17 июля 2016 г. король Марокко Мухаммед VI заявил о готовности страны вновь стать членом Африканского союза спустя 32 года после того, как Королевство покинуло его из-за признания Организацией Сахарской Арабской Демократической Республики. О своей поддержке возвращения Марокко в АС уже заявили 28 из 54 членов Союза. Большинство из этого списка выступает за приостановление членства или исключение САДР из числа стран-участниц АС.
17 июля 2016 г. король Марокко Мухаммед VI заявил о готовности страны вновь стать членом Африканского союза спустя 32 года после того, как Королевство покинуло его из-за признания Организацией Сахарской Арабской Демократической Республики. О своей поддержке возвращения Марокко в АС уже заявили 28 из 54 членов Союза. Большинство из этого списка выступает за приостановление членства или исключение САДР из числа стран-участниц АС.
Неожиданное, на первый взгляд, решение, озвученное в послании короля Мухаммеда VI руководству Африканского союза (АС) на 27-м панафриканском саммите, состоявшемся 17 июля 2016 г. в столице Руанды городе Кигали, о возвращении Марокко в состав этой организации на самом деле таким не является. О необходимости такого внешнеполитического шага писал еще в марте 2012 г. президент Института Amadeus Брахим Фасси Фихри, сын министра иностранных дел Королевства [1]. Важно отметить, что, будучи выразителем мнения королевского окружения — «махзена», включающего в себя и представителей крупного национального капитала, более десятилетия активно внедряющихся в экономику африканских стран, Фасси Фихри-младший делал акцент на необходимости возврата к прагматизму в отношениях Марокко с Африканским союзом. Очевидно, за прошедшие годы такая точка зрения возобладала в марокканском истеблишменте и успешно трансформировалась в королевское решение, которое, согласно марокканским СМИ, придало «выдающееся развитие внешнеполитической доктрине Королевства».
До сих пор Марокко — один из основателей Организации африканского единства, преемником которой в 2002 г. стал Африканский союз, — единственная страна континента, которая не является членом АС. Яблоком раздора послужило признание этой региональной организацией в 1984 г. Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Тема суверенитета Марокко над территорией Западной Сахары была и остается самой болезненной проблемой во взаимоотношениях Королевства со странами мира. Применительно к африканским государствам признание или непризнание САДР отделяет в глазах марокканского руководства друга от недруга. Показательным в этом контексте стал кризис в отношениях между Марокко и ООН, спровоцированный высказыванием генерального секретаря Пан Ги Муна об «оккупации» Западной Сахары в ходе его визита в Алжир в начале марта 2016 г. В знак протеста марокканские власти потребовали аннулировать мандат миротворческой миссии ООН и фактически парализовали её работу, выслав из страны всех иностранных сотрудников.
Сегодня марокканское руководство признает за Африканским союзом если не исключительное, то привилегированное право вести переговоры и решать комплекс вопросов по поддержанию мира, урегулированию конфликтов и экономическому развитию континента. А немногим более года назад марокканские СМИ и проправительственные НПО характеризовали политику этой организации в своих публикациях как «необъективную» и «антимарокканскую», поскольку тогда Совет по миру и безопасности АС выдал рекомендации «принять необходимые меры для проведения референдума по вопросу самоопределения народа Западной Сахары». Марокко, начиная с 2009 г., предлагает альтернативный вариант «расширенной автономии» для этой территории, идущий вразрез с резолюциями ООН и решениями АС. Тем не менее этот проект благодаря усилиям МИД Марокко и лично короля Мухаммеда VI находит все большую поддержку на международной арене.
Прежде всего, не вызывает сомнения «промарокканская» позиция Франции. Мадрид также поддерживает Рабат в этом вопросе. Нет определенности у Москвы и Вашингтона. Российское руководство очень осторожно высказалось по сахарской проблеме в ходе недавнего визита короля Мухаммеда VI в Москву. Американцы заявили о безусловной поддержке продолжения мандата МООНРЗС [2], оговорившись при этом, что предложенный Рабатом план автономии — «реалистичен и заслуживает доверия». Следует заметить, что косвенно роль Марокко в Африке усиливается благодаря поддержке таких влиятельных на континенте государств, как Израиль и Франция, а также союзническими отношениями с Саудовской Аравией. Разумеется, саудовские деньги, а также французское и израильское давление могут в немалой степени смягчить неустойчивую позицию многих стран Африки по отношению к Марокко.
Довольно много стран в самой Африке поддерживают Марокко, в первую очередь это Сенегал, Кот-д’Ивуар и Габон, через которых Рабат и убедил руководство АС в необходимости присутствия короля Мухаммеда VI на форуме в Кигали. О своей поддержке возвращения Марокко в АС уже заявили 28 из 54 членов Организации. Большинство из этого списка имеет в виду приостановление членства или исключение САДР из числа стран – участниц АС. Свое признание САДР как независимого государства отозвали Буркина-Фасо, Сан-Томе и Принсипи, Демократическая Республика Конго, Бенин, Того, Свазиленд, Мадагаскар, Чад, Сейшельские острова, Бурунди и Гвинея-Бисау. Все перечисленные страны не достаточно влиятельны в Африке и не определяют политику АС. Очевидно также, что сделано это в интересах их собственных экономических отношений с Марокко.
При этом два наиболее влиятельных участника АС — Алжир и ЮАР, которые формально приветствуют возвращение Марокко в АС, — категорически отказываются рассматривать вопрос о членстве САДР как тему для каких-либо переговоров. Алжир открыто поддерживает «сепаратистский» с точки зрения Марокко Фронт ПОЛИСАРИО [3], который добивается независимости Западной Сахары, а ЮАР декларирует намерение вести и далее борьбу против «марокканского колониализма» в Африке. Поскольку оба эти государства имеют несравнимо больший вес в африканской политике, чем Марокко, Рабат вынужден готовить почву для нормализации двусторонних отношений.
Первый шаг в этом направлении был сделан в июле 2016 г., когда Алжир с официальным визитом посетил начальник внешней разведки Марокко. Со своим алжирским коллегой он обсудил конкретные шаги по обмену разведывательной информацией и координации усилий по борьбе с терроризмом. 26 июля 2016 г. пришло сообщение о восстановлении дипломатических отношений между Марокко и ЮАР на уровне послов.
В контексте возвращения Марокко в Африканский союз самая большая трудность коренится в необходимости изменения внутренних политических установок по отношению к проблеме Западной Сахары. Лозунг «Сахара только марокканская» использовался на протяжении многих лет для консолидации населения и отвлечения народа от экономических проблем. Изменение официальной позиции на внешнеполитическом уровне, что видится неизбежным, может повлечь неприемлемые для короля Марокко репутационные риски внутри страны.
В ближайшее время мы станем, очевидно, свидетелями того, как марокканское руководство будет решать весь комплекс описанных здесь вопросов.
1. Maroc/Union Africaine : Retour au pragmatisme. Le 13 mars 2012.
2. Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре.
3. Фронт ПОЛИСАРИО (от POLISARIO — «Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро») — военно-политическая организация, действующая в Западной Сахаре.