Высылка дипломатов — устоявшийся, освященный многими десятилетиями холодной войны ритуал, который давно и прочно вошел в международную практику.
Сам факт пребывания на территории западных стран российских дипломатов начинает рассматриваться не как естественное положение дел, а как некая особая выданная Москве привилегия, которую можно на время сохранить, а можно при случае и отобрать.
Вряд ли кто-то будет отрицать тот очевидный факт, что именно в условиях кризиса, когда цена любой ошибки многократно возрастает, сохранение и даже расширение существующих дипломатических каналов особенно необходимо. Как показывают десятилетия холодной войны, никаких конкретных позитивных результатов использование этой меры не дает. И не может дать, поскольку дипломатическая служба — всего лишь один из технических инструментов внешней политики.
В Оттоманской империи на протяжении нескольких столетий существовал весьма своеобразный обычай. Как только отношения Высокой Порты с какой-то страной резко ухудшались, и перспектива скорой войны становилось неотвратимой, посла враждебной державы бросали в специально для этого предназначенную Посольскую башню зловещей «стамбульской Бастилии» — Семибашенного замка. Там дипломатическому представителю и надлежало пребывать долгие месяцы, а иногда и годы, вплоть до завершения военных действий и подписания мирного договора. Степень комфорта пребывания варьировалась в широких пределах — в зависимости от личных отношений посла с султаном и ближайшим окружением последнего. Практической пользы от этого демарша для Стамбула не было ровным счетом никакой — находясь в полной изоляции, посол, разумеется, не мог содействовать разрешению кризиса и заключению мира. Но в столичном дворце Топканы двор бурно радовался очередному посрамлению нечестивых врагов династии Османов.
В наши, куда более вегетарианские времена иностранных послов в тюрьмы уже не сажают. Однако развернувшаяся в очередной раз на Западе масштабная кампания по высылке российских дипломатов вполне вписывается в не самую лучшую традицию правителей Высокой Порты. Десятки сотрудников дипломатических миссий становятся заложниками проблемы, к которой они не имеют никакого непосредственного отношения. Более того, сам факт пребывания на территории западных стран российских дипломатов начинает рассматриваться не как естественное положение дел, а как некая особая выданная Москве привилегия, которую можно на время сохранить, а можно при случае и отобрать.
Вряд ли кто-то будет отрицать тот очевидный факт, что именно в условиях кризиса, когда цена любой ошибки многократно возрастает, сохранение и даже расширение существующих дипломатических каналов особенно необходимо. Каждый дипломат, независимо от ранга и занимаемой должности, — это, помимо всего прочего, канал коммуникации, источник информации, собеседник, помогающий составить правильное представление о логике, страхах, намерениях и ожиданиях другой стороны. «Держи своих друзей близко, а врагов еще ближе», — эта старая мудрость Никколо Макиавелли нисколько не утратила своей актуальности за последние пять веков.
Да и насколько можно дипломатов, пусть даже представляющих и не вполне дружественное государство, отнести к категории врагов? Поработав в посольстве или консульстве несколько лет, изучив язык и познакомившись с культурой, традициями и обычаями страны пребывания, обзаведясь многочисленными друзьями и знакомыми, дипломат, как правило, так или иначе становится если не лоббистом этой страны у себя дома, то как минимум ее активным симпатизантом. Вспомним британских и американских послов в России последних десятилетий — Родерика Лайна и Тони Брентона, Джона Байерли и Джона Теффта, — ни одного из них нельзя причислить к отпетым русофобам. Все они, за очень редким исключением, сегодня выступают с наиболее умеренных и конструктивных позиций по отношению к России. Думаю, что и большинство наших дипломатов разного уровня, долгое время работавших в Лондоне и Вашингтоне, едва ли готовы к роли оголтелых ястребов и ненавистников Запада.
Стандартный аргумент в пользу высылки дипломатов — ссылка на то, что эти дипломаты, дескать, и не дипломаты вовсе. Они выполняют разведывательные функции в стране пребывания и тем самым наносят ущерб ее национальной безопасности. Но, если разобраться по существу, эта ссылка более чем сомнительная. Во-первых, если у вас имеются доказательства или хотя бы обоснованные подозрения насчет разведчиков, работающих под дипломатическим прикрытием, и если эта работа наносит серьезный ущерб вашей безопасности, зачем было ждать последнего политического кризиса для принятия решения о высылке? Во-вторых, не надо обладать проницательностью группенфюрера Мюллера в исполнении Леонида Броневого, чтобы сообразить: любой «засвеченный» иностранный разведчик — щедрый подарок для местной контрразведки; это идеальный материал для оперативной разработки, и высылать его из страны, мягко говоря, не очень дальновидно.
Могут сказать — не будем драматизировать ситуацию, между Россией и странами Запада, помимо посольств и консульств, существует множество других каналов коммуникации — от саммитов и встреч министров иностранных дел до разнообразных контактов между военными, спецслужбами и механизмов «второго трека» экспертов. Это, конечно, так. Высылка российских дипломатов из США не поставит крест на возможностях российско-американского сотрудничества на юго-западе Сирии или на будущего Договора СНВ-3. Но именно посольства, консульства, торгпредства придают отношениям между странами плоть и кровь, именно они позволяют развивать связи межу обществами в целом — от камерных студенческих обменов до многомиллиардных деловых сделок. Если бы это было не так, то прагматичные и прижимистые американцы не строили бы сегодня огромного нового посольства в Лондоне стоимостью больше миллиарда долларов.
Конечно, высылка дипломатов — простая, эффектная и понятная общественности мера, позволяющая высказать свое неудовольствие, не ставя под вопрос собственные существенные интересы. Принятие решения о высылке не требует парламентского одобрения и, как правило, не становится предметом внутриполитических дискуссий. К тому же существует ошибочное представление о том, что эту меру всегда легко пересмотреть или вообще отменить, если отношения вновь начнут налаживаться. Наконец, высылка дипломатов — устоявшийся, освященный многими десятилетиями холодной войны ритуал, который давно и прочно вошел в международную практику.
Но, как показывают все те же десятилетия холодной войны, никаких конкретных позитивных результатов использование этой меры не дает. И не может дать, поскольку дипломатическая служба — всего лишь один из технических инструментов внешней политики. Если на твоем компьютере возникли неполадки с жестким диском, бессмысленно и глупо стучать кулаком по клавиатуре, надеясь таким образом решить проблему.
Впервые опубликовано в Независимой газете.