Read in English
Оценить статью
(Голосов: 252, Рейтинг: 4.45)
 (252 голоса)
Поделиться статьей
Игорь Иванов

Президент РСМД, министр иностранных дел России (1998–2004 гг.), профессор МГИМО МИД России, член-корреспондент РАН, член РСМД

Введенные Вашингтоном антироссийские санкции беспрецедентны, а заложенный в них разрушительный потенциал может иметь серьезные негативные последствия, далеко выходящие за рамки отношений между Россией и США. Эти санкции, независимо от того, какими будут их экономические последствия для России и других государств, ставят фундаментальный вопрос о том, какими будут или какими должны быть отношения в треугольнике Россия – Европа – США в нарождающейся на наших глазах новой конфигурации мира.

Еще совсем недавно было модно в очередной раз «хоронить» Европу. Таких предсказателей и на Западе, и в России хватало. Действительно, события последних лет могли породить впечатление, что закат некогда процветающего континента не за горами. Нескончаемые потоки беженцев, череда террористических актов в европейских городах, затяжные экономические проблемы в Греции, заставившие усомниться в прочности европейской финансовой системы, неожиданное решение Великобритании выйти из Европейского союза, грозные заявления Дональда Трампа о том, что Европа должна в будущем больше полагаться на собственные силы, поднявшаяся волна популизма в ведущих европейских странах — все это давало основания говорить о глубоком системном кризисе «европейского проекта».

Но, как известно, кризис кризису рознь. Одни выходят из кризиса ослабленными или вообще из него не выходят, а другие, мобилизуя свои внутренние силы, успешно преодолевают трудности и достигают нового, более высокого уровня развития. Есть основания считать, что Европа, пусть и не очень быстро и не всегда последовательно, все же движется по второму пути. И тот факт, что в ведущих европейских столицах не промолчали в связи с американскими санкциями, а сразу же заявили о своем негативном к ним отношении, говорит о многом. И дело тут не в России, а в том, что с приходом администрации Д. Трампа стали быстро набирать силу расхождения по многим базовым интересам США и их европейских союзников.

Игорь Иванов, Вольфганг Ишингер, Сэм Нанн, Леон Ратз, Роберт Е. Берлс мл., Десмонд Браун:
Рост ядерной угрозы: меры по сокращению рисков в Евроатлантическом регионе

В России на происходящие в Европе в последние годы процессы реагировали скорее эмоционально, чем прагматически. Особенно остро это проявилось в связи с неприятием Европой действий России вокруг кризиса на Украине. Первоначальная обида переросла в мощную кампанию, направленную на то, чтобы убедить себя и всех остальных в том, что европейские ценности и все, что связано с Европой вообще, органически чуждо России, которая, представляя самостоятельную цивилизацию, должна идти своим путем. Отношения между Россией и Европой оказались замороженными, а взаимовыгодное сотрудничество по многим важнейшим направлениям отброшено на многие годы назад.

В качестве альтернативы отношениям с Западом был предложен «разворот» на Восток. Действительно, Азиатско-Тихоокеанский регион в ближайшие годы, а возможно и десятилетия, будет оставаться центром глобального экономического развития. Практически все страны мира направляют свои взоры на этот один из самых перспективных мировых центров. Для России разворот на Восток — давно назревший шаг, учитывая, что значительная часть территории страны находится в Азии, а для динамичного освоения Сибири и Дальнего Востока требуется широкое международное сотрудничество. Однако разворот на Восток не ставит обязательным условием свертывание отношений с Западом. Скорее наоборот, чем активнее отношения России с Западом, тем выше ее конкурентные преимущества на Востоке. Уникальное историческое предначертание России — быть самой восточной страной Запада и самой западной страной Востока.

Хорошо помню, как в 2003 г. Россия вместе с Францией и Германией солидарно выступили против военной операции США в Ираке. Это был не «заговор» против Вашингтона, как пытались представить некоторые американские политики, а попытка по-новому взглянуть на мир XXI в. В том же 2003 г. в Санкт-Петербурге состоялся саммит Россия – ЕС, в котором впервые в истории этих отношений приняли участие главы России и всех без исключения государств – членов Евросоюза. Тогда были приняты важные решения, определившие стратегию развития отношений Запада и Востока нашего общего континента. В рамках этой стратегии было сделано много полезного, от чего выиграли обе стороны. К сожалению, в последние годы многие из этих ориентиров оказались утерянными.

Однако, как отмечалось выше, из любого кризиса надо извлекать правильные выводы. В силу разных причин и Россия, и Европа стоят сегодня перед историческим выбором. И это не выбор географических приоритетов внешней политики, а выбор траектории своего дальнейшего развития. Европе предстоит, пережив стрессы и катаклизмы последних лет, концентрироваться на внутренних реформах, направленных на укрепление и повышение эффективности далеко не во всем совершенных наднациональных механизмов. Потребуется ли для этого чем-то жертвовать и избрать путь разноскоростной интеграции — решать Европе. Но иного пути, кроме развития и совершенствования многосторонних институтов, у европейцев нет — альтернатива в виде возрождения европейского национализма приведет в исторический тупик.

Вольфганг Цельнер, Андрей Загорский:
Модернизация механизмов сотрудничества России и ЕС

Что касается России, то перед ней стоит не менее сложная задача: определить свое место в будущем мировом порядке, освоить новые инструменты международного влияния, закрепить за собой роль одного из ведущих игроков современной мировой политики.

Формируя свою долгосрочную стратегию, и Россия, и Европа должны будут определить контуры отношений между собой. Если отталкиваться от национальных интересов сторон, то совершенно очевидно, что имеются все необходимые предпосылки: исторические, географические, культурно-религиозные, экономические, чтобы выстраивать отношения полноценного партнерства. А вот в какие формы будет облечено это партнерство, покажет время.

К сожалению, в силу обострившихся в последние годы отношений между Россией и Европой малореалистичными представляются выдвигаемые ранее инициативы о формировании единого гуманитарного и экономического пространства от Владивостока до Лиссабона. А уж тем более о формировании единого пространства безопасности в Евроатлантическом регионе. К этим инициативам можно будет вернуться, если в отношениях начнет набирать силу позитивная динамика. Пока же, как представляется, можно было актуализировать хорошо зарекомендовавшее себя в годы холодной войны такое понятие, как «СОСУЩЕСТВОВАНИЕ». Оно особенно актуально для совместных усилий по укреплению стабильности, предотвращению гонки вооружений, укреплению мер доверия и т. д. Без сосуществования нам не справиться с новыми вызовами безопасности — от терроризма до киберугроз. Там же, где будут открываться возможности для более высокой формы партнерства — формирование единых пространств, выработка общих режимов и т.д., — эти шансы нельзя упускать.

В свое время выдвигались лозунги о построении общеевропейского дома. В эпоху глобализации это уже не лозунги, а суровая реальность. И этот дом Россия и Европа могут построить только вместе.

Статья впервые опубликована в Российской газете


Оценить статью
(Голосов: 252, Рейтинг: 4.45)
 (252 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся