«Война заявлений», активизировавшаяся между Россией и отдельными странами НАТО вокруг планов по размещению существенных боевых сил в Европе, начинает обретать все более рельефные очертания. На первый взгляд, подобная воинственная риторика может быть объяснена возросшей эскалацией конфликта на юго-востоке Украины. Однако планы по перемещению части тяжелых вооружений США в Польшу и страны Балтии, становящихся для американских военных более удобными местами дислокации и складирования техники, стоит рассматривать не только с политической, но и с экономической точки зрения.
«Война заявлений», активизировавшаяся между Россией и отдельными странами НАТО вокруг планов по размещению существенных боевых сил в Европе, начинает обретать все более рельефные очертания.
На первый взгляд, подобная воинственная риторика может быть объяснена возросшей эскалацией конфликта на юго-востоке Украины, где установившийся в последние месяцы хрупкий режим прекращения огня на основе Минских соглашений начал подвергаться стремительной эрозии.
В то же время ускорение процессов переформатирования системы военного планирования блока наблюдается уже не первый год. Оно является следствием не только украинского конфликта, повлекшего за собой нарастание противоречий между НАТО и Россией, но заключает в себе более глубокие изменения военно-политической ситуации в Европе и мире.
Это выражается как в конкретных мероприятиях и инициативах, наподобие создания в НАТО сил сверхвысокой готовности Spearhead Force, операции Atlantic Resolve, так и в целом в возросшей военной активности США в странах Центральной и Восточной Европы. Впервые с начала присоединения этой группы стран к НАТО, Пентагон заговорил о возможности размещения там крупных сухопутных сил, оснащенных, в том числе, тяжелыми вооружениями — танками M1A2 «Abrams» и бронетранспортерами M2A3 «Bradley». Планируется усиление и авиационной составляющей – истребительной (F-22 Raptor) и бомбардировочной авиации (B-52 и В-2 Spirit), передислоцированной с американских авиабаз в Великобританию.
Однако более объективный анализ военной политики США и стран НАТО в общем и целом опровергает широко растиражированную западными СМИ версию об инспирированном Вашингтоном и его союзниками курсе на ремилитаризацию Европы.
Во-первых, решения, относящиеся к военному планированию в НАТО, как известно, решаются посредством консенсуса, который еще предстоит выработать, заручившись поддержкой союзников.
Во-вторых, существует немало материально-организационных трудностей, способных стать помехой на пути реализации мероприятий по переброске американских воинских формирований вглубь европейского континента.
В течение последних 25 лет и до настоящего времени американские лидеры, начиная от Дж. Буша-старшего и заканчивая нынешним главой Белого Дома Б. Обамой, оставались верны идее планомерного сокращения военного присутствия США в Европе после завершения «холодной войны».
Как следствие, за минувшие десятилетия численность личного состава, армии, флота и военно-воздушных сил США, дислоцированных в странах Старого Света, была уменьшена более чем в 4 раза – с 300 тыс. в 1990-м году, до менее 70 тыс. в 2004-м [1]. На сегодняшний день личный состав ВС США в Европе насчитывает примерно 67 тыс. человек.
Сокращению подверглась и техника. Так, американские бронетанковые дивизии, расквартированные в Европе, вначале были переведены на пониженный уровень боеготовности, а затем начали покидать континент, отправляясь обратно на родину [2].
Фактически Пентагон отказался от постоянного пребывания в европейских странах НАТО формирований, оснащенных тяжелыми вооружениями. Оставшиеся три бригады в Западной Европе переведены на ротационную основу и состоят из одной воздушно-десантной (Италия), одной моторизованной и одной авиационной (обе в ФРГ) бригад. Сегодня каждая из них насчитывает не более 10 тыс. человек боеспособных военных, в то время как оставшиеся выполняют либо командную (штабная бюрократия), либо сервисную функцию (обслуживающий персонал) и не могут учитываться в качестве реальной военной силы.
При этом процесс сокращения европейской группировки войск США оказался глубже запланированного. Даже резко ухудшившаяся в 2014 г. на Ближнем Востоке (Ирак, Сирия) и в Восточной Европе (Украина) ситуация не смогла предотвратить «оптимизацию» и «реструктуризацию» – а по сути простое сокращение – американских военных объектов и персонала в Европе, с целью элементарной экономии средств на их содержание.
Вероятно, в подобном ключе стоит рассматривать и планы по перемещению части тяжелых вооружений США в Польшу и страны Балтии, становящихся для американских военных более удобными местами дислокации и складирования техники не только с политической, но и с экономической точки зрения.
Это связано с тем, что затраты пусть и на непостоянное, но все же пребывание войск США в странах ЦВЕ и Балтии с целью участия в маневрах или обучения личного состава союзных армий будут вряд ли сопоставимы с суммами, которые Пентагон ежегодно выделяет на нужды американских военных, находящихся в западноевропейских странах. В одной только Германии, по некоторым оценкам, содержание войск обходится американским налогоплательщикам примерно в 4 млрд долл. ежегодно, что делает пребывание военных США в ФРГ весьма дорогостоящим предприятием.
Для восточноевропейских союзников Америки, с трудом отвыкающих от аскезы в вопросах военных затрат, заокеанская военная техника и личный состав также служат желанным фактором, способствующим дальнейшему высвобождению собственных средств. Даже малейшая перспектива отказа Вашингтона от давно идущих планов по сокращению военного присутствия США в Европе не может не внушать оптимизм лидерам тех стран НАТО, которые, все еще испытывая на себе последствия экономического кризиса, пытаются экономить и надеются на американские гарантии в вопросах обороны и безопасности.
Инерционность американской логики сохранения трансатлантических связей, подчеркнутых обязательствами перед «молодыми» членами НАТО, не способна скрыть экономическую подоплеку реконфигурации боевых сил США в Европе. По всей видимости, именно она выступает одним из наиболее существенных мотивов, которым американский истеблишмент руководствуется в процессе принятия решений и разработки планов.
Причем конъюнктурность таких планов вряд ли свидетельствует в пользу их продуманности и наступательного характера даже на фоне демонстративной словесной антироссийской направленности. В противном случае, масштаб, состав и структура сил, а также арсенал вооружений, необходимых для реализации планов, хотя бы отдаленно напоминающих новое сдерживание «угрозы с Востока», были бы совершенно иными.
К тому же взаимоисключающие реплики относительно «опасности или неопасности» России для Запада, которыми пестрят интервью западных политиков и руководителей НАТО, скорее говорят о реактивном характере избранного в отношении Москвы военно-политического курса.
Это не означает, что риск от реализации подобного курса отсутствует как применительно к США и НАТО, так и к России. Напротив, он весьма велик уже в силу самого факта наличия перманентной неопределенности в отношениях между ними.
Трудно не согласиться с формулой, согласно которой гарантией устойчивости мира служит не столько соотношение сил, сколько система целеполагания по их применению (или неприменению) в ходе конфликта.
В отличие от времен «холодной войны» такая система на сегодняшний день отсутствует как у Москвы, так и у Вашингтона. Как следствие, потенциальная конфликтная «красная черта» между ними становится все более подвижной и начинает зависеть во многом от воли случая.
Сам факт пока еще незначительной концентрации войск и сил в пограничных регионах между Россией и странами Североатлантического альянса не исключает возникающие в связи с этим риски возможного столкновения. Следовательно, для их минимизации сторонам необходимо не только заниматься калькуляцией единиц боевой техники друг друга, но и поддерживать необходимый уровень диалога и сотрудничества в общих интересах сохранения мира.
1. Oswald F. Europe and the United States: The Emerging Security Partnership. Westport, 2006. P.118
2. Символично, что последний американский танк из состава расформированной 172 отдельной пехотной бригады покинул территорию Германии еще в 2013 году.