Страны «Большой семёрки» полным ходом готовят санкционный режим, направленный на ограничение цены российской нефти и нефтепродуктов. США разрабатывают механизм применения таких санкций в опережающем порядке. Скорее всего, предлагаемая Вашингтоном схема станет ориентиром для американских союзников и партнёров. Новый режим санкций в виде правовых механизмов будет зафиксирован в ближайшее время. Как именно будет работать механизм и к каким последствиям приведёт его внедрение?
В целом западные страны ведут дело к постепенному вытеснению нефти и нефтепродуктов из России со своего рынка. Однако Москва довольно оперативно переориентировала свои поставки на рынки Азии. Здесь западным странам гораздо сложнее навязать свои ограничения. Тем более что отечественные компании предлагают свою продукцию с большими скидками. Идея ценового порога появилась именно для того, чтобы повлиять на цену российской нефти за пределами западных стран.
Суть предлагаемого механизма проста. В юрисдикциях США, стран «семёрки», а также иных стран, которые присоединятся к коалиции, будет запрещено предоставлять услуги, связанные с морской перевозкой российской нефти и нефтепродуктов в том случае, если цена контракта будет больше установленной суммы. Американские власти планируют ввести свои ограничения 5 декабря 2022 года для нефти и 5 февраля для нефтепродуктов, то есть синхронизировать их со вступлением в силу запретов ЕС на импорт российской нефти.
Что именно будет пониматься под услугами, связанными с морской перевозкой? Вероятно, американцы будут трактовать такие услуги расширительно. То есть речь пойдёт как о самой перевозке, так и о проведении финансовых транзакций, страховании, заправке судов, их обслуживании в портах и тому подобном.
Скорее всего, уровень координации среди стран-инициаторов останется весьма высоким, то есть механизм США так или иначе будет продублирован союзниками, с учётом особенностей национального права. В коалицию войдут те страны, которые уже ввели в отношении России санкции.
Фактически рынок продавцов меняется в пользу рынка покупателей искусственными политическими методами, а не в результате экономических причин.
Страны «Большой семёрки» полным ходом готовят санкционный режим, направленный на ограничение цены российской нефти и нефтепродуктов. США разрабатывают механизм применения таких санкций в опережающем порядке. Скорее всего, предлагаемая Вашингтоном схема станет ориентиром для американских союзников и партнёров. Новый режим санкций в виде правовых механизмов будет зафиксирован в ближайшее время. Как именно будет работать механизм и к каким последствиям приведёт его внедрение?
С момента начала СВО на Украине в феврале 2022 года против России был использован беспрецедентный набор экономических санкций. Одна из ключевых целей подобных ограничительных мер — нанести максимальный ущерб экономике страны, с тем чтобы заставить изменить политический курс Москвы и ослабить возможности его ресурсного обеспечения. С учётом важнейшей роли энергетического экспорта для российской экономики санкции против нефтегазового сектора можно было считать более чем ожидаемыми. Вместе с тем США, ЕС и другие инициаторы были вынуждены проявлять осторожность. Россия — крупный игрок на мировом рынке. И если ограничения американцами доступа на мировой рынок иранской нефти имели минимальные эффекты, то блокирующие санкции в отношении российских нефтяных компаний могли бы привести к колоссальному и неконтролируемому росту цены. За ними ещё больше разогналась бы инфляция, которая и так высока на фоне последствий COVID-19 и других факторов.
Тем не менее санкционная петля вокруг нефтяного сектора постепенно затягивалась. Некоторые секторальные санкции действовали с 2014 года, в том числе ограничения на кредитование, поставки товаров, услуг, технологий и инвестиций для проектов по добыче нефти на арктическом шельфе. Под блокирующие санкции попал целый ряд совладельцев или собственников и топ-менеджеров в области ТЭК. В марте 2022 года вступил в силу запрет на импорт российских энергоносителей в США. Запрет также был введён Канадой. Европейский союз сначала запретил импорт российского угля, а затем, за некоторыми исключениями, расширил запреты на импорт нефти и нефтепродуктов. Они должны вступить в силу 5 декабря 2022 года и 5 февраля 2023 года соответственно. К концу года закупку нефти из РФ прекратит Великобритания. В целом западные страны ведут дело к постепенному вытеснению нефти и нефтепродуктов из России со своего рынка.
Однако Москва довольно оперативно переориентировала свои поставки на рынки Азии. Здесь западным странам гораздо сложнее навязать свои ограничения. Тем более что отечественные компании предлагают свою продукцию с большими скидками. Идея ценового порога появилась именно для того, чтобы повлиять на цену российской нефти за пределами западных стран.
Суть предлагаемого механизма проста. В юрисдикциях США, стран «семёрки», а также иных стран, которые присоединятся к коалиции, будет запрещено предоставлять услуги, связанные с морской перевозкой российской нефти и нефтепродуктов в том случае, если цена контракта будет больше установленной суммы. Минфин США уже выпустил руководство, разъясняющее смысл предстоящих запретов. В виде правового механизма их планируется закрепить в виде определения (determination) к исполнительному указу Президента США № 14071 от 6 апреля 2022 года. Часть2, статья 1 Указа даёт полномочия главе Минфина США во взаимодействии с Госдепартаментом запрещать поставки в Россию любых товаров и услуг. В предстоящем определении и будет раскрыт запрет американским лицам предоставлять услуги, связанные с перевозкой нефти, в случае превышения ценового порога. Американские власти планируют ввести свои ограничения 5 декабря 2022 года для нефти и 5 февраля для нефтепродуктов, то есть синхронизировать их со вступлением в силу запретов ЕС на импорт российской нефти.
Что именно будет пониматься под услугами, связанными с морской перевозкой? Скорее всего, американцы будут трактовать такие услуги расширительно. То есть речь пойдёт как о самой перевозке, так и о проведении финансовых транзакций, страховании, заправке судов, их обслуживании в портах и тому подобном. Этот подход позволяет повлиять на весьма широкий круг поставщиков таких услуг за пределами США. Так, например, транзакция в долларах США по предоставлению услуг по перевозке нефти будет расцениваться американскими властями как подпадающая под американскую юрисдикцию. А значит, под штраф или уголовное преследование властей США может попасть широкий круг лиц за пределами американских границ. Угрозы ответственности за обход ценового порога уже прописаны в новом руководстве, равно как и возможные схемы такого обхода.
Другой вопрос, в какой степени американская схема будет воспроизводиться остальными странами коалиции и насколько широкой будет такая коалиция? Скорее всего, уровень координации среди стран-инициаторов останется весьма высоким, то есть механизм США так или иначе будет продублирован союзниками, с учётом особенностей национального права. В коалицию войдут те страны, которые уже ввели в отношении России санкции.
Главная интрига — удастся ли включить в коалицию тех, кто санкции не вводил, включая дружественные России государства? Здесь ответ скорее отрицательный. Но проблемы это не снимает. Несмотря на позицию официальных властей дружественных стран, сам бизнес может избегать риска преследования со стороны американских властей и де-факто подчиняться их требованиям.
И в заявлении «семёрки», и в новом руководстве Минфина США говорится о том, что санкции вводятся из соображений заботы и международном сообществе, а не только из желания наказать Россию. Указывается на то, что ценовой порог призван побороть рост цен на нефть, который искусственно разогнался из-за конфликта на Украине. На деле подобная забота может обернуться непредсказуемыми последствиями.
Прежде всего, очередное политическое вмешательство в регулирование цены вызовет рост неопределённости, которая может толкнуть цену вверх. Рост может идти в том числе на ожиданиях сбоев сделок с российской нефтью и нефтепродуктами из-за избыточного комплаенса, что будет порождать временные дефициты. Другая проблема состоит в том, что остальным производителям нефти тоже придётся снижать цены. Им это вряд ли понравится.
Фактически рынок продавцов меняется в пользу рынка покупателей искусственными политическими методами, а не в результате экономических причин.
Наконец, сама Россия искусственно превращается в лидера демпинга. Спрос на её нефть может оказаться выше в сравнении с другими поставщиками, а выпадающую прибыль Москва может компенсировать увеличением объёмов своих поставок. Если допустить, что страны Запада, которые запретили российскую нефть и нефтепродукты, будут покупать дорогую нефть у других поставщиков, а страны Азии — российскую, то это, опять же, искусственно повышает конкурентоспособность азиатских экономик.
России впору задуматься о мерах по адаптации к западным ограничениям. Среди них — развитие собственного танкерного флота и уход от доллара США в транзакциях по нефтяным сделкам. Последняя задача является сквозной и актуальна для всей внешней торговли России в новых политических условиях.
Впервые опубликовано на сайте Международного дискуссионного клуба «Валдай».