В 2023 году в мировой политике подводят итоги десятилетия руководства КНР председателем Си Цзиньпином и отмечают юбилей его самых первых и важнейших инициатив на посту главы Китая.
В марте 2013 г. председатель Си Цзиньпин совершил свой первый государственный визит за рубеж, сразу после своего избрания на должность председателя КНР, в Россию. Мне выпала честь, будучи государственным служащим, работать в команде принимающей стороны. Особенно запомнилось выступление товарища Си Цзиньпина перед студентами МГИМО. Тогда он впервые озвучил свою теорию создания Сообщества единой судьбы, основной постулат которой высказал простой мыслью, что все мы на планете Земля являемся жителями одной глобальной деревни.
Позднее, в Астане (Казахстан) председатель Си впервые озвучил свои идеи по доктрине «Один пояс — один Путь». А уже в олимпийском Сочи 2014 года, в домашней обстановке новогоднего Праздника Весны председатель Си поделился своими мыслями со своим другом Владимиром Путиным. Выслушав с большим интересом, президент России дал соответствующие поручения российскому правительству внимательно изучить новые инициативы Китая.
Уже в апреле 2014 г. делегация России, в которой мне довелось работать, на форуме в Боао выдвинула два конкретных предложения: что мы будем всячески содействовать реализации проекта ОПОП с использованием Транссибирской магистрали по суше и Северного морского пути (СМП) на море.
В мае 2015 г. в Кремле было подписано Совместное заявление о сопряжении наших интеграционных процессов — строительства ЕАЭС и доктрины ОПОП, обозначенном экспертами как «интеграция интеграций». Наша интеграция отличается открытостью и соблюдением норм международного права, открывает перспективы по унификации рынка «Большой Евразии».
Безусловно, это особый путь сотрудничества в рамках доктрины ОПОП. Некоторым аналитикам Запада представляется, что у России нет с Китаем стандартного соглашения по сотрудничеству по ОПОП. А значит, нет и сотрудничества. Но это глубокое заблуждение.
Три главных принципа доктрины, обозначенные в соглашениях Китая с другими странами, в полностью работают и в сотрудничестве с Россией. Напомню эти принципы: совместная разработка, совместное строительство, совместная эксплуатация. Это еще раз доказывает нашим оппонентам, что доктрина ОПОП — это не китайская экспансия в мир, как они пытаются нас убедить.
Как мы уже понимаем, инициатива ОПОП — не только про маршруты и экономические коридоры. И даже не только об экономических связях. Доктрина ОПОП стала дорожной картой межцивилизационного обмена.
В 2023 году в мировой политике подводят итоги десятилетия руководства КНР председателем Си Цзиньпином и отмечают юбилей его самых первых и важнейших инициатив на посту главы Китая.
В марте 2013 г. председатель Си Цзиньпин совершил свой первый государственный визит за рубеж, сразу после своего избрания на должность председателя КНР, в Россию. Мне выпала честь, будучи государственным служащим, работать в команде принимающей стороны. Особенно запомнилось выступление товарища Си Цзиньпина перед студентами МГИМО. Тогда он впервые озвучил свою теорию создания Сообщества единой судьбы, основной постулат которой высказал простой мыслью, что все мы на планете Земля являемся жителями одной глобальной деревни.
Позднее, в Астане (Казахстан) председатель Си впервые озвучил свои идеи по доктрине «Один пояс — один Путь». А уже в олимпийском Сочи 2014 года, в домашней обстановке новогоднего Праздника Весны председатель Си поделился своими мыслями со своим другом Владимиром Путиным. Выслушав с большим интересом, президент России дал соответствующие поручения российскому правительству внимательно изучить новые инициативы Китая.
Надо отметить, что в начале не все ведомства в России имели позитивный отклик на данную доктрину, так как не сразу определились различия с инициативами Запада по обходу российских интересов в логистике поставок грузов из Юго-Восточной Азии в Европу.
А ведь на тот момент Запад под диктовку госдепартамента США активно проводил политику «пояса изоляции» вокруг Китая и «Нового шелкового пути» в обход России. На мой взгляд, доктрина «Один пояс — один путь» (ОПОП) во многом была направлена на противодействие западным усилиям.
Но уже в апреле 2014 г. делегация России, в которой мне довелось работать, на форуме в Боао выдвинула два конкретных предложения: что мы будем всячески содействовать реализации проекта ОПОП с использованием Транссибирской магистрали по суше и Северного морского пути (СМП) на море.
В мае 2015 г. в Кремле было подписано Совместное заявление о сопряжении наших интеграционных процессов — строительства ЕАЭС и доктрины ОПОП, обозначенном экспертами как «интеграция интеграций». Наша интеграция отличается открытостью и соблюдением норм международного права, открывает перспективы по унификации рынка «Большой Евразии».
Безусловно, это особый путь сотрудничества в рамках доктрины ОПОП. Некоторым аналитикам Запада представляется, что у России нет с Китаем стандартного соглашения по сотрудничеству по ОПОП. А значит, нет и сотрудничества. Но это глубокое заблуждение.
Я могу привести ряд конкретных примеров, и начну с конкретных маршрутов:
- Все существующие железнодорожные маршруты выходят на Транссиб. Транссибирская железнодорожная магистраль, построенная более 100 лет назад, и на сегодняшний день является крупнейшим инфраструктурным объектом, соединяющим восток и запад Евразийского континента. Западные сухопутные маршруты выходят из Китая в Центральную Азию и далее соединяются с Транссибом в районе Южного Урала. Все экспериментальные скоростные поезда из Китая в Европу проходят ту или иную часть Транссиба. Северо-Восточный маршрут предполагает развитие транспортных коридоров Приморье-1 и Приморье-2. В районе Тумангана резко оживились трехсторонние проекты с КНДР. Северный маршрут, исторически совпадающий с Великим чайным путем, сегодня во многом развивается в рамках экономического коридора Китай — Монголия — Россия. Этот маршрут соединяется с Транссибом в одном из самых прекрасных и заповедных мест России — в районе озера Байкал. Именно в рамках этого экономического коридора помимо существующего трубопровода «Сила Сибири» строится газопровод «Сила Сибири-2». Вместе с нефтепроводом «Восточная Сибирь — Тихий океан» все перечисленные трубопроводы, несущие доступную энергию на территорию Китая, можно смело отнести к мегапроекту ОПОП.
- Также можно сказать и в целом про энергетическую отрасль. В доктрине ОПОП основная инфраструктура импорта энергопродуктов в Китай связана с Россией, крупнейшим мировым поставщиком нефти и газа на мировые рынки. А в приграничных районах между Россией в Китаем построен высоковольтный энергомост, поставляющий электрическую энергию на северо-восток Китая. Ещё один энергетический проект «Ямал СПГ» по производству сжиженного природного газа (СПГ) на севере России реализуется при участии Китая. Среди китайских участников не только крупнейшая энергетическая госкомпания CNPC, но и инвестиционный фонд «Шелковый путь». Поставка же СПГ в Китай осуществляется по СМП.
- СМП становится самым важным и эффективным морским маршрутом доктрины ОПОП. Причиной этому стала не только более дешевая и быстрая поставка грузов из Китая в Европу, но и возможность присоединиться к масштабным программам освоения российской Арктики. В частности, крупные китайские строительные компании участвуют в подрядах по модернизации 24 российских портов в Северном Ледовитом океане.
- Впрочем, участие китайских строительных компаний уровня CRCC и CCCC не ограничивается программами на севере. Китайские строители успешно сдают объекты автомобильных и железнодорожных магистралей, соединяющих запад и восток континента, таких как «Москва — Казань» и «Европа — Западный Китай».
- Еще одним направлением развития нашей интеграции является сфера IT-коммуникаций. Сегодня у нас уже действуют независимые от западных систем линии передачи финансовой и прочей критической информации. Фактически, мы готовы запустить свой собственный Интернет, новые навигационные системы, облачные технологии, что не только повысит степень нашей интеграции, но и сделает наши экономики более суверенными и безопасными.
Как мы уже понимаем, инициатива ОПОП — не только про маршруты и экономические коридоры. И даже не только об экономических связях. Доктрина ОПОП стала дорожной картой межцивилизационного обмена. За прошедшие 10 лет мы значительно нарастили и укрепили общественные отношения, контакты между народами двух стран. Перекрестные годы научно-технического сотрудничества углубили наше взаимодействие в этой сфере. После вынужденной изоляции из-за коронавирусной инфекции мы вновь открываем двери туристам. С 1 августа 2023 г. туристический обмен между Россией и Китаем происходит на безвизовой основе. Мы наращиваем молодежное сотрудничество в области спорта и образования. Количество студентов, обучающихся по двусторонним программам в соседней стране, перевалило за сотню тысяч. Знаковым событием прошлого года стал 65-летний юбилей Общества российско-китайской дружбы, с которым нас поздравили главы России и Китая.
Все вышеперечисленное дает мне полное основание утверждать, что в сотрудничестве Китая с Россией по программам ОПОП прослеживаются самые лучшие перспективы. Три главных принципа доктрины, обозначенные в соглашениях Китая с другими странами, в полностью работают и в сотрудничестве с Россией. Напомню эти принципы: совместная разработка, совместное строительство, совместная эксплуатация. Это еще раз доказывает нашим оппонентам, что доктрина ОПОП — это не китайская экспансия в мир, как они пытаются нас убедить.
Не случайно президент России В.В. Путин по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина в третий раз посетит предстоящий Третий форум ОПОП в качестве главного гостя. Нас ждут новые рубежи российско-китайского стратегического партнерства, вступающего в новую эпоху. И, как мы уже убедились, дружба народов России и Китая не имеет границ. Мы связаны одним поясом, и нам по пути в светлое будущее.
Данная статья написана по просьбе и специально для «Вайцзяо Гуаньча».