Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.86)
 (14 голосов)
Поделиться статьей
Иван Щедров

Младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН

В конце сентября 2023 г. на Мальдивах прошли президентские выборы, в ходе которых победу одержал Мохаммед Муиззу, которого называют «прокитайским» президентом. Муиззу не был фаворитом в предвыборной гонке, но судьбу выборов решили голоса менее 20 тыс. избирателей, и по итогам второго тура он набрал 54%, опередив своего главного конкурента, бывшего «проиндийского» президента Мальдивской Республики (2018–2023) Ибрагима Мохаммеда Солиха.

Муиззу заверил избирателей, что немедленно начнет процесс вывода индийского контингента, который обслуживал авиацию, используемую в поисково-спасательных операциях. Также Мальдивы отказались продлевать соглашение о совместном проведении гидрографических исследований, опасаясь, что индийцы осуществляют сбор разведданных. Охлаждение отношений сопровождалось большим дипломатическим скандалом, поводом для которого стали оскорбительные высказывания в адрес премьер-министра Индии Н. Моди. Его поездка в Лакшадвип стала символическим подтверждением планов индийского правительства превратить эту территорию в новый курорт премиум-класса, что вызвало негативную реакцию со стороны ряда мальдивских политиков, которые опасаются, что инфраструктурное развитие Лакшадвипа может сказаться на уровне турпотока между Мальдивами и Индией. Лакшадвип — типичный пример туристического направления среднего уровня комфорта, значительно уступающего по инфраструктуре и сервису Мальдивам, но потенциально более доступного для простого индийца.

Сегодня недостатки туристической инфраструктуры компенсируются чувством патриотизма среди индийцев — пожалуй, наиболее важным фактором в краткосрочной перспективе. Решение правительства Мальдив отстранить от должности политиков, допустивших оскорбительные высказывания в адрес Моди, не помогло — ярко выраженная антииндийская риторика не осталась незамеченной со стороны индийского общества. В Индии началась кампания Boycott Maldives, направленная на отказ от поездок в страну.

Но амбиции руководства Индии пока слабо соотносятся с реальностью, и конкурировать с Мальдивами в данной сфере им пока попросту не по силам. В то же время некоторые мальдивские политики, в том числе бывшие президенты, признают, что длительный индийский бойкот сильно ударит по экономике страны, и, несмотря на призывы президента Муиззу привлечь туристов из Китая, отказаться от туристического потока из Индии правительство будет попросту не в состоянии.

Попытки оборвать тесные отношения с Индией в пользу Китая не возымеют должного эффекта. В 2022 г. Индия стала вторым после Омана торговым партнером Мальдив, а объем двусторонней торговли составил 493 млн долл., тогда как с Китаем — 381 млн долл. Очевидно, риторика лидеров островного государства призвана привлечь внимание китайских финансовых структур. По состоянию на конец 2021 г. страна была должна Китаю в 10 раз больше, чем Индии — 1,28 млрд долл. (42% внешнего долга), что составляет почти 25% ВВП. Большая часть средств направляется на проекты жилищного строительства, при этом многие из них часто становятся дополнительным источником доходов для местных чиновников вследствие непрозрачности и наличия коррупционной составляющей. В свете обнародованных инфраструктурных планов внешняя задолженность будет только расти, а при медленном сокращении бюджетного дефицита рвать связи с Индией станет крайне невыгодного.

Однако рассматривать политику «кораллового» государства исключительно с точки зрения противостояния двух азиатских гигантов нецелесообразно. По всей видимости, под лозунгами о «защите суверенитета» и «снижении зависимости» страна будет проводить многовекторную политику. Естественно, такой курс не останется незамеченным со стороны ближайшего соседа. В глазах индийского наблюдателя он имеет ярко выраженный прокитайский характер, так как основным драйвером инфраструктурного развития останется китайский капитал. Вопрос, повторят ли Мальдивы судьбу Шри-Ланки, остается открытым, и ответ на него будет зависеть от «аппетитов» нового руководства.

12 января 2024 г. завершился визит президента Мальдивской Республики Мохаммеда Муиззу в КНР, в ходе которого страны подписали 20 соглашений в сферах цифровой и «зеленой» экономик, туризма, СМИ, инфраструктуры. По его итогам уровень двусторонних отношений был повышен до всеобъемлющего стратегического партнерства. Событие получило широкую огласку в мировых СМИ, так как проходило на фоне разгорающегося дипломатического скандала между Мальдивами и Индией. На сегодняшний день островное государство становится еще одной площадкой для торгово-экономического и политического противостояния между Индией и Китаем.

Новый президент, старые дилеммы

В конце сентября 2023 г. на Мальдивах прошли президентские выборы, в ходе которых победу одержал Мохаммед Муиззу. В индийских СМИ его называют «прокитайским» президентом из-за предвыборной кампании India Out, под лозунгом которой он выдвигался. Политик считает, что тесные связи с Индией и наличие индийского контингента лишают страну независимости.

В период с 2012 по 2018 гг. он занимал пост министра жилищного строительства и инфраструктуры — реализовал несколько амбициозных дорожных проектов, модернизировал систему водоснабжения и канализацию, занимался мелиорацией сельскохозяйственных площадей. Позднее, с 2021 по 2023 гг., исполнял обязанности мэра столицы — города Мале. На посту курировал развитие инфраструктурных проектов, финансируемых на заимствованные у Китая средства, в частности знаменитый двухкилометровый мост Синамале (ранее — Китайско-мальдивский мост дружбы) стоимостью в 210 млн долл., соединяющий город с международным аэропортом.

Муиззу не был фаворитом в предвыборной гонке, представляя сравнительно молодую партию Народный национальный конгресс (People National Congress), которая образовала коалицию с Прогрессивной партией Мальдив (Progressive Party of Maldives), второй по популярности после Мальдивской демократической партии (Maldivian Democratic Party). Эта коалиция изначально выдвинула кандидатуру бывшего президента Абдуллы Ямина (2013–2018), однако по решению Верховного суда он не был допущен к выборам, так как отбывал продолжительный срок за отмывание денег и коррупцию. В результате Муиззу, первоначально запасной кандидат, получил шанс стать президентом.

Судьбу выборов решили голоса менее 20 тыс. избирателей. По итогам второго тура Муиззу набрал 54%, опередив своего главного конкурента, бывшего «проиндийского» президента Мальдивской Республики (2018–2023) и кандидата от Мальдивской демократической партии Ибрагима Мохаммеда Солиха. Во время президентского срока он трижды посетил Индию, выступал за расширение сотрудничества в области обороны, инфраструктуры и инвестиций в рамках политики India First. Неудивительно, что результаты выборов мировые СМИ назвали «поражением Индии Китаю», а некоторые индийские эксперты объясняли их итог «голосованием исламистов».

Битва нарративов: Boycott Maldives vs India Out

Муиззу заверил избирателей, что немедленно начнет процесс вывода индийского контингента (77 военнослужащих и 12 сотрудников медперсонала), который обслуживал авиацию, используемую в поисково-спасательных операциях. Позднее было озвучено требование сделать это в кратчайшие сроки, а именно к 15 марта. Мальдивы также отказались продлевать с Индией соглашение, подразумевающее совместное проведение гидрографических исследований. Причиной стали опасения, что индийцы осуществляли сбор разведданных. Индия проявила сдержанную реакцию — руководство страны предпочло занять выжидательную позицию и согласилось начать переговорный процесс.

Охлаждение отношений сопровождалось большим дипломатическим скандалом, поводом для которого стали оскорбительные высказывания трех мальдивских политиков в адрес премьер-министра Индии Н. Моди. Его поездка в Лакшадвип стала символическим подтверждением планов индийского правительства превратить эту территорию в новый курорт премиум-класса [1]. Публикации с изображением премьер-министра на фоне пляжей курорта в социальных сетях вызвали негативную реакцию со стороны ряда мальдивских политиков, которые опасаются, что инфраструктурное развитие Лакшадвипа может сказаться на уровне турпотока между Мальдивами и Индией.

Существует несколько причин, почему это может произойти. Во-первых, в Индии достаточно развит внутренний туризм, который, к слову, стал спасательным кругом для отрасли во времена локдаунов и ограничений. Многие представители среднего класса не могли себе позволить отдых за границей, а в постпандемийные времена попытки открыть для себя новые туристические направления были связаны с феноменом «путешествий мести» (revenge travels) — люди начали «мстить» пандемии за причиненные неудобства и отсутствие впечатлений. Лакшадвип — типичный пример туристического направления среднего уровня комфорта, значительно уступающего по инфраструктуре и сервису Мальдивам, но потенциально более доступного для простого индийца.

Во-вторых, принципиальное значение имеют планы по инфраструктурному развитию региона. Каваратти, административный центр союзной территории с населением 11 тыс. человек, стал самым малонаселенным городом, включенным в масштабную правительственную программу «Миссия умных городов» [2]. Однако по причине недостатка финансирования, которое осуществлялось преимущественно за счет центрального правительства, завершенными числятся лишь четыре проекта. Новая волна интереса со стороны руководства возникла на фоне похолодания отношений с соседом. Премьер-министр Н. Моди заявил о намерениях вложить 11,5 млрд рупий (примерно 138 млн долл.) в развитие инфраструктуры и построить новый аэропорт на острове Миникой. Государственные инициативы подкрепляются планами со стороны частного сектора — индийская компания Taj Hotels намерена построить на островах несколько отелей премиум-класса, а авиакомпания SpiceJetзапустить прямое авиасообщение с регионом.

Сегодня недостатки туристической инфраструктуры компенсируется чувством патриотизма среди индийцев — пожалуй, наиболее важным фактором в краткосрочной перспективе. Решение правительства Мальдив отстранить от должности политиков, допустивших оскорбительные высказывания в адрес Моди, не помогло — ярко выраженная антииндийская риторика не осталась незамеченной со стороны индийского общества. В Индии началась кампания Boycott Maldives, направленная на отказ от поездок в страну. К ней присоединились представители авиакомпаний, звезды Болливуда, политики. Индийцы начали массово публиковать фотографии своего отдыха на островах Лакшадвипа.

Амбиции руководства Индии пока слабо соотносятся с реальностью. Согласно данным на сайте администрации союзной территории, в 2017–2018 фин. гг. с туристическими целями ее посетили всего 9782 человека, 85% из которых — индийцы. Конкурировать с Мальдивами, принявшими в прошлом году 1,88 млн туристов, попросту не по силам. В то же время некоторые мальдивские политики, в том числе бывшие президенты, признают, что длительный бойкот сильно ударит по экономике страны. Представители торгово-промышленной палаты Южной Индии ожидают, что в ближайшие три месяца количество бронирований на Мальдивах спадет на 50%. Несмотря на призывы президента Муиззу привлечь туристов из Китая, отказаться от туристического потока из Индии правительство будет попросту не в состоянии. Туристическая отрасль составляет до трети ВВП страны, отвечает за 60% валютных поступлений и обеспечивает занятость 44 тыс. жителей, которые напрямую работают в секторе. Основными источниками туристов для страны в 2023 г. стали Индия (209 тыс.), Россия (209 тыс.), Китай (187 тыс.) и Великобритания (156 тыс.). Количество индийских туристов за последние несколько лет выросло почти втрое — именно они спасли индустрию Мальдив во время пандемии, когда Китай вводил серьезные ограничения.

Зависимость вопреки

Журналистские штампы о борьбе Индии и Китая за влияние в малых странах Южной Азии стали общим местом, причем для описания элементов этой борьбы используются нарративы о «долговых ловушках», «защите суверенитета» и «традиционной сфере влияния». Желание мальдивских политиков характеризовать взаимоотношения с крупными державами в духе игры с нулевой суммой тоже далеки от реальности — попытки оборвать тесные отношения с Индией в пользу Китая не возымеют должного эффекта.

Индия в свое время помогала стране реконструировать международный аэропорт, гавани, модернизировать систему водоснабжения и канализации, поставляла вакцины от Covid-19, занималась строительством социального жилья, больниц, учебных заведений, предоставляла грантовую помощь и кредиты для гражданских и военных инфраструктурных проектов. В 2022 г. Индия стала вторым после Омана торговым партнером Мальдив, а объем двусторонней торговли составил 493 млн долл., тогда как с Китаем — 381 млн долл. В то же время в 2014 г. Мальдивы присоединились к инициативе «Один пояс, один путь», а спустя три года для развития экспорта рыбной продукции заключили с Китаем соглашение о зоне свободной торговли (пока не вступило в силу).

Очевидно, риторика лидеров островного государства призвана привлечь внимание китайских финансовых структур — всего за несколько дней до визита в Китай Муиззу обнародовал проект модернизации международного аэропорта в Мале, который, согласно планам правительства, будет способен принимать 25 млн пассажиров в год. В этой связи нельзя не упомянуть о проблеме растущего государственного долга. По состоянию на конец 2021 г. страна была должна Китаю в 10 раз больше, чем Индии — 1,28 млрд долл. (42% внешнего долга), что составляет почти 25% ВВП. Большая часть средств направляется на проекты жилищного строительства, при этом многие из них часто становятся дополнительным источником доходов для местных чиновников вследствие непрозрачности и наличия коррупционной составляющей. В свете обнародованных инфраструктурных планов внешняя задолженность будет только расти, а при медленном сокращении бюджетного дефицита рвать связи с Индией станет крайне невыгодного.

Мальдивы на перепутье: дрейф между Индией и Китаем?

Сегодня внимание к Мальдивам приковано не только в Индии и Китае — политику «кораллового» государства нецелесообразно рассматривать исключительно с точки зрения противостояния двух азиатских гигантов. Правительство страны стремится диверсифицировать свои внешние связи.

Согласно неформально сложившейся традиции, президент Мальдивской Республики с первым визитом посещает Индию, однако Муиззу выбрал другое и во многом неожиданное направление — Турцию. На повестке дня стояли торгово-экономические вопросы, в частности снижение тарифных ставок на экспортную продукцию из Мальдив. По итогам визита президент принял решение открыть посольство в Анкаре, а впоследствии Мальдивы заключили соглашение на 37 млн долл. на поставку патрульных БПЛА Aksungur.

Из-за того, что в стране нет собственной развитой системы здравоохранения, граждане республики проходили лечение в клиниках южноиндийских штатов и Шри-Ланки, которые получали значительные выплаты от мальдивской государственной компании Aasandha. По решению нового руководства система медицинского страхования теперь будет распространяться на ОАЭ и Таиланд.

Внимание к островному государству проявили и в США. В сентябре 2023 г. Дж. Байден назначил карьерного дипломата Хьюго Йона первым послом на Мальдивах — ранее дипломатическая контакты поддерживались через посольство в Шри-Ланке.

По всей видимости, под лозунгами о «защите суверенитета» и «снижении зависимости» страна будет проводить многовекторную политику. Естественно, такой курс не останется незамеченным со стороны ближайшего соседа. В глазах индийского наблюдателя он имеет ярко выраженный прокитайский характер, так как основным драйвером инфраструктурного развития останется китайский капитал. Вопрос, повторят ли Мальдивы судьбу Шри-Ланки, островного государства Индийского океана, которое было не в состоянии расплатиться по внешним обязательствам, остается открытым. Ответ на него будет зависеть от «аппетитов» нового руководства.

1. Острова располагаются в 130 км от о. Тхураакуну, северной части Мальдив, и гораздо дальше от ближайшего индийского штата Керала.

2. Aijaz R. India’s Smart Cities Mission, 2015–2021: A Stocktaking // Observer Research Foundation. Special Report No. 155. P. 6.


Оценить статью
(Голосов: 14, Рейтинг: 4.86)
 (14 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся