поощрения производства внутри страны, а также наращивание экспортных возможностей. Оборонный сектор Индии при этом обозначается как один из важнейших элементов, и предполагается, что кумулятивный эффект двух программ станет ключом на пути к достижению «самодостаточности» в этой сфере. ВПК выступает уникальным примером реализации этих программ, поскольку сама сфера относительно закрыта, однако на текущий момент можно наблюдать активное вовлечение частных предприятий, которые несколько изменяют ландшафт за счет альтернативных по сравнению с государственными игроками моделей международного сотрудничества. Следует ожидать, что в подобных секторах будет сделан акцент на протекционистских мерах с целью дальнейшего уменьшения зависимости от импорта. В таком случае велика вероятность масштабирования процесса создания совместных предприятий между индийским и иностранным бизнесом. Кроме того, для этих процессов крайне важную роль будут играть микро-, малые и средние предприятия (ММСП) в качестве поставщиков второго или третьего уровней.

В конце сентября 2024 г. исполняется десять лет масштабной инициативе «Делай в Индии» (Make in India), запущенной правительством Н. Моди и направленной на наращивание производственных мощностей внутри страны. За это время было принято значительное количество изменений в законодательство, разработано множество документов, формулирующих векторы развития определенных отраслей, а с завидной регулярностью выявляющиеся проблемы стали поводом для жарких дискуссий в политическом и экспертном поле. Несмотря на то, что нововведения и реформы на разных этапах имплементации вызывали отторжение в силу широкого спектра причин — от традиционной индийской бюрократии до отсутствия квалифицированных кадров для производства сложной электроники, Индии удалось сделать ряд важных шагов на пути к развитой производственной базе и добиться весомых результатов в некоторых отраслях промышленности. К десятилетнему юбилею представляется важным проанализировать, какие проблемы стоят перед этой инициативой, а также какие особенности она приобрела за десять лет своего существования.

Делай в Индии больше!

Запуск амбициозной инициативы «Делай в Индии» не стал неожиданностью — к 2014 г. наблюдалось значительное отставание Индии в технологических отраслях как с точки зрения компетенций, так и с точки зрения инфраструктуры и эффективности. В целом для страны характерен невысокий уровень выделения средств на НИОКР, что в совокупности с традиционной ориентацией на сферу услуг приводило к отставанию в темпах модернизации. Эти проблемы были понятны, и попытки их разрешить осуществлялись и ранее, однако инициатива кабинета Н. Моди стала, с одной стороны, логичным продолжением реформ по экономической либерализации, начавшихся в 1990-х гг., а с другой — важным с популистской точки зрения ходом, позволившим приковать взгляды не только индийского бизнеса, но и всего мира к возможностям Индии в сфере производства.

Цели программы действительно были поставлены амбициозные: увеличить долю производственного сектора в ВВП с 16,4% до 25% к 2022 г., поддерживать рост на уровне 12–14% в год, а также создать 100 млн новых рабочих мест. При этом амбиции правительства Н. Моди просматриваются и в охвате отраслей: инициатива реализуется в 25 секторах экономики от космической программы и военно-промышленного комплекса до химической и ИТ-отраслей. Подобные ожидания роста показателей и стратегическое видение перспектив индийской промышленности сами по себе стали причиной того, что спустя десять лет с запуска инициативы они не были достигнуты, а некоторые из целей были пересмотрены, и их достижение сдвинуто на другой срок (например, указанная доля производственного сектора в ВВП страны должна быть достигнута в 2025 г., однако и в данном случае выполнение поставленной цели не предвидится).

Спустя десять лет, оценивая промежуточные результаты, приходится говорить о том, что на этапе запуска «Делай в Индии» производственные и технологические возможности страны были переоценены. Безусловно, во время пандемии коронавируса наблюдалась просадка по многим экономическим показателям, поэтому 2021 г. отметился резким ростом. Несмотря на это, средние показатели за десятилетие остаются ниже заложенных (см. Табл. 1).

Таблица 1. Динамика объема чистой продукции обрабатывающей промышленности Индии

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
7,9% 13,1% 7,9% 7,5% 5,4% -2,97% 3,1% 9,95% -2,2% 8,5%

Источник: составлено автором на основе данных Всемирного банка

Еще одним, возможно, не столь очевидным, нюансом реализации программы представляется охват секторов экономики. Концептуально «Делай в Индии» направлена на развитие всех отраслей вне зависимости от их стадии развития. Безусловно, для продвижения инициативы такой широкий спектр выступает позитивным сигналом, который подхватывается СМИ, заявляющими об успехах того или иного направления. Однако неоднократно отмечалось, что такой подход приводит скорее к «расфокусу», поскольку на задний план отходят реальные конкурентные преимущества в определенных отраслях, такие, как, например, фармацевтика, текстиль и т.д.

В то же время в ряде областей все же удалось достичь видимых результатов: объем производства электроники за последние шесть лет увеличился более, чем вдвое, Индия стала вторым производителем мобильных устройств в мире. Страна является крупнейшим в мире производителем тракторов и четвертым по величине производителем легковых автомобилей. Хотя этот список можно продолжать и далее, так как Индии удается справляться с постепенной локализацией производства на своей территории, по многим аспектам индийские компании все еще проигрывают иностранным конкурентам — это стоимость производства, качество продукции, инфраструктурные возможности, потенциальные риски, связанные с бюрократией, коррупцией, протекционистские меры и т.д.

Инвестируй в Индию

Одним из ключевых элементов программы «Делай в Индии» стало привлечение прямых иностранных инвестиций в указанные сектора промышленности. Для этого на протяжении десяти лет изменялась и адаптировалась соответствующая политика. На текущий момент почти все отрасли допускают 100-процентное привлечение ПИИ, за исключением некоторых секторов, куда запрещено вкладывать средства (производство сигарет, лотерейный бизнес, определенные сделки с недвижимостью, для частного сектора также закрыта атомная энергетика, железнодорожные перевозки). Также вместе с этим был принят ряд иных мер, чтобы облегчить ведение бизнеса в стране, в том числе налог на товары и услуги (goods and services tax) с целью упрощения косвенного налогообложения и автоматизации соблюдения налогового законодательства; изменялись некоторые аспекты корпоративного законодательства, а также на присутствие иностранных компаний повлияла уже упомянутая схема стимулирования производства.

Безусловно, со стороны правительства была проделана огромная работа, результатом которой стал весьма существенный приток ПИИ в страну. Например, в 2022–2023 финансовом году он достиг рекордных 70,97 млрд долл. Большинство из этих средств были направлены в сферу услуг, а также в ИТ-отрасль, автомобилестроение и др. Благодаря многим партнерствам Индия оказалась важной частью глобальной цепочки поставок: это касается как производства электроники (заводы Foxconn, Xiaomi и пр.), так и специфических отраслей, таких как ВПК. Однако иностранному и индийскому бизнесу пришлось столкнуться, с одной стороны, с реалиями встраивания в эту цепочку — многие проекты стали напрямую зависеть от рынков сбыта, а с другой, с, собственно, индийскими реалиями. Под последними можно понимать целую совокупность факторов, которые влияют на успешность многих проектов: недостаток компетенций и технологической оснащенности (например, низкое качество компонентов смартфонов бренда Apple, производимых в стране); сохранение или даже наращивание протекционистских мер по типу требований по объему локализации или высоких тарифных барьеров, а также традиционную индийскую бюрократию и многое другое.

В рамках программы «Делай в Индии» было запущено большое количество проектов как на уровне бизнеса, так и на уровне государств. Из последних стоит упомянуть «Специальный финансовый механизм Япония — Индия, Делай в Индии» (Japan – India Make-in-India Special Finance Facility), который ориентирован на привлечение ПИИ со стороны японских компаний; в рамках сотрудничества между Индией и Германией была запущена программа Make in India Mittelstand [1]. Если же говорить о частных предприятиях, то их присутствует огромное количество в различных отраслях, они могут принимать различные формы, прежде всего совместных предприятий. В случае последних партнером на индийской территории зачастую становятся крупнейшие семейные бизнесы по типу Tata Group, Reliance Industries и др. За счет того, что они зачастую являются холдингами, которые в своем составе имеют диверсифицированный портфель компаний, охват отраслей оказывается крайне широким. К примеру, Tata Group имеет совместные предприятия с такими международными компаниями, как Starbucks, Daewoo, Hitachi и т.д. Таким образом, за счет возможностей частного капитала организуются перспективные «союзы» с мировыми лидерами в различных сферах промышленности. Эта схема продемонстрировала отдельные успехи в ВПК, который стал уникальным полигоном для партнерства частных компаний и государственно-частного партнерства.

ВПК как (не)показательный пример

К 2020 г. инициатива «Делай в Индии» дополнилась еще одной программой — «Самодостаточная Индия» (Atmanirbhar Bharat). Политика в рамках этой концепции направлена на сокращение доступа внутреннего рынка к импорту и продолжение поощрения производства внутри страны, а также наращивание экспортных возможностей. Оборонный сектор Индии при этом обозначается как один из важнейших элементов, и предполагается, что кумулятивный эффект двух программ станет ключом на пути к достижению «самодостаточности» в этой сфере. Это направление также, очевидно, стало на постоянной основе обсуждаться в медийном поле более других, поскольку речь идет не только о технологическом суверенитете, но и о безопасности государства. ВПК выступает уникальным примером реализации этих программ, поскольку сама сфера относительно закрыта, однако на текущий момент можно наблюдать активное вовлечение частных предприятий, которые несколько изменяют ландшафт за счет альтернативных по сравнению с государственными игроками моделей международного сотрудничества.

Устремления Индии постепенно отказаться от импорта вооружений, а также нарастить экспорт собственных разработок постоянно обсуждались в правительстве и приобретали различные формы в виде концептуально-правовых документов (например, «Политика поощрения оборонного производства и экспорта», офсетная политика, особенности оборонзаказа и т.д.). Основные документы с каждым годом становились все более протекционистскими и даже в некоторых случаях «дискриминирующими» с точки зрения закупок вооружений у зарубежных поставщиков. Особенно это касается Порядка оборонного заказа, в котором с каждым годом увеличивается минимальный объем элементов индийского происхождения в готовом продукте. Аналогичным примером протекционистских мер стали списки «положительной индигензации» [2] в рамках реализации идей Порядка оборонного заказа 2020 г. и логического продолжения инициатив правительства. Для реализации жестких мер в отношении импорта вооружений были проведены консультации между предприятиями ВПК Индии, вооруженными силами, а также исследовательскими институтами, в результате чего был разработан список продукции, на закупку которой из-за рубежа накладывалось эмбарго (впоследствии он был расширен). Подразумевалось, что такая новация позволит принудительно освободить часть рынка от зарубежных игроков, одновременно стимулируя индийских вендоров занять ее.

При этом Индия как в лице частного бизнеса, так и в форме государственного заказчика заинтересована в расширении сотрудничества с международными лидерами — производителями вооружений. При локализации производства на территории Индии иностранная продукция, содержащая элементы, поставленные локальными поставщиками, уже соответствует требованиям закупочных процедур. Это касается различных форм сотрудничества — производства по лицензии, производства в рамках совместного предприятия и т.д. Более того, в том случае, если закупка из-за рубежа все-таки осуществляется, то на вендора накладываются офсетные обязательства, и полученные средства зачастую направляются на развитие производственной инфраструктуры внутри страны.

Например, успешно реализует все возможности государственной поддержки компания Г. Адани Adani Defence, которая в рамках совместных предприятий с израильской Elbit Systems сначала запустила производство БПЛА на территории Индии, а на текущий момент занимается интеграцией в оборонно-промышленный коридор (по сути, кластер ВПК, который также является важным элементом федеральных программ по поощрению производства на территории страны) в штате Уттар-Прадеш, где будут производиться боеприпасы, ракеты ПВО и т.д.

На сегодняшний день частный сектор, обладая значительным капиталом, который можно инвестировать в собственные дочерние компании, особенно на фоне поощрения правительством производства внутри Индии, успешно демонстрирует возможности кооперации с мировыми гигантами отрасли. В стране локализуется производство составных частей, осуществляется финальная сборка (например, Boeing совместно с Tata производит фюзеляжи для вертолетов AH-64 Apache), в рамках офсетных обязательств вовлекаются микро-, малые и средние предприятия (ММСП). Таким образом, ВПК выступает одним из драйверов инициатив кабинета Н. Моди, поскольку по ряду продукции Индия оказалась интегрирована в глобальную цепочку поставок, были созданы рабочие места, модернизированы или созданы новые производственные мощности.

С другой стороны, для иностранного бизнеса, в том числе в сфере ВПК, Индия остается весьма специфическим рынком, который имеет множество барьеров для входа. Безусловно, определенные успехи частного сектора контрастируют с государственными структурами по типу Организации оборонных исследований и разработок (Defence research and development organization), которые часто выходят за рамки бюджета, выделенного на проект, или за временные рамки. Однако у иностранных инвесторов и компаний остаются сомнения относительно возможностей инфраструктуры, потенциальных рисков и дивидендов.

***

Подводя итог, стоит сказать, что Индия за десять лет проделала масштабную работу. Это касается как правительства, которое разработало огромное количество концепций, правовых документов, дорожных карт для всех указанных отраслей промышленности, так и бизнеса — национального и иностранного. Постепенная модернизация производственных мощностей и инфраструктуры делает индийский рынок все более привлекательным для локализации производств. Международное сотрудничество на различных уровнях остается одним из важнейших факторов дальнейшего развития производственной базы Индии. Купирование потенциальных рисков для иностранных инвесторов наряду с упрощением ведения бизнеса станет первоочередной задачей в новой декаде, в которую вступает программа «Делай в Индии». С другой стороны, следует ожидать, что в некоторых секторах, преимущественно в ВПК, будет также сделан больший акцент на протекционистских мерах с целью дальнейшего уменьшения зависимости от импорта. В таком случае велика вероятность масштабирования процесса создания совместных предприятий между индийским и иностранным бизнесом. Кроме того, для этих процессов крайне важную роль будут играть ММСП, которые выполняют функцию поставщиков второго или третьего уровней.

1. Подразумеваются немецкие компании — малые и средние предприятия.

2. Термин обширно используется в индийских концептуально-правовых документах, в контексте промышленности подразумевает переход к локальным разработкам и производству. Наиболее часто встречается в связи с ВПК.


(Голосов: 14, Рейтинг: 5)
 (14 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся