Read in English
Оценить статью
(Голосов: 10, Рейтинг: 3.9)
 (10 голосов)
Поделиться статьей
Александр Воронцов

К.и.н, зав. отделом Кореи и Монголии ИВ РАН, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России

В сообщениях мировых СМИ, касающихся КНДР, в последние два-три года превалирует акцент на усиливающуюся внешнеполитическую изоляцию страны, которая предопределяет неизбежное нарастание экономических трудностей, способных привести к развалу государства.

Выделяются два кольца блокады: международные и национальные санкции от ряда государств, прежде всего США, с 2017 г. ставшие всеобъемлющими. При этом Вашингтон прилагает последовательные усилия, чтобы эти блокадные кольца стали абсолютно непроницаемыми и сохранялись бы в таком виде надолго.

В нынешних условиях тяжёлых экономических испытаний господствующий государственный, централизованный экономический уклад укрепляется ещё больше, а эксперименты с рыночным укладом сворачиваются. При этом рыночно-ориентированный сектор экономики, скорее всего, не будет ликвидирован полностью.

В качестве главной задачи всех вышеупомянутых партийных форумов была поставлена цель достижения максимальной (ещё более высокой, чем ранее) мобилизации членов партии, партийного актива, всего населения для решения поставленных восьмым съездом и конкретизированных на последующих пленумах задач по адаптации экономики страны к условиям блокады и чрезвычайных экономических трудностей.

Вместе с тем интересно, что одновременно происходит и ориентация партийного актива на поиск творческих, новых решений по преодолению трудностей за счёт собственных резервов, поиск новых людей, способных генерировать подобные новые решения и новые способы, методы работы, выдвижение этих новых руководителей на более высокие посты. Эта задача выдвинулась в разряд высших приоритетов. Главная идея — работать по-старому в новых кризисных условиях не получается и нельзя, кто не может найти новые эффективные способы работы, должен уйти из руководства на всех уровнях.

Ситуация в стране, прежде всего экономическая, безусловно, весьма сложная, в ряде проявлений даже драматическая. Однако данное состояние не представляется каким-то уникальным, а стоящие перед страной вызовы — небывало беспрецедентными. Многие аналитики в различных странах не устают задаваться вопросом, каков запас прочности у КНДР, как долго она способна продержаться в нынешней обстановке. Наш ответ — долго.

У нас складывается впечатление, что руководство страны адекватно просчитывает риски и вовремя принимает достаточно эффективные меры по их нейтрализации. Успешная стратегия по противодействию эпидемии коронавируса, один из таких примеров.

Анализ внутриполитической активности в КНДР свидетельствует, что невзирая на серьёзные и временами травматичные экономические сложности, политическая жизнь в КНДР полноценна, насыщенна и весьма динамична, что свидетельствует об уверенном контроле со стороны руководства государства над ситуацией в стране.

В сообщениях мировых СМИ, касающихся КНДР, в последние два-три года превалирует акцент на усиливающуюся внешнеполитическую изоляцию страны, которая предопределяет неизбежное нарастание экономических трудностей, способных привести к развалу государства.

Выделяются два кольца блокады: международные и национальные санкции от ряда государств, прежде всего США, с 2017 г. ставшие всеобъемлющими. При этом Вашингтон прилагает последовательные усилия, чтобы эти блокадные кольца стали абсолютно непроницаемыми и сохранялись бы в таком виде надолго.

Названия данной стратегии меняются, но суть её остается той же. При президенте Д. Трампе она называлась политикой максимального давления. Нынешняя администрация Дж. Байдена декларирует, что исповедует другой подход, готова встречаться с северокорейскими представителями «в любое время и в любом месте», но на практике демонстрирует, что даже в условиях COVID-19 и повторяющихся призывов генерального секретаря ООН А. Гуттереша снять все санкции на период пандемии, озабочена прежде всего укреплением указанного санкционного режима.

Очередным подтверждением неизменности данного курса стали настойчивые призывы «полностью выполнить» санкции против Северной Кореи со стороны государственного секретаря Э. Блинкена в серии онлайн министерских встреч с государствами АСЕАН в начале августа 2021 г. К этому же ряду событий можно отнести и решение о продлении запрета на поездки граждан США в КНДР, принятое Вашингтоном в начале сентября. Даже среди многих американских экспертов это вызвало разочарование: «Это упущенная возможность для дипломатии США, … приостановка запрета соответствовала бы многим заявленным целям и основным принципам политики администрации Джо Байдена в отношении Северной Кореи».

Основной спектр оценок северокорейской внутриполитической ситуации в западных СМИ циркулирует в диапазоне традиционных суждений: нарастание критических (если не фатальных) социально-экономических трудностей, чреватых коллапсом режима, основная причина которых кроется не в удушающих санкциях со стороны международного сообщества, а в собственных ошибках режима, прежде всего в введении чрезмерно жесткого «антиковидного» карантинного режима самоизоляции, «закручивание гаек» внутри страны путем усиления контроля над населением, его индоктринации — «промывания мозгов», поиска виноватых в проблемах экономики и т.д.

В свете вышеотмеченного представляется своевременным высказать некоторые собственные размышления и обобщения относительно развития внутриполитических процессов в КНДР в текущем году.

В отношении главных политических событий 2021 г. у нас имеются следующие соображения:

Во-первых, обращает на себя внимание исключительно высокая интенсивность политической работы в Северной Корее и последовательность действий её руководства.

Глава государства Ким Чен Ын, действительно, не на словах, а на деле вернулся к классической модели партийно-политической работы, присущей социалистической государству. То есть лозунг, который он провозгласил, придя к власти, — «все должны заниматься своим делом» (армия — укреплением обороноспособности, партия — политикой, а кабинет министров — экономикой) — в целом выполняется. При этом у армии были отобраны ряд приобретенных в предшествующий период «военно-ориентированной политики», но не свойственных ей функций активного участия в политике, внешнеэкономической деятельности и т.д.

Лидер страны пристально следит за соблюдением уставных норм в плане выдерживания сроков проведения партийных форумов: 8-й съезд ТПК состоялся ровно через 5 лет после предыдущего съезда, а после 8-го съезда всего за чуть более чем полгода уже состоялось три пленума ЦК ТПК и три расширенных заседания Политбюро ЦК ТПК. На всех этих заседаниях, начиная с 8-го съезда, на котором Ким Чен Ын задал высокую планку прямоты и открытости подхода, заявив о невыполнении ряда ключевых задач предшествующего пятилетнего плана, в откровенной, критичной манере предметно рассматривались и формулировались решения по всем наиболее острым проблемам, стоящим перед страной в данный конкретный момент на почти помесячной основе. Среди них — состояние и усиление чрезвычайных противоэпидемиологических карантинных и санитарных мер с целью недопущения проникновения коронавируса в страну, купирование дефицита продовольствия, рельефно проявившегося в мае – июне текущего года, восстановление разрушенных стихийными бедствиями районов, «безусловное выполнении плана по производству зерна» этого года и др.

Параллельно с партийными форумами в указанный период была проведена целая серия широкомасштабных общереспубликанских отраслевых съездов совещаний: союзов молодёжи, профсоюзов, женщин, секретарей первичных парторганизаций, VII-й Общереспубликанский слет ветеранов войны и т.д. В каждом из них участвовало несколько тысяч делегатов. Например, делегатами 6-го слёта секретарей первичных партийных ячеек в апреле 2021 г. стали 10 тыс. человек.

И это все в условиях тяжелого экономического положения, вызванного в том числе международной блокадой как в виде удушающих санкций, так и в результате собственных мер самоизоляции, полного закрытия границ с целью недопущения проникновения в страну коронавирусной инфекции.

Одни только эти факты свидетельствует, что несмотря на все трудности, определённые ресурсы и запас прочности у страны есть.

Во-вторых, всё эти мероприятия свидетельствуют, что Ким Чен Ын в настоящее время привержен принципам строительства государства в рамках социалистической модели, а политической работы — в рамках партии коммунистического типа, и подчёркивает это.

Некоторые наблюдатели при этом считают, что он это делает, в том числе, для того, чтобы получить положительную оценку Си Цзиньпина, который делает акцент на такие же ценности в Китае и КПК.

Обратил на себя внимание последний по времени из этих форумов, 3-й Пленум ЦК ТПК, состоявшийся в июне 2021 г.

Работа пленума была хорошо подготовлена, в том числе и посредством проведения накануне совещания партийно-хозяйственного актива. Работа самого пленума была хорошо организована: чёткие программа, план работы в форме пленарных заседаний, специализированных секций и т.д.

На пленуме, как и на всех предыдущих мероприятиях, были выделены главные задачи — поиск путей преодоления серьезных экономических трудностей, о которых говорилось весьма откровенно, обеспечения продолжающихся жёстких карантинных мер по предотвращению проникновения коронавирусной инфекции.

То есть, в центр внимания были поставлены самые трудные, неотложные проблемы, стоящие перед страной.

Об остроте экономических проблем можно судить по требованиям обеспечить достойное питание детям в детских садах, в том числе молочными продуктами, а о непростой внутриполитической ситуации — по требованиям борьбы не только с антисоциалистическими и, что интересно, всеми «несоциалистическими» явлениями, среди которых чаще других стали выделяться в качестве наиболее отрицательных факторов «пораженчество и приспособленчество».

Из этих требований можно сделать вывод о том, что в нынешних условиях тяжёлых экономических испытаний господствующий государственный, централизованный экономический уклад укрепляется ещё больше, а эксперименты с рыночным укладом сворачиваются. При этом рыночно ориентированный сектор экономики, скорее всего, не будет ликвидирован полностью.

В качестве главной задачи всех вышеупомянутых партийных форумов была поставлена цель достижения максимальной (ещё более высокой, чем ранее) мобилизации членов партии, партийного актива, всего населения для решения поставленных восьмым съездом и конкретизированных на последующих пленумах задач по адаптации экономики страны к условиям блокады и чрезвычайных экономических трудностей.

Одна из интегральных функций этих задач — максимально полное информирование населения о выдвинутых партийных установках и целях, что и достигалось в ходе многочисленных общественных слетов, форумов и других мероприятий. Вряд ли это кого-нибудь удивит. Данная сфера партийно-политической работы была и останется одной из важнейших в политических системах всех стран.

Вместе с тем интересно, что одновременно происходит и ориентация партийного актива на поиск творческих, новых решений по преодолению трудностей за счёт собственных резервов, поиск новых людей, способных генерировать подобные новые решения и новые способы, методы работы, выдвижение этих новых руководителей на более высокие посты. Эта задача выдвинулась в разряд высших приоритетов. Главная идея — работать по-старому в новых кризисных условиях не получается и нельзя, кто не может найти новые эффективные способы работы, должен уйти из руководства на всех уровнях. Видимо, этим прежде всего и объясняются участившие смены руководителей различных уровней. Вместе с этим этот же процесс свидетельствует о полноценном функционировании социальных, карьерных лифтов в общественно-политической системе.

Обзор политической и социально-экономической активности КНДР за первые 9 месяцев 2021 г. позволяет прийти к следующим выводам.

Ситуация в стране, прежде всего экономическая, безусловно, весьма сложная, в ряде проявлений даже драматическая. Причины этого явления уже упоминались. Однако данное состояние не представляется каким-то уникальным, а стоящие перед страной вызовы — небывало беспрецедентными. Многие аналитики в различных странах не устают задаваться вопросом, каков запас прочности у КНДР, как долго она способна продержаться в нынешней обстановке. Наш ответ — долго.

КНДР — весьма своеобразное государство, отмеченное немалым числом специфических особенностей. Почти всю историю своего 73-летнего существования оно развивалось в условиях санкций и серьёзного внешнего давления, последовательно ожесточавшегося в последние 30 лет, на протяжении которых ему практически непрерывно предрекали коллапс. Однако КНДР не только выстояла, но продолжала хотя и умеренными темпами, но позитивно развиваться, последовательно укреплять и обороноспособность, в том числе на путях создания осязаемого ракетно-ядерного потенциала, и гражданский сектор экономики, позволяя себе небезуспешные рыночно-ориентированные эксперименты, когда внешняя обстановка этому не препятствовала.

Разгадать секреты уникальной живучести северокорейской системы экспертное сообщество пытается постоянно. Среди очевидных её компонентов можно назвать уникальные, заточенные под национальные особенности адаптационные социально-экономические механизмы. В полной мере проявляется хорошо известный (в том числе на опыте СССР первых пятилеток, периода Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления хозяйства) высоко эффективный потенциал мобилизационной модели социалистической экономики. Не без некоторой иронии следует отметить и следующее обстоятельство. Интеллектуальные центры США только сейчас всерьёз и с энтузиазмом взялись за проработку концепции «декаплинга» (decoupling) — необходимости разделения экономик США и Китая, тесно сросшихся в период признанной теперь в Вашингтоне неудачной эпохи глобализации. При этом основатель КНДР Ким Ир Сен выдвинул и реализовал теорию «опоры на собственные силы», прежде всего, в экономической сфере ещё в 60-е годы прошлого века, и Северная Корея с тех пор идёт по этому пути, что помогает ей выживать и в сегодняшние тяжёлые времена.

Объём трудностей, с которыми КНДР сегодня столкнулась, при всей их болезненности, по оценкам её руководства, пока ещё не достиг того уровня, который возник в период «трудного похода» — тяжёлого экономического кризиса второй половины 1990-х гг. Аналитики, внимательно отслеживающие формулировки, звучавшие на вышеупомянутых партийных форумах, фиксируют, что определение «второй трудный поход» пока не прозвучало. У нас складывается впечатление, что руководство страны адекватно просчитывает риски и вовремя принимает достаточно эффективные меры по их нейтрализации. Успешная стратегия по противодействию эпидемии коронавируса, один из таких примеров. Страна отреагировала на глобальную угрозу мгновенно и «наглухо» закрыла границы уже в январе 2020 г., когда многие в мире ещё и не слышали о новом диковинном вирусе. И этот вирус в Северную Корею до сих пор не проник. Конечно, экономическая цена продолжающейся самоизоляции чрезвычайно высока. Но Пхеньян выбрал, с его точки зрения, меньшее зло их двух и, похоже, не проиграл. В Северной Корее знают, как справляться с беспрецедентными экономическими трудностями.

В заключении подчеркнём, что анализ внутриполитической активности в КНДР свидетельствует, что невзирая на серьёзные и временами травматичные экономические сложности, политическая жизнь в КНДР полноценна, насыщенна и весьма динамична, что свидетельствует об уверенном контроле со стороны руководства государства над ситуацией в стране.


(Голосов: 10, Рейтинг: 3.9)
 (10 голосов)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся