Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Павел Шариков

К.полит.н., ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В осложнившейся международно-политической обстановке особую актуальность приобрели вопросы защиты российского сегмента Интернета. Официальная позиция китайских властей по данному вопросу очень близка позиции России. Правительство КНР стремится сохранить государственное влияние внутри китайского сегмента Интернета. Такая политика невозможна в условиях международного управления Интернетом, основанного на американских предложениях. Российские предложения, напротив, гарантируют больше полномочий национальному правительству по регулированию национального сегмента Интернета.

В последнее время проблемы кибербезопасности приобретают все большее значение в контексте обеспечения национальной безопасности России. Комплекс вопросов, связанных с защитой информационных ресурсов, становится все более актуальным в российской внешней и внутренней политике. Есть основания полагать, что проблематика информационной безопасности превращается в неотъемлемый элемент дипломатических усилий, предпринимаемых нашей страной на украинском направлении.

Среди множества внешне- и внутриполитических аспектов, образующих комплекс проблем информационной безопасности, особое значение имеют следующие: международное взаимодействие в области глобального управления Интернетом; обеспечение безопасности национальных информационных ресурсов; государственная информационная политика; развитие научно-технического потенциала; разработка национальных и международных инструментов противодействия угрозам человеку, обществу, бизнесу и государству в информационном пространстве.

В ходе состоявшегося 1 октября 2014 г. заседания Совета Безопасности президент России В. Путин акцентировал внимание на приоритетности вопросов противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере.

По многим из упомянутых президентом приоритетов у России есть достаточно серьезные противоречия с ключевыми мировыми партнерами. Вместе с тем Россию поддерживают другие ведущие субъекты международных отношений, в первую очередь Китай. Более того, именно правительство КНР обладает уникальным опытом государственного регулирования национального сегмента Интернета. В Китае введены жесткие нормы государственного регулирования интернет-коммуникаций, ограничен доступ ко многим сайтам, активно действует «Великая китайская огненная стена» («Great Chinese Firewall»), позволяющая органам государственного управления фильтровать практически весь входящий и исходящий трафик.

В кого инвестирует Китай:
инфографика Forbes

В осложнившейся международно-политической обстановке особую актуальность приобрели вопросы защиты российского сегмента Интернета. Важно отметить, что официальная позиция китайских властей по данному вопросу очень близка позиции России. Правительство КНР стремится сохранить государственное влияние внутри китайского сегмента Интернета. Такая политика невозможна в условиях международного управления Интернетом, основанного на американских предложениях. Российские предложения, напротив, гарантируют больше полномочий национальному правительству по регулированию национального сегмента Интернета.

Примечательно, что в контексте обсуждения данного вопроса президент В. Путин неоднократно использовал термин «информационный суверенитет». В мировой юридической и политической литературе это понятие встречается крайне редко и трактуется по-разному. Вместе с тем очевидно, что определенные информационные и технологические ресурсы могут быть отнесены к категории национального суверенитета и нуждаются в государственной защите.

В качестве еще одного приоритета было названо расширение сотрудничества в сфере обеспечения международной информационной безопасности. В рамках данного направления российская дипломатия достигла определенных успехов, несмотря на достаточно серьезные противоречия с некоторыми важнейшими международными партнерами, прежде всего, с Соединенными Штатами.

Как представляется, Россия вынуждена пересмотреть позицию по вопросам международной информационной безопасности (МИБ) в связи с заявлениями американских властей относительно передачи функции управления Интернетом международной организации.

Несомненным успехом российской дипломатии можно считать тот факт, что на протяжении многих лет резолюция «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», в которой отражены российские идеи о МИБ, принималась в Генеральной Ассамблее ООН консенсусом, несмотря на американскую оппозицию.

Позиция России нашла отражение не только в декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. В декабре 2012 г. в ходе Всемирной конференции по международной электросвязи была предпринята очередная попытка реформирования глобальной системы управления Интернетом. Итоговый документ конференции существенно расширил полномочия органов государственного управления в сфере регулирования Интернета, а, следовательно, и глобального управления информационным пространством. Принятие этого документа вызвало серьезное недовольство американских законодателей. Накануне форума Конгресс США единогласно принял резолюцию, осуждающую расширение полномочий государства в сфере информации. Т. Крамер, возглавлявший американскую делегацию, назвал российские предложения по реформированию Международного союза электросвязи (МСЭ) «самым большим разочарованием по сравнению с предложениями других стран» и заявил, что будет активно им противодействовать.

В то время, когда российско-американский конфликт еще только назревал, заместитель министра торговли США Лоуренс Стриклинг заявил, что Соединенные Штаты предлагают Корпорации по присвоению имен и номеров в Интернете (ИКАНН) приступить к разработке плана по передаче функций управления Интернетом международной организации. В заявлении подчеркивалось, что система управления Интернетом должна носить многосторонний характер (multistakeholder model of internet governance). Судя по всему, речь шла об участии в управлении Интернетом не только государств, но и других международных акторов.

Противоречия по этому вопросу проявились и в ходе очередной конференции МСЭ в 2014 г. Представители американской делегации выразили надежду на то, что голосование по вопросу управления Интернетом будет отложено, так как, по их мнению, это позволило бы выработать приемлемое для всех заинтересованных сторон решение.

Весной 2014 г. в ходе саммита США–ЕС американские дипломаты уже выступали с предложением, которое можно расценивать как попытку расколоть возглавляемую Россией коалицию по вопросу управления Интернетом. Под влиянием событий на Украине вопрос о противоправной международной деятельности Агентства национальной безопасности США, первоначально включенный в повестку дня саммита, был снят. Вместо этого на саммите было объявлено о начале диалога по вопросам кибербезопасности между Соединенными Штатами и Европейским союзом. По официальной информации, этот диалог призван укрепить и расширить сотрудничество сторон в сфере кибербезопасности по ключевым направлениям информационной политики.

Многое из предложенного американцами напоминает предложения, с которыми Россия выступала на многочисленных международных дипломатических площадках. Однако, как представляется, инициатива США вполне может быть направлена на усиление международной коалиции по вопросам кибербезопасности и, соответственно, на ослабление дипломатических позиций России по этому вопросу.

В. Овчинский; Е. Ларина; С. Кулик:
Россия и вызовы цифровой среды.
Рабочая тетрадь РСМД

Среди проблем кибербезопасности важное место занимает вопрос международного коллективного противодействия информационным угрозам. США добились включения положения о коллективном противодействии киберугрозам в договор АНЗЮС. Большой интерес вызывает дискуссия о включении положений об информационной безопасности в Североатлантический договор.

Стратегия НАТО в области кибербезопасности доктринально закреплена в «Стратегической концепции обороны и безопасности членов Организации Североатлантического договора», а также в Декларации, подписанной по итогам Лиссабонского саммита в ноябре 2010 г. В июне 2011 г. была принята доктрина кибербезопасности, которая в настоящее время недоступна широкой публике. Кроме того, обеспечение коллективной кибербезопасности входит в функции создаваемых в рамках НАТО административных и организационных структур.

Очевидно, что подобные инициативы Североатлантического альянса не могут не вызывать опасений у российских властей. Россия, в свою очередь, является участником международных договоров коллективной безопасности, призванных гарантировать безопасность, в том числе и в сфере информации. Успехом российской дипломатии можно считать регулярное обсуждение вопросов информационной безопасности на саммитах ОДКБ.

Китай поддерживает Россию в вопросах международной информационной безопасности. Обе страны связывают взаимные обязательства по кибербезопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Российско-китайское взаимодействие в этой сфере основывается на плане действий по обеспечению международной информационной безопасности, разработанном группой экспертов государств-членов ШОС и утвержденном решением Совета глав государств-членов ШОС от 16 августа 2007 г. [1].

Представляется, что в сложнейшей международно-политической ситуации, в которой оказалась Россия в 2014 г., отечественная дипломатия остро нуждается в поддержке со стороны такого мощного партнера, как Китай. Из всех мировых партнеров именно позиция Китая по различным аспектам информационной безопасности наиболее близка России и именно с китайскими коллегами налажено наиболее тесное взаимодействие. Учитывая заметные изменения, произошедшие в последнее время в этой сфере, Россия и Китай должны подтвердить свои официальные позиции и взаимные обязательства.

1. Инновационные направления современных международных отношений / Под общ. ред. А.В. Крутских. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 144.

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся