Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Николай Сухов

К.и.н., н.с. ИВ РАН

17 июля 2016 г. король Марокко Мухаммед VI заявил о готовности страны вновь стать членом Африканского союза спустя 32 года после того, как Королевство покинуло его из-за признания Организацией Сахарской Арабской Демократической Республики. О своей поддержке возвращения Марокко в АС уже заявили 28 из 54 членов Союза. Большинство из этого списка выступает за приостановление членства или исключение САДР из числа стран-участниц АС.

17 июля 2016 г. король Марокко Мухаммед VI заявил о готовности страны вновь стать членом Африканского союза спустя 32 года после того, как Королевство покинуло его из-за признания Организацией Сахарской Арабской Демократической Республики. О своей поддержке возвращения Марокко в АС уже заявили 28 из 54 членов Союза. Большинство из этого списка выступает за приостановление членства или исключение САДР из числа стран-участниц АС.

Неожиданное, на первый взгляд, решение, озвученное в послании короля Мухаммеда VI руководству Африканского союза (АС) на 27-м панафриканском саммите, состоявшемся 17 июля 2016 г. в столице Руанды городе Кигали, о возвращении Марокко в состав этой организации на самом деле таким не является. О необходимости такого внешнеполитического шага писал еще в марте 2012 г. президент Института Amadeus Брахим Фасси Фихри, сын министра иностранных дел Королевства [1]. Важно отметить, что, будучи выразителем мнения королевского окружения — «махзена», включающего в себя и представителей крупного национального капитала, более десятилетия активно внедряющихся в экономику африканских стран, Фасси Фихри-младший делал акцент на необходимости возврата к прагматизму в отношениях Марокко с Африканским союзом. Очевидно, за прошедшие годы такая точка зрения возобладала в марокканском истеблишменте и успешно трансформировалась в королевское решение, которое, согласно марокканским СМИ, придало «выдающееся развитие внешнеполитической доктрине Королевства».

Тема суверенитета Марокко над территорией Западной Сахары была и остается самой болезненной проблемой во взаимоотношениях Королевства со странами мира.

До сих пор Марокко — один из основателей Организации африканского единства, преемником которой в 2002 г. стал Африканский союз, — единственная страна континента, которая не является членом АС. Яблоком раздора послужило признание этой региональной организацией в 1984 г. Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Тема суверенитета Марокко над территорией Западной Сахары была и остается самой болезненной проблемой во взаимоотношениях Королевства со странами мира. Применительно к африканским государствам признание или непризнание САДР отделяет в глазах марокканского руководства друга от недруга. Показательным в этом контексте стал кризис в отношениях между Марокко и ООН, спровоцированный высказыванием генерального секретаря Пан Ги Муна об «оккупации» Западной Сахары в ходе его визита в Алжир в начале марта 2016 г. В знак протеста марокканские власти потребовали аннулировать мандат миротворческой миссии ООН и фактически парализовали её работу, выслав из страны всех иностранных сотрудников.

Сегодня марокканское руководство признает за Африканским союзом если не исключительное, то привилегированное право вести переговоры и решать комплекс вопросов по поддержанию мира, урегулированию конфликтов и экономическому развитию континента. А немногим более года назад марокканские СМИ и проправительственные НПО характеризовали политику этой организации в своих публикациях как «необъективную» и «антимарокканскую», поскольку тогда Совет по миру и безопасности АС выдал рекомендации «принять необходимые меры для проведения референдума по вопросу самоопределения народа Западной Сахары». Марокко, начиная с 2009 г., предлагает альтернативный вариант «расширенной автономии» для этой территории, идущий вразрез с резолюциями ООН и решениями АС. Тем не менее этот проект благодаря усилиям МИД Марокко и лично короля Мухаммеда VI находит все большую поддержку на международной арене.

Изменение официальной позиции на внешнеполитическом уровне, что видится неизбежным, может повлечь неприемлемые для короля Марокко репутационные риски внутри страны.

Прежде всего, не вызывает сомнения «промарокканская» позиция Франции. Мадрид также поддерживает Рабат в этом вопросе. Нет определенности у Москвы и Вашингтона. Российское руководство очень осторожно высказалось по сахарской проблеме в ходе недавнего визита короля Мухаммеда VI в Москву. Американцы заявили о безусловной поддержке продолжения мандата МООНРЗС [2], оговорившись при этом, что предложенный Рабатом план автономии — «реалистичен и заслуживает доверия». Следует заметить, что косвенно роль Марокко в Африке усиливается благодаря поддержке таких влиятельных на континенте государств, как Израиль и Франция, а также союзническими отношениями с Саудовской Аравией. Разумеется, саудовские деньги, а также французское и израильское давление могут в немалой степени смягчить неустойчивую позицию многих стран Африки по отношению к Марокко.

REUTERS/Mohamed Nureldin Abdallah
Татьяна Дейч, Вячеслав Усов:
Африканский вектор политики БРИКС

Довольно много стран в самой Африке поддерживают Марокко, в первую очередь это Сенегал, Кот-д’Ивуар и Габон, через которых Рабат и убедил руководство АС в необходимости присутствия короля Мухаммеда VI на форуме в Кигали. О своей поддержке возвращения Марокко в АС уже заявили 28 из 54 членов Организации. Большинство из этого списка имеет в виду приостановление членства или исключение САДР из числа стран – участниц АС. Свое признание САДР как независимого государства отозвали Буркина-Фасо, Сан-Томе и Принсипи, Демократическая Республика Конго, Бенин, Того, Свазиленд, Мадагаскар, Чад, Сейшельские острова, Бурунди и Гвинея-Бисау. Все перечисленные страны не достаточно влиятельны в Африке и не определяют политику АС. Очевидно также, что сделано это в интересах их собственных экономических отношений с Марокко.

При этом два наиболее влиятельных участника АС — Алжир и ЮАР, которые формально приветствуют возвращение Марокко в АС, — категорически отказываются рассматривать вопрос о членстве САДР как тему для каких-либо переговоров. Алжир открыто поддерживает «сепаратистский» с точки зрения Марокко Фронт ПОЛИСАРИО [3], который добивается независимости Западной Сахары, а ЮАР декларирует намерение вести и далее борьбу против «марокканского колониализма» в Африке. Поскольку оба эти государства имеют несравнимо больший вес в африканской политике, чем Марокко, Рабат вынужден готовить почву для нормализации двусторонних отношений.

www.namibiansun.co
Участники 27 саммита Африканского союза

Первый шаг в этом направлении был сделан в июле 2016 г., когда Алжир с официальным визитом посетил начальник внешней разведки Марокко. Со своим алжирским коллегой он обсудил конкретные шаги по обмену разведывательной информацией и координации усилий по борьбе с терроризмом. 26 июля 2016 г. пришло сообщение о восстановлении дипломатических отношений между Марокко и ЮАР на уровне послов.

В контексте возвращения Марокко в Африканский союз самая большая трудность коренится в необходимости изменения внутренних политических установок по отношению к проблеме Западной Сахары. Лозунг «Сахара только марокканская» использовался на протяжении многих лет для консолидации населения и отвлечения народа от экономических проблем. Изменение официальной позиции на внешнеполитическом уровне, что видится неизбежным, может повлечь неприемлемые для короля Марокко репутационные риски внутри страны.

В ближайшее время мы станем, очевидно, свидетелями того, как марокканское руководство будет решать весь комплекс описанных здесь вопросов.

1. Maroc/Union Africaine : Retour au pragmatisme. Le 13 mars 2012.

2. Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре.

3. Фронт ПОЛИСАРИО (от POLISARIO — «Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро») — военно-политическая организация, действующая в Западной Сахаре.

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся