Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей
Александр Корольков

К.и.н, специалист по Латинской Америке

Девиз ВМФ Бразилии гласит: «Защищая наши богатства и заботясь о нашем народе» (Protegendo nossas riquezas, cuidando da nossa gente). Если вторая часть этого девиза носит почти философский характер, то в первой говорится о весьма серьезной роли флота для страны, протяженность только океанского берега которой составляет 8500 км. Причем в примыкающих к этому побережью территориальных водах и исключительной экономической зоне действительно есть, что защищать.

Девиз ВМФ Бразилии гласит: «Защищая наши богатства и заботясь о нашем народе» (Protegendo nossas riquezas, cuidando da nossa gente). Если вторая часть этого девиза носит почти философский характер, то в первой говорится о весьма серьезной роли флота для страны, протяженность только океанского берега которой составляет 8500 км. Причем в примыкающих к этому побережью территориальных водах и исключительной экономической зоне действительно есть, что защищать.

Вызовы безопасности

В начале XXI века Бразилия не только избавилась от роли покупателя нефти, но и начала ее экспорт. Связано это прежде всего с тем, что с 2005 по 2010 гг. из открытых в мире новых месторождений нефти 50% находятся в море, а 63% из них — на бразильском шельфе. Это позволило главе Petrobras в 2012 г. предсказать, что к 2030 г. Бразилия займет по росту объемов добычи нефти первое место среди стран, не входящих в ОПЕК. Сегодня добыча нефти составляет порядка 2,5 млн баррелей в сутки, из которых порядка 90% — нефть, добываемая на шельфе.

Большинство крупных городов Бразилии расположены на побережье, вся жизненно важная инфраструктура также находится поблизости от морских границ. К этому стоит добавить, что 95% торговли страны идет морским путем, а рыболовство развивается огромными темпами (с 2003 по 2010 гг. — рост на 27%) и, по планам правительства, должно достигнуть объема в 146 млн тонн вылавливаемой рыбы к 2020 г. Не менее важное богатство — пресная вода, 12% ее мировых запасов и сами реки, представляющие собой важную составляющую инфраструктуры страны (37000 км речных маршрутов, пригодных для навигации).

Позволило сравнивать положение Бразилии и США, отмечая, что, как и мировой гегемон, Бразилия полностью лишена наземных угроз и может позволить себе сосредоточиться на развитии ВМС.

Именно поэтому в оборонной доктрине Бразилии, принятой в 2008 г., отмечается необходимость для ВМФ временно отказаться от наращивания возможностей по проецированию силы в пользу обороны морских границ и исключительной экономической зоны. В документе перечислены четыре ключевые обязанности ВМФ: 1. Активная защита нефтедобывающих платформ; 2. Активная оборона военно-морской и портовой инфраструктуры, архипелагов и островов, находящихся в территориальных водах Бразилии; 3. Готовность ответить на любые угрозы торговым путям со стороны иностранных государств или неконвенциональных сил; 4. Готовность присоединиться к миротворческим операциям за пределами территории Бразилии под эгидой ООН или другой многосторонней организации.

Но от кого Бразилия готовится защищаться? С учетом прихода в негодность некогда могущественных вооружённых сил Аргентины у страны нет серьезных противников в регионе. Это позволило ряду авторов сравнивать положение Бразилии и США, отмечая, что, как и мировой гегемон, Бразилия полностью лишена наземных угроз и может позволить себе сосредоточиться на развитии ВМС. Учитывая претензии Бразилии как минимум на региональное лидерство и усиление своего места в мировой экономике, основные угрозы для ее интересов исходят от внерегиональных сил.

www.thinkdefence.co.uk
Корвет класса Barroso ВМС Бразилии

Прежде всего это Великобритания и США. Позиции бывшей империи в Южной Атлантике остаются сильными, здесь расположены сразу несколько баз ВМС, а контингент на Фолклендах (Мальвинские острова) постоянно усиливается. Кроме того, при строительстве собственных ВМФ (во внутриполитической дискуссии и борьбе за финансирование) представители военных кругов Туманного Альбиона часто вспоминают о необходимости защиты островов в Южной Атлантике. Было бы ошибочно полагать, что эти заявления беспокоят только Аргентину. Все страны региона, лидером которых считает себя Бразилия, крайне настороженно следят за военными приготовлениями британцев. Примечательно, что военный режим Бразилии (антикоммунистический по своему происхождению и своей сути), согласно опубликованным в 2012 г. данным, готов сотрудничать даже с Кубой и СССР, чтобы помочь в войне 1982 г. вооруженным силам Аргентины. Бразилия и сегодня поддерживает Аргентину в ее территориальных претензиях к Великобритании.

Беспокойство стран региона вызвал и пока сугубо символический жест США по возрождению четвертого флота (оперативный флот американских военно-морских сил США в Южной Атлантике; существовал в 1943—50 гг., воссоздан летом 2008 г. Президент Бразилии выступил вместе с лидерами Аргентины и Венесуэлы против этого шага, заявив, что такой жест США может свидетельствовать о претензиях этой страны на принадлежащие Бразилии месторождения нефти на шельфе.

В состав ударных надводных сил флота входит один авианосец São Paulo (бывший авианосец «Фош» (Foch) типа «Клемансо» из состава ВМС Франции, спущенный на воду в 1960 г.), который сейчас проходит модернизацию.

Что касается упомянутых в оборонной доктрине угроз, исходящих от нерегулярных формирований, то этот пункт относится в основном к обеспечению безопасности бассейнов рек на труднопроходимых территориях страны (в том числе на границах с Перу, Боливией и Колумбией, где особенно актуален вопрос наркотрафика). Еще один вызов исходит из-за океана от африканских стран, и прежде всего от Гвинеи-Биссау, которая в последние годы активно вовлечена в наркотрафик как часть мирового маршрута по доставке кокаина из Латинской Америки в страны ЕС.

Что же касается участия ВМФ Бразилии в международных операциях, то к самым известным эпизодам можно отнести роль флота в обеспечении миссии этой страны на Гаити и участие фрегатов класса Niterói в миссии временных сил ООН в Ливане.

Состояние флота

www.marinha.mil.br
ВМФ Бразилии

Исторически ВМФ Бразилии отвечает за весь комплекс мер по обеспечению судоходства как в море, так и на реках. В стране нет гражданских портовых служб, все порты относятся к ведению портовой службы ВМФ. Кроме того, ВМФ выполняет функции береговой охраны, препятствуя контрабанде, наркотрафику и браконьерству. Этим обусловлена довольно большая численность личного состава ВМС, составляющая порядка 60 тыс человек.

Структурно ВМФ состоит из сил флота, Военно-морских районов (ВМР), Управления гидрографии и навигации и Корпуса морской пехоты (КМП). В состав сил флота входят две эскортные эскадры, подводные силы и морская авиация. Территориальное деление состоит из девяти ВМР, имеющих цифирные обозначения. Так, 1,2,3,5 и 8 ВМР относятся к морскому побережью, 4 ВМР покрывает большую часть северо-восточного побережья и низовья Амазонки, 6,7 и 9 ВМР полностью находятся на материковой части страны (бассейны рек) — 9 ВМР, в частности, покрывает Западную Амазонию. Каждый ВМР имеет по меньшей мере одну базу. Крупнейшие базы ВМФ — Рио-де-Жанейро и Арату (Aratu).

В состав ударных надводных сил флота входит один авианосец São Paulo (бывший авианосец «Фош» (Foch) типа «Клемансо» из состава ВМС Франции, спущенный на воду в 1960 г.), который сейчас проходит модернизацию, 6 фрегатов класса Niterói (британский проект Mk 10, спущены на воду с середины 1970-х по середину 1980-х гг., прошли глубокую модернизацию в 1996-2005 гг.), 3 фрегата класса Greenhalgh (построены в первой половине 1980-х гг. для ВМФ Великобритании (Type 22) и переданы ВМФ Бразилии с 1995 по 1997 гг.), 3 корвета класса Inhaúma (вошли в состав ВМФ Бразилии в 1990-е гг. С 2008 г. ведется программа по их модернизации), один корвет класса Barroso (строился на бразильской верфи, передан в состав ВМС в 2008 г.).

Один из наиболее заметных проектов обновления возможностей ВМС Бразилии — это, безусловно, программа модернизации авианосца São Paulo и создание современной инфраструктуры его базирования.

Подводные силы ВМФ Бразилии состоят из пяти дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ): четыре класса Tupi (немецкий проект IKL 209. 4) и одна построенная по модернизированному проекту — Tikuna (проект IKL 209-1400mod). Первая ДЭПЛ класса Tupi была построена в Германии и передана в ВМС в 1989 г., оставшиеся строились в Бразилии на верфи AMRJ (Arsenal de Marinha do Rio de Janeiro) и вступили в строй с 1994 по 1999 гг. Планировалась постройка еще трех подлодок данного типа, но сначала решение откладывалось, а затем было отдано предпочтение закупке французских субмарин вместе с технологиями их производства. ДЭПЛ Tikuna была также построена на верфи AMRJ и передана флоту в 2005 г. Оба типа лодок несут на борту по 16 торпед Mk24 Tigerfish, пуск которых может осуществляться из 8 торпедных аппаратов. Операционная дальность субмарин достигает 10 тыс. морских миль (автономность 50 суток).

На вооружении ВМФ также стоят четыре десантных корабля — один класса Mattoso Maia (бывший американский десантный корабль класса Newport-class, спущен на воду в 1969 г., передан ВМС Бразилии в 2001 г.), Almirante Saboia (бывший английский Sir Bedivere, спущен на воду в 1966 г.), более новый Garcia D`Avila (бывший английский Sir Galahad, спущен на воду в 1986 г. и продан Бразилии в 2007 г.), а также два корабля-дока (бывшие американские касса Thomaston, спущены на воду в 1954 и 1957 гг.).

Развивается программа модернизации морской авиации. Это касается как авиатехники, которая базируется на São Paulo, так и авиации берегового базирования и вертолетной техники для уже стоящих на вооружении и перспективных надводных кораблей.

Также ВМС Бразилии располагает двумя танкерами собственной постройки, спущенными на воду в 1968 и 1989 гг., двумя учебными кораблями (в том числе парусником Cisne Branco) и спасательным судном Felinto Perry.

Прибрежная и речная флотилия Бразилии состоит из двух корветов Imperial Marinheiro (1950-е гг. постройки), двух новых патрульных кораблей класса Macaé, построенных на бразильской верфи INACE, 27 речных патрульных кораблей (наиболее современные — 12 единиц класса Grajaú, построены на AMRJ и спущены с 1994 по 2000 гг., также четыре единицы класса Bracuí, переданные из состава ВМС Великобритании, остальные — собственной постройки на AMRJ в 1960-1970 гг.), двух патрульных кораблей, одного речного монитора, трех речных транспортов и судна обеспечения.

Деятельность флота поддерживают 19 судов обеспечения — прежде всего океанографические суда, в том числе поступивший на вооружение в июне 2015 г. китайский Vital de Oliveira.

Авиация ВМФ Бразилии состоит из авиакрыла авианосца São Paulo и вертолетов. Для базирования на авианосце используются истребители A-4 Skyhawk (в Бразилии переименованы в AF-1 и AF-1A (двухместный)), закупленные в 1997 г. в Кувейте. Из 23 приобретенных самолетов было решено модернизировать 12 единиц. Контракт на модернизацию получил Embraer, на данные момент на вооружение поступили только два самолета.

Также на вооружении ВМФ стоят шесть многоцелевых вертолетов S-70 (экспортная версия американского SH-60 Seahawk, поставляются по контракту 2010 г. — четыре переданы в 2012 и еще два — в 2015 гг.). Эти машины постепенно будут заменять девять устаревших S-61/SH-3D Sea King, также все еще стоящие на вооружении флота. Парк многоцелевых вертолетов дополняют 12 Lynx 21/A, которые, согласно ранее объявленным планам, должны быть направлены на модернизацию в текущем году. Кроме того, в 2008 г. Бразилия заключила контракт на поставку 50 (большая часть уйдет в ВВС, для ВМФ — 16 единиц) современных многоцелевых вертолетов EC725 Caracal компании Eurocopter на общую сумму €1,85 млрд. Машины окончательно собираются на территории Бразилии. На данный момент ВМФ поставлено три вертолета. Также в составе авиации ВМС числятся семь единиц более старой версии данного вертолета AS332/532 Cougar. Остальные винтокрылые машины бразильского ВМФ относятся к классу легких. Это 19 AS350, девять AS355 и 17 Bell 206.

Перспективы модернизации и усиления флота

Один из наиболее заметных проектов обновления возможностей ВМС Бразилии — это, безусловно, программа модернизации авианосца São Paulo и создание современной инфраструктуры его базирования. О соответствующих планах было объявлено в 2014 г. Модернизация будет проходить на верфи AMRJ с привлечением Французской компании DCNS. Технические детали были согласованы в марте 2015 г., но в июне французская сторона заявила, что пока окончательное соглашение не подписано, но «это может произойти в ближайшее время». В ходе модернизации планируется существенно улучшить условия службы экипажа, заменить все трубопроводы и кабели, установить новые двигатели и энергетические установки, восстановить и модернизировать паровые катапульты (после модернизации они смогут разгонять на взлет самолеты массой более 20 тонн), заменить радары, системы связи и управления и провести еще целый ряд работ по установке новых систем — от кондиционирования до самолетных подъемников. Модернизация должна завершиться в 2019 г., а срок службы авианосца после ее проведения будет продлен до 2039 г.

Не менее, а скорее более важной частью повестки дня модернизации ВМС Бразилии стало их оснащение новыми субмаринами и реализация проекта по созданию первой в истории страны атомной подводной лодки.

Ранее появлялись сообщения о возможности строительства или покупки еще одного авианосца, но в нынешней экономической ситуации это выглядит маловероятным.

Параллельно медленно развивается программа модернизации морской авиации. Это касается как авиатехники, которая базируется на São Paulo, так и авиации берегового базирования и вертолетной техники для уже стоящих на вооружении и перспективных надводных кораблей. Ведется модернизация палубных многоцелевых истребителей A-4 Skyhawk. Партнерами Embraer выступает бразильское подразделение израильской Elbit AEL Sistemas. Последняя установит в самолетах современную авионику, так называемую «стеклянную кабину» (универсальные дисплеи вместо аналоговых приборов), модернизирует радар, систему предупреждения, системы связи, кислородное оборудование систему навигации и проч. Также авианосец получит транспортные самолеты. 7 ноября 2014 г. бразильский ВМС подписал новый контракт о модернизации Grumman C-1A Trader до уровня KC-2 Turbo Trader в транспортной версии и версии летающего танкера. Первый модернизированный самолет поступит на вооружение в декабре 2018 г. Одним из субподрядчиков контракта станет американское подразделение Elbit Systems. Общая стоимость контракта составит $106 млн. Самолеты получат «стеклянную кабину», новые системы связи, систему заправки в воздухе, новые двигатели Honeywell TPE-331. Всего будет модернизировано четыре самолета. Стоит заметить, что, согласно Flifhtglobal World Air Forces 2015, у Бразилии всего четыре самолета этого типа, в то время как на São Paulo могут базироваться шесть самолетов Grumman C-1A Trader — три транспортных и три ДРЛО.

Бразилия не только станет первой страной в Латинской Америке, которая сможет самостоятельно строить подлодки, но и присоединится к престижному клубу обладателей атомных субмарин.

Шести уже приобретенных вертолетов S-70 хватит для формирования противолодочной вертолетной группировки авианосца. Впрочем, пока не известно, все ли они поступят на борт São Paulo или будут распределены по разным кораблям. Согласно договору 2008 г, опцион на покупку этой техники составляет 12 единиц. Этот вертолет может выполнять миссии как против надводных сил противника, так и против субмарин.

Еще одно важное для авиации ВМФ соглашение — модернизация восьми многоцелевых вертолетов Lynx Mk21A helicopters. Сумма контракта, подразумевающего продление ресурса и замену двигателей вертолётов, составила $160 млн.

С 2008 г. длится выполнение контракта по поставке ВМФ 16 вертолетов EC 725 Caracal, которые планируется использовать для спасательных операций и переброски сил и грузов.

Пока не известна судьба закупки самолетов для разведки и заправщиков, о которых сообщалось в 2012 г. (программа MASK (Maritime Airborne Surveillance and Control), COD (Carrier On-board Delivery) и AAR (Air-to-Air Refueling)). Планируется приобрести пять единиц: три разведчика, один транспортный самолет и один заправщик.

www.mottors.com.br
Концепт бразильской АПЛ

Не менее, а скорее более важной частью повестки дня модернизации ВМС Бразилии стало их оснащение новыми субмаринами и реализация проекта по созданию первой в истории страны атомной подводной лодки (АПЛ). О важности этого направления говорит и тот факт, что никакие экономические трудности пока не повлияли на программу ProSub по оснащению флота новыми подлодками. Всего руководство флота хотело бы видеть в его составе 15 ДЭПЛ и 6 АПЛ. В 2009 г. ВМФ Бразилии заключил контракт с французской DCNS о строительстве четырех ДЭПЛ класса Scorpene и оказании помощи в создании неядерной части АПЛ. Все субмарины будут построены на специально возведенной для этого верфи, которая была открыта в декабре 2014 г. Первую ДЭПЛ бразильский флот получит в 2016 г. Вся программа строительства должна завершиться к 2022 г. Первая АПЛ должна вступить в строй в 2025 г. Таким образом, Бразилия не только станет первой страной в Латинской Америке, которая сможет самостоятельно строить подлодки, но и присоединится к престижному клубу обладателей атомных субмарин. Все подлодки получат одинаковые типы вооружения — торпеды IF-21 Black Shark и ракеты SM-39 Exocet. Программа Prosub, по словам главы ВМФ адмирала Жулио Соареса (Julio Soares de Moura Neto), обойдется Бразилии более чем в $2 млрд.

Ключевая составляющая модернизации надводных сил ВМФ Бразилии — так называемая программа Prosuper. Первостепенной задачей здесь выступает строительство пяти фрегатов водоизмещением 6 тыс. тонн, пяти патрульных судов, водоизмещением 1800 тонн и транспортного судна водоизмещением 13 тыс. тонн. Решение этой задачи позволит лишь заменить корабли, выбывшие из состава ВМФ в середине 1990-х гг. Также программа предусматривает и «программу максимум». Ввиду очевидной ее невыполнимости (прежде всего по причинам отсутствия финансирования) мы не будем приводить здесь ее параметры, но для представления о ее масштабах стоит заметить, что общий заказ фрегатов, которые хотели бы получить ВМФ, достигает 30 единиц.

Корвет Barroso — пока единственный корабль этого класса в составе ВМФ Бразилии. Он был принят в состав флота в 2008 г. и является самым современным кораблем ВМФ.

Программа, кроме создания кораблей для ВМФ, так же, как и в случае с субмаринами, предполагает получение компетенций строительства и трансфер технологий. Отмечается, что сделки должны носить взаимовыгодный характер: «контракты должны приносить выгоды индустриального, технологического или торгового характера. Это обязательное условие для всех контрактов такого рода с иностранными компаниями, суммы которого превышают пять млн долларов».

При этом прямо в документе указывается на то, что Бразилия планирует использовать полученные технологии для создания и предложения на мировом рынке соответствующих решений.

Несмотря на это, о своем желании участвовать в программе производства заявили предприятия из шести стран: Германии, Южной Кореи, Испании, Италии, Голландии и Великобритании.

Кроме крупных кораблей, Prosuper предполагает строительство корветов водоизмещением до 2400 т (модернизированный класса Barroso), патрульных кораблей водоизмещением 500 т (класса Macaé), четырех гидрографических речных судов для реализации проекта по картографии Амазонии и до 15 новых речных патрульных судов.

Ассигнования очень дорогих проектов по модернизации флота встречают недовольство в условиях снижения уровня жизни населения.

Бразилия уже освоила строительство патрульных судов класса Macaé, которые были спроектированы во Франции и строятся на верфи EISA. В 2009 и 2010 гг. были приняты в состав ВМФ два первых корабля этого класса. В мае 2015 г. испанская компания Navantia подписала договор об оказании консультативных услуг EISA в строительстве этого типа судов и создании для этих целей совместной компании. Сейчас строится 4 корабля класса Macaé, а планируемый объем серии — 27 единиц.

Стоит заметить, что Navantia, стремясь перехватить бразильские контракты у конкурентов из Франции, хотела бы расширить свои отношения с южноамериканским гигантом. Так, директор компании Фернандо Мигелес заявил о готовности испанской стороны участвовать во всех программах по модернизации флота Бразилии. Он, в частности, заявил о фактической готовности своей компании поделиться технологиями строительства фрегатов, отметив, что только первый в серии корабль будет необходимо построить в Испании «для обучения бразильского персонала».

Корвет Barroso — пока единственный корабль этого класса в составе ВМФ Бразилии. Он был принят в состав флота в 2008 г. и является самым современным кораблем ВМФ. Власти Бразилии планируют продолжить эту серию, улучшив проект. Новый Barroso будет с большим водоизмещением (2480 против 2350), экипаж увеличится до 185 человек, он станет менее заметен для радаров, сможет принимать на борт вертолет S-70 Sea Hawk и получит противовоздушные ракеты.

Фактически все крупные (более 2 тыс. тонн) корабли ВМФ Бразилии, кроме São Paulo и Barroso, к 2025 г. будут выведены из состава флота.

В Бразилии планируют развивать собственный проект танкера для замены уже устаревшего Marajó, который приближается к завершению своего срока службы, а также проект создания противокорабельной ракеты на основе французской Exocet (MM-40).

Промежуточные итоги

«ВМС Бразилии должны стать сбалансированной силой и должны располагать всеми современными средствами, предусмотренными политико-стратегической повесткой нашей страны на международной арене и в соответствии с желаниями бразильского общества», — говорится на официальном сайте ВМФ Бразилии.

Проблемы, которые начались у правящей партии в 2014 г. и продолжаются по сей день, свидетельствуют о том, что «стратегическая повестка дня» государства и «желания бразильского общества» не сходятся. Ассигнования очень дорогих проектов по модернизации флота встречают недовольство в условиях снижения уровня жизни населения. Кроме того, сказываются особенности менталитета жителей страны, для которых вопросы обороны не носят приоритетный характер.

Но геополитическая картина от этого не меняется. Бразилии, если она надеется на региональное лидерство, необходимо строить адекватный своей роли ВМФ. При этом фактически все крупные (более 2 тыс. тонн) корабли ВМФ Бразилии, кроме São Paulo и Barroso, к 2025 г. будут выведены из состава флота. Явно недостаточны и нынешние подводные силы. При таком масштабе районов патрулирования стране необходимы атомные подводные лодки или очень большой флот ДЭПЛ с развитой инфраструктурой базирования.

www.thinkdefence.co.uk
Многоцелевой вертолет 12 Lynx 21/A
ВМС Бразилии

Еще в 2013 и 2014 гг. мнение о том, что Бразилия наконец-то вышла на путь активного развития ВМФ звучали отовсюду. Кто-то говорил, что страна «ведет тихую экспансию» и создаёт флот «голубой воды» (имеется ввиду цвет воды в открытом море), кто-то предрекал, что ВМФ Бразилии к 2050 г. сможет сформировать как минимум одну авианосную ударную группу и будет располагать серьезным подводным флотом. В условиях положительной экономической конъюнктуры все это действительно казалось вполне реалистичным.

Водоразделом стал 2014 г., когда забуксовали многие программы развития страны. В мае 2015 г. министр обороны Бразилии Жак Вагнер заявил о том, что программа Prosuper будет заморожена: «не рационально планировать строительство новых кораблей на фоне сокращения бюджетных расходов». Министр также отметил, что из-за проблем с финансами будет «сокращен темп» производства вертолетов EC725 для ВВС и ВМФ.

Стоит заметить, что еще в октябре 2014 г. Министр обороны Селсо Аморим заявил о приоритете для страны программ перевооружения флота, упомянув среди прочего и Prosuper. Между этими заявлениями двух министров разница всего полгода.

«Священной коровой» модернизации бразильского ВМФ, похоже, останется программа строительства субмарин. Во-первых, в условиях отсутствия адекватного надводного флота субмарины могут стать «ассиметричным ответом» противнику в территориальных водах, а во-вторых, в их создание уже вложены огромные деньги и репутация нынешнего руководства страны. Президент Дилма Руссефф лично заявила о присоединении страны к клубу обладателей АПЛ на открытии Unidade de Fabricação de Estruturas Metálicas (Ufem), верфи на которой будут строиться эти субмарины. К тому же только на создание наземного прототипа атомного реактора было потрачено 7,5 млн долларов. Строительство ДЭПЛ также уже ведется, и закрытие только что построенной для этого верфи вряд ли входит в планы правительства. Также неприкосновенными, вероятно, останутся те программы, работа по которым уже развернута на территории самой Бразилии. Это прежде всего строительство патрульных кораблей класса Macaé и, возможно, нового издания корвета Barroso.

Помимо всего прочего, эти программы могут принести стране немалую прибыль. Так, Ангола заказала Бразилии строительство четырех патрульных кораблей класса Macaé и еще три планирует построить на своих верфях с участием бразильских специалистов. Этот пример, кроме всего прочего, показывает, что инвестиции в развитие флота как вида высокотехнологичной промышленности при локализации производства и трансфере технологий возвращаются. Поэтому не стоит удивляться, если нынешняя оппозиция, критикующая «милитаристские траты» президента от «Партии трудящихся», придя к власти, возобновит программы строительства флота, отказавшись, например, от социальных пособий.

Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся