Read in English
Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.67)
 (12 голосов)
Поделиться статьей
Андрей Губин

К.полит.н., доцент кафедры международных отношений ДВФУ, адъюнкт-профессор Исследовательского центра Северо-Восточной Азии Цзилиньского университета (КНР)

В контексте углубляющегося многомерного кризиса в современных международных отношениях всё большее значение приобретает обеспечение выживаемости государства. Под этим можно понимать устойчивость национальной экономики к долговременной нестабильности глобального рынка, ограничению торгово-экономических и инвестиционных возможностей, недобросовестной конкуренции и транспортной блокаде. Кроме того, политическая система государства должна быть в состоянии обеспечить в таких условиях нормальную жизнедеятельность общества, а также защиту интересов от широкого набора вызовов и угроз. Треть территории Российской Федерации приходится на районы Крайнего Севера, потому, по словам президента В. Путина, в следующие десятилетия Россия будет прирастать именно Арктикой и северными территориями.

Отдельный большой вопрос — какой в условиях тектонических изменений в мировой политике останется позиция государств, обладающих обширными интересами в Арктике, но не имеющими прямого доступа к региону. Бесспорно, Пекин не намерен выдвигать претензии на арктическую зону, однако китайская интерпретация использования транспортного и ресурсного потенциала несколько отличается от российской.

Однако одновременно Пекин нацелен на развитие взаимодействия с Россией в Арктике, включая участие в крупных ресурсных и транспортных проектах, в том числе по добыче, переработке и транспортировке угля, металлов, нефти и газа, а также строительству глубоководного порта Архангельск. Китайская сторона проявляет заинтересованность и в получении доступа к полярному промыслу морепродуктов.

В контексте углубляющегося многомерного кризиса в современных международных отношениях всё большее значение приобретает обеспечение выживаемости государства. Под этим можно понимать устойчивость национальной экономики к долговременной нестабильности глобального рынка, ограничению торгово-экономических и инвестиционных возможностей, недобросовестной конкуренции и транспортной блокаде. Кроме того, политическая система государства должна быть в состоянии обеспечить в таких условиях нормальную жизнедеятельность общества, а также защиту интересов от широкого набора вызовов и угроз. Треть территории Российской Федерации приходится на районы Крайнего Севера, потому, по словам президента В. Путина, в следующие десятилетия Россия будет прирастать именно Арктикой и северными территориями.

Прирастая Арктикой

В качестве исходных данных для обоснования важности «северной трети» России можно указать, что арктические и субарктические районы уже сейчас обеспечивают генерацию не менее 10% валового внутреннего продукта и около 20% объёма экспорта при существенном потенциале роста абсолютных показателей. Сегодня здесь добываются 17% всей российской нефти, 80% природного газа и около трети рыбы. При этом континентальный шельф заслуженно считается стратегическим резервом минерально-сырьевой базы с гарантированно разведанными запасами на сотни лет рачительного потребления. Северный морской путь (СМП) при всех сложностях и спорных моментах эксплуатации представляет собой реально работающий маршрут транспортировки сырьевой продукции и товаров. В 2021 г. артерия обеспечила поставку рекордных 33,5 млн т грузов, две трети из которых приходятся на сжиженный природный газ (СПГ) и газоконцентрат. К 2024 г. объём перевозок планируется довести до 80 млн т, а к 2030 г. — до 110 млн т во многом за счёт нефтяных проектов и развития каботажных рейсов.

С военной точки зрения присутствие России в Арктике обусловлено физическим расположением здесь ряда объектов стратегических ядерных сил, а также стратегического неядерного потенциала для недопущения индивидуальной или коллективной агрессии со стороны других государств. Важность направления доказывает тот факт, что руководство страны повысило статус Северного флота до военного округа. Объединённое стратегическое командование «Северный флот» призвано обеспечивать комплексную безопасность России, единое управление всеми силами и средствами на пространстве от Мурманска до Анадыря. В составе ОСК — армия ВВС и ПВО, а также специальная Арктическая бригада (планируется создание как минимум двух). Главные базы Арктических войск — «Полярная звезда» на острове Врангеля, «Арктический трилистник» на Земле Франца-Иосифа и «Северный Клевер» на Новосибирских островах — обеспечивают присутствие частей и подразделений на всей протяжённости зоны ответственности.

Что самое главное в Арктике?

Под словосочетанием «комплексное обеспечение безопасности от Мурманска до Анадыря» скрывается достаточно длинный список возможных пунктов. Согласно Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г., в числе приоритетов значится бесперебойное снабжение стратегическим сырьём, а также функционирование транспортных коридоров Архангельск — европейская часть страны, Анадырь — Камчатка — Сахалин — Владивосток.

Вместе с тем к экономическим пунктам можно добавить и несколько военных. Несомненно, Москва стремится не допустить нежелательного использования СМП и российской зоны Арктики через реализацию мероприятий по воспрещению доступа и ограничению манёвра. Ключевым для российского руководства является сохранение в любых условиях стратегического ударного потенциала в виде подводных ракетоносцев и самолётов Дальней авиации с гарантированным применением в случае необходимости. Крайне важным для обеспечения обороноспособности страны видится также развитие сил и средств противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны в арктической зоне. Подразумевается, что Северный флот должен быть в состоянии оказать помощь Балтийскому на восточном фланге НАТО, равно как и взаимодействовать с Тихоокеанским при возникновении угроз со стороны АТР.

Прямая и явная угроза

Угрозы и опасности для России на северном направлении можно разделить на существующие и проявляющие себя в полной мере уже сегодня, а также на способные существенно ухудшить положение дел в перспективе. Впрочем, если игнорировать и не решать актуальные проблемы, то ситуация неизбежно осложнится, что поставит под вопрос эффективную защиту национальных интересов в Арктике.

Например, вызывает тревогу отставание развития инфраструктуры на Крайнем Севере от реальных потребностей регионов и государства, недостаток в судах, авиации и электроэнергии, отсутствие постоянно действующей аварийно-спасательной службы и неустойчивая связь. Всё это создаёт сложности для обеспечения гражданских и военных объектов в Арктике, затрудняет непрерывное функционирование в интересах социально-экономического развития и обеспечения обороноспособности страны.

Следует учитывать и то, что высокие темпы глобального потепления и таяния льдов могут привести в тому, что к 2045 г. судоходство в арктической зоне будет возможно и без ледокольной проводки. В таких условиях в регионе резко вырастет исследовательская, коммерческая и, что неизбежно, военная активность иностранных государств, явно способная добавить России проблем.

При глобальном консенсусе за всеобщую ответственность человечества перед Арктикой крайне неуместно выглядят попытки представителей коллективного Запада по оспариванию статуса России в Арктике и отказ от признания заявок на континентальный шельф. Однако конструктивное решение разногласий, например, в формате Арктического совета, осложняется линией по созданию закрытых кооперативных форматов. В частности, сообразно логике «отрицания России» активизировались усилия по переносу повестки многостороннего сотрудничества в Арктике на эксклюзивные площадки типа Nordic Plus, куда Москва даже не приглашена.

Несомненную угрозу для реализации интересов РФ на северном направлении несёт вступление Финляндии и Швеции в НАТО — в этих странах в перспективе могут появиться военные объекты Альянса, включая ударные средства. Рост же конфликтного потенциала в Арктике, в том числе из-за роста интенсивности операций ВВС, ВМС США, Великобритании и других членов организации, требует постоянного повышения боевых возможностей группировок войск ВС РФ в регионе. Обеспечение военной составляющей безопасности сопряжено с высокими расходами, но и жертвовать коммерческими и инфраструктурными проектами Россия явно не готова. Значит, необходима срочная адаптация арктической стратегии для выработки комплексного подхода и определения гарантированно реализуемых направлений.

Задачи «со звёздочкой»

Российское руководство выделяет ряд приоритетных задач по укреплению влияния в Арктике. Например, необходима последовательная работа по международно-правовому оформлению внешней границы континентального шельфа, хотя в нынешних условиях противостояния с коллективным Западом ожидать этого в скором времени нельзя.

Для недопущения ослабления позиций России жизненно важно развитие инфраструктуры базирования и оперативное оборудование территорий, оснащение ВС РФ специальным оружием и техникой, адаптированными к арктическим условиям, а также обеспечение присутствия в ряде районов (например, на архипелаге Шпицберген). Помимо противодействия угрозам военного характера крайне важны также предупреждение экстремистской и террористической деятельности, мониторинг чрезвычайных ситуаций.

К числу конкретных мер, принимаемых для реализации выделенных задач, можно отнести комплексное развитие инфраструктуры морских портов и морских судоходных путей в акваториях СМП, Баренцева, Белого и Печорского морей, создание штаба морских операций по управлению судоходством, а также содержание военных объектов в шести районах Арктики. Повышение эффективности хозяйственного использования СМП, равно как и содействие ВС РФ, предполагается обеспечить с помощью строительства спасательных, гидрографических, лоцманских, грузовых судов (в том числе на газомоторном топливе), а также атомных ледоколов типов «Арктика» и «Лидер». Для покрытия военных и гражданских нужд в сферах связи, идентификации и гидрометеорологии создается высокоэллиптическая космическая система и подводная волоконно-оптическая линия.

Уравнение со многими неизвестными

Реализация российских интересов в Арктике сопряжена с некоторыми сложностями, главным образом связанными с многовариантностью и неопределённостью планов и направленности деятельности других государств.

В современных условиях прекращения инвестиционного и технологического сотрудничества с западными странами ключевые транспортные, энергетические и инфраструктурные проекты в арктической зоне нуждаются в корректировке. Акцент на взаимодействие с азиатскими партнёрами (прежде всего, с Китаем, Индией, странами АСЕАН и Ближнего Востока), бесспорно, оправдан логикой формирования работающей альтернативы западному доминированию. Однако всё ещё предстоит решить важнейшие вопросы финансового, технологического и логистического свойства для обеспечения надёжной и бесперебойной работы СМП и арктических проектов.

Вероятно, не все инициативы могут быть реализованы в должном объёме, или на это уйдет непредсказуемо больше времени. Так, важнейшей «точкой роста» не только российской Арктики, но и международного сотрудничества представляется порт Архангельск. Однако серьёзной, качественной модернизации будет способствовать увеличение участия заинтересованных зарубежных партнёров. При этом в условиях маловероятности полноценного восстановления нормальной работы Арктического совета, Совета Баренцева региона и партнёрства «Северное измерение» в краткосрочной перспективе России стоит значительную часть своих идей продвигать на двусторонней основе, а также в форматах ШОС и БРИКС.

Нельзя исключать и активизацию пограничных споров России с Канадой и Данией за хребет Ломоносова, с Норвегией — в Баренцевом море (несмотря на договор 2010 г.), а также с США из-за разграничения морского дна у Аляски. В целом создание очагов напряжённости по всему периметру российских границ соответствует модели поведения НАТО, потому следует ожидать попыток членов Альянса заблокировать использование Россией части потенциала Арктики.

Снежный дракон

Отдельный большой вопрос — какой в условиях тектонических изменений в мировой политике останется позиция государств, обладающих обширными интересами в Арктике, но не имеющими прямого доступа к региону. К примеру, Китай выразил готовность вступить в ряды «великих полярных держав» и объявил полярные регионы сферой национальных интересов. В 2018 г. была опубликована Белая книга по арктической политике, в которой ключевое место отведено созданию «Ледяного Шёлкового пути». Уделяется внимание потенциалу Арктики и в 14-м пятилетнем плане развития КНР.

Бесспорно, Пекин не намерен выдвигать претензии на арктическую зону, однако китайская интерпретация использования транспортного и ресурсного потенциала несколько отличается от российской. В частности, в КНР не исключают самостоятельной хозяйственной деятельности за пределами исключительной экономической зоны и склонны считать арктические широты попадающими под действие Конвенции ООН по морскому праву. Китайцы также активно проводят исследования льда, морского дна, увеличивают охват системы связи «Бэйдоу» в северных районах и пока не отказываются от реализации совместных исследовательских, коммуникационных и экономических проектов с европейскими странами.

Однако одновременно Пекин нацелен на развитие взаимодействия с Россией в Арктике, включая участие в крупных ресурсных и транспортных проектах, в том числе по добыче, переработке и транспортировке угля, металлов, нефти и газа, а также строительству глубоководного порта Архангельск. Китайская сторона проявляет заинтересованность и в получении доступа к полярному промыслу морепродуктов.

Центральной и совпадающей линией руководителей России и Китая представляется отсутствие конкуренции и разногласий между двумя странами в Арктике. В целом ни один из пунктов доктринальных документов Пекина по арктической политике напрямую не противоречит интересам Москвы. Вместе с тем потребуется тщательная координация планов и действий во избежание разночтений, распыления сил и для концентрации на принципе взаимного выигрыша.

Оценить статью
(Голосов: 12, Рейтинг: 4.67)
 (12 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся