Виктор Орбан сегодня может считаться не только самым «долгим» европейским политиком, но и самым заметным центральноевропейским лидером. С момента своей второй победы на выборах в 2010 г. он движется к цели — «возвращению в Европу» — как по минному полю, упорно преодолевая бесконечные подвохи, нападки, разбирательства, парируя угрозы «наказать Венгрию» деньгами, изоляцией и даже исключением из Евросоюза. Одновременно Будапешт не оставляет попыток расширить посильное Венгрии как небольшой и не самой богатой европейской стране присутствие на других направлениях. И важнейшим из них уже второе десятилетие остается восточное.
В последние годы мы можем наблюдать политическую волю двух стран к сотрудничеству, а ежегодное увеличение товарооборота на 100 млн долл. — весьма амбициозная цель. При этом над реальным экономическим наполнением еще предстоит работать. В усложняющейся мировой экономической ситуации Венгрия — как и другие страны — ищет новые источники для стабилизации своей экономики и продолжения развития, в том числе, в попытках возрождения нереализованных прежде исторических возможностей.
Что касается реакции ЕС на сотрудничество Будапешта и Тегерана, то в этом контексте стоит отметить, что и сам Евросоюз торгует с Ираном, и пики этой торговли во многом совпадают с венгерскими. Ну, а слухи? Они уже 12 лет сопровождают венгерского премьера, без которого европейская политика, возможно, была бы не столь интригующей.
Виктор Орбан сегодня может считаться не только самым «долгим» европейским политиком, но и самым заметным центральноевропейским лидером. С момента своей второй победы на выборах в 2010 г. он движется к цели — «возвращению в Европу» — как по минному полю, упорно преодолевая бесконечные подвохи, нападки, разбирательства, парируя угрозы «наказать Венгрию» деньгами, изоляцией и даже исключением из Евросоюза. Одновременно Будапешт не оставляет попыток расширить посильное Венгрии как небольшой и не самой богатой европейской стране присутствие на других направлениях. И важнейшим из них уже второе десятилетие остается восточное.
Восточное направление внешней политики Венгрии
Восток всегда был важен для венгров, которые в отличие от славянских соседей «обрели родину» в Европе чуть больше тысячелетия назад, в IX в. В новейшей истории Венгрии как раз в 2010 г. традиционный для «постсоциалистических стран» путь реформ пополнился восточной диверсификацией, столь характерной для венгров в предыдущие века. Туранство стало одним из элементов исторической памяти, вычеркнутой из венгерской политической жизни в период «народной демократии», поскольку слишком осложняло продвижение к «человеку социалистическому».
К этому направлению в венгерской культуре склонялись видные деятели науки и политики, чьи имена влились в историю процесса венгерского возрождения. На страницах журнала «Туран», появившегося в 1913 г., во вступительном слове граф Пал Телеки призвал венгров повернуться к Востоку: «Венгры, на восток! Во всех смыслах: в национальном, в научном и в экономическом — на восток! (…) Потому что основанное на научных знаниях национальное хозяйствование, повышение нашего престижа, на востоке совмещенное с реальным построением экспортно-ориентированной промышленности, а также с развитием, станет основой силы и независимости нашей власти. (…) Наша общая цель состоит в том, чтобы изучить родственные туранские народы, установить связи с этими нациями и играть ведущую роль в семье туранских народов».
Восток в целом и Турция в частности стали направлением эмиграции венгров после раздавленной революции 1848 г., и еще столетие спустя в Азии венграм виделось великое будущее. Вот как характеризует его суть современный венгерский историк Балаж Аблонци: «Проще всего было бы сказать, что туранизм — это наиболее характерная венгерская иллюзия, усредненно сочетающая неудавшийся империализм и погоню за национальным миражом. Однако ситуация более сложная: туранизм, став конкретной реакцией на напряженность между восточным происхождением венгров и следованием западной модели — не стал исключительно венгерским феноменом в Восточной Европе: его некоторые элементы всплывают в польском сарматизме, русском евразийстве и пантюркизме». «Открытие на восток», которое, с одной стороны, можно считать венгерской версией «Восточного партнерства», продвигаемого Польшей, Чехией и Швецией совместно с ЕС уже скоро полтора десятка лет, для венгров было сопряжено с поиском исторических и культурных традиций. Таким образом, «восточная линия» В. Орбана, включая участие в саммитах Организации тюркских государств, не что иное, как возвращение к традиционной геополитике.
Венгрия и Иран: история и аспекты сотрудничества
«Новую эру» в отношениях с Ираном Виктор Орбан открыл еще в 2015 г., посетив в конце ноября Тегеран и встретившись верховным религиозным лидером аятоллой Али Хаменеи, аятоллой Хашеми Рафсанджани и с президентом Хасаном Рухани. Тогда был подписан ряд двусторонних документов, включая соглашение об избежании двойного налогообложения и содействии инвестициям. Тогда В. Орбан заявил: «Мы пришли сюда, основываясь на культуре уважения. Венгрия стоит на почве политики национального суверенитета. Мы уверены, что чрезвычайно сложные проблемы этого региона не могут быть решены, а регион в целом не может быть стабилизирован без Ирана». Он также отметил, что те 1 116 иранских студентов, которые обучаются в Венгрии, станут ключевыми игроками в будущих отношениях между Ираном и Венгрией. 30 ноября 2015 г., выступая на первом венгерско-иранском бизнес-форуме, Виктор Орбан поблагодарил иранскую сторону за высокий уровень приема венгерской делегации, а результатом переговоров стало определение Венгрией и Ираном пяти направлений сотрудничества, для координации которых была создана Совместная экономическая комиссия.
Первое направление — энергетика. Виктор Орбан подчеркнул, что крупнейшей нефтегазовой компанией центральноевропейского региона является венгерская корпорация, обладающая нефтеперерабатывающими заводами, мощностями по хранению и химической промышленностью на основе углеводородов, которая отвечает самым высоким мировым стандартам. Так, он указал на заинтересованность Будапешта в налаживании сотрудничества с Ираном в области энергетики и, в частности, в нефтегазовой отрасли. Кроме того, премьер-министр объявил о желании венгерских специалистов принять участие в иранской ядерной программе, поскольку в Венгрии есть атомная электростанция, которая готовится к расширению, и параллельно происходит повышение уровня обслуживающих ее венгерских специалистов. Своими навыками они готовы делиться с иранскими учеными-ядерщиками и экспертами в этой сфере.
Вторая сфера взаимодействия, которую стороны определили в ходе работы бизнес-форума — это управление водными ресурсами, очистка воды и использование технологий эксплуатации систем водоснабжения. Еще во время председательства в Совете ЕС Венгрия особенно выделяла необходимость очистки воды дунайского региона, а также внесла значительный вклад в развитие передовых технологий в этой области. Так, еще в 2011 г. венгры они смогли предложить Европе как минимум объединение усилий по преодолению экстремальных ситуаций, связанных с наводнениями, неравномерным распределением воды и т.д.; а также технологии по очистке воды, её сохранению как важнейшего элемента среды обитания; активизацию международного сотрудничества в области водных ресурсов. Предлагая сотрудничество в этой сфере Ирану, В. Орбан заметил «Хотя по размерам мы вряд ли можем конкурировать с немцами и французами, наши технологии соответствуют таким же высоким стандартам. К тому же мы более эффективны, дешевле и быстрее».
Третья область сотрудничества — непосредственно экономика. Венгры смогли предложить иранцам обмен опытом в применении ИТ и телекоммуникационных решений в экономике; представили будущим партнерам успехи своей фармацевтической промышленности и индустрии здравоохранения, отличающейся высоким уровнем подготовки кадров и конкурентоспособностью средних и крупных компаний, относящейся к ней.
Четвертая область — это сельское хозяйство. Причем речь на переговорах шла не столько об обмене продукцией — хотя и этот аспект не был исключен, — сколько о возможности использования венгерских сельскохозяйственных технологий в совместных предприятиях или в виде инвестиций (в том числе о сельскохозяйственных технологиях, связанных с ветеринарным здравоохранением).
И, наконец, пятое направление — установление широкомасштабного сотрудничества в области образования и профессиональной подготовки, а также расширение уже работающих схем. В. Орбан в 2015 г. заявил о возможности создания центральноевропейской штаб-квартиры Тегеранского университета в Будапеште: «Мы предложили 100 стипендий — университетских стипендиальных грантов, выплачиваемых иранским студентам венгерским правительством; в ближайшем будущем мы также разработаем курсы персидского языка и литературы под эгидой Университета ЭЛТЕ в Будапеште. Чтобы сделать все это осуществимым, мы подписали соглашение об устранении двойного налогообложения и заключили соглашение об экономическом сотрудничестве на правительственном уровне».
Таким образом, набор венгерских предложений во многом воплощает вековую задумку венгерских туранцев об объединении своего научного и экономического потенциала присутствия на востоке.
Среди других важных решений, принятых семь лет назад — открытие торгового представительства Венгрии в Тегеране, договоренность о финансировании экономических проектов Венгрии в Иране через Эксимбанк по завершении режима санкций. Как отметил венгерский премьер, «в Венгрии нет недостатка в деньгах для ирано-венгерского сотрудничества. Если есть хорошие идеи и есть концепции, венгерский Эксимбанк сможет финансировать такие предприятия практически неограниченным объемом средств. (…) Но еще до того, как это произойдет, мы разрешим финансирование в области сельского хозяйства, пищевой промышленности и фармацевтической промышленности через специальное соглашение о государственном управлении; это означает, что мы уже сейчас можем финансировать наши совместные предприятия».
Таким был старт взаимодействия, которое успешно развивалось все эти годы. В феврале 2017 г. в Будапеште с визитом побывал министр экономики и финансов Ирана Али Тайебниа. В ходе встреч в венгерской столице ему удалось продвинуть некоторые из ранее намеченных планов — в частности, увеличить почти вдвое потенциальную численность иранских студентов, обучающихся в Венгрии.
Направления сотрудничества на современном этапе
В декабре 2021 г. В Тегеране со своим иранским коллегой встречался министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, который возглавил венгерскую делегацию, прибывшую в страну для подготовки второго заседания Совместной комиссии по экономическому сотрудничеству. На пресс-конференции он рассказал о торговых обменах между двумя странами и результатах сотрудничества в области транспорта и транзита. Он назвал присутствие более 2 500 иранских студентов и профессоров в Венгрии хорошей возможностью для расширения взаимного сотрудничества в различных областях, подчеркнув особую ценность взаимодействия, основанного на взаимном уважении. П. Сийярто также выразил надежду на то, что Иран и Венгрия будут сотрудничать в области культурного наследия и музеев.
Оценивая достигнутое на переговорах, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян особо подчеркнул активизацию частного сектора экономики в двух странах и устранение барьеров для связей и обмена делегациями — особенно в том, что касается выдачи виз. Взаимное принятие сертификатов о вакцинации против COVID-19 также стало важным шагом на пути устранения барьеров для передвижения и общения граждан двух стран.
Другие вопросы, обсуждавшиеся на встрече, включали миграцию афганцев в связи с текущей ситуацией в Афганистане, события и мнения в Европейском союзе, сотрудничество Ирана с Международным агентством по атомной энергии и переговоры в Вене. Было достигнуто соглашение о сотрудничестве в банковской сфере между Государственным банком Венгрии и Иранским банком развития экспорта. Состоялось также подписание меморандума о взаимопонимании в области расширения экономического сотрудничества.
В мае 2022 г. президент Ирана Ибрагим Раиси поздравил венгерских лидеров — премьер-министра Виктора Орбана и президента страны Каталин Новак — с избранием на высшие посты, выразив надежду, что Тегеран и Будапешт добьются больших успехов в укреплении двусторонних отношений и внесут вклад в международный мир и безопасность. В августе 2022 г. посол Ирана в Будапеште Хамидреза Нафез-Арефи торжественно открыл в Будапеште офис по развитию торговых отношений.
Особое внимание привлекли переговоры П. Сийярто с министром экономики и финансов Ирана Эсханом Хандози, состоявшиеся 18 ноября 2022 г. Тогда венгерский министр иностранных дел принял участие в очередном венгерско-иранском бизнес-форуме, который пришелся на 85-ю годовщину установления дипломатических отношений между двумя странами. Эти два события привели к тому, что Венгрию заподозрили чуть ли не в намерениях сменить вектор внешней политики, последовав в Азию за Россией. «Мы хотели бы, чтобы Иран как можно скорее вернулся к системе мирного сотрудничества в рамках международного сообщества, и поскольку мир сейчас сталкивается с серьезными вызовами, мы думаем, что экономика, возможно, могла бы стать первым шагом в этом возвращении», — подчеркнул П. Сийярто. Он также заявил, что Венгрия привержена мирному использованию ядерной энергии и потому поддерживает возобновление ядерной сделки с Ираном, что также укрепило бы глобальную безопасность.
В целом в рамках форума были проведены 55 двусторонних встреч между 44 венгерскими и иранскими компаниями. Участники отметили, что они видят большие возможности в расширении сотрудничества в области здравоохранения, легкой и автомобильной промышленности. Как отметил иранский министр, «в Иране есть условия, которые важны для инвесторов. Здесь есть квалифицированная рабочая сила, необходимая инфраструктура, а Иран богат различным сырьем и источниками энергии», а Соглашение о защите инвестиций, заключенное между Ираном и Венгрией, снизит различные риски.
Сегодня Иран и Венгрия успешно сотрудничают в области сельскохозяйственных исследований, сельскохозяйственных и пищевых технологий, а также в индустрии здравоохранения. Как отмечалось на форуме, более 89% венгерского импорта из Ирана приходится на искусственные материалы, которые важны для венгерской индустрии пластмассы. Значительная доля взаимодействия связана с фруктами и овощами (в частности, с финиками, гранатами и оливками). Сегодня также выдаются лицензии на импорт семян, мяса птицы и некоторых медицинских изделий.
В ходе переговоров обе стороны согласились в том, что нет ни одного сложного вопроса, который можно было бы решить без диалога — а при диалоге, по крайней мере, есть шанс. По словам Э. Хандози, Венгрия и Иран работают над развитием двусторонних экономических отношений в рамках политики здравого смысла и прагматизма. В качестве новой цели был заявлен ежегодный рост взаимной торговли на 100 млн долл. При этом в 2021 г. году двусторонний товарооборот увеличился на 45%, а за несколько месяцев 2022 г. — на 55%. Согласно статистике, наивысших показателей венгерский экспорт в Иран достиг в 2017 г. (52 млн долл.), затем он несколько снизился, но с 2021 г. (38 млн) — снова набирает обороты. Венгерский импорт из Ирана в 2021 г. достиг 10 млн долл., что в целом (восьмой десяток партнеров Венгрии по данному показателю) не много по сравнению с остальными партнерами Будапешта. Тенденцию подтверждает Tehran Times — 48 млн долл. общего товарооборота в 2021 г. в сравнении 33 млн долл. в 2020 г.
***
Подводя итог, стоит отметить, что в последние годы мы можем наблюдать политическую волю двух стран к сотрудничеству, а ежегодное увеличение товарооборота на 100 млн долл. — весьма амбициозная цель. При этом над реальным экономическим наполнением еще предстоит работать. В усложняющейся мировой экономической ситуации Венгрия — как и другие страны — ищет новые источники для стабилизации своей экономики и продолжения развития, в том числе, в попытках возрождения нереализованных прежде исторических возможностей.
Что касается реакции ЕС на сотрудничество Будапешта и Тегерана, то в этом контексте стоит отметить, что и сам Евросоюз торгует с Ираном, и пики этой торговли во многом совпадают с венгерскими. Ну, а слухи? Они уже 12 лет сопровождают венгерского премьера, без которого европейская политика, возможно, была бы не столь интригующей.