С одной стороны баррикад — Apple, самая крупная корпорация в мире по объёму капитализации, благодаря которой сформировались передовые технологии, которые мы используем каждый день. С другой стороны — США, наиболее влиятельная мировая держава, в которой зародилось информационное общество, одновременно являющееся и обществом массового шпионажа, в которое мы полностью погрузились.
С одной стороны баррикад — Apple, самая крупная корпорация в мире по объёму капитализации, благодаря которой сформировались передовые технологии, которые мы используем каждый день. С другой стороны — США, наиболее влиятельная мировая держава, в которой зародилось информационное общество, одновременно являющееся и обществом массового шпионажа, в которое мы полностью погрузились. А между ними — конфликт, исход которого будет иметь как глобальные, так и локальные последствия.
Конфликт между компанией Apple и американским правительством (в лице ФБР) длится уже несколько недель. Он стал символом происходящей во многих странах политической борьбы между государством, которое борется за доступ к определенным данным, необходимым при отслеживании террористической активности, и крупными интернет-компаниями, которые начали внедрять технологии шифрования данных после потрясения, вызванного заявлением Эдварда Сноудена о массовом шпионаже со стороны АНБ США в 2013 г. Какие выводы об особенностях распределения сфер влияния в сети можно сделать из этого противостояния?
Во-первых, конфликт между Apple и правительством США наглядно показывает влияние и силу, обретаемую крупнейшими IT-компаниями. Давление, которое американское правительство оказывает на Apple, арест сотрудника компании Facebook в Бразилии, проект поправки к законодательству, выдвинутый депутатом французского парламента, который выступил с предложением запретить продажу смартфонов Iphone во Франции, а также споры, разразившиеся вокруг «непробиваемой защиты» мессенджера Telegram — все это представляет собой скорее пустое раздувание конфликта, чем поиск реально применимого решения проблемы. Ясно, что Apple не откажется от шифрования данных на своих смартфонах, также как не изменится и структура WhatsApp. Пока что ни в одной стране правительству не удалось отыскать золотую середину. Именно поэтому все будущие американские законопроекты, касающиеся цифровых данных, послужат образцом не только для европейских стран, но и для Китая, который уже много лет очень внимательно следит за развитием американского права в этой области.
Во-вторых, этот конфликт подтверждает, что вопрос шифрования данных занимает центральное место среди основных проблем современного мира. Именно в этом конфликте воплощается то напряжение, которое возникло между высшими интересами государства и требованиями народа в области защиты конфиденциальной информации. То, что такой конфликт в обществе неизбежно является признаком, по которому можно различить демократическое и авторитарное государства, кажется все менее правдоподобным. Легко критиковать других за осуществление массовой слежки. Однако те, кто критикуют, предпринимают точно такие же меры у себя в стране. Сегодня западные страны вводят законы, все больше ставящие под угрозу защиту конфиденциальности интернет-данных. В Великобритании вопрос шифрования данных занимает центральное место в одном из пунктов крайне неоднозначного законопроекта о реформе разведки. В 2015 г. французское правительство поддержало введение системы отслеживания интернет-трафика. Похожие дискуссии ведутся в Германии.
В-третьих, проблема интернет-данных, их передачи, хранения и обработки — как частными компаниями, так и государством — приобретает основополагающее значение в области мирового управления интернетом. Слишком часто видение основных целей такого управления ограничивалось вопросом о контроле над «эпицентром» сети интернет — корневыми DNS-серверами и доменными именами. Неслучайно в американской дипломатической доктрине термин «свободная передача данных» незаметно пришел на смену термину «свободная передача информации», ранее бывшему одной из основных ее составляющих в области цифровых технологий.
Развитие мира цифровых технологий, частью которого мы являемся сегодня, движется только вперед. Появляется все больше электронных данных, их источники все разнообразнее, а обработка проводится все быстрее с помощью все более эффективных алгоритмов. В разжигании этой «войны за интернет-данные», которая уже не перспектива, а реальность, винить нужно не Эдварда Сноудена, а АНБ США и его союзников. Хрупкое равновесие между влиятельными многонациональными корпорациями и государственной властью, поддерживаемое, хоть и не без трудностей, но относительно успешно, было разрушено секретными программами массового шпионажа. Всеобщие усилия, необходимые, чтобы справиться с возникшим конфликтом мирового масштаба, должны быть столь же велики, как и его последствия.