В последние годы Европейский союз сталкивается с возрастающей угрозой безопасности своих внешних границ.
Согласно отчету Европейской комиссии за ноябрь 2013 – февраль 2014 гг., по сравнению с аналогичным предшествующим периодом количество выявленных нарушений внешний границ выросло на 96%.
При этом отмечается не только увеличение численности нелегальных иммигрантов, но и расширение круга потенциальных угроз безопасности границ.
Так, к традиционным угрозам, связанным с неконтролируемым въездом на территорию ЕС нелегальных иммигрантов, ищущих спасения от войн и катастрофической экономической ситуации в своих странах, следует добавить появление угрозы проникновения в ЕС представителей экстремистских группировок, вербующих жителей ЕС для участия в региональных вооруженных конфликтах.
По мнению ряда экспертов, боевики «Исламского государства» уже начали внедряться в поток мигрантов, направляющихся из Северной Африки в Европу через Средиземное море.
В целом, угроза проникновения в ЕС экстремизма имеет комплексный характер, а меры по борьбе с ней не исчерпываются усилением эффективности контроля на внешних границах, поскольку многие члены экстремистских группировок имеют гражданство ЕС и проживают на его территории. Поэтому только посредством ужесточения контроля на внешних границах ЕС указанную проблему решить невозможно. Вместе с тем, наряду с другими мероприятиями повышение эффективности управления внешними границами следует рассматривать в комплексе мер по борьбе с проявлением экстремизма в Европе.
В целом, понятие укрепления внешних границ включает в себя два основных компонента: повышение эффективности пограничного контроля в пунктах пропуска (контроль внешней границы ЕС) и усиление охраны границ ЕС вне пунктов пропусках, т.н. зеленой и голубой границы (охрана внешней границы ЕС).
В рамках ЕС функции охраны и контроля границы реализуются национальными пограничными службами. При этом законодательство, касающееся контроля границ, принимается на уровне ЕС, а нормы, регулирующие охрану границ, по-прежнему устанавливаются государствами-членами на национальном уровне.
В последнее время Европейский союз проводит политику по реформированию законодательства как в сфере пограничного контроля, так и в сфере охраны границ. Оба направления призваны сделать внешние границы ЕС более защищенными, а систему пропуска более эффективной.
Ключевая инициатива последних лет в области пограничного контроля – программа «Smart borders» (Умные границы).
Программа «Smart borders» представляет собой пакет мер, направленных на оптимизацию системы пропуска через границу, она включает в себя два основных компонента: система регистрации въезда/выезда (entry/exit system) и программа регистрации путешественников (registered traveller programme).
В феврале 2013 года Европейская комиссия подготовила два законопроекта, касающихся соответственно программы регистрации путешественников и система регистрации въезда/выезда.
Система регистрации въезда/выезда предусматривает создание единой электронной системы регистрации всех въезжающих и выезжающих иностранных граждан с территории ЕС.
В соответствии с проектом регламента система регистрации въезда/выезда состоит из двух уровней: национального и центрального. Данные, содержащиеся в системе, должны быть доступны для иммиграционных властей и пограничных служб всех государств-членов.
В числе прочего новая система должна существенно упростить идентификацию нелегальных иммигрантов, пытающихся въехать или уже находящихся на территории ЕС.
Программа регистрации путешественников ориентирована на законопослушных и добросовестных иностранцев, регулярно посещающих Шенгенское пространство.
Любое лицо, соответствующее указанным критериям, может ходатайствовать перед пограничной службой или консульским учреждением государства- члена о включении его в указанную программу. Статус участника программы дает право иностранцу на прохождение границы в упрощенном автоматическом порядке.
В области охраны границ недавней инициативой следует назвать Европейскую систему по наблюдению за внешними границами (ЕВРОСУР). В октябре 2013 года был принят регламент Совета и Парламента, устанавливающий Европейскую систему по наблюдению за границами [1]. Данная система ориентирована преимущественно на южные морские и восточные сухопутные границы EС. Однако в дальнейшем она будет распространена на все остальные границы EС. На сегодняшний день к ЕВРОСУР присоединились 18 государств-членов ЕС, а также Норвегия.
ЕВРОСУР представляет собой механизм сотрудничества и обмена информацией, позволяющий государствам-членам осуществлять охрану границ, а Агентству по управлению внешними границами (Фронтекс) сотрудничать на тактическом, оперативном и стратегическом уровнях.
По сути данная система не создает никакую новую структуру управления внешними границами и не заменяет действующие системы. Она ориентирована на упорядочение существующих национальных систем охраны границ с целью предотвращения незаконного пересечения границы, борьбы с трансграничной преступностью и спасения жизни иммигрантов.
Посредством оперативного обмена информацией в режиме реального времени государства-члены ЕС, а также Агентство ФРОНТЕКС получают ситуационную картину всех участков внешней границы ЕС. Это позволяет быстрее и эффективнее реагировать на любые правонарушения или чрезвычайные ситуации на границе.
Иными словами, система ЕВРОСУР носит интеллектуальный характер, вопросы технического обеспечения по-прежнему находятся в зоне ответственности государств-членов.
Вместе с тем события последних месяцев (апрель – май 2015 года) показывают, что задачи, стоящие перед ЕВРОСУР, не всегда удается реализовать.
В апреле 2015 года на Средиземном море произошла очередная трагедия, затонуло судно, перевозящее из Северной Африки в Европу несколько сотен человек.
Это событие заставило европейских чиновников вновь обратиться к указанной проблеме. 23 апреля 2015 года состоялся внеочередной саммит Европейского совета, посвященный проблеме борьбы с незаконной иммиграцией.
Европейский совет обозначил ряд радикальных мер по предотвращению въезда на территорию ЕС нелегальных иммигрантов, включая затопление судов, используемых для перевозки мигрантов.
Такие инициативы сразу вызвали вопросы с точки зрения соответствия нормам международного права. Очевидно, что затопление судов в международных водах возможно только при наличии соответствующего решения Совета Безопасности ООН. Кроме того, абсолютно неясно, каким образом соответствующие службы стран ЕС планируют идентифицировать суда, используемые для транспортировки иммигрантов.
Вместе с тем данная мера навряд ли сможет решить проблему предотвращения въезда в ЕС представителей экстремистских группировок, поскольку Европейский Совет призвал расширить программу предоставления международной защиты в отношении иммигрантов из Северной Африки, в том числе посредством внедрения принципа внутренней солидарности и ответственности. Указанный принцип предполагает предоставление статуса беженца и расселение иммигрантов по всем странам ЕС. Предложение вызвало крайне негативную реакцию у ряда стран, включая Великобританию, поскольку государства боятся массового въезда в ЕС экстремистов.
Очевидно, что проблема незаконной иммиграции приобрела для Европейского союза новый характер. «Пожар», устроенный на Ближнем Востоке и Северной Африке, постепенно переносится на страны ЕС.
Помимо роста незаконных иммигрантов Европейский союз вынужден также бороться с проникновением в Европу экстремизма. Это значительно более сложная и трудно решаемая проблема.
1. , Regulation (EU) No 1052/2013 of the European Parliament and of the Council of 22 October 2013 establishing the European Border Surveillance System (Eurosur), OJ L 295, 6.11.2013, p. 11–26.