Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Вадим Войников

Д.ю.н., профессор кафедры интеграционного права и прав человека МГИМО МИД России, профессор института управления и территориального развития БФУ им. И. Канта

В последние годы Европейский союз сталкивается с возрастающей угрозой безопасности своих внешних границ. Так, к традиционным угрозам, связанным с неконтролируемым въездом на территорию ЕС нелегальных иммигрантов, ищущих спасения от войн и катастрофической экономической ситуации в своих странах, следует добавить появление угрозы проникновения в ЕС представителей экстремистских группировок, вербующих жителей ЕС для участия в региональных вооруженных конфликтах.

В последние годы Европейский союз сталкивается с возрастающей угрозой безопасности своих внешних границ.

Согласно отчету Европейской комиссии за ноябрь 2013 – февраль 2014 гг., по сравнению с аналогичным предшествующим периодом количество выявленных нарушений внешний границ выросло на 96%.

При этом отмечается не только увеличение численности нелегальных иммигрантов, но и расширение круга потенциальных угроз безопасности границ.

Так, к традиционным угрозам, связанным с неконтролируемым въездом на территорию ЕС нелегальных иммигрантов, ищущих спасения от войн и катастрофической экономической ситуации в своих странах, следует добавить появление угрозы проникновения в ЕС представителей экстремистских группировок, вербующих жителей ЕС для участия в региональных вооруженных конфликтах.

По мнению ряда экспертов, боевики «Исламского государства» уже начали внедряться в поток мигрантов, направляющихся из Северной Африки в Европу через Средиземное море.

В целом, угроза проникновения в ЕС экстремизма имеет комплексный характер, а меры по борьбе с ней не исчерпываются усилением эффективности контроля на внешних границах, поскольку многие члены экстремистских группировок имеют гражданство ЕС и проживают на его территории. Поэтому только посредством ужесточения контроля на внешних границах ЕС указанную проблему решить невозможно. Вместе с тем, наряду с другими мероприятиями повышение эффективности управления внешними границами следует рассматривать в комплексе мер по борьбе с проявлением экстремизма в Европе.

В целом, понятие укрепления внешних границ включает в себя два основных компонента: повышение эффективности пограничного контроля в пунктах пропуска (контроль внешней границы ЕС) и усиление охраны границ ЕС вне пунктов пропусках, т.н. зеленой и голубой границы (охрана внешней границы ЕС).

В рамках ЕС функции охраны и контроля границы реализуются национальными пограничными службами. При этом законодательство, касающееся контроля границ, принимается на уровне ЕС, а нормы, регулирующие охрану границ, по-прежнему устанавливаются государствами-членами на национальном уровне.

В последнее время Европейский союз проводит политику по реформированию законодательства как в сфере пограничного контроля, так и в сфере охраны границ. Оба направления призваны сделать внешние границы ЕС более защищенными, а систему пропуска более эффективной.

Ключевая инициатива последних лет в области пограничного контроля – программа «Smart borders» (Умные границы).

Программа «Smart borders» представляет собой пакет мер, направленных на оптимизацию системы пропуска через границу, она включает в себя два основных компонента: система регистрации въезда/выезда (entry/exit system) и программа регистрации путешественников (registered traveller programme).

В феврале 2013 года Европейская комиссия подготовила два законопроекта, касающихся соответственно программы регистрации путешественников и система регистрации въезда/выезда.

Система регистрации въезда/выезда предусматривает создание единой электронной системы регистрации всех въезжающих и выезжающих иностранных граждан с территории ЕС.

Боевики «Исламского государства» уже начали внедряться в поток мигрантов, направляющихся из Северной Африки в Европу через Средиземное море.

В соответствии с проектом регламента система регистрации въезда/выезда состоит из двух уровней: национального и центрального. Данные, содержащиеся в системе, должны быть доступны для иммиграционных властей и пограничных служб всех государств-членов.

В числе прочего новая система должна существенно упростить идентификацию нелегальных иммигрантов, пытающихся въехать или уже находящихся на территории ЕС.

Программа регистрации путешественников ориентирована на законопослушных и добросовестных иностранцев, регулярно посещающих Шенгенское пространство.

Любое лицо, соответствующее указанным критериям, может ходатайствовать перед пограничной службой или консульским учреждением государства- члена о включении его в указанную программу. Статус участника программы дает право иностранцу на прохождение границы в упрощенном автоматическом порядке.

В области охраны границ недавней инициативой следует назвать Европейскую систему по наблюдению за внешними границами (ЕВРОСУР). В октябре 2013 года был принят регламент Совета и Парламента, устанавливающий Европейскую систему по наблюдению за границами [1]. Данная система ориентирована преимущественно на южные морские и восточные сухопутные границы EС. Однако в дальнейшем она будет распространена на все остальные границы EС. На сегодняшний день к ЕВРОСУР присоединились 18 государств-членов ЕС, а также Норвегия.

ЕВРОСУР представляет собой механизм сотрудничества и обмена информацией, позволяющий государствам-членам осуществлять охрану границ, а Агентству по управлению внешними границами (Фронтекс) сотрудничать на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях.

По сути данная система не создает никакую новую структуру управления внешними границами и не заменяет действующие системы. Она ориентирована на упорядочение существующих национальных систем охраны границ с целью предотвращения незаконного пересечения границы, борьбы с трансграничной преступностью и спасения жизни иммигрантов.

Посредством оперативного обмена информацией в режиме реального времени государства-члены ЕС, а также Агентство ФРОНТЕКС получают ситуационную картину всех участков внешней границы ЕС. Это позволяет быстрее и эффективнее реагировать на любые правонарушения или чрезвычайные ситуации на границе.

Иными словами, система ЕВРОСУР носит интеллектуальный характер, вопросы технического обеспечения по-прежнему находятся в зоне ответственности государств-членов.

Понятие укрепления внешних границ включает в себя два основных компонента: повышение эффективности пограничного контроля в пунктах пропуска (контроль внешней границы ЕС) и усиление охраны границ ЕС вне пунктов пропусках, т.н. зеленой и голубой границы (охрана внешней границы ЕС).

Вместе с тем события последних месяцев (апрель – май 2015 года) показывают, что задачи, стоящие перед ЕВРОСУР, не всегда удается реализовать.

В апреле 2015 года на Средиземном море произошла очередная трагедия, затонуло судно, перевозящее из Северной Африки в Европу несколько сотен человек.

Это событие заставило европейских чиновников вновь обратиться к указанной проблеме. 23 апреля 2015 года состоялся внеочередной саммит Европейского совета, посвященный проблеме борьбы с незаконной иммиграцией.

Европейский совет обозначил ряд радикальных мер по предотвращению въезда на территорию ЕС нелегальных иммигрантов, включая затопление судов, используемых для перевозки мигрантов.

Такие инициативы сразу вызвали вопросы с точки зрения соответствия нормам международного права. Очевидно, что затопление судов в международных водах возможно только при наличии соответствующего решения Совета Безопасности ООН. Кроме того, абсолютно неясно, каким образом соответствующие службы стран ЕС планируют идентифицировать суда, используемые для транспортировки иммигрантов.

Вместе с тем данная мера навряд ли сможет решить проблему предотвращения въезда в ЕС представителей экстремистских группировок, поскольку Европейский Совет призвал расширить программу предоставления международной защиты в отношении иммигрантов из Северной Африки, в том числе посредством внедрения принципа внутренней солидарности и ответственности. Указанный принцип предполагает предоставление статуса беженца и расселение иммигрантов по всем странам ЕС. Предложение вызвало крайне негативную реакцию у ряда стран, включая Великобританию, поскольку государства боятся массового въезда в ЕС экстремистов.

Очевидно, что проблема незаконной иммиграции приобрела для Европейского союза новый характер. «Пожар», устроенный на Ближнем Востоке и Северной Африке, постепенно переносится на страны ЕС.

Помимо роста незаконных иммигрантов Европейский союз вынужден также бороться с проникновением в Европу экстремизма. Это значительно более сложная и трудно решаемая проблема.

1. , Regulation (EU) No 1052/2013 of the European Parliament and of the Council of 22 October 2013 establishing the European Border Surveillance System (Eurosur), OJ L 295, 6.11.2013, p. 11–26.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся