Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Ольга Троицкая

К.полит.н., преподаватель факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова

Кризис в Украине спровоцирует незначительный всплеск «стрессовой» иммиграции в Россию в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе уровень украинской иммиграции в Россию снизится. Основными факторами снижения будут ухудшение имиджа России, особенно в западной части Украины, и расширение легальных возможностей перемещения для украинцев в развитые страны Запада.
 

Кризис в Украине спровоцирует незначительный всплеск «стрессовой» иммиграции в Россию в краткосрочной перспективе. Однако в долгосрочной перспективе уровень украинской иммиграции в Россию снизится. Основными факторами снижения будут ухудшение имиджа России, особенно в западной части Украины, и расширение легальных возможностей перемещения для украинцев в развитые страны Запада.

С момента распада СССР Россия была крупнейшим центром украинской иммиграции и страной с самой большой украинской диаспорой в мире. Однако в последние годы стала прослеживаться отчетливая тенденция к уменьшению доли украинцев в российском населении. Согласно данным переписей, с 1989 по 2002 гг. количество этнических украинцев в России сократилось с 4 млн до 3 млн, а к 2010 г. – до 2 млн человек. Последние исследования украинской эмиграции показывают, что Россия стала менее привлекательной как для переселения на постоянное место жительства, так и для временных заработков: с 2010 г. в страны Запада выезжает больше мигрантов из Украины, чем в Россию. Наиболее популярными направлениями для постоянной миграции стали США, Канада, Германия и Израиль, для временной работы – Италия, Польша, Чехия, Испания и Португалия.

Снижение привлекательности России связано во многом с недостатками ее миграционного законодательства. Подавляющее большинство украинских работников так и не смогли легализовать и упрочить свой статус в России, даже несмотря на многолетний опыт работы и проживания в стране. В 2013 г., по оценке Федеральной миграционной службы России (ФМС), из находившегося в стране миллиона украинских работников менее 200 тыс. имели официальное разрешение на работу. В то же время усилился фактор притяжения с Запада, особенно в связи с перемещением границы Евросоюза на восток в результате расширений 2004 и 2007 гг. И хотя временная трудовая миграция в ЕС также часто носит неформальный характер, ее преимущества обеспечиваются более высокой заработной платой и лучшими условиями труда по сравнению с Россией.

Вынужденная и постоянная миграция

В разгар украинского кризиса в российских СМИ появилась информация о тысячах беженцев из Украины. Однако в марте 2014 г. представители ФМС России опровергли эти сообщения, отметив, что указанные цифры отражают статистику трудовой, а не вынужденной миграции. В настоящее время нет оснований ожидать притока беженцев из Украины ввиду отсутствия вооруженного противостояния и серьезных угроз безопасности на ее территории.

Присоединение Крыма с двухмиллионным населением слабо отразится на уровне перемещения из этого региона в Россию. Правительство России уже заявило о намерениях сделать крупные инвестиции в развитие региона, что приведет к созданию новых рабочих мест и повышению уровня жизни местных жителей. Кроме того, наделение российским гражданством жителей Крыма позволит им воспользоваться социальными льготами и прочими преимуществами, которыми обладают граждане РФ, без переезда.

В ближайшее время показатели постоянной миграции увеличатся за счет внесения изменений в Закон «О гражданстве Российской Федерации» – соответствующий законопроект был принят Госдумой во втором чтении 4 апреля 2014 г. Законопроект предусматривает упрощенную процедуру натурализации для лиц, признанных носителями русского языка и постоянно проживающих в России (либо имеющих предков, которые жили на территории Российской империи и Советского Союза). Благодаря этому тысячи украинцев, уже фактически проживающих в России, смогут легализовать или упрочить свое положение.

Однако маловероятно, чтобы новации в законодательстве стимулировали приток переселенцев. Во-первых, все желающие переехать в Россию смогли сделать это за предыдущие два десятилетия, невзирая на законодательные препятствия. Во-вторых, даже при наличии большой русскоязычной диаспоры миграционный потенциал Украины оценивается экспертами как очень низкий. Так, известный демограф Л. Рыбаковский считает его практически нулевым, учитывая, что за период 1989–2007 гг. Украина потеряла всего 3,5% русского населения в пользу России. Еще в 2000 г. специалист по миграции В. Мукомель оценивал максимальный миграционный потенциал Украины не более чем в 550 тыс. человек. Таким образом, появившиеся в СМИ предположения о том, что Россия в условиях кризиса могла бы привлечь от 2 до 7 млн мигрантов с Украины, явно безосновательны.

Трудовая миграция

В настоящее время нет оснований ожидать притока беженцев из Украины ввиду отсутствия вооруженного противостояния и серьезных угроз безопасности на ее территории.

В долгосрочной перспективе кризис в Украине приведет к дальнейшей переориентации украинских миграционных потоков с восточного на западное направление.

C одной стороны, неизбежная поляризация и ухудшение взаимного восприятия сторон в условиях конфликта могут заставить украинских мигрантов отказаться от России в пользу других направлений по идеологическим соображениям. О том, как изменился образ России среди украинского населения, говорить пока сложно ввиду отсутствия соответствующих соцопросов. Но доступные данные говорят о том, что украинцы и россияне сильно разошлись в оценках политического кризиса. Например, В. Януковича считают виновным в кризисе 68% жителей западного региона Украины и всего 20% жителей восточного региона и 17% россиян. Влиянием Запада объясняют происходящее 57% жителей восточного региона Украины и 36% россиян, но лишь 5% жителей западного региона. Вместе с тем соцопрос, проведенный накануне референдума о независимости Крыма, показал, что против возможного введения российских войск в республику выступает подавляющее большинство украинского населения (83%), из них 93% опрошенных в западном и центральном регионах (1, 2, 3).

REUTERS / Shamil Zhumatov
Граффити, Симферополь, март 2014

Даже если предположить, что жители восточных областей не изменили отношения к России и своих миграционных намерений в результате кризиса, необходимо учитывать, что миграционный потенциал Востока существенно ниже потенциала Запада Украины, настроенного в целом очень критично к действиям России. Страна переживает весьма неблагоприятные демографические тенденции: за годы независимости численность населения республики сократилась с 52 млн до 45,5 млн человек, и это в большей степени затронуло именно восточные области.

В то же время следует ожидать, что западные страны расширят возможности легального перемещения для украинцев, что оттянет часть потоков с восточного направления. С 2008 г. между Украиной и ЕС велся диалог о либерализации визового режима, а в 2010 г. был представлен План действий по визовой либерализации для Украины. В Плане предусматривались меры в четырех областях: повышение безопасности документов за счет биометрических технологий; совершенствование мер пограничного и миграционного контроля; борьба с коррупцией и отмыванием денег; внешние отношения и улучшение ситуации в сфере прав человека.

В докладе Еврокомиссии 2013 г. отмечалось, что Украина в целом выполнила взятые на себя обязательства и привела законодательную базу в сфере миграции в соответствие с европейскими и международными стандартами. Среди основных препятствий, мешающих считать законотворческий этап завершенным, были названы пробелы в антикоррупционном законодательстве, а также отсутствие положений об отпечатках пальцев в биометрических документах, временной защите и медицинской помощи беженцам. Эти препятствия не фундаментальны и могут быть устранены в ближайшее время.

В долгосрочной перспективе кризис в Украине приведет к дальнейшей переориентации украинских миграционных потоков с восточного на западное направление.

Более того, теперь, когда страны Северной Америки и Европы демонстрируют готовность поддержать смену правительства в Украине и ее западный вектор интеграции, можно ожидать более интенсивного сотрудничества и ослабления миграционных барьеров со стороны развитых стран.

На практике это может означать следующее.

Во-первых, расширятся возможности миграции для отдельных категорий квалифицированных специалистов Украины – ученых, предпринимателей, студентов и др. Традиционно в странах Запада поддержка подобной мобильности из развивающихся стран воспринималась как действенный инструмент «мягкой силы», позволяющий не только укреплять взаимовыгодные контакты и обмен знаниями, но и социализировать «лидеров» – наиболее активных и предприимчивых представителей своей профессии – в духе западных ценностей.

Во-вторых, отдельные страны Евросоюза могут увеличить трудовые квоты для временных рабочих из Украины при условии более тесного сотрудничества с властями страны в области реадмиссии нелегалов и безопасности документов. Усиление финансовой и технической помощи со стороны ЕС поможет совершенствовать пограничный и миграционный контроль Украины и тем самым ослабить риски невозвращения или злоупотребления открывшимися возможностями.

Последствия для России

eurasianinfoleague.com
Международная конференция «Российско-
украинские отношения: реалии и
перспективы» в Москве, 2013

В принятой в 2012 г. Концепции государственной миграционной политики РФ на период до 2025 г. зафиксировано, что Россия рассматривает миграцию как важнейший ресурс «стабилизации и увеличения численности населения», а также как источник квалифицированных кадров для рынка труда. Не будет преувеличением сказать, что Украина предоставляет оптимальные возможности с точки зрения решения обеих задач российской миграционной политики.

Исследования показывают, что среди украинских мигрантов преобладают лица в возрасте 20–49 лет, т.е. представители наиболее экономически продуктивных возрастных групп. Большинство трудовых мигрантов имеют профессионально-техническое и полное среднее образование, что в настоящее время очень востребовано на российском рынке труда. Мужчины заняты преимущественно в сфере строительства и транспорта, женщины – в торговле и сфере бытовых услуг.

Кроме того, украинцы – одна из наиболее интегрированных в российское общество групп, которая вызывает наименьшее раздражение и неприязнь со стороны общества. Это подтверждается результатами опросов Левада-Центра: в 2013 г. лишь 5% опрошенных выступали за ограничение миграции украинцев, в то время как за ограничение проживания «выходцев с Кавказа» и «выходцев из бывших среднеазиатских республик СССР» – 54% и 45% соответственно.

Даже если предположить, что жители восточных областей не изменили отношения к России и своих миграционных намерений в результате кризиса, необходимо учитывать, что миграционный потенциал Востока существенно ниже потенциала Запада Украины.

Учитывая вышесказанное, можно заключить, что сокращение численности украинской миграции негативно скажется на качественном составе миграционных потоков в России и функционировании рынка труда. Ситуацию усугубляет тот факт, что Россия в принципе не имеет альтернативных источников иммигрантов. Как уже отмечалось в исследованиях, российский рынок труда не обладает глобальной привлекательностью. Наиболее конкурентоспособен лишь узкий сегмент топ-менеджмента, в котором зарплаты существенно превышают уровень зарплат даже в западных странах. Специальности, за счет которых идет массовое привлечение в страны Запада квалифицированных мигрантов – ученых, врачей, учителей, инженеров, специалистов в сфере информационных технологий, непривлекательны для иностранцев в силу либо низкой оплаты труда, либо языковой специфики.

Влияние кризиса на миграцию из других стран СНГ

В июне 2013 г. в ходе состоявшейся в Москве конференции «Российско-украинские отношения: реалии и перспективы» глава ФМС России К. Ромодановский заявил, что из находящихся в России полутора миллионов украинских мигрантов 700 тыс. – кандидаты на выдворение в силу нелегального статуса. Такое заявление, сделанное в момент, когда украинский президент В. Янукович еще делал выбор между ассоциацией с Евросоюзом и интеграцией с Россией, было призвано напомнить украинским коллегам о том, что Россия держит в руках мощный рычаг воздействия на благосостояние сотен тысяч украинских граждан.

Опыт взаимоотношений России со странами СНГ показывает, что вероятность использования этого рычага в будущем не исключена и будет повышаться по мере усиления напряженности в отношениях с Украиной. Россия уже использовала миграционную карту, например, во время кризиса с Грузией в 2006 г., устраивая точечные кампании по выдворению грузинских мигрантов. Дипломатический скандал по поводу ареста российских летчиков в Таджикистане в 2011 г. сопровождался кампаниями по выявлению и депортации нелегальных таджикских мигрантов. В СМИ стали активно распространяться сведения о высоком уровне преступности и заболеваемости среди мигрантов, особенно выходцев из Таджикистана. Этот случай особо примечателен тем, что уже в 2012 г. Россия предложила упростить правила пребывания таджикских мигрантов в обмен на согласие Таджикистана продлить срок нахождения на его территории российской военной базы. 2 апреля 2014 г. Президент РФ подписал Закон о ратификации Протокола о внесении изменения в Соглашение между Россией и Таджикистаном о трудовой деятельности и защите прав граждан.

Готовность России разыгрывать миграционную карту во внешнеполитических интересах не может не вызывать обеспокоенность как у самих мигрантов, так и у правительств стран СНГ, чья экономика в большей или меньшей степени зависит от денежных переводов мигрантов. Формально положение выходцев из стран СНГ очень уязвимое. По общепризнанным оценкам, мигранты составляют в среднем 1/10 рабочей силы России, или 7 млн человек (включая неформальную занятость), однако ежегодное количество квот, которые позволили бы мигрантам трудиться легально, не составляет и трети от этой цифры. Миллионы человек, честно отрабатывающие свой хлеб и часто трудящиеся в тяжелых условиях, – потенциальные «кандидаты на выдворение» с перспективой запрета повторного въезда в страну на десять лет.

Несмотря на растущую обеспокоенность действиями России, нынешний кризис вряд ли вызовет существенные изменения в миграционной динамике на пространстве СНГ. У большинства стран региона, в отличие от Украины, просто нет альтернатив. Ни одна другая страна не предоставляет таких возможностей, как Россия – с ее обширной территорией и емким рынком труда, открытыми границами и привилегиями в отношении въезда и поиска работы для граждан СНГ. Никакие попытки диверсификации экспорта рабочей силы на уровне правительств или лоббирование более либеральных миграционных правил на других направлениях не способны изменить возможности миграции таким образом, чтобы существенно ослабить роль России как принимающего центра.

* * *

Теперь, когда страны Северной Америки и Европы демонстрируют готовность поддержать смену правительства в Украине и ее западный вектор интеграции, можно ожидать более интенсивного сотрудничества и ослабления миграционных барьеров со стороны развитых стран.

Прогнозируемое снижение украинской иммиграции в результате ухудшения двусторонних отношений – хороший повод задуматься о долгосрочной стратегии России в области миграции и распространения своего влияния в СНГ в целом.

Мигрантские общины могут быть эффективным инструментом «мягкой силы», способствующим распространению ценностей и культуры принимающего общества, развитию контактов и укреплению сотрудничества между странами. Но чтобы этот ресурс заработал, принимающей стране как максимум необходимо проявлять заботу о мигрантах, как минимум – обеспечить им равные, недискриминационные условия проживания и работы, уважение человеческого достоинства и защиту в случае нарушения их прав. Сегодня в России можно наблюдать скорее обратные явления, учитывая уровень нелегальной миграции, коррупции и злоупотреблений в сфере трудоустройства мигрантов.

«Жесткое использование» этого ресурса «мягкой силы» – для прямого давления на правительства стран происхождения мигрантов путем угроз депортаций или введения визового режима – рискует окончательно свести на нет его преимущества. То, что выглядит в краткосрочной перспективе как удобный и относительно простой в использовании рычаг влияния, в долгосрочной перспективе подрывает доверие к России и лишь способствует перенаправлению миграционных потоков в другие страны, границы с которыми становятся все более проницаемыми.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся