Председательство России в БРИКС в 2015 г. заставляет задуматься не только о политическом значении объединения, но и о его экономическом содержании и потенциале. В связи с этим уместно рассмотреть возможности и перспективы интеграции стран-членов БРИКС с точки зрения формирования более привлекательных условий для бизнеса.
Одно из таких условий — конвергенция экономических систем стран-членов. Сближение экономик возможно, например, в рамках создания зоны свободной торговли (ЗСТ) с Индией. Соответствующее предложение поступило от индийского МИДа в марте 2013 г. Чем привлекательны рынки Индии для отечественного бизнеса? Какие преимущества может получить российский частный сектор в результате конвергенции экономик двух стран?
Макробарометры сотрудничества
Можно выделить несколько экономических стимулов для участия стран в интеграционных процессах. Первый стимул связан с возможностью преодоления тарифных и нетарифных барьеров в международной торговле, препятствующих эффективному использованию ресурсов, второй – с возможностями перераспределения, которые появляются в результате разделения труда и производственной кооперации. Насколько далеко продвинулись индийская и российская экономики в двусторонней интеграции, можно судить по таким макроэкономическим показателям, как ВВП, объемы торговли и инвестиций.
Обобщающий показатель, используемый для оценки межгосударственных различий, – ВВП на душу населения (см. рис. 1). С 1991 г. Индия входит в 10% государств мира с высокими показателями экономического роста. Несмотря на снижение ВВП в 2014 г. до 4,4%, индийская экономика демонстрирует ускоренное развитие сферы услуг и оживление сельского хозяйства [1]. В 2015 г. ожидается экономический рост до 6,2% за счет увеличения промышленного производства и реализации новых инвестиционных проектов. По прогнозам ОЭСР, в период с 2031 по 2050 гг. у Индии будут самые высокие в мире среднегодовые показатели роста производительности труда – на уровне 3,8% [2].
Безусловно, универсальный индикатор нуждается в уточнении, что можно сделать, используя показатели инновационного и социального развития, которые характеризуют ВВП с качественной точки зрения. В первом случае таким показателем могут быть расходы на конечное потребление, во втором – расходы на НИОКР.
Рисунок 1. ВВП России и Индии на душу населения в текущих ценах, долл.
Источник: данные Всемирного Банка http://data.worldbank.org/
Расходы на конечное потребление в Индии существенно выросли после мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. и в 2013 г. превысили аналогичный показатель для России (819,31 млрд долл.) (см. рис. 2).
Рисунок 2. Расходы на конечное потребление России и Индии, млрд долл.
Источник: данные Всемирного Банка http://data.worldbank.org/
Несмотря на то, что доли расходов на НИОКР от ВВП у России и Индии отличаются незначительно (в 2014 г. у России – 1,5%, у Индии – 0,9%), для двух стран характерны разнонаправленные тренды финансирования данной сферы. Так, до 2008 г. расходы на НИОКР в странах БРИКС были выше, чем в других государствах со средним уровнем дохода. С 2008 г. Индия стала резко наращивать инвестиции в науку, в то время как Россия существенно снизила расходы, приблизившись по этому показателю к уровню 1981 г. При этом инновационные системы обеих стран сегодня более чем на 60% зависят от государственного финансирования.
Что касается инвестиционного сотрудничества, то до либерализации инвестиционной политики Индии в 1991 г. многие секторы национальной экономики (телекоммуникации, банковская деятельность, страхование и др.) были закрыты для зарубежных инвесторов. В настоящее время участие государства в ряде отраслей сокращается, а такие секторы, как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, нефтепереработка, консультирование по вопросам управления, фармацевтика, стали полностью открытыми для иностранцев.
Модернизация инвестиционного регулирования положительно отразилась на российско-индийском сотрудничестве в сфере инвестиций. В 2012 г. объем совместных инвестиционных проектов в энергетике, металлургии, авиастроении, фармацевтике, нефтехимии и телекоммуникациях составил около 537 млн долл. (см. табл. 1). Пакет контрактов, заключенных в декабре 2014 г., открывает новые возможности для отечественных корпораций в атомной энергетике, авиапромышленности, в сфере добычи природных ископаемых (углеводородов и алмазов).
Таблица 1. Чистые потоки прямых иностранных инвестиций, млрд долл.
Год
|
Россия
|
Индия
|
Чистый приток
|
Чистый отток
|
Чистый приток
|
Чистый отток
|
2003
|
7,96
|
–
|
4,32
|
–
|
2005
|
15,51
|
17,88
|
7,27
|
2,64
|
2008
|
74,78
|
55,66
|
43,41
|
19,26
|
2009
|
36,58
|
43,28
|
35,58
|
16,10
|
2010
|
43,17
|
52,62
|
27,40
|
15,97
|
2011
|
55,08
|
66,85
|
36,50
|
12,61
|
2012
|
50,59
|
48,82
|
24,00
|
8,55
|
2013
|
70,65
|
–
|
28,15
|
–
|
Источник: данные Всемирного Банка http://data.worldbank.org/
Несмотря на масштабы национальной экономики, доля Индия в торговле с Россией невелика. В свою очередь, доля России как в экспорте, так и в импорте Индии не превышает 1%. Структура торговли между двумя странами в целом не изменилась за последние десять лет. Россия продолжает экспортировать алмазы, двигатели, никель, а импортирует продукцию фармацевтической промышленности, передающую аппаратуру, прокат плоский.
Слабость торговой позиции Индии объясняется отрицательным сальдо счета текущих операций и бюджетным дефицитом ее экономики. Тем не менее можно отметить, что рост двусторонней торговли носит поступательный характер. В 2013 г. российский экспорт в Индию составил 6,9 млрд долл., а индийский импорт в Россию – более 3 млрд долл. (см. табл. 2).
Таблица 2. Торговля товарами между Россией и Индией, млрд долл.
Год
|
Россия
|
Индия
|
Экспорт
|
Импорт
|
Торговый оборот
|
Экспорт
|
Импорт
|
Торговый оборот
|
2010
|
397,07
|
228,91
|
625,98
|
220,41
|
350,03
|
570,44
|
2011
|
516,99
|
306,09
|
823,08
|
301,48
|
462,40
|
763,89
|
2012
|
524,77
|
316,19
|
840,96
|
289,56
|
488,98
|
778,54
|
2013
|
527,27
|
314,95
|
842,21
|
336,61
|
466,05
|
802,66
|
Источник: UN Comtrade Database (www.comtrade.un.org)
Рассмотренные макроэкономические показатели не могут служить доказательством значимости торгово-экономического сотрудничества и близости экономических систем России и Индии. Очевидно, что возможности для интеграции и облегчения доступа российского бизнеса на индийские рынки лежат в плоскости институциональной конвергенции, которая может способствовать, в том числе, появлению новых форм производства.
Институциональная конвергенция
Институциональная конвергенция отражает качество и скорость сближения экономических систем и определяется следующими факторами:
- защита прав интеллектуальной собственности;
- процедуры государственных закупок;
- регулирование конкуренции;
- реализация таможенных процедур;
- применение технических требований.
Именно эти факторы связаны с возможностями входа на рынки Индии и России. Рассмотрим их подробнее.
Защита прав интеллектуальной собственности
За последние пять лет правительство Индии выдвинуло ряд инициатив, направленных на модернизацию системы регулирования защиты прав интеллектуальной собственности. К числу основных достижений за этот период можно отнести повышение уровня компьютеризации за счет онлайн-средств подачи и обработки патентных и торговых марок, компьютеризации записей об интеллектуальной собственности для создания баз данных.
Благодаря высокой степени гармонизации индийского законодательства с нормами международного права о защите интеллектуальной собственности препятствия в работе по сближению российской и индийской регулятивных систем в этой сфере можно считать минимальными. Российское законодательство также не создает непреодолимых барьеров для индийского бизнеса: иностранные физические и юридические лица пользуются правами наравне с российскими в силу международных договоров России [3].
Тем не менее препятствиями для сближения могут стать, во-первых, требование индийского законодательства к иностранным производителям осуществлять регистрацию интеллектуальных прав самостоятельно либо через официального представителя (дистанционной процедуры регистрации не предусмотрено) [4], во-вторых, различия в регулировании и обеспечении защиты интеллектуальных прав на продукцию фармацевтической промышленности [5]. Например, в Индии новая субстанция должна значительно отличаться от существующих субстанций и уже известных химических веществ.
Государственные закупки
С точки зрения возможности вхождения российских компаний на индийский рынок госзакупок, наиболее открыты такие секторы, как оборонно-промышленный комплекс, телекоммуникации, гражданское авиастроение, относящиеся к числу традиционных сфер участия зарубежных партнеров. Однако имеющиеся возможности ограничиваются статусом наблюдателя в рамках Соглашения ВТО о госзакупках, которым обладают Россия и Индия. При присоединении той или иной страны к Соглашению о госзакупках правительством должно быть декларировано предоставление равных условий как иностранным, так и отечественным производителям [6].
Еще один барьер для участия российских компаний в госзакупках Индии – требование национального законодательства о передаче малым и средним предприятиям 20% объема работ по контракту, если тендерная цена представителей этих предприятий до 15% превышает цену победителя. При этом ключевой риск заключается в непредсказуемости определения партнера и договоренностей с ним относительно форм сотрудничества в рамках реализации проекта.
Один из последних примеров расширения доступа иностранных компаний к индийским госзакупкам – создание индустриальной зоны «Medipark», специализирующейся на производстве высокотехнологичного медицинского оборудования. Иностранные компании получат доступ к рынку госзакупок, связанных с функционированием этой зоны. По подсчетам аналитиков, объем госзакупок в индустриальной зоне составит до 0,5% ВВП Индии [7].
Конкурентная политика
Несмотря на транспарентность конкурентного законодательства Индии, дальнейшая интеграция сторон будет определяться рядом условий. Расширение присутствия российских компаний на рынках Индии представляется осуществимой задачей, поскольку нормы индийского законодательства в сфере конкурентной политики устанавливают почти одинаковые условия как для индийских, так и для иностранных компаний, предоставляя им равный режим доступа. С точки зрения возможностей проникновения наиболее защищены сектор услуг по страхованию, обороне и электронная торговля, где доля акций, находящихся в собственности иностранцев, не может превышать 25% [8]. В то же время сектор авиаперевозок относится к числу наиболее открытых: здесь иностранные компании занимают порядка 70% рынка.
Что касается общего уровня сложности переговоров о регулировании конкуренции, то основные трудности могут возникнуть при обсуждении как общих вопросов сотрудничества в сфере регулирования конкуренции и юридической процедуры закрепления договоренностей, так и более конкретных вопросов на уровне отдельных секторов.
Технические требования для сотрудничества
Немаловажную роль в определении условий и интенсивности экономического сотрудничества России и Индии играют технические аспекты, которые касаются решения таможенных вопросов, санитарных и фитосанитарных (СФС) норм. Технические требования и таможенные процедуры не создают высоких барьеров для российских производителей, поскольку порядка 84% индийских стандартов эквивалентны региональным и международным.
СФС требования в целом не представляют непреодолимых препятствий. На сегодня принятые правительством Индии продовольственные стандарты во многом соответствуют международным требованиям и зарубежным стандартам. Наиболее высокие требования предъявляются к импортерам свинины: им необходимо получить сертификат, подтверждающий соответствие техническим требованиям.
Выводы и рекомендации
Потенциал экономического сотрудничества России и Индии полностью не раскрыт и предоставляет широкие возможности для развития бизнеса. Интегрированность индийского законодательства в международную правовую систему обеспечивает высокую корреляцию между российской и индийской системами регулирования вопросов, касающихся бизнеса. В целях дальнейшего расширения сотрудничества компаний двух стран системно важной представляется работа по следующим направлениям.
Во-первых, на индийском рынке не полностью удовлетворен спрос на российские природные ископаемые (сжиженный природный газ, минеральные удобрения, уголь), энергетическое оборудование и авиатехнику. В свою очередь, российские рынки нуждаются, особенно в период внутриэкономического кризиса, в индийских сельскохозяйственных товарах (прежде всего, в мясной продукции) и продукции фармацевтической промышленности.
Во-вторых, экономическая интеграция должна сопровождаться не только взаимной отменой торговых пошлин и нетарифных ограничений, но и качественной работой, направленной на формирование цепочек добавленной стоимости. Например, правительства могут содействовать бизнесу в развитии совместных производств, проведении НИОКР, в подготовке кадров через создание специализированных двусторонних рабочих групп с привлечением заинтересованных сторон.
В-третьих, немаловажное значение имеет работа по выстраиванию отношений на уровне частного бизнеса и частных лиц. В настоящее время именно этот аспект определяет эффективность сотрудничества Индии и США, которое в количественном выражении характеризуется весомыми объемами двусторонней торговли (в 2014 г. – 66,9 млрд долл.). Торговым представительствам следует активизировать работу в этом направлении, выступая в качестве консультантов и посредников между частными компаниями.
Выполнение указанных условий представляется возможным в среднесрочной перспективе. В ближайшее время основными мотивационными компонентами для российского бизнеса останутся широкие группы индийских потребителей с растущими доходами, а также политическая поддержка экономического сотрудничества, в том числе на уровне БРИКС. В то же время значимым барьером для сотрудничества бизнес-структур могут стать особенности государственного регулирования, а катализатором – развитие систем экспортного страхования и государственно-частных партнерств, сопровождающееся либерализацией режимов доступа на национальные рынки в рамках ЗСТ.
1. World Bank India Development Update, 2013.
2. World Economic Outlook. OECD, Vol. 2014, Issue 1.
3. Лосев С. Правила охраны интеллектуальной собственности в Едином экономическом пространстве // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2011. № 1. С. 65.
4. Процедуры регистрации интеллектуальных прав определяются соответствующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими регистрацию торговых знаков, промышленных образцов, селекционных достижений, авторских прав (см. раздел 5).
5. The Patent Act. 1970. Ch. 22.
6. WTO Document No. S/WPGR/W/11/ADD.14 dated January 17, 1997.
7. Government Procurement in India. Domestic Regulations and Trade Prospects. CUTS International, 2012. P. 212.
8. Registrar of Firms under the Partnership Act, 1932.